Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания у будущего учителя культуры организации свободного времени'

Педагогические условия воспитания у будущего учителя культуры организации свободного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбулина Юлия Сергеевна

Дается определение понятия «культура организации свободного времени», анализируются результаты анкетирования учителей и студентов, выделяются педагогические условия, рассматривается влияние гендерного фактора на воспитание у будущего учителя культуры организации свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыбулина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания у будущего учителя культуры организации свободного времени»

• ориентация на индивидуальность студента и её всестороннее развитие: индивидуальные особенности, задатки, чувства и эмоции - все подлинно субъективное должно играть первостепенную роль в процессе профессиональной подготовки;

• учет личностных возможностей и имеющихся специфических проблем студента - уровень начальной подготовки и музыкального развития, техническая оснащенность, индивидуальные трудности (состояние игрового аппарата, мышечное напряжение, зажатость, профессиональные заболевания и т.д.);

• установка на возрастающие по степени сложности и объему от курса к курсу исполнительские программы, компенсируя недостатки и подчеркивая достоинства студента в музыкально -исполнительской подготовке;

• устойчивая профессиональная направленность и максимальное приближение всех видов исполнительской деятельности к дальнейшей профессиональной деятельности студента в сфере музыкального искусства;

• организация опыта музыкально-исполнительской деятельности в процессе музыкально-инструментальной подготовки в вузе, позволяющей сформировать необходимые исполнительские компетенции.

Индивидуально -деятельностный подход в полной мере отвечает специфике музыкально-инструментальной подготовки в вузе, создавая необходимые условия для формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта.

Литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.М. Борьггко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 288 с. (Профессионализм педагога).

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. 140 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.П. Болотов, JI.C. Глебова

и [др.]. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.

5. Савшинский, С.И. Детская фортепианная педагогика / С.И. Савшинский // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1976. Вып. 4. 272 с.

6. Фролов, Ю.В. Компетентностная мо-

дель как основа оценки качества подготовки специалиста /Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высш. образование сегодня. 2004. №8.

С. 34-41.

Ю.С. ЦЫБУЛИНА (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Дается определение понятия «культура организации свободного времени», анализируются результаты анкетирования учителей и студентов, выделяются педагогические условия, рассматривается влияние гендерного фактора на воспитание у будущего учителя культуры организации свободного времени.

Происходящий в настоящий момент в России процесс трансформации социальной структуры общества постепенно приводит к смене его социальных ориентиров, а также к переосмыслению и переоценке каждым человеком жизненных норм и ценностей. В связи с этим наблюдается формирование нового, отличного от предыдущего образа жизни и среды обитания, влияющих на организацию человеком своего бюджета времени, в том числе и свободного.

Вопрос времени занимает главнейшие области современной науки и знания, ведь оно пронизывает всю человеческую жизнь, практическую и духовную. В философии время определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность и необратимость. Овладение временем является одной из главных среди разумных целей человека, ведь человек сам творит определенные явления

и, таким образом, является властелином их времени [3].

© Цыбулина Ю.С., 2008

Время жизни человека можно разделить на биологическое и социальное. Социальное время индивида существенно отличается от времени биологического. «Биологические часы» контролируют наши физические биографии, а социальное время регулирует наш образ социальной жизни.

Каждый человек проходит ряд этапов социальной жизни-учится в школе, высшем учебном заведении, работает и уходит на пенсию, т.е. на протяжении всей своей жизни оказывается постоянно погруженным во множество разнообразных видов деятельности. В процессе происходящего в настоящий момент все большего социального разрыва между различными группами нашего общества и появления новых информационных технологий в мире меняется и представление об организации социального времени жизни личности, а также о содержании свободного времени человека и его проценте в общем бюджете дня. В зависимости от социального статуса человек имеет большую или меньшую свободу распоряжаться своим временем.

Свободное время - важная характеристика качества жизни людей. Само понятие «свободное время» чаще всего толкуется и понимается как отдых, свобода, развлечение, нерабочая деятельность, рекреация, результат свободного выбора. Социологи (Г.П. Орлов, З.А. Петрова, В.Н. Пименова) рассматривают свободное время как пространство для всестороннего развития и совершенствования личности, которое гармонизируется с интересами, потребностями и способностями отдельно взятой женской или мужской индивидуальности в разных возрастных группах [1]. В свою очередь, мы под свободным временем понимаем время вне учебной (профессиональной) деятельности человека.

Свободное время человека является одним из важных средств формирования его личности. Социологи, психологи и экономисты установили прямую взаимосвязь между учебой (работой) и отдыхом человека, говорят о том, что свободное время непосредственно влияет на учеб-но-трудовую сферу деятельности, т.к. в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

К. Маркс считал, что свободное время, являющееся как временем досуга, так и временем для осуществления более возвышенной деятельности, конечно, превращает того, кто им располагает, в иного субъекта, и как иной субъект он и вступает в непосредственный процесс производства.

Развивая эту мысль, Ю.А. Стрельцов говорит о том, что любой вид свободной деятельности несет в себе функцию как восстановления сил, так и развития знаний и способностей человека. Однако, отмечает он, одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы.

Использование свободного времени человеком и его содержание является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей, интересов и целей конкретной личности или социальной группы. Культура проведения свободного времени является результатом усилий самой личности, ее желания превратить свое свободное время в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, навыков и способностей. Но наличие необходимого количества свободного времени и даже установление оптимальной структуры не могут сами по себе решить проблему рационального использования, т.к. при одном и том же виде деятельности его содержание может быть неодинаковым.

Содержание свободного времени человека зависит от социальной принадлежности и духовной культуры личности, семейного статуса, содержания труда человека, определяется его объективными условиями и окружающей средой, а также материальной обеспеченностью отдельно взятой личности. Немаловажную роль в организации бюджета свободного времени и определении его составляющих играет и гендерный аспект, который в настоящее время является одной из основных причин, влияющих на социальные процессы и изменения в обществе, а также на изменение самого человека (мужчины или женщины) как главной единицы социума.

Гендер - это социальный пол, который в отличие от пола биологического является результатом воспитания определенного полоролевого поведения, соответствующе -

1 2 3 4 5 6 7

виды деятельности

□ женщины-педагоги; □ девуики-студентки; □ мужчины-педагоги; □ юноши-студенты

Рис. 1. Содержание свободного времени

го конкретной культуре, и включает совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Он конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Можно сказать, что гендер указывает на то, как человек представляет свой биологический пол в социальном пространстве.

Следует отметить, что социализация молодежи в свободное время - не менее сложный процесс, чем учеба и труд, ведь свободное время является одним из существенных звеньев социального воспитания личности и стимулом творческого, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, направленного на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков.

С началом трудовой деятельности свободного времени у нынешнего студента будет оставаться все меньше, т.к. бюджет времени учителя перегружен профессиональной деятельностью [4]. Учитель, испытывающий дефицит времени, предназначенного «для себя», не может совершенствоваться, расширять свое образование и духовную культуру, т.к. именно из источника «свободного времени» подпитываются общая и профессиональная культура, эрудиция и образованность. Чтобы избежать этого в будущем, студенту в процессе профессиональной подготовки необхо-

димо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками культуры организации свободного времени.

Культуру организации свободного времени мы определяем как один из компонентов культуры личности, личностное качество, отражающее жизненную направленность, цели и идеалы, богатство внутреннего мира и содержания, включая компетентность человека во времени и знание своего внутреннего Я, которое позволяет достичь гармонии между внутренним Я и социумом в отражении времени, осознание и планирование ценностно-временных перспектив жизни.

Чтобы подтвердить предположение о том, что бюджет свободного времени и его содержание у современного учителя и студента существенно различаются в силу социального и возрастного фактора, а также определить необходимые педагогические условия, способствующие воспитанию у будущего учителя культуры организации свободного времени, мы провели анкетный опрос, в котором приняли участие педагоги трех средних общеобразовательных учреждений Центрального района Волгограда (школы, гимназии, лицея) и студенты Института художественного образования ВГПУ.

Нами были разработаны анкеты для учителей и студентов. Помимо половозрастных данных, данных о семейном положении, мы попросили опрашиваемых дать определение понятию «свободное время»,

%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1

юноши-студенты

3 4 5

категория ценностей

□ женщины-педагоги; □ девушки-студентки; □ мужчины-педагоги;

Рис. 2. Иерархия ценностей

Содержание свободного времени педагогов и студентов представлено на рис. 1. В свободном времени опрошенных при-

описав его содержание и определив «идеальный», с их точки зрения, день, расставить иерархию ценностей жизни и решить, хватает ли им времени в жизни.

Всего в нашем опросе участвовало 80 человек. Процентное соотношение женщин и мужчин составило 80:20. Большая часть опрошенных - семейные люди с детьми, а некоторые уже имеют и внуков. Опрошенная молодежь оказалась несемейной, но большая часть имеет рядом постоянного близкого друга. Этот фактор играет далеко не последнюю роль в определении содержания и организации бюджета свободного времени как женщин, так и мужчин.

До поступления в вуз в учреждениях начального профессионального образования обучалось 60% опрошенных студентов, 40% - выпускники общеобразовательных учреждений. Этот фактор оказывает влияние на время, которое молодые люди тратят на обучение в вузе, а также организацию самостоятельной и научной работы.

10% от общего количества опрошенных (8 человек) ответили, что понятие свободного времени для них не существует. Для остальных свободное время - это время активного и пассивного отдыха вне работы или учебы в кругу семьи и друзей.

сутствуют следующие виды деятельности:

1 - общение с семьей, 2 - общение с друзьями, 3 - просмотр ТУ, 4 - чтение, 5 - занятия спортом, 6 - 1гПегпе1:, 7 - посещение культурных мероприятий.

Описание «идеального дня» не выявило особой разницы в представлении о нем мужчин и женщин, педагогов и студентов. 88% сказали, что это обычный день, который свободен от временных рамок и можно подольше поспать и пообщаться с друзьями и близкими. Работа и учеба присутствуют в режиме идеального дня, но не занимают лидирующих позиций. 11,7%, преимущественно мужчины, сказали, что идеальный день «вряд ли возможен». Надо отметить, что у мужчин содержание реального и идеального свободного времени больше согласуются, чем у женщин, т.к. они их осуществляют в реальной жизни, тогда как большая часть женщин лишь мечтает об этом. Следует отметить, что в нашем опросе идеальный день в понимании женщин близок к понятию фантастического бюджета времени, предложенному В.Ф.Моргуном [2].

Иерархия ценностей опрошенных представлена на рис. 2.

В порядке значимости ценности расположились следующим образом: 1 - се-

мья; 2 - самореализация в преподавательской деятельности; 3 - самореализация в научно-методической деятельности; 4 - самореализация в воспитательной деятельности; 5 - карьерный рост; 6 - самореализация в творческой деятельности.

Это позволило нам сделать вывод о том, что современные женщины-педагоги опережают в своем стремлении к самореализации в научно-методической деятельности и построению карьеры мужчин, хотя семья, как и прежде, для всех остается на первом месте. Похожие результаты показал и опрос студентов: при приоритете ценностей семейной жизни они хотят быть на виду, занимать лидирующие и руководящие позиции в профессии и жизни.

Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что одним из ведущих факторов, влияющих на организацию бюджета времени современного учителя и студента, в том числе свободное время и его содержание, помимо социального и возрастного, является гендерный.

Проанализировав и сравнив результаты опроса педагогов и студентов, мы пришли к следующим выводам. Время-не пассивное следование человеком за какими-либо процессами, человек сам творит определенные явления и, таким образом, является властелином времени.

Также полученные результаты помогли нам выделить три группы педагогических условий, способствующих воспитанию у будущего учителя культуры организации свободного времени с учетом гендерных особенностей, а именно условия:

• ценностно-коммуникативные, способствующие формированию активной жизненной позиции в сфере организации свободного времени, обеспечивающие поддержку позитивных изменений в сфере профессионального совершенствования, развития и саморазвития в жизни человека;

• организационно-рефлексивные, способствующие осмыслению особенностей собственной организации свободного времени и принятию решения о его позитивном изменении;

• дидактические - обучение тайм-ме-неджменту (умению определять приоритетные цели, навыкам рефлексивного анализа и самостоятельности, репродуктивной и творческой деятельности в организации свободного времени).

Литература

1. Бюджет времени студента: Опыт конкретного социологического исследования. Минск: Вышэйш. шк., 1971. 91 с.

2. Моргун, В.Ф. Опросник реального, желательного и фантастического бюджетов времени человека / В. Ф. Моргун // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. 2007. № 3. С. 64-76.

3. Муравьев, В.Н. Овладение временем / В.Н. Муравьев. М., 1998.

4. Сластенин, В.А. Учитель и время /

B.А. Сластенин // Сов. педагогика. 1990. № 9.

C. 3-9.

Л. А. РЫЧЕНКОВА (Волгоград)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Дано определение понятия «социокультурная компетенция», раскрыто его содержание как интегративной составляющей социального, общекультурного и индивидуального потенциалов личности будущего учителя иностранных языков и основного компонента его профессиональной компетентности.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Качество образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности учителя, содержание которой определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

© Рыченкова Л.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.