Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе'

Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3226
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / CREATIVE PERSON / EDUCATION OF A CREATIVE PERSON / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / PERSONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маскаева Марина Александровна

В статье анализируются психологические характеристики творческой личности, условия проявления креативности, намечается общий план деятельности педагога по развитию творческих способностей учеников в процессе их личностного становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of educating a creative person in the teaching process

The article analyzes psychological characteristics of a creative person, conditions of creativity appearance, proposes a general plan of a teacher's activity on developing creative features of pupils in a process of their personal formation

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе»

М. А. Маскаева

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье анализируются психологические характеристики творческой личности, условия проявления креативности, намечается общий план деятельности педагога по развитию творческих способностей учеников в процессе их личностного становления

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в детстве свои способности, свой творческий потенциал. Вследствие этого они могут испытывать трудности в личностной самореализации в будущем. Поэтому создание педагогических условий, выявление возможных путей и направлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики.

Охарактеризуем важнейшие особенности понимания сущности таких категорий, как «воспитание», «творческая личность», «воспитание творческой личности».

Как известно, одной из центральных категорий педагогики в настоящее время выступает понятие «воспитание» [1, 2]. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, совершенно беспомощного при рождении. Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Однако этот термин со временем переосмыслялся, расширяя свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком, духовном понимании [8].

Отметим, что в педагогической науке существует множество точек зрения на понимание такой важной категории, как воспитание. Между различными подходами к постижению сущности воспитания есть много общего. Большинство исследователей отмечают, что в процессе воспитания участвуют как воспитатели, так и сами вос-питуемые, что процесс этот имеет огром-

ное общекультурное значение. Многие современные педагоги считают, что самое важное в осуществлении успешного процесса воспитания - не воздействие, а взаимодействие, а это, на наш взгляд, является справедливым и вполне оправданным [1, 8].

Мы, в свою очередь, будем понимать воспитание как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности, нужной и полезной обществу. Немаловажно то, что процесс воспитания - это процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности, предполагающее постоянную деятельность, направленную на самосовершенствование [1].

Раскроем содержание понятия «воспитание творческой личности». Несмотря на то, что слово «личность» употребляется сегодня как привычное, понятие личности в науке сложилось не сразу. Теории личности представлены во всем своем многообразии: «теория черт» (Г. Оллпорт, Р. Кеттел), теория психоанализа (З. Фрейд), гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс), теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) и др. Каждая из этих теорий предлагает свое определение личности, что свидетельствует о сложности и динамичности данного феномена.

Мы полагаем, что развитию целого комплекса качеств творческой личности способствует творческая деятельность, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Поэтому мы обращаемся к теории деятельности, согласно которой

личность - это система социальной деятельности человека, представленной двумя составляющими: психической (сознание) и практической (поведение) [4].

Это значит, что именно человек является носителем личности. Кроме того, из вышесказанного следует вывод: сущность личности определяет её социальная характеристика. Наиболее значимыми характеристиками личности в деятельностном аспекте являются ее сознание и поведение. В соответствии с этим ключевые личностные параметры - это мотивы, взгляды, мнения, интересы, убеждения, умения, навыки, т.е. внутренний мир человека. Однако наряду с внутренним миром значимую роль играют и межличностные отношения человека с другими людьми, умение самоактуализиро-ваться в социуме.

Таким образом, согласно теории деятельности, личность может быть представлена через внутренний мир человека, через его межличностные отношения. Эти составляющие не существуют изолированно, а представляют собой единство.

Кроме того, личность, являясь системным единством, имеет свою структуру. Анализируя психолого-педагогические исследования [5], мы замечаем, что ученые предлагают различные структуры личности, такие как направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности, характер, возможности, социальный опыт, формы отражения действительности, биологическую обусловленность личности и т.д.

При этом можно сделать такой вывод: все авторы, независимо от предлагаемых ими личностных структур, выделяют направленность как ключевую характеристику личности. В представлении этих исследователей, направленность личности - это сложное личностное образование, определяющее поведение человека, его отношение к себе и окружающим людям.

Ставя целью педагогической деятельности воспитание творческой личности, педагогу необходимо иметь представление о ее особенностях, к рассмотрению которых мы и обратимся далее.

Отечественные ученые, говоря о личностно-творческих характеристиках человека, обращают внимание на такие качест-

ва, как наличие творческой инициативы, «открытость опыту», чувствительность к новому, способность видеть и ставить проблемы, отклонение от шаблона, оригинальность, энергичность, независимость, внутренняя зрелость, критичность, высокая самооценка, критичность [2, 7].

Кроме этого, ученые указывают на ценность таких творческих качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, трудоспособность, чувство успешности в делах. Все эти качества приводят к развитию таких деятельно-творческих ценностей, как самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление.

Таким образом, современные научные исследования показывают, что творческая личность должна обладать рядом взаимодополняющих качеств. С одной стороны, это устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор; с другой стороны, это гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др.

Систематизируя современные данные психолого-педагогической науки, укажем ключевые параметры, являющиеся непосредственными характеристиками творческой личности: это личность, которая способна создать нечто новое, прогрессивное, оригинальное; это система социальной творческой деятельности человека (как психической, так и практической); это личность, у которой сформирована мотивационно-творческая активность; это личность, способная к осуществлению творческой деятельности (обладает творческими способностями).

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что воспитание творческой личности - это процесс, представляющий собой специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников, конечной целью которого является формирование творческой личности воспитуемых, представляющей непосредственную ценность для полноценного развития общества. Заметим, что ведущие характеристики, составляющие понятие личности, позволяют

выделить основной путь воспитания творческой личности - включение ее в разнообразные виды творческой деятельности. Следовательно, значимым представляется не только воспитание извне, но и творческое самовоспитание личности, предполагающее постоянную творческую деятельность, направленную на самосовершенствование.

Выделяют такие стадии становления творческой личности:

1. Мотивационно-творческая активность, которая отличается устойчивым интересом к определенному виду деятельности.

2. Интеллектуально-творческая активность, которая характеризуется повышенной чувствительностью личности к проблемам и противоречиям в сфере творческой деятельности.

3. Первые творческие достижения.

4. Повышенная профессиональная творческая активность.

5. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства, который отличается высоким уровнем творческой продуктивность.

6. Расцвет таланта.

Поскольку педагог часто имеет дело с учащимися, находящимися на начальных стадиях своего творческого развития, это определяет задачу педагогической деятельности - создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития.

Мы полагаем, что основными условиями воспитания творческой личности являются: ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности человека; раннее выявление готовности личности осуществлять творческую деятельность (диагностика творческих способностей); формирование мотивации к творческой деятельности; опора на педагогическую теорию творчества в процессе организации учебно-воспитательного процесса; нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса; наличие демократичных взаимоотношений воспитателя и воспитуемых; согласование воспитательного процесса с индивидуальными психологическими особенностями воспи-

танников; ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию); создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе, организация развивающей образовательной среды, которая способна обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного творческого саморазвития; ориентация на комплексное воспитание личности, проектирование личности на основе ее интересов и способностей; организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Можно предположить, что эффективности воспитания творческой личности будет способствовать деятельность педагога по следующим направлениям:

- включение учащихся в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется прежде всего в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

- работа над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

- организация творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества настоящего творца, а также способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, организуя процесс воспитания творческой личности, педагог-воспитатель должен помнить о том, что основной чертой творческой личности является потребность индивида в активном, творческом созидании; эта потребность является смыслообразующей. Основной путь для создания творческой личности - ориентация всего образовательного процесса на развитие творческого потенциала учащихся, что достигается посредством применения педагогических условий, стимулирующих творческую деятельность подрастающего человека.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. - М.: Школьная пресса, 2003 - 144 с.

3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.3. - М., 1983.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Мухина В. Эволюция личности сквозь призму развития и быти // Развитие личности. - 2007. - №2.

6. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика творчества. - М., 1976.

7. Семенов Г. С. Воспитательная работа в школе. Ч. 2. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений.

- М.: Школьная пресса, 2002 - 160 с.

8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.