Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей (в свете идей В. А. Сухомлинского)'

Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей (в свете идей В. А. Сухомлинского) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова М. И., Биушкин Г. И.

В статье, обосновывая педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей, мы опираемся на методологический опыт педагогического наследия В.А. Сухомлинского и научно-теоретические положения о сущности категории «условие», выделяя среди них те, которые сознательно создаются для воспитания рассматриваемого феномена и должны обеспечить его наиболее эффективное формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей (в свете идей В. А. Сухомлинского)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (В СВЕТЕ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО)

В статье, обосновывая педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей, мы опираемся на методологический опыт педагогического наследия В.А. Сухомлинского и научно-теоретические положения о сущности категории «условие», выделяя среди них те, которые сознательно создаются для воспитания рассматриваемого феномена и должны обеспечить его наиболее эффективное формирование.

Воспитание, по утверждению В.А. Сухомлинского, «процесс длительный, сложный, протекающий под влиянием не только (и не столько) специально организованных взаимодействий педагогов и воспитанников, но зависящий от целого ряда других факторов, неповторимо переплетающихся на разных ступенях личностного развития» [7, с. 167]. Несомненно, к этим «факторам» относятся и педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков, понимаемые нами как внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом [1].

Учитывая многозначность понятия «нравственная ответственность», уточним, что в контексте данной работы нравственная ответственность рассматривается как интегративное качество личности, проявляющееся в различных формах контроля над своей деятельностью [3, с. 229]. При этом речь идет не только о выполнении нравственных норм и правил, своего долга, но и готовности анализировать свои действия.

Анализ структуры нравственной ответственности и содержательных характеристик ее компонентов позволяет рассматривать воспитание нравственной ответственности как целенаправленное формирование системы ответственных отношений, предоставление личности альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ней право выбора и поиска своего пути [3, с. 45].

Выбор для исследования именно подросткового возраста объясняется тем, что этот период является важным этапом в ста-

новлении личности. Как отмечал В.А. Су-хомлинский, «подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит явление; и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе это явление, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях» [5, с. 354].

Целям и особенностям воспитания нравственной ответственности в наибольшей степени отвечает дополнительное образование детей, деятельность подростков, осуществляемая ими в свободное от обязательных занятий время, «не регламентируемое расписанием и распорядком» [6, с. 32]. Следовательно, дополнительное образование детей - это совокупность условий в пространстве учебного заведения и вне его, в свободное от обязательных занятий время, в которых происходит формирование нравственной ответственности личности подростка [2].

Исходной точкой педагогического мировоззрения В.А. Сухомлинского была задача воспитания у подростка личного отношения к окружающей действительности, понимания своего долга и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. «Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собою стало стыдно, стыдно самому перед собою за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы» [5, с. 377].

При реализации модели воспитания нравственной ответственности у подростков

в дополнительном образовании детей мы опирались на известное положение системного анализа о том, что система не может функционировать и развиваться без существенных и необходимых педагогических условий. При этом мы отталкивались от мнения отечественных исследователей (Ю.К. Бабанский, Г.И. Вергелес, М.Е. Дуранов, Ю.П. Соколиков и другие), считающих, что успешность выделения педагогических условий зависит от четкости определения той конечной цели или результата, которые должны быть достигнуты.

Обосновывая педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей, мы опираемся на методологический опыт педагогического наследия В.А. Сухо-млинского и выделяем среди них те, которые сознательно создаются для воспитания рассматриваемого феномена и должны обеспечить его наиболее эффективное формирование и протекание, а именно:

• включение подростков как субъектов нравственной ответственности в социально значимую деятельность;

• организация субъектного опыта подростков на основе их самостоятельной, активной деятельности;

• высокий уровень профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.

Многолетние наблюдения над жизнью и работой школьных коллективов привели В.А. Сухомлинского к выводу о том, что «в подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что много фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и нравственного развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками» [5, с. 351352]. Поэтому В.А. Сухомлинский был сторонником ранней социализации ребенка: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за

материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями» [4, с. 187-188]. Следовательно, педагогические условия необходимы для того, чтобы нравственная ответственность стала качеством личности подростков, ибо только «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется, и обстоятельств жизнедеятельности субъектов способствуют ее успешности» [4, с.76].

Включение подростков как субъектов нравственной ответственности в социально значимую деятельность предполагает:

- усвоение знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения отношений человека в социуме, способах регулирования с другими людьми (познавательная функция нравственной ответственности);

- нравственные устремления в реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать деятельность (волевая функция нравственной ответственности);

- способность и готовность осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении (практическая функция нравственной ответственности).

Для успешной реализации данного условия следует:

- вооружить подростков знаниями о ценностях и нормах общества, допустимых и недопустимых социальных действиях, так как «соблюдение норм морали, утвердившихся в обществе, коллективе, норм и правил, нарушение которых осуждается общественным мнением и традициями, - одна из самых актуальных проблем воспитания нравственной ответственности»; только «чувствуя ответственность перед собою, человек острее понимает, переживает нормы и правила, которые ставит перед ним коллектив, общество» [5, с.377];

- приучить подростков к тому, что они «не только потребители и ценители богатств, созданных человечеством, но и творцы новых ценностей, которые в той или иной форме отдаются обществу, приносят пользу людям» [6, с.13];

- сформировать положительное отношение подростков к нравственно ответственно-

му поведению, добиться осознания ими сущности предъявляемых требований. По словам В.А. Сухомлинского, «необходимы добрые, благородные поступки, которые не должны мыслиться и переживаться ребенком как заслуга или право на какие-то особые блага и радости» [5, с. 378];

- создать условия для приобретения подростками опыта ответственного поведения в рамках социально значимой деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «деятельность подростков надо организовать так, чтобы она развивала и воспитывала у них общественную активность и ответственность за порученное дело» [4, с. 303], «чтобы каждый питомец... умел возлагать на себя труд ответственности, бремя долга за жизнь, здоровье, душевный покой, благополучие других людей.» [4, с. 94].

В.А. Сухомлинский отмечал, что лучший путь воспитания ответственности человека — это предоставление ему этой ответственности: «Я стремился к тому, чтобы отношения ребенка с другими людьми и дома, и в школе строились на долге и ответственности. Осмысление и переживание ребенком своего долга перед матерью, отцом, учителем - именно с этого должно начинаться познание ребенком мира человека» [5, с. 363].

В системе воспитания нравственной ответственности В.А. Сухомлинский использовал важную форму - этические беседы, побуждающие подростков к ответственным поступкам, «моральной красоте» [8]. Отсюда следует второе условие воспитания нравственной ответственности как интегративного качества личности у подростков в дополнительном образовании детей - организация опыта ответственного поведения подростков на основе их свободной, самостоятельной деятельности.

В силу того, что воспитание нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании невозможно без предоставления им возможности самостоятельной деятельности, следует учитывать ряд положений:

- признание самостоятельной деятельности на основе практического освоения личностью общественных норм и задач, осоз-

нание ответственности и накопление опыта ответственного поведения;

- осуществление целостного воздействия на мотивационно-стимулирующий, содержательно-операционный, ценностно-рефлексивный компоненты нравственной ответственности личности подростков.

Важно так строить воспитательный процесс, чтобы педагог дополнительного образования руководил деятельностью подростка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального становления. Воспитание нравственной ответственности у подростков представляет собой не подгонку под определенный стандарт: в результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации подростков на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Свободная, самостоятельная деятельность подростков как условие воспитания у них нравственной ответственности должна отвечать следующим требованиям:

- должна характеризоваться широтой, разнообразием, вариативностью, завершенностью, возможностью для подростков увидеть результаты своего труда, пережить чувство успеха;

- должна носить систематический, творческий, последовательный, самостоятельный характер, чтобы подросток знал «как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы» [5, с. 405];

- привлекательна по эмоциональной окрашенности и степени сложности - «чтобы дать эмоциональную оценку собственному поступку, человек должен напрячь силу воли» [5, с. 570];

- «проникнута духом заботы о человеке», чуткости «к внутреннему миру других людей» [5, с. 433];

- должна быть социально и личностно значимой, стать «потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение» [5, с. 381].

Целесообразно заметить, что вовлечение в деятельность не всегда означает предоставление ответственности подростку, это связано с тем, что мерой нравственной ответственности является степень предоставленной свободы. Свобода и ответственность неразделимы, а значит, предоставление свободы является одним из условий нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей. Необходимо осознавать, что его свобода состоит в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность. По утверждению В.А. Сухомлинс-кого, «.трудность воспитания в подростковом возрасте состоит как раз в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя как частицу коллектива, общества, народа» [5, с. 356].

Субъектный опыт позволяет пробовать делать то, что считает нужным подросток, оценивать результат своих действий и брать за них ответственность, испытывать себя и разрешать свои проблемы. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «видение мира у подростка - единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем, мимо которого проходим невозмутимо» [5, с. 356]. Субъект нравственной ответственности, оказавшись в сложной ситуации, сам должен ее осознать, выбрать цель и направление собственных действий, сам принять решения об их изменении или коррекции, сам их реализовывать, оценивать происшедшее и осознанно относиться к оценке других.

Педагогическое условие - организация опыта ответственного поведения подростков на основе их самостоятельной деятельности - опирается на вывод В.А. Сухомлинс-кого о том, что осознание ответственности выше у тех подростков, которые имеют самостоятельный участок работы. Это обстоятельство объясняется феноменом диффузии

(проникновения) ответственности при коллективном выполнении какой-либо деятельности. В процессе самоуправления в клубе по интересам или любительском объединении каждый подросток участвует наравне со всеми в принятии решений, а затем становится равноправным (равно ответственным) участником их реализации. Следовательно, самостоятельное принятие решений относительно жизни коллектива, воплощение их в жизнь, а также оценка результатов проведенной деятельности должны способствовать воспитанию нравственной ответственности у подростков.

Особенности формирования нравственной ответственности у подростков определяются в первую очередь стремлением к самостоятельности, формированием самосознания, самооценки, следовательно, стремлением к самоутверждению, самовоспитанию, воспитанию воли, самоопределением (см. рис. 1).

Возникновение представлений о себе как «не о ребенке» В.А. Сухомлинский называл «чувством зрелости», - стремлением к самостоятельности, свободе, независимости от мира взрослых, с одной стороны, и столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих, с другой стороны. «Зрелость -это духовная устремленность в будущее, способность задумываться над тем, каким я буду завтра» [4, с. 96]. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной зрелости. Эта ситуация сильно воздействует на эмоциональную сферу подростка, в которой еще сохраняется значительная неуверенность относительно правильности выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не нашли адекватных способов выражения или точек приложения. В.А. Сухомлинский утверждает, что воспитание ответственности у подростков необходимо вести корректно и важным условием эффективного формирования ответственности в этом возрасте является предоставление им самостоятельно, как взрослым, принимать решения.

Третьим условием воспитания нравственной ответственности у подростков яв-

Рисунок 1. Подросток как субъект формирования нравственной ответственности

ляется высокий уровень ответственности самого педагога дополнительного образования и компетенция: умение планировать свою педагогическую деятельность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности подростков как субъектов ответственности, их интересы и склонности. По утверждению В.А. Сухомлинского, воспитание подростка как субъекта ответственности с чувством собственного достоинства, «вытекающее из самой социальной основы нашего общества, является для личности как бы лучом, направленным в собственную душу. Нужно, чтобы он никогда не угасал. Это возлагает на воспитателя большую ответственность, требует от него исключительного мастерства в сфере человековедения» [5, с. 384].

Воспитательная работа педагога дополнительного образования и руководителя творческого коллектива при реализации цели воспитания нравственной ответственности у подростков заключается в глубоких знаниях физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей подростков, в умении проектировать личность вос-питуемого, «знать и применять самые разнообразные методы, формы и средства воз-

действия на его сознание, характер, поведение» [6, с. 9];

- на основе знания индивидуальных особенностей подростков, свойств коллектива устанавливать педагогически грамотные отношения с каждым отдельным воспитанником и с коллективом в целом; уметь поддержать инициативу подростков, устанавливать верные отношения с родителями, добиваясь взаимопонимания между семьей и учреждением дополнительного образования;

- создавать возможности для того, чтобы «одновременно с осознанием нравственных понятий осуществлять нравственное поведение воспитанников. Эти возможности кроются в самом укладе жизни коллектива, в том, что и с какой целью делают дети, в какие взаимоотношения вступают они друг с другом и взрослыми» [6, с. 10];

- входить в ответственные деловые контакты с администрацией учреждения дополнительного образования, устанавливать нормальные отношения с коллективом педагогов, оказывая помощь в процессе воспитания нравственной ответственности у подростков;

- организаторские умения и навыки педагога дополнительного образования: сознание значения коллектива в жизни каждого подростка, развитие и воспитание личности; педагогическая поддержка актива группы, с его помощью организующего детский коллектив, возглавляющего его; умение воспитать личность в коллективе и через коллектив.

К ориентационным умениям и навыкам педагога дополнительного образования относятся умения овладевать некоторыми приемами ораторского искусства;

- умение выразительно, логично, последовательно изложить свою мысль, убедить, уметь словом привлечь к себе, сделать своим сторонником;

- мобилизационные умения и навыки: саморегулятивное умение, психофизическое состояние готовности к педагогической деятельности;

- умение использовать свой внешний вид, жесты, мимику, технику речи, элементы

актерских и режиссерских умений, дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия в педагогических целях.

Рассматривая компетентность педагога дополнительного образования как условие воспитания нравственной ответственности у подростков, мы считаем необходимым выделить основные требования к его личности и стилю работы с подростками.

Стиль руководства - это типичная для руководителя (лидера) система приемов воздействия на подчиненных:

1. Авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение инициативы подростков и обсуждения принимаемых решений, руководитель единолично решает все вопросы, исходя из собственных установок, осуществляет жесткий контроль. «Самые хитроумные системы воспитания рассыпаются, как карточные домики, - предупреждал В.А. Сухомлинский, -если воспитатель стремится стать властителем души воспитанника, полагаясь только на свое моральное право повелевать, подчинять» [4, с. 580].

Данный стиль руководства приводит к развитию тормозной функции ответственности при полном подавлении побуждений, что в результате приводит к безответственности, безынициативности, несамостоятельности подростков, переложению ими ответственности на руководителя.

2. Анархичный (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства, педагог ограничивается формальным выполнением своих обязанностей, не берет на себя никакой ответственности и пытается свести круг своей деятельности до определенных границ. Такой стиль руководства способствует развитию инициативы, самостоятельности, способствует проявлению лидерских качеств у подростков, однако высока вероятность того, что эти качества примут отрицательную, асоциальную направленность вследствие неразвитости самоконтроля как функции ответственности. В.А. Сухомлинский предостерегал: «без целенаправленного педагогического руководства в коллективе будет... хаос» [4, с.

172]. Побочные эффекты данного стиля: рождает отчужденность, недоверие к взрослым, низкий уровень дисциплины. Таким образом, данный стиль не способствует воспитанию нравственной ответственности у подростков.

3. Демократический (коллегиальный) — коллегиальность, поощрение инициативы предполагает ответственность педагога перед коллективом, самоуправление подростков, адекватное возложение ответственности, максимальная демократичность во взаимоотношениях педагога и воспитанника, способность педагога к преодолению эгоцентризма личности, т. е. способность отстоять свою точку зрения, позицию в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позицией, отличной от его собственной. Руководитель с демократическим стилем управления старается осуществить индивидуальный подход в воспитании и руководстве, опирается на воспитанников, стремится вникнуть в проблемы подростков. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитание - «это умение разобраться во множестве самых сложных и как будто незаметных на первый взгляд зависимостей» [4, с. 56].

К недостаткам демократического стиля руководства относится сложность выдержать дистанцию в отношениях с подростками. Много времени тратится на обсуждение вопросов и принятие решения (этот отрицательный момент, однако, положительно сказывается на воспитании нравственной ответственности подростков: в процессе таких обсуждений подростки учатся планировать, моделировать последствия своих действий, принимать решения и т. д.).

Таким образом, опираясь на методологический опыт педагогического наследия В.А. Сухомлинского, мы выделяем следующие педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей:

• включение подростков как субъектов нравственной ответственности в социальнозначимую деятельность;

• организация субъектного опыта подро- • высокий уровень профессиональной

стков на основе их самостоятельной, актив- компетенции педагога дополнительного об-

ной деятельности; разования.

Список использованной литературы:

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград, 2001. - 237 с.

2. Ильязова, Л.М. Формирование культуры педагогической деятельности студента в рефлексивно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Ильязова. - Оренбург, 2005.- 23 с.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2005. - 448 с.

4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические произведения: В 5 т. - Т.1 / В.А. Сухомлинский - Киев: Рад. Школа, 1979. - 640 с.

5. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - Т.1 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,

1979. - 574 с.

6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - Т.2 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,

1980. - 384 с.

7. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 270 с.

8. Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 225 с.

Статья рекомендована к публикации 11.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.