Научная статья на тему 'Педагогические возможности использования технологии критического мышления в работе со студентами'

Педагогические возможности использования технологии критического мышления в работе со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности использования технологии критического мышления в работе со студентами»

С.Б. Калинина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ

СО СТУДЕНТАМИ

Гуманизация высшего профессионального образования направляет все усилия преподавателей в вузе на развитие личности студента, его умственной самостоятельности, творческой активности, воспитание интеллигентного, образованного человека, будущего мастера своего дела. Современный уровень педагогики высшей школы и "эффективной дидактики" дает возможность комплексно решать задачи воспитания и обучения интеллектуальной элиты общества, интегрировать позитивный опыт преподавания и познавательные возможности и стремления к самореализации студентов за счет освоения новых технологий.

Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления" (ЧПКМ) реализуется в России институтом "Открытое общество" с июня 1997 года в рамках проекта "Образование". Его цель - освоение высшей профессиональной школой методов преподавания и учения, способствующих развитию критического, продуктивного мышления студентов.

Характеризуя его сущность в рамках технологии, необходимо отметить: критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами.

Критическое мышление - это активный и интерактивный процесс познания, позволяющий развивать культуру "диалога" в совместной деятельности и предполагающий принятие человеком личной ответственности за сделанный выбор. Такой тип мышления повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

Концептуальная идея технологии - формирование у студентов позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений ее рефлексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей. Эта идея определяет структуру базовой модели технологии и приемы ее реализации в практике преподавания.

Базовый технологический алгоритм критического мышления состоит из трех фаз.

Стадия вызова пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчес-ки-поисковое изучение, побуждает к вопросам и их фиксирует, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы, материала, проблемы.

Стадия осмысления предполагает соотнесение новой информации с собственными знаниями (представлениями), получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей, работа непосредственно с текстом осуществляется по парам, в малых группах, со всеми вместе.

Стадия размышления (рефлексии) включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый "вызов").

На занятиях, формирующих опыт деятельности в технологии критического мышления, эти фазы фиксируются и осмысливаются каждым участником занятия. Фиксирование фаз обязательно в виде схемы, где каждая фаза приносит свои плоды. Схема должна отражать взаимосвязь всех трех фаз.

С точки зрения Сэма Мэтьюза и Венди Сол, эффективный дидактический потенциал технологии заключается в системном преобразовании характера процесса обучения, субъектной позиции всех его участников. Качественно новый интегральный стиль мышления преподавателя высшей школы организует процесс познания как путь совместного выдвижения целей, ожиданий, понимания, прояснения смыслов, связей, условий, результатов, перспектив. И в этом про-

цессе активны и востребованы интеллектуальные силы всех: студентов, преподавателей, экспертов. Преподаватель становится в диалоговую позицию побудителя, организатора, вдохновителя исследовательского поиска студента.

Принципиально изменяется и отношение к содержанию образования. Оно не предполагается как готовая и систематизированная преподавателем информация, а проблематизируется и выстраивается студентом через напряжение своих мыслительных возможностей.

Процесс познания в технологии ЧПКМ требует самостоятельного, инициативного, конструктивного, аналитического, рефлексивного мышления. Вопрошающая, диалоговая позиция требует понимания и учета ее предпосылок:

• диалог может быть реализован только при наличии диалогических отношений, то есть несовпадающих позиций по поводу некоторого объекта;

• диалог - эта такая форма субъект-субъектного взаимодействия, при котором различные смысловые позиции развиваются разными говорящими (внешний диалог) или одним говорящим (внутренний диалог);

• условие диалога - наличие некоторых объективных суждений о предмете диалога в единстве с оценочным личностным отношением к нему. Встать в диалоговую позицию - значит высказать не только саму предметную мысль, но и как-то к ней отнестись.

Диалог - основа творческого мышления. Развитие диалектичности как системообразующего компонента творческого мышления не возможно вне диалога. Главное заключается в том, что технология пробуждает и стимулирует активность студента на протяжении всего занятия с помощью особых приемов и способов работы с информацией, которая в результате становится присвоенным и личностно значимым знанием студента. А вот отбор, компоновка, выстраивание логики этих приемов требует и квалификации, и творчества преподавателя.

Среди эффективных приемов восприятия, осмысления и передачи знаний можно назвать инсерт (разметка текста), двухчастный дневник, зигзаг, кластер, концептуальную таблицу, чтение с остановками. Обобщать помогают приемы синквейна, даймонда, перекрестной дискуссии.

Исключительно эффективны читательские семинары, широко используются продвинутые лекции, на которых студенты участвуют в выдвижении ее целей и отборе содержания, конференции в интерактивном режиме ЧПКМ.

Особую роль играют "графические организаторы" - способы фиксации и систематизации информации, кодирования ее в схемы, рисунки, таблицы. Они помогают усвоению, пониманию, сохранению знаний в символах, образах, алгоритме. Студент учится не только формулировать "толстые" (проблемные) и "тонкие" (конкретные) вопросы, выделять главное, обобщать и делать оригинальные логические выводы, но и приобретает коммуникативные умения, опыт работы в команде, группе, учится решать комплексные профессиональные задачи.

Оригинальным способом отслеживания профессионально-личностного становления студентов, объективацией их познавательного опыта и организации самостоятельной научной работы является "портфолио".

Симону Соловейчику принадлежит такая мысль: "Уметь понимать время - самое главное умение в жизни. Мы сильны настолько, на сколько лет вперед можем мыслить свою жизнь". Умение конструировать, планировать, проектировать, обдумывать характер своей познавательной, интеллектуальной работы позволяет студенту успешно продвигаться в профессиональноличностном становлении. В связи с этим особенно привлекательным является создание папки жизненных и профессиональных планов и перспектив.

Анализ результатов доказывает, что студент, почувствовавший вкус к работе с портфолио по-новому организует работу с информацией. Осмысленная запись заголовка, даты, ключевых слов, терминов, проблемных вопросов, перспектив чтения, рефлексивных выводов, новых идей делает студента участником процесса познания как творчества.

Технология КМ открывает широкие возможности для студенческого творчества, для проявления своей индивидуальности, с занятий по критическому мышлению каждый уносит столько,

сколько может унести, оценка преподавателя постепенно интегрируется с самооценкой студента, с личным субъектным опытом каждого участника образовательного процесса.

Что же дает студенту технология критического мышления?

Во-первых, возможность постоянно включиться в образовательный процесс вуза с установкой: "Давайте подумаем вместе!"

Во-вторых, критическое мышление формирует мотивацию на осознанное, творческое, личностно значимое профессиональное становление. Результатом может быть интеллигентный человек, реализующий себя в профессии и жизнетворчестве. Критическое мышление дает возможность подняться студенту на качественно новый уровень общения с преподавателем. По словам Ю.М. Лотмана, здесь нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный "насильственный" контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

В-третьих, технология критического мышления дает возможность студенту сформировать методологическую компетентность, то есть владение универсальными приемами и способами познания и мышления. Среди них:

• умение вдумчиво и конструктивно читать, сразу выстраивая ассоциативные связи с прежним своим читательским опытом;

• умение продуктивно работать с текстом, открывая в нем личностно значимые смыслы и фиксируя вопросы и открытия;

• умение ясно, точно писать;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами разных наук;

• умение сделать общий вывод, вывести общую закономерность, систематизируя и обобщая знания по разным предметам;

• умение пользоваться графическими организаторами для классификации, систематизации, выделения общего и единичного;

• умение самостоятельно использовать приемы (инсерт, кластер, двойной дневник, зигзаг, синквейн, эссе и др.) при выполнении познавательных заданий разного уровня сложности;

• умение находить в самом процессе интеллектуальной деятельности личностный смысл, интерес, гармонию интеллектуальных, эстетических и нравственных эмоций.

Не только познавательная самостоятельность, творческая активность, потребность в философских и дидактических обобщениях становятся доступны студенту в процессе освоения технологии критического мышления, но и понимание, что профессиональное становление неразрывно связано с личностным ростом, воспитанием и самовоспитанием молодого человека. Развитое критическое мышление, опыт поисковой деятельности, владение диалогом позволяет студенту ощущать себя образованным, интеллигентным, умным человеком с добрым сердцем, умеющим эффективно и творчески учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.