Научная статья на тему 'Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и процесс развития народного образования в Якутской области'

Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и процесс развития народного образования в Якутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ / L. N. TOLSTOY / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ / EDUCATIONAL IDEAS / НАРОДНАЯ ШКОЛА / PUBLIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольникова Фекла Михайловна

В статье рассматриваются актуальность педагогических воззрений Л. Н. Толстого в Якутской области в дореволюционный период развития народного образования. Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей между воззрениями Л. Н. Толстого и появлением общественно-педагогического движения, народных школ в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL VIEWS OF L. N. TOLSTOY AND THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION IN YAKUTIA

The topicality of L.N. Tolstoys pedagogical views for the Yakutia in the pre-revolutionary period is considered in the article in question. The scientific novelty of the research conducted is revealed in stating of a certain number of links between L.N. Tolstoys views and the appearance of public and pedagogical movement, public schools in Yakutia.

Текст научной работы на тему «Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и процесс развития народного образования в Якутской области»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

PEDAGOGICAL VIEWS OF L. N. TOLSTOY AND THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION IN YAKUTIA

Ф. М. Сокольникова

В статье рассматриваются актуальность педагогических воззрений Л. Н. Толстого в Якутской области в дореволюционный период развития народного образования. Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей между воззрениями Л. Н. Толстого и появлением общественно-педагогического движения, народных школ в Якутии.

Ключевые слова: Лев Николаевич Толстой, просветительские идеи, народная школа.

Качество и объем школьного образования даже на начальном уровне в дореволюционной Якутии начала ХХ в. оставляли желать лучшего, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы и материалы. Образовательная политика в отношении обучения инородцев характеризовалась следующими отличительными признаками: а) претворение идеи колонизации богатой территории северо-востока Сибири; б) русификация его коренного населения. Преподавание в имевшихся учебных заведениях велось только на русском языке, что затрудняло усвоение учебной программы. Родной язык в процессе обучения использовался лишь в качестве вспомогательного средства. Количество коренного населения, имевшего среднее и высшее образование, было мизерным, среди якутов, составлявших 87,1% всего населения области, грамотных было 2%, среди эвенков -0,1%, у чукчей - всего 4 человека. На каждую тысячу взрослых якутов приходилось только 7 грамотных. Получение образования для коренного населения было затруднительным из-за отдаленности Якутской области от центральной части Российского государства.

Характеризуя особенности социально-культурных факторов формирования гуманистических идей просвещения в Якутии в дореволюционный период ХХ в., к числу основных можно отнести следующие:

- в области начального образования - превалирование церковно-приходских школ, где обучение не отличалось высокими качественными показателями, о чем свидетельствуют статистика того периода, отчеты чиновников Министерства народного просвещения, статьи в местной периодической печати. Обучение в таких школах велось иногда учителями, не имеющими соответствующего профессионального уровня; методические пособия также не удовлетворяли уровень потребностей, особенно коренного якутского населения;

F. M. Sokolnikova

The topicality of L.N. Tolstoy's pedagogical views for the Yakutia in the pre-revolutionary period is considered in the article in question. The scientific novelty of the research conducted is revealed in stating of a certain number of links between L.N. Tolstoy's views and the appearance of public and pedagogical movement, public schools in Yakutia.

Keywords: L. N. Tolstoy, educational ideas, public school.

- в области среднего образования - также несоответствие числа учебных заведений по отношению к общему числу детей школьного возраста Якутской области, отсутствие классического среднего образования в области вообще, что автоматически не давало прав получения гуманитарного образования (в частности, юридического);

- в области высшего образования - отсутствие высших учебных заведений в губернском центре - г. Иркутске, расположение ближайшего университета в г. Томске создавало определенные трудности для молодежи, желающей выехать на учебу, из-за отдаленности и отсутствия условий надлежащей подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Просветительские идеи Л. Н. Толстого распространялись по России повсеместно, этому способствовали не только литературные произведения писателя, но и его общественная и педагогическая деятельность, что устанавливало духовную взаимосвязь между творчеством Толстого и народами, населявшими Россию. Большую популярность Л. Н. Толстого в Якутской области в дореволюционный период ХХ в. подтверждают многие факты общественной жизни. С Якутией Л. Н. Толстого связывала его опека духоборов, сосланных в этот далекий край за неповиновение царскому правительству. Интерес к отдаленному краю России, уважение к его жителям не угасали у Толстого и позднее, о чем свидетельствуют беседы при личных встречах с В. Г. Короленко, В. Г. Тан-Богоразом. Связь идейных исканий Л. Н. Толстого и первой русской революции 1905-1907 гг. рассматривалась в известной работе В. И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», где автор подверг критике основные положения толстовской концепции нравственно-религиозного самосовершенствования личности (1908). В эти же годы Л. Н. Толстым были написаны статьи «О значении русской революции» (1906), «Не могу молчать» (1908), его литературные и публицистические

произведения были широко известны повсеместно. Влияние его идей, воззрений и нравственных исканий на развитие общественного сознания в рассматриваемый исторический период было очевидным, в том числе в Якутской области среди зарождавшейся национальной интеллигенции. Зарождавшееся после революции 1905-1907 гг. либеральное движение в Якутской области в качестве первоочередных задач общественного развития ставило просвещение народных масс. Принимая во внимание факторы, тормозившие просветительскую концепцию, очевидно то, что в Якутии педагогические идеи Л. Н. Толстого, основанные прежде всего на принципах свободы и народности, оказались более привлекательными, чем официальная образовательная политика.

Л. Н. Толстой в своей педагогической деятельности настаивал на устранении всех преград на пути к получению образования и предоставлением права:

- лицам всех национальностей и вероисповеданий разрешить доступ во все школы;

- учителям разрешить вести преподавание на языке, который является родным для детей, посещающих школу;

- частным лицам открывать школы, что позволило бы устранить недовольства порядками учебных заведений, возникающие среди учащейся молодежи [1].

Все стремления Л. Н. Толстого были направлены на то, чтобы дать образование детям простого народа, в среде которого, по его мнению, кроются огромные природные возможности. Помимо указания общих начал - свободы, религиозности как основы нравственного воспитания, опыта как основы для организации школы-лаборатории - и их осуществления в Яснополянской школе, Л. Н. Толстой для правильной организации народной школы сделал следующее: а) «подверг остроумной и едкой критике неумеренные заимствования русских педагогов у немецких; б) ...выдвигал на первый план в устройстве школ грамоты сам народ, предоставляя ему самому организацию начального обучения своих детей; в) ...написал богатые по содержанию и прекрасные по языку и картинности четыре книжки для чтения детям, которые широко распространились в народных школах, внеся в них свежую, бодрую струю» [2].

В своей книге «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» В. Ф. Афанасьев отмечает, что «после революции 1905-1907 годов в России вопросы народного образования стояли в центре внимания самой общественности. Везде и всюду возникали культурно-просветительные союзы, общества и объединения по распространению грамотности среди взрослого населения. Такие культурно-просветительные общества были и в Якутской области» [3].

В 1905 г. было создано «Общество распространения просвещения среди якутского народа» («Сырдык»). Согласно Уставу общества, планировалось открытие школы, организация драматических представлений, концертов, выпуск газет и журналов на якутском языке. Областной администрацией общество было встречено недоброжелательно. Утверждение его Устава затянулось на три года, а затем было отказано в учреждении самого общества.

Среди документов Национального архива Республики Саха (Якутия) найден рапорт учителя Вилюйского казачьего училища К. Попова инспектору народных училищ Якутской области Е. И. Севостьянову. Данный рапорт содержит обоснование для открытия школы, условий ее содержания: «Город Вилюйск не имеет просветительных учреждений, могущих служить источником образования для взрослых, не имеющих возможности научиться читать и писать. Для того, чтобы устранить этот недостаток и для того, чтобы масса населения сделалась в возможно скором времени грамотной - необходимо открыть воскресную школу.» [4].

Инициатива создания воскресных школ в области стала выражаться в разных уголках Якутии, выразителями инициативы предлагались педагогические условия открытия данного типа школ, должны строиться на принципах доступности, связи с жизнью, что соответствовало принципам, провозглашаемым педагогикой Л. Н. Толстого.

В 1907 г. создается «Общество попечения о народном образовании в Якутской области», председателем которого был избран сам губернатор И. И. Крафт. Членами общества стали К. К. Атласов, А. В. Кириллов, Е. М. Егасов, Е. Н. Кузнецова, С. И. Огородников и другие преподаватели и учителя городских учебных заведений. По рекомендации губернатора в общество вступили чиновники Областного управления и города. С первых же дней своей организации Общество активно выступало «за распространение образования среди населения Якутской области»: содействовало созданию новых школ, оказанию материальной помощи учащимся высших, средних и низших учебных заведений, пропаганде русского и якутского языков, печати книг в местной типографии [5].

«Общество попечения о народном образовании» работало до 1917 г. и внесло значительный вклад в дело просвещения населения области. На его средства была открыта воскресная школа для взрослых, которую посещало 56 человек, в том числе 21 женщина. В 1908 г. в г. Якутске начала работу воскресная школа для детей, занятия в которой проводились в воскресные дни. Школу посещали 65 детей из малообеспеченных семей. Имеются также сведения, что воскресные школы для взрослых были организованы даже в Колымском округе: в Родчев-ской и Усун-Кельской школах грамоте учились 12 человек в возрасте от 25 до 40 лет [6].

В 1908 г. праздновалось 80-летие великого русского писателя, мыслителя, педагога - Л. Н. Толстого. Данное событие не обошли вниманием и в Якутии. Весь 54-й номер газеты «Якутская жизнь» от 28 августа 1908 г. был посвящен юбилейной дате. Была опубликована статья «Лев Николаевич Толстой», занявшая целиком первые две полосы газеты, в ней говорилось о том, что в этот день Толстого приветствует не только Россия, но и весь культурный мир. О том, что имя Льва Николаевича с глубоким благоговением произносится и в бедной хате русского мужика, измученного невыносимо тяжелой жизнью и тоскующего по Правде Божьей; оно хорошо известно и в великосветских салонах, купающихся в роскоши, где смысл жизни сводится к исканию разнообразных, утонченных наслаждений [7].

Статья знакомила читателей с биографией писателя, его идейными принципами и духовными исканиями, очень актуальными в общественной среде того времени.

«Гениальный психолог человеческой души, глубокий мыслитель, чуждый всяких компромиссов, с неуклонной последовательностью развивающий свои мысли до конца, Толстой подверг убийственной критике тогдашнюю школу с ее мертвящим формализмом, совершенно игнорирующим особенности детской души. Великий принцип, провозглашенный Толстым, гласил, что цель преподавания заключается не в том, чтобы научить ребенка азбуке и набить его голову знаниями, какие требуются заранее составленными программами. Нет, задача школы должна состоять в том, чтобы дать всестороннее развитие силам и способностям ребенка, а это требует самого внимательного, самого бережного отношения к его духовным особенностям. Не детей надо подгонять под программы, а, наоборот, программу следует приноравливать к запросам и склонностям детей» [7].

Для Якутии, прежде всего для передовой части ее общества, творчество Л. Н. Толстого сыграло немаловажную роль в просветительских идеях и инициативах. В этом же номере газеты «Якутская жизнь» на стр. 6 было объявлено о том, что «28 августа сего года, в клубе Общества взаимопомощи приказчиков, состоится празднование восьмидесятилетнего юбилея Л. Н. Толстого» [7, с. 6]. Весь сбор от продажи входных билетов планировалось отдать в фонд, образуемый для постройки школы в селении НовоНиколаевское (ныне с. Маган). В дальнейших номерах газеты можно встретить статьи и сообщения, продолжавшие поднятую тему. Так, например, в № 66, от 9.10.1908, имеется информация о селении Ново-Николаевском под рубрикой «Корреспонденции»: «...Имея в селении до 40 детей школьного возраста и озабочиваясь предоставлением им надлежащего воспитания, крестьяне обратились к Обществу взаимопомощи приказчиков в Якутске с просьбой об оказании им какого-либо пособия на устройства школы, причем открыть предполагается школу имени Льва Николаевича Толстого. Настаивая на том, чтобы школа была министерской, крестьяне согласны на свой счет предоставить здание, а также и взять на себя расходы по отоплению, освещению и вообще отнесение мелких расходов.» [8].

Основание начальной школы в с. Ново-Николаевском в 1908 г. стало неординарным историческим событием в общественной жизни Якутской области. Крестьяне самостоятельно проявили инициативу об учреждении в их селении образовательного заведения, то есть речь идет о непосредственном участии общественности в деле народного образования. Особо примечательным является факт, что общественность хотела присвоить школе имя Льва Николаевича Толстого. Вопрос основания Ново-Николаевского народного училища, как тогда назывались начальные школы, точнее, вопрос о точной дате основания школы остается открытым. По паспорту школы от 1949 г., Маган-ская школа основана 1.01.1912. Но есть другой документ, подтверждающий, что школа существовала раньше.

В фондах Национального Архива РС (Я) имеется Дело Ново-Николаевского сельского управления о переписке

по поводу постройки нового здания или приобретения готового для начального училища. В данном документе упоминается, что «крестьянин здешнего селения Николай Петров изъявил желание продать для школы свой дом (с частью усадебного места), в котором до 1912 года помещалось училище, за 1000 рублей, из них 800 рублей получить при запродаже, а 200 рублей в рассрочку. Дом этот новый, светлый, южные окна в классной комнате, высокий, большого ремонта не требует и в особых приспособлениях для классных занятий необходимости не встречается» [9].

Данные документальные факты подтверждают существование в селе Ново-Николаевское до 1912 г. народной школы и позволяют сделать вывод о том, что 1.01.1912 было основано Ново-Николаевское начальное училище, финансируемое Министерством Народного Просвещения, а народная школа в с. Ново-Николаевское была создана в 1908 г., в связи с 80-летним юбилеем Л. Н. Толстого, как и информировала об этом событии газета «Якутская жизнь».

Так постепенно распространение грамотности среди населения Якутской области в дореволюционный период ХХ в. становилось ведущей идеей народного самосознания, идеей, которая позволила бы в будущем сделать его образованным. Эта идея была также ведущей в теории и практике Л. Н. Толстого - педагога, который считал, что возрастающее количество народных школ является преимущественным благом для развития всеобщей грамотности, чем меньшее количество сословных и дорогих, следовательно, недоступных для массового просвещения школ. Принимая во внимание факторы, тормозившие просветительскую концепцию, естественно, что педагогические идеи Л. Н. Толстого, основанные прежде всего на принципе народности, оказались для дореволюционной Якутии более актуальными, чем официальная государственная образовательная политика.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и русская школа // Педагогика. 2007. № 1. С. 33-37.

2. Заварзина Л. Э. Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Кап-терева // Педагогика. 2008. № 8. С. 65-74.

3. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. 344 с.

4. НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 117. Л. 1-3.

5. Отчет Общества попечения о народном образовании в Якутской области за время с 1.10.1907 г. по 1.10.1908 г. Типография областного управления, 1909. 20 с.

6. Павлов А. А. Губернатор И. И. Крафт. Якутск: Изд-во СО РАН. Якутский филиал, 2004.

7. Якутская жизнь. 1908. 28 авг.

8. Якутская жизнь. 1908. 9 окт.

9. НА РС (Я). Ф. 131. Оп. 1. Д. 62. Л. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.