Научная статья на тему 'Педагогические задачи в формировании профессиональных компетенций бакалавров физической культуры'

Педагогические задачи в формировании профессиональных компетенций бакалавров физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Савельева Ольга Юрьевна, Волобуев Алексей Леонидович, Лазарев Игорь Викторович, Печникова Елена Юрьевна

В статье представлен опыт решения вариативных педагогических задач на практических занятиях по спортивной дисциплине «Теория и методика плавания» с целью приближения учебной деятельности бакалавров к предстоящей профессионально-педагогической деятельности по плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Савельева Ольга Юрьевна, Волобуев Алексей Леонидович, Лазарев Игорь Викторович, Печникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical tasks in formation of physical culture bachelors professional competences

Experience of the solution of variable pedagogical tasks is presented in article at the practical trainings of sports discipline "The theory and swimming technique" for the purpose of approach of bachelors’ educational activity to the forthcoming professional and pedagogical activities in swimming.

Текст научной работы на тему «Педагогические задачи в формировании профессиональных компетенций бакалавров физической культуры»

критериям субъективно значимым для юных гимнасток повысился после эксперимента в обеих группах с 3,1 и 4,2 балла до 4,5 балла (из 5 бал.) - сравнялись значения удовлетворенности занятиями между группами; существенным является то, что сумма показателей критериев приоритетных для родителей и гимнасток в обеих группах после эксперимента, когда гимнастки занимались в соответствии со своими способностями в группе развития или спортивной группе, составила высокий уровень - 8,5 и 8,9 баллов (из 10 бал.);

3 - повышение средних значений уровня физической подготовленности (11 показателей), изменились за 2 года эксперимента в группе развития на 68%, в спортивной группе на 90%;

4 - экспертная оценка качества исполнения элементов трудности (техническая подготовленность), входящих в соревновательную композицию, показала прирост средних значений на 50-70%, что существенно отразилось на оценках за соревновательную композицию без предмета; степень влияния экспериментальной методики на выполнение соревновательной композиции составила в среднем 18% в группе развития и 23% в спортивной.

Контактная информация: kxg_olimp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Игорь Викторович Лазарев, кандидат педагогических наук, доцент; Елена Юрьевна Печникова, старший преподаватель, Российский университет правосудия, г. Москва

Аннотация

В статье представлен опыт решения вариативных педагогических задач на практических занятиях но спортивной дисциплине «Теория и методика плавания» с целью приближения учебной деятельности бакалавров к предстоящей профессионально-педагогической деятельности по плаванию.

Ключевые слова: бакалавры, педагогические задачи, обучение плаванию.

PEDAGOGICAL TASKS IN FORMATION OF PHYSICAL CULTURE BACHELORS

PROFESSIONAL COMPETENCES

Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate ofpedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Land Management, Moscow; Igor Viktorovich Lazarev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Elena Yurievna Pechnikova, the senior teacher, Russian University of Justice, Moscow

Annotation

Experience of the solution of variable pedagogical tasks is presented in article at the practical trainings of sports discipline "The theory and swimming technique" for the purpose of approach of bachelors' educational activity to the forthcoming professional and pedagogical activities in swimming.

Keywords: bachelors, pedagogical tasks, training in swimming.

В современном образовательном процессе подготовки бакалавров педагогического образования широко внедряются вариативные инновационные технологии [4, 7, 9],

модифицируются традиционные формы обучения, в том числе проводятся «круглые столы», ролевые игры, «мозговые штурмы» и пр. На наш взгляд, наиболее действенным средством обеспечения профессионально значимых компетенций педагогов физической культуры, в процессе проведения практических занятий по спортивным дисциплинам являются ролевые игры - с решением различных по сложности педагогических задач в ходе непрерывной учебной практики [1, 2, 3, 7, 8].

При подготовке бакалавров педагогического образования (44.03.01, направление «Физическая культура») на факультете физической культуры Российского государственного социального университета, Педагогическом институте физической культуры и спорта (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета, решение вариативных педагогических задач рассматривается как разновидность проблемного обучения, органичная составляющая непрерывной учебной практики, осуществляемой в ходе практических занятий по дисциплине «Теория и методика плавания». Выбирая данный вид учебной деятельности, мы исходили из того, что педагогические задачи, с точки зрения их применения в профессиональной подготовке будущих педагогов, необходимо дифференцировать, ориентируясь на уровень подготовленности обучаемых, начиная с элементарных задач-упражнений и заканчивая задачами-проблемами, такими как урок, тематический праздник на воде, мастер-класс и пр. При разработке содержания педагогических задач в ходе учебного процесса мы ориентировались на пять уровней формирования и развития профессионально-педагогических умений бакалавров: интуитивный, репродуктивный, репро-дуктивно-творческий, творческо-репродуктивный и творческий, выделяя задачи аналитического (гностического) и конструктивного (проективного) и игрового характера [3, 6, 8].

Отдельные педагогические задачи-упражнения, не требующие длительной подготовки, предлагаются студентам непосредственно на практических занятиях для их решения «с листа», например, подбор методических приемов, определение недостатков в технике плавания, выбор упражнений для предупреждения или исправления какого-либо недостатка, предложения по организации занимающихся для выполнения заданий и пр. Подготовку к решению достаточно сложных аналитических и конструктивных педагогических задач обучаемые осуществляют вне аудитории. Проверка их решений проходит на практических занятиях в форме педагогической деятельности - учебной практики, где предложенные студентами варианты обсуждаются и анализируются студенческой группой, определяется уровень проявления профессионально-педагогических умений.

Содержание, объем и сложность педагогических задач планируется с учетом уровня профессионально-педагогической подготовленности бакалавров. Решение простых задач проходят на группе в целом, сложных - в парах или тройках с постепенным увеличением количества обучаемых. На первых занятиях студентам предлагаются простые задачи-упражнения, при решении которых достаточно проявить знания и умения на интуитивном или репродуктивном уровнях: поручается самостоятельно организовать и провести начало занятия в бассейне, выбрать рациональное размещение группы для проведения упражнений на суше, определить место преподавателя для имитации техники плавания или проведения её анализа, аргументируя при этом свое решение. Студенты постоянно привлекаются к анализу деятельности преподавателя: им предлагается указать на преднамеренно фрагментарно допускаемые преподавателем ошибки в изложении учебного материала, организации студентов, обеспечении безопасности и пр. Студенты проявляют особую заинтересованность, участвуя в, так называемом, «уроке-ошибке», который проводит преподаватель по основным темам курса. «Урок-ошибка» превращается в развернутое обсуждение вариантов организационно-методического обеспечения учебного процесса.

По мере изучения студентами материала педагогические задачи усложняются, им предлагаются задания: внеаудиторно подготовиться к проведению серии из 3 - 5 упражнений специальной или общеразвивающей направленности и провести их на занятии, продумать и осуществить на практике проведение подвижной игры, в том числе и авторской,

осмыслить и разработать технологическую карту плавательного упражнения и пр. [6, 7, 8]. Группы сокурсников для учебной практики постепенно увеличиваются: изначально при проведении упражнений на суше в группе насчитывается только 3 человека, а именно -«учитель», «ученик» и «аналитик», после проведения серии упражнений студенты меняются ролями. На данном этапе обучения подобная организация учебной практики способствует повышению общей плотности занятия, у студентов наблюдается формирование профессионально значимых компетенций. По мере адаптации бакалавра к роли «учителя» контингент «учеников» увеличивается. К началу итоговой учебной практики, на которой студенты проводят уроки с половиной студенческой группы, а при возможности и на детских контингентах, у бакалавров, как правило, формируются знания и умения по руководству группой и преподнесения учебного материала. В начале учебного процесса вся педагогическая деятельность студентов анализируется преподавателем, а затем к этой деятельности постепенно привлекаются сокурсники, которые получают право первыми высказать свое мнение.

В настоящее время на занятиях реализуется возможность проведения аудио и видеозаписи педагогической деятельности студентов с последующим самоанализом. Просмотр видео помогает бакалаврам дать себе наиболее объективную оценку в баллах, которая в обязательном порядке аргументируется. В ходе преподавания дисциплины «Теория и методика плавания» были разработаны шкалы для оценивания, как конспекта урока итоговой учебной практики, так и проведения самого урока [6, 7]. Аналогичные оценочные средства предложены и для определения внутригруппового рейтинга бакалавров при подготовке авторской подвижной игры и технологической карты плавательного упражнения. На наш взгляд, применение указанных шкал особенно на фоне современной балльно-рей-тинговой системы способствует здоровому соперничеству внутри студенческой группы и стимулирует профессионально-педагогический рост бакалавров.

Поскольку, в последние годы контингент первокурсников отличается весьма низкой плавательной подготовленностью [5], решение педагогических задач осуществляется параллельно с формированием у студентов плавательных умений и навыков. Так из всех первокурсников, поступивших на обучение по специальности 44.03.01 (направление «Физическая культура») в 2016 и 2017 годах и прошедших анкетирование (п = 133), на вопрос «Умеете ли Вы плавать?» положительный ответ дали 83,3%; однако на первом практическом занятии было выявлено, что только 27,3% из всех опрошенных владеют спортивными способами плавания, причем значительная часть из них - пловцы или представители иных водных видов спорта; 28,0 % первокурсников не умели плавать или с большим трудом «по-своему» без выдоха в воду (саженки, «кривой брасс», на спине, «собачкой» и пр.) преодолевали дистанцию менее 50 м. Остальные первокурсники (п = 59), плавающие «по-своему», смогли преодолеть 100 м без остановок только в 42,4% случаев.

В связи с указанным выше, особое значение приобретает постановка и решение на практических занятиях учебных педагогических задач, обеспечивающих повышение плавательной подготовленности сокурсников в процессе взаимного обучения. Хорошо подготовленный студент курирует менее подготовленного, причем и не умеющие плавать, разъясняют отдельные упражнения сокурсникам, что способствует более осмысленному выполнению заданий каждым из них, и, с нашей точки зрения, повышает интерес к профессии педагога, особенно при достижении положительных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие студентов при решении вариативных по сложности педагогических задач в ходе непрерывной учебной практики содействует глубокому осознанию и оценке учебного процесса с точки зрения его профессионально-педагогической значимости. При взаимообучении развивается коммуникационные способности; происходит вербализации мышечных и иных ощущений, возникающих при выполнении плавательных

упражнений, что важно для педагога, пытающегося донести до ученика суть каждого двигательного действия, оснащая его методическими приемами, что, в свою очередь, дает импульс для раскрытия творческого педагогического потенциала бакалавров. Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей личного педагогического опыта позволяет студентам взглянуть на свою педагогическую деятельность со стороны и достаточно адекватно её оценить. Отстаивание собственной позиции при обсуждении вариантов решения педагогических задач, здоровое соперничество, возникающее при обсуждении творческих разработок бакалавров, формируют весьма важные личностные черты будущего педагога.

Считаем, что опыт проведения практических занятий по дисциплине «Теория и методика плавания» с включением в их содержание творческих заданий, связанных с решением различных по сложности педагогических задач, способствует целевой ориентации студентов на предстоящую педагогическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, В.Ю. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности / В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина // Физическая культура и спорт в современной системе образования : материалы V научно-практической конференции. - Самара : Издательство Самарского гос. пед. ун-та, 2004. - С. 191-197.

2. Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания) / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева, Ф.Р. Сибгатулина, Т.Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 102-106.

3. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы решения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М. : Педагогика, 1981. - 120 с.

4. Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания» / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, А.В. Гусев, А.Д. Калинин, Ф.Р. Сибгатулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 10 (152). - С. 216-221.

5. Прикладная физическая культура как резерв формирования плавательных умений у бакалавров-педагогов физкультурного вуза / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, В.И. Ша-рагин, М.Р. Шакиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 196-200.

6. Савельева, О.Ю. Пути повышения профессионально-педагогической подготовленности будущих учителей физической культуры (на примере преподавания учебной дисциплины «Плавание») / О.Ю. Савельева // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 1. - С. 127-133.

7. Савельева, О.Ю. Плавание: самостоятельные занятия : учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / О.Ю. Савельева ; Московский. гор. пед. ун-т. - М. : Изд-во МГПУ, 2010. - 116 с.

8. Савельева, О.Ю. Самостоятельная учебная деятельность студентов в процессе изучении дисциплины «Теория и методика плавания» / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы V науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2015. - С. 137-141.

9. Современные технологии в подготовке бакалавра - педагога по физической культуре к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 187-192.

REFERENCES

1. Karpov, V.Yu. and Lapina, N.M. (2004), "Theoretical prerequisites of formation of professional competence", Physical culture and sport in a modern education system. Materials of anniversary V scientific andpractical conference, Samara, pp.1991-197.

2. Karpov, V.Yu., Savelieva, O.Yu., Sibgatulina, F.R. and Fedorova, T.Yu. (2017), "Importance value of educational practice in preparation for upcoming pedagogical activity for students of physical culture facultys (on the example of swimming)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.145,

No.3, pp.102-106.

3. Ed. Kulyutkin, Yu.N. and Sukhobskaya, G.S. (1981), Modeling of pedagogical situations: problems of the solution of quality and efficiency of all-pedagogical training of the teacher, Pedagogics, Moscow.

4. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Gusev, A.V., Kalinin, A.D. and Sibgatulina, F.R. (2017), "Training of teachers of physical culture in system of remote education of bachelors on the example of discipline "The theory and a swimming technique"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.152, No.10, pp.216-221.

5. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M., Sharagin, V.I. and Shakirov, M.R. (2018), "Applied physical culture as the swimming abilities formation reserve for bachelors-teachers of sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.155, No.1, pp.196-200.

6. Savelieva, O. Yu. (2009), "Ways to increase of professional and pedagogical readiness of future physical culture teachers of (on the example of teaching of a subject matter "Swimming")", Messenger of the Sochi state university of tourism and resort business, No.1, pp. 127-133.

7. Savelieva, O. Yu. (2010), Swimming: Independent occupations. Manual for students of physical culture faculties, Publishing house of Moscow state pedagogical university, Moscow.

8. Savelieva, O. Yu. (2015), "Independent educational activity of students in process discipline studying "The theory and a swimming technique"", Innovative technologies in sports and physical training of younger generation: materials V science and practice conference with international participation, Moscow, pp.137-141.

9. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M. and Lapina, M.N. (2017), "Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No.4, pp.187-192.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

УДК 796.034.2

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКИХ

АБОНЕМЕНТНЫХ ГРУППАХ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара;

Лариса Васильевна Бокова, старший преподаватель, Ирина Викторовна Назарова, доцент, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация

В статье представлен опыт использования индивидуального подхода при групповом обучении плаванию младших школьников, посещающих занятия в абонементных группах физкультурно-оздоровительного комплекса. Качественно сформированные плавательные умения и высокая моторная плотность занятий в экспериментальных группах подтверждают целесообразность изначального определения склонностей детей к освоению наиболее доступного способа плавания и формирования внутри учебной группы мини-групп для детей, проявивших склонности к плаванию кролем или брассом; использования доступных плавательных упражнений, различных игровых заданий, многократного выполнения ритмичных выдохов в воду и отказа от поддерживающих средств на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: групповое обучение плаванию, доступный способ плавания, индивидуальный подход, школьники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.