Г.Н.Артемьева
— кандидат педагогических наук, доцент НГГУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются возможности портфолио как технологии аутентичного оценивания учебных достижений студентов вуза.
The article is dedicated to the opportunities of portfolio assessment as the technology used for authentic assessment of students' academic achievements.
Внедрение компетентностного подхода требует совершенствования системы оценивания учебных достижений студентов, изменения технологий оценивания, закрепления навыков самоанализа по отношению к результатам своей учебной деятельности, а также определения готовности выпускника вуза к обоснованному выбору дальнейшей работы.
Одной из прогрессивных технологий оценки достижений студента является портфолио.
«Portfolio — портфель» [2].
Портфолио (от фр. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, собрание достижений [3].
Портфолио (performance portfolio or portfolio assessment) — способ аутентичного оценивания в обучении, ориентированный на результат, учитывающий достижения студентов в течение определенного промежутка времени.
Сегодня в системе вузовского образования под портфолио понимают целевую подборку работ студента (выбранных на основе определенного критерия), раскрывающую его успехи и достижения в учебной дисциплине. При этом четко определяются критерии оценки достижений и тщательно подбираются свидетельства самостоятельной работы обучаемого. Таким образом, подборка содержит лучшие работы или начинания студента, выбранные им примеры опыта практической работы, связанные с оцениваемой областью знаний, а также сопроводительные документы, свидетельствующие о росте или развитии и подтверждающие его достижения в овладении предметом.
Студент собирает материалы учебного портфолио в процессе изучения дисциплины, что позволяет ему не только проследить этапы своего профессионального и личностного роста, но и оценить, насколько достигнуты цели ее изучения, какие новые образовательные решения за ними последовали, как полученная информация применяется на практике.
В процессе работы с портфолио у студента формируются следующие умения:
— общеучебные (систематизировать, сравнивать, классифицировать и др.);
— целеполагания (выбирать и формулировать цели; конкретизировать профессиональные задачи в поэтапные и оперативные; гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения ситуации и др.);
— прогностические и проектировочные умения (прогнозировать результаты; планировать, определять последовательность деятельности; выбирать способы деятельности; строить планы развития своей деятельности и др.);
— организационные (умения находить необходимые данные, работать с содержанием учебного и дополнительного материала; использовать различные способы работы с информацией и ее источниками и др.);
— коммуникативные (умение адекватно самовыражаться в общении; убеждать и внушать, подбирая убедительные аргументы и доводы; умение слушать и др.);
— рефлексивные (стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию, профессиональному самосовершенствованию; способность видеть последствия принимаемых решений; брать на себя ответственность, быстро принимать оптимальные решения с последующим анализом и др.).
Основная цель формирования учебного портфолио — накопление и фиксирование информации об индивидуальных достижениях студента в процессе изучения дисциплины для отображения его наиболее сильных сторон и максимального раскрытия творческого потенциала.
Определяя портфолио как одну из технологий оценивания учебных достижений, нельзя сводить работу студентов над учебным портфолио к формальному «накоплению» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию [2].
Кроме того, учебный портфолио способствует мотивации студентов к самообразованию, развитию самостоятельности, ответственности, инициативности, как основного фактора повышения эффективности учебной деятельности студента и возможности его самореализации в процессе обучения.
Функции педагога при организации работы студентов с портфолио сводятся не к простой передаче студентам знаний, а к информационно-контролирующей и консультационно-координирующей деятельности, более предпочтительной в современных условиях развития
образования. Изменение характера взаимоотношений между преподавателем и студентами в сторону их гуманизации позволяет построить принципиально новые взаимоотношения, которые способствуют осознанному и самостоятельному достижению студентами целей изучаемой дисциплины. При этом в процессе обучения усиливается роль студента при направляющей и консультирующей позиции преподавателя.
Существенной особенностью учебного портфолио является то, что он, в первую очередь, необходим самим обучающимся как действенный способ самоорганизации, самооценки и самопрезентации студента в вузовской и, далее, в любой профессиональной и деловой среде.
Портфолио позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс каждого студента по сравнению с его же предыдущими результатами по изучаемой дисциплине.
В образовательной практике России и зарубежных стран накоплен богатый опыт применения портфолио. Учеными-исследователями выделены различные типы портфолио, используемые в системе высшего образования. Наиболее часто цитируемые в научных и научно-популярных публикациях типы портфолио: портфолио документации, портфолио процесса, портфолио показательный. Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной образовательной цели. Классификация учебного портфолио может осуществляться по различным основаниям:
— по цели (достижений, рефлексивный, презентационный, проекта, коллектор);
— по формам организации (индивидуальное студента (бакалавра, магистра, специалиста), учебной группы) [1];
— по виду деятельности (практико-ориентированный, проблемно-ориентированный, проблемно-исследовательский, тематический);
— по времени создания (в рамках всей дисциплины, нескольких или одной изучаемой темы);
— по способу обработки и хранению (электронный вариант; портфолио на бумажных носителях).
Учебный портфолио по дисциплине может содержать:
— Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
— Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
— Творческие работы: модели, макеты, творческие работы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
— Дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. Например, лист наблюдений (за какими-то процессами), метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения), самооценка [4. С. 4—14].
Ученые отмечают «наиболее существенные предпосылки выдвижения портфолио на передовые позиции в оценке индивидуальных достижений студента:
— во-первых, студент далеко не всегда объективен в оценке своих учебных и иных достижений и возможностей;
— во-вторых, не всегда объективна оценка достижений и возможностей самого студента;
— в-третьих, у студента, как развивающейся личности, есть потребность видеть и “чувствовать” свои достижения не только в виде отдельных контрольных срезов, но и в динамике, в развитии;
— в-четвертых, каждому обучающемуся необходим такой внутренний инструмент оценивания, который бы мотивировал “изнутри”, опирался бы на внутренние потребности и мотивы его саморазвития» [3].
Подводя итоги, необходимо отметить, что достоинства портфолио несомненны. Сегодня в вузовской практике о портфолио можно говорить как об эффективной технологии
оценивания достижений студентов в образовательной, научно-исследовательской, общественной деятельности, перспектив делового, профессионального и творческого роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григоренко Е.А. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию [иКЪ]: http://www.nntu.scinov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/portfolio.doc
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2004.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. М., 2003.
4. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. № 2. 2007.