Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся подростков'

Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1296
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ТЕРПИМОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахназарова Найда Сулеймановна

Декларированная свобода выбора нравственного поведения в социальных реформах общества и участившиеся случаи жестокости среди подростков в последнее время убеждают в актуальности поиска путей духовно-нравственного оздоровления отношений молодежи к жизни, другим людям. В данной статье показаны пути выявления нравственных приоритетов и условия формирования доброжелательных отношений в школьной среде. Специфичным для подростков в многонациональной среде доброжелательными отношениями определены: отзывчивость, милосердие, сострадание, сочувствие, самокритичность и справедливость. Для формирования у подростков этих отношений экспериментально обоснованно эффективность тренингов: «Добрые намерения», «Символы социальной практики», «Доброта внутри и вокруг нас», «Будем милосердны», «Учимся терпимости», «Учимся сочувствовать», «Как проявить сострадание», «Встреча в доме ребенка и пансионате для ветеранов». Обобщая результаты исследования, установлены закономерные связи между тренингом социальных намерений и доброжелательными отношениями подростков в многокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся подростков»

УДК 378.01

Шахназарова Наида Сулеймановна

Аспирант кафедры общей педагогики Дагестанского государственного университета, 4oh@mail.ru, Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ

Shahnazarova Naida Sulemanovna

The post-graduate student of Pedagogics Department of Daghestan State University, 4oh@mail.ru, Makhachkala

PEDAGOGIC CONDITIONS OF EDUCATION OF BENEVOLENT RELATIONS AMONG TEENAGERS

В последнее десятилетие российское общество сильно изменилось. Это обусловлено разрушением привычной политической и социальной системы государства, его экономики, ростом преступности, насилия, проявлений жестокости и эгоизма. В рыночных условиях изменились формы социокультурной ориентации людей, основания их мировоззренческого и нравственного выбора и привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную мораль, систему духовно-нравственных ценностей. Все это деструктивно влияет, в первую очередь, на сознание подростков.

Участившиеся случаи жестокости среди детей и подростков убеждают нас в актуальности поиска путей формирования доброжелательных отношений у молодежи к миру, толерантного отношения к людям. Именно поэтому в исследовании мы поставили следующие задачи: определение приоритетов в ценностях подростков, научение их пониманию смысла происходящих социальных событий и отношений, выявление собственных позиций учащихся в оценке жизненных событий. Мы предполагали, что их решение поможет научить молодежь человечности, состраданию, терпимости, доброте, как общественному регулятору поведения и отношений людей.

Свои поиски мы начали с ретроспективного анализа роли и функций доброжелательных отношений в детской среде.

Во все времена развития человечества менялись не только общественные ценности, но и понимание отдельных нравственных категорий. Так, например, в разные периоды общественной жизни представления о добродетельном человеке меняются под воздействием условий жизни. В первобытном обществе, когда не было социального неравенства, добрым считался тот, кто обладал такими качествами, как трудолюбие, мужество, смелость,

готовность прийти на помощь соплеменнику, смирение. Все эти качества были необходимыми для жизни в тех условиях.

В рабовладельческом обществе: рабовладельцы и рабы добродетель понимали по-разному из-за противоположности их существования, различия интересов, взглядов и чаяний. Среди рабовладельцев добродетельным считался тот, у кого были деньги, излишние материальные блага, власть и рабы. Рабы же считали добродетельными качествами - трудолюбие, покорность, честность.

В эпоху же средневековья важнейшими добродетелями были провозглашены вера, надежда, любовь: вера в бога, надежда на его милость, любовь к богу. Все это должно было сопровождаться отказом от мирских благ, земных радостей в пользу загробной жизни. Если эпикурейская этика утверждала в качестве добра уход от страданий, то в христианстве - только тот удостаивался прощения в загробной жизни, кто перенесет как можно больше страданий за людей. Добродетель в христианском понимании - это состояние души, а не определенное «доброе» действие.

Ислам также пропагандирует доброжелательное отношение к окружающим. Один из Хадисов от Джарира гласит: «Кто лишен доброты (доброжелательности) тот лишен (тот лишает себя) блага». Великий имам аль-Газали говорил, что во многих хадисах подчеркивается важность такого качества, как доброта. Совершенный человек тот, кто своей проницательностью (отключив эмоции и сдув напыщенность) сможет отличить, где полезнее проявить доброту и мягкость, а где - строгость, напористость и принципиальность.

Единство понимания и представления сущности добродетельности сложилось в социалистическом обществе, когда процесс нравственного воспитания был подчинен строго определенной системе норм коммунистической идеологии, через призму которой проходили буквально все стороны общественной жизни людей. В сущность понятия добродетельности были заложены качества, способствующие миропониманию и сближению людей. Трудолюбие, честность, справедливость, ответственность, скромность, любовь и уважение к человеку труда, чувство собственного достоинства, товарищества, совесть и моральный долг были приняты реальными нравственными ценностями.

Анализ различных позиций в оценке добродетелей показал нам, что все они имеют нравственное значение и определяются нормами, принятыми в данном обществе в данное время. Доброта, отзывчивость, чуткость всегда высоко ценились людьми и остаются непреходящими нравственными ценностями.

Но в современном российском обществе происходит переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения.

В настоящее время, в период быстрых социальных изменений педагоги столкнулись со сложной проблемой как лучше всего подготовить детей к жизни в быстроменяющемся мире. Педагоги пытаются понять, какие качества нужно прививать ребенку? Какие умения и способности будут нужны ему завтра?

Как известно, доброжелательные отношения характеризуются, с одной стороны, активными действиями (оказание помощи), а с другой стороны, терпимостью (непричинение зла). Для того чтобы научить и направить детей на совершение активной доброты, нам нужно было выявить их отношение к доброжелательности. Для этого мы разработали тест, позволяющий выявить характер и уровни доброжелательных отношений подростков.

В тест мы включили пять непреходящих нравственных ценностей, лежащих в основе доброжелательности: отзывчивость, милосердие, сострадание, самокритичность (самоанализ, анализ своего поведения, своих поступков), справедливость. Тест состоял из двадцати полуоткрытых вопросов, каждый из которых имел три варианта возможных ответов, а респондент мог выбрать тот, который ближе к своему пониманию. Параметры задавались отношением к себе, к родным, к окружающим (посторонним) людям, к сверстникам (друзьям).

Составленный таким образом тест был проведен в трех средних образовательных учреждениях города Махачкалы Республики Дагестан (средняя школа № 28, инновационное образовательное учреждение - гимназия № 52 и школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 4) с охватом 150 подростков (по 50 учащихся из каждого учебного заведения).

Количественный анализ результатов первого этапа тестирования показал, что степень доброжелательности подростков к себе и родным людям не достаточно высок, к сверстникам их отношение снисходительно, к посторонним людям наблюдается безразличие, и даже наблюдается агрессия.

Анализ материалов тестирования показывает, что в представлениях подростков основные непреходящие нравственные ценности имеют не очень высокий статус. Так отзывчивость считают важным для человека качеством - 59,9% опрошенных, милосердие - 58,6% подростков, сострадание - 63,9%, самокритичность присуща 53,8% респондентов, справедливость важна 61,1% школьников.

Следующей нашей задачей было помочь подросткам понять значение и способность проявить доброжелательность через отдельные компоненты: «доброта», «отзывчивость», «милосердие», «справедливость», «терпимость», «сострадание» и др. Для осуществления поставленных задач мы применяли такие формы работы с классом, как диспуты, круглый стол, беседы на этические темы, ролевые и деловые игры, тренинги, внеклассные мероприятия. Нами был разработан цикл классных часов и внеклассных мероприятий. В него мы включили мероприятия и классные часы на темы:

«Самокритичность и самовоспитание» - в ходе диспута дали определение понятиям «самокритичность» и «самовоспитание», познакомили детей с приемами самовоспитания;

«Как стать добрым по-настоящему» - ребятам было предложено обсудить сложные жизненные ситуации, опубликованные в периодической печати, для того чтобы развить в детях умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

«Учимся терпимости» - беседа о толерантности, с целью формирования толерантного отношения, умения находить компромисс в конфликтных ситуациях, умения решать споры;

«Доброта в нас и вокруг нас» - чтение сказок «Самое прекрасное сердце», «Мешочек с гвоздями», «Дети двух матерей» и др. обсуждение их с классом;

«Будем милосердны» - беседа с классом о милосердии, обсуждение категорий людей нуждающихся в милосердии, о тех кто просит милостыню, кому стоит ее давать, дети высказывали свое мнение о том, что заставило их выйти на улицу с протянутой рукой, знакомство с такой категорией просящих, как «профессиональные попрошайки»;

«Твори добро» - диспут на тему о том, нужна ли доброта, доброта в различных профессиях, как стать по-настоящему добрым, различие понятий «добрый» и «добренький»;

«Отзывчивость» - внеклассное мероприятие, которое предполагает посещение детьми «Дома ребенка». До похода в Дом ребенка с подростками была проведена беседа о сиротстве в целом, о социальных сиротах, о том, как надо себя вести с детьми-сиротами, о полезной и вредной помощи и т. д.;

«Сострадание» - посещение пансионата для ветеранов «Забота», и общение детей с жителями пансионата. В процессе этих мероприятий создавали ситуации сопереживания, через психические процессы восприятия добра, формировали правильный нравственный выбор у подростка.

В течение 2008-2010 гг. нами проводилась апробация разработанных мероприятий в трех образовательных учреждениях г. Махачкалы в восьми экспериментальных классах.

Совместный просмотр и обсуждение фильмов, имеющих глубокий нравственный смысл, посещение социальных учреждений и общение с людьми со сложными судьбами, беседы на различные темы актуальные для подросткового возраста - все это положительно сказывается на эмоциональном отношении подростков к окружающим и на более глубокое осмысление и анализ своего поведения, смысла жизни.

Мы старались передавать учащимся знания о нравственных ценностях и развивали желание действовать в реальных жизненных ситуациях, сообразно полученным в ходе бесед знаниям. Воспитывали интерес у каждого ученика к самому себе, желание познать себя и самосовершенствоваться, формировали позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа. Старались развивать и укреплять стремление подростков активно участвовать в жизни коллектива, формировали чувство гордости за свой коллектив.

После проделанной работы, мы повторно провели анкетирование и получили следующие результаты: отзывчивость, как необходимое качество для человека отметили 74,9% подростков, милосердие - 66,6% учащихся, сострадание - 72,7%, самокритичность - 63,3%, справедливость - 61,1% из общего числа респондентов. Более наглядно произошедшие новообразования в отношениях подростков к добру видны На рисунке.

□ до эксперимента ■ после эксперимента

Качественный анализ результатов эксперимента позволил проследить конкретные новообразования в нравственных ценностях подростков. После этого было проведено повторное анкетирование (май 2010 года), которое выявило следующую тенденцию. По всем показателям нашего исследования наблюдаются положительные сдвиги. Так, например число отзывчивых подростков к себе в экспериментальных классах увеличилось с 54,6% до 66,6%; в отношении родных и близких активную отзывчивость проявят уже 63,3%, а 80,6%, в отношении своих сверстников отзывчивость проявят 72,6%.

Результат, полученный нами о милосердии показывает, что количество подростков, которые станут применять к себе самонаказание, если в ходе самоанализа почувствуют себя виноватыми, увеличилось с 34,6% до 49,3%. Милосердие в отношении своих близких на первом этапе исследования проявили бы 82% опрошенных подростков, после проведенной работы их количество возросло до 85,3%. К окружающим, но не близким людям свое милосердие проявят уже не 48,6%, а 52% из числа опрошенных.

Сострадание к себе на первом этапе исследования проявили только 8% респондентов, остальные старались не давать выхода эмоциям, после совместной работы количество их увеличилось до 38,6%, это значит, что подростки стали глубже сознавать проблемы, анализировать их, переживать. Сострадание к родителям на первом этапе проявили 80,6% респондентов, после их количество увеличилось на 2% и достигло 82,6%.

Наблюдается также и снижение показателей по некоторым признакам доброжелательности. Один из них это сострадание в отношении сверстников, если во время первого тестирования сострадание к однокласснику проявили бы 86% опрошенных, то ко второму тестированию их число снизилось до 84,6%, однако, если у товарища в семье несчастье, поддержат его 85,3% опрошенных, и этот показатель радует, учитывая, что на первом этапе исследования, так поступили бы 81,3%.

Самоанализ своих поступков из опрошенных подростков ежедневно проводят 51,3%, хотя на первом этапе исследования такой ответ дали 20,6%, а большинство лишь от случая к случаю. Радует то, что после проведенной работы процентное соотношение подростков, которые прислушаются к замечаниям старших, увеличилось с 68,6% до 72,6%. Показатель, который

остался неизменным (45,3%) на обоих этапах исследования - анализ своих поступков в отношении со сверстниками (от случая к случаю).

Если справедливость в отношении себя на первом этапе мы выявили у 28% опрошенных, то уже ко второму этапу их число возросло до 40,6%. К поступкам родных людей отношения подростков остались неизменными на обоих этапах исследования, терпеливо и спокойно укажут на их ошибки 68,6%. За справедливое отношение в отношении сверстников активно вступятся 69,3, хотя на первом этапе исследования только 32,6% открыто возразили бы несправедливости, а 33,3% посочувствовали, но промолчали бы - этот показатель также значительно снизился на втором этапе исследования. Справедливость в отношении близких повысилась с 52,6% до 66% - это число тех подростков, которые выскажут свою позицию другу отдельно, в случае несогласия с ним, но публично не перестанут его поддерживать.

Сравнительный анализ результатов тестирования, проведенного в начале и конце эксперимента, дал нам возможность проследить динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения и сделать вывод о том, что разработанные нами материалы классных часов и внеклассных мероприятий оказывают положительное воздействие на формирование доброжелательности подростков. Что и следовало ожидать, ведь именно в ходе учебно-воспитательной деятельности формируется нравственность ребенка, приобретаются знания школьников о нравственных нормах, накапливается опыт общения. Поэтому трудно переоценить роль этических бесед и того воздействия, которое они оказывают на подростка.

Знания школьников о нравственных нормах формируются из жизненных наблюдений и нередко бывают разрозненными и неполными, в силу того, что различные институты их жизни предъявляют к ним разные требования, а очень часто и противоречащие друг другу. Поэтому требуется проводить специальную работу по коррекции их социального поведения. Проведение подобных мероприятий способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников правильных представлений о нравственных категориях, интереса к нравственным проблемам общества, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Обобщая результаты исследования формирования доброжелательных отношений среди подростков можно определить:

1. Выявление характера отношений подростков к доброжелательности в понимании других людей.

2. Подготовка учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, психологов и руководителей школы методикам формирования доброжелательных отношений учащихся.

3. Осознание самими учащимися необходимости доброжелательных отношений с близкими, одноклассниками, с другими людьми.

4. Создание доброжелательного социально-психологического климата в школьном коллективе.

5. Сотрудничество и дружба школы и семьи с социальными учреждениями (детскими домами, реабилитационными центрами, домами инвалидов и престарелых и т. д.), контингент которых особенно нуждается в человеческом теплом и заботливом отношении.

Очень важно, чтобы все эти условия были комплексно и разумно реализованы в педагогической деятельности образовательных учреждений. Педагог должен помочь подростку в осознании и понимании этических норм поведения в обществе, формированию доброжелательного отношения к окружающим. И это возможно, если педагог относится к своей работе не формально, творчески, ответственно, а приоритетом ставит воспитание нравственной личности и использует все возможные приёмы, методы и средства для формирования такой личности. Только при гармонизации социальной среды, готовности педагогов к формированию доброжелательных отношений среди воспитанников и благоприятном воздействии на детей микро и макро среды, возможно успешное воспитание доброжелательности среди учащихся.

Библиографический список

1. Гинецинский, В. И. Исторические типы образования [Текст] / Гинецинский В. И. // Знание как категория педагогики. - Л.: Йзд-во Ленинградского университета, 1989.-С. 96-136.

2. Хаджиалиев, К. И. Роль религиозных ценностей в воспитании у учащейся молодежи веротерпимости и лояльного отношения к инакомыслию в поликультур-ных образовательных системах [Текст] / К. И. Хаджиалиев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 10. - С. 117-124.

3. Абу-Хамид аль Газали. Весы деяний [Текст]: М.: Ансар, 2004. - 216 с.

4. Нюдюрмагомедов, А. Н. Этническая идентификация как базовая ценность учащихся в национально ориентированном образовании [Текст] / А. Н. Нюдюрмагомедов, М. А. Савзиханова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 10.-С. 161-169.

5. Нурмагомедова, Р. М., Нюдюрмагомедов, А. Н. Традиции и тенденции развития национальных систем педагогического образования [Текст] / Р. М. Нурмагомедова, А. Н. Нюдюрмагомедов // Сибирский педагогический журнал. - 2010 -№9.-С. 135-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.