Научная статья на тему 'Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования'

Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ДИАЛОГ / LITERARY EDUCATION / AXIOLOGY / AXIOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / VALUE / SENSE / REFLECTION / DIALOGUE / VALUE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Нина Павловна

Аксиологический подход – один из ведущих в современной педагогике. В статье представлены педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of the Pupils’ Value Self-Determination in the Process of Literary Education

Axiological approach is one of the topical problems in modern pedagogy. Pedagogical environmental complex of the pupils’ value self-determination in the process of literary education is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования»

УДК 372.882 ББК 74.268.3

Терентьева Нина Павловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terentieva Nina Pavlovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования Pedagogical Environmental Complex of the Pupils’ Value Self-Determination in

the Process of Literary Education

Аксиологический подход - один из ведущих в современной педагогике. В статье представлены педагогические условия ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования.

Axiological approach is one of the topical problems in modern pedagogy. Pedagogical environmental complex of the pupils’ value self-determination in the process of literary education is presented in the article.

Ключевые слова: литературное образование, аксиология,

аксиологический подход, педагогические условия, ценность, смысл, ценностное самоопределение, рефлексия, диалог.

Key words: literary education, axiology, axiological approach, pedagogical environmental complex, value, sense, reflection, dialogue, value self-determination.

Вопрос о создании условий для полноценного и эффективного образования, реализации сущностных сил развития и становления личности -один из краеугольных в дидактике. Условия входят в содержательнопроцессуальный блок системы образования. Особая значимость данного фактора ценностного самоопределения учащихся в процессе литературного образования определяется тем, что речь идет о сфере отношения.

Соотнесенность процесса ценностного самоопределения личности с положениями системно-синергетического подхода, современными образовательными парадигмами, в частности идеями культуросообразной школы, смысловой педагогики, педагогической аксиологии, концепции

личностно развивающего образования, а также психологическими исследованиями понимания и смыслообразования позволяет конкретизировать педагогические условия эффективного осуществления ценностного самоопределения учащихся при освоении культурных ценностей в процессе литературного образования.

Условия ценностного самоопределения учащихся в литературном образовании определяются его целями, принципами, пониманием сущности образования как процесса овладения культурой, мотивированного и стимулируемого поиском личных смыслов и ценностей, культурного саморазвития, с одной стороны, и психологическим механизмом ценностного самоопределения, характером деятельности учащихся, с другой.

Обозначим педагогические условия.

Постановка ученика в позицию субъекта своего образования.

Первостепенность этого условия определяется одной из важнейших аксиологических аксиом: «ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить» (В. Франкл). Речь идет о субъектной, личностной активности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который ее производит; работая над ним, он определяет не только его, но и себя» [3 с. 106]. Ученик в литературном образовании выступает как субъект культуры, активный деятель, носитель субъектного жизненного опыта, мировосприятия и мироотношения. Субъектная позиция позволяет ученику, проявляя свое отношение к миру и самому себе, оценивая явления искусства и собственный жизненный опыт, обрести «живое знание», открыв личностные смыслы и ценности. Благодаря субъектной позиции ученика-читателя возможно изменение, становление смысловых структур личности, образа обучающегося: постижению картины мира, ценностных основ жизни

сопутствуют самопознание, саморазвитие, самовоспитание, ценностное самоопределение.

Наличие со-бытийной общности, связующей участников культурного

диалога в литературном образовании

189

Для самоопределения ученика в ценностях и смыслах культуры значима, с одной стороны, его субъектная позиция, с другой - связь с другими людьми, обращенность к другому как другодоминантность (М.М. Бахтин), «сопринадлежность» я и другого (С.Л. Рубинштейн), со-бытийность - «бытие-с-другими» (М. Хайдеггер). Литературное образование по природе своей предполагает ориентацию ученика на другого, со-бытийность. Другой - это и писатель как неповторимая личность, собеседник, автор и герои литературного произведения, и учитель, и одноклассники. Их объединяет со-бытие. Событийность предполагает понимание, постижение личности другого, «переживание» художественной реальности, «проживание» аксиологических ситуаций представленных в художественном тексте, возникших на уроке литературы.

Приоритет смыслообразования в процессе обучения литературе

Одно из проявлений гуманитарного мышления - его ориентации на смысл. Поскольку понятие «смысл» является основополагающим в определении понятия «ценность», очевидно, что смыслообразование становится условием включения учащихся в ценностно-ориентированное литературное образование, поскольку «смыслу не учат, смысл воспитывается» [2 с. 286]. Можно говорить о содержательной многоплановости понятия «смыслообразование» в данном контексте. Это и мотивация чтения, изучения литературы, и постижение авторских смыслов текстов культуры в познавательной и читательской деятельности, и рождение, актуализация личностных смыслов в процессе интерпретации произведения, его оценки, и обогащение индивидуальной смысловой сферы участников педагогического взаимодействия, и трансформация смыслов в личностные ценности, их реализация в жизненной практике учащихся.

Рассмотрение диалога и полилога как основных методов представления ценностей.

Ценностное самоопределение, будучи проявлением самосознания личности, диалогично по своей сути. Освоение текстов культуры, литературы предполагает эстетически осмысленную встречу «двух сознаний»: погружение

190

«внешнего слова» - внутрь сознания, превращение внешнего диалога - в диалог самосознания, или, точнее, - в самосознание как микродиалог» [1]. Диалог в трактовке Бахтина предполагает понимание другого, общение с другим, общение с самим собой.

Следовательно, «включение» механизмов ценностного самоопределения учащихся при освоении литературы в школе возможно при условии предъявления им текстов культуры, актуализации их смыслов и методической «инструментовки», организации эстетически осмысленной встречи сознаний (я и другой, я и ты), диалога ученика и писателя, других культурных собеседников и участников диалога (педагога, одноклассников, родителей), а также автокоммуникации - внутреннего диалога с самим собой. В условиях школьного литературного образования диалог может предстать и как полилог.

Организация творческой деятельности учащихся.

Творчество (или творческая деятельность) в широком смысле - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Самоопределение в ценностях и смыслах - акт творческий по своей природе. Осмысление и переосмысление текстов культуры, их интерпретация учащимися, проявляющая отношение к явлениям искусства, их оценку, - это уникальный сам по себе творческий процесс. При этом следует принять во внимание еще и наличный жизненный опыт школьника, происходящие с ним изменения. «В творчестве созидается и сам творец. ... Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его (мир - Н.Т.) и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое», - писал В.Франкл [5]. Творческая продуктивность, характеризующая литературное образование, становится пространством самовыражения, ценностного самоопределения, самоосуществления личности.

Развитие рефлексивной позиции учащихся

В психологии признано, что организация творческого мышления и саморазвития личности имеет в своей основе рефлексивные механизмы. Будучи

191

компонентом творческого мышления, рефлексия реализует его личностную обусловленность: «переосмысление человеком в процессе мышления

интеллектуальных содержаний (т. е. образов предметной ситуации, задачи) и личностных содержаний (т. е. образов личности, с которыми отождествляет себя «я» во время переживания конфликта) является механизмом их изменения и, следовательно, порождения психических новообразований в проблемноконфликтных ситуациях» [4, с. 38].

Рефлексивность как непременный акт ценностного самоопределения личности проявляется в способности «отдавать себе отчет о самом себе» (В.И. Слободчиков), то есть в способности к интроспекции, самопознанию, самооценке, саморегуляции.

«Включение» рефлексивных механизмов в процесс литературного образования позволяет сделать его личностно значимым. «Развитие личностной рефлексии возможно только через «вторжение» во внутренний мир субъекта» [4, с. 39]. Активизация личностной рефлексии лежит в основе формирования мотивации чтения и изучения литературы, проявляется в актуализации встречи с писателями, анализа и интерпретации их творчества в соотнесенности с личностью читателя-школьника, с его оценками. Эти процессы в условиях литературного образования нуждаются в адекватной методической поддержке -«культивировании рефлексии».

Возможность личностного выбора учащимися содержания и способов деятельности

Поскольку самоопределение понимается как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения человеком внутренней свободы, то очевидна значимость выделения возможности выбора как проявления и утверждения индивидуальной, личностной позиции в литературном образовании. Это касается конкретизации личностной мотивации, целеполагания при изучении литературы, выбора образовательной траектории, способов учебной деятельности (заданий, форм их интерпретации),

оценки явлений искусства, форм творческого самовыражения. Возможность личностного выбора - важнейшее условие самоорганизации личности.

Наличие ценностно-развивающей образовательной среды.

Образовательная среда определяется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Литературное образование следует рассматривать как один из ее сегментов. Направленность литературного образования на открытие учащимися ценностей и смыслов культуры и самоопределение в них дает основание видеть в наличии ценностно-развивающей образовательной среды одно из условий достижения означенных целей. Ценностная опосредованность характеризует все элементы образовательной среды со свойственной ей целостностью.

Литературное образование потенциально аккумулирует широкое поле культурных смыслов и ценностей, возможность их «проживания», «переживания» в творческой деятельности, актуализации в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса. Среда, будучи зоной непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, предполагает включение механизмов внутренней активности обучаемого в культурной коммуникации - его взаимодействии с другими элементами среды. Ценностно-развивающая среда в литературном образовании ориентирована на индивидуализацию обучения и воспитания, выбор и реализацию образовательных технологий, методов и приемов, способствующих «раскристаллизации» смыслов культуры, стимулирующих смыслопорождение и оценку, вариативность возможностей творческой самореализации и самоактуализации читателей-школьников как на уроке литературы, так и во внеклассном чтении, внеурочной деятельности, в том числе проектной. Речь идет о многоаспектности, насыщенности среды образовательными ресурсами.

Этой среде присущи особая духовная атмосфера размышлений о том, «что есть красота», поиска ответов на «последние вопросы», утоления

«духовной жажды», а также открытость - обращенность, с одной стороны, в широкий социокультурный контекст, с другой стороны, в мир личности.

Реализация педагогики поддержки как способа ценностноориентационного управления литературным образованием

Педагог - посредник между учеником и культурой, способный помочь ему в овладении культурой, самоопределении в ценностях, личностном становлении и развитии. Учитель создает условия, побуждающие учащихся к самоопределению в целях чтения, изучения литературы, к смыслопорождению, активной интеллектуальной и творческой рефлексии в процессе интерпретации текста. Педагогическое взаимодействие осуществляется через отношения равенства и взаимопонимания, сотрудничества и взаимного доверия, отмеченные духовно-эмоциональной открытостью, сопричастностью учителя переживаниям и поискам учащихся, заинтересованностью в совместном движении к смыслам и ценностям культуры. В этом случае можно говорить об образовании как «самодостраивании личности в общении» (С.В. Кульневич).

Все названные условия взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, характеризуя целостный гуманитарный контекст - «диалогическое движение понимания» (М.М. Бахтин).

Библиографический список

1. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму) [Электронный ресурс] / B.C. Библер. - М.: Гнозис, 1991. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/bibler mihail/01.aspx

2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические сочинения: в 2-х т. Т 2. [Текст] / A.H. Леонтьев. - М., 1983. - 320 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - N 4. - С. 101 - 108.

4. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 31-40.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс] / В. Франкл. - Режим доступа: http://proctol ogy. narod.ru

Bibliography

1. Bibler, V.S. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, Or Poetics of Culture (On the Road to a Humanitarian Reason) [Electronic Resource] / V.S. Bibler. - M.: Gnozis, 1991. - Access Mode: http://sbiblio.com/biblio/archive/bibler mihail/01.aspx

2. Frankl, V. Man's Search for Meaning [Electronic Resource] / V. Frankl. - Access Mode: http://proctology .narod.ru

3. Leontiev, A.N. Selected Psychological Works: In 2 V. V. 2. [Text] / A.N. Leontiev.- M., 1983. - 320 p.

4. Rubinshtein, S.L. The Principle of Creative Self_(By the Philosophical Foundations of Modern Pedagogy) [Text] / S. L. Rubinshtein // Questions of Psychology. - 1986. - №4. - P. 101 - 108.

5. Stepanov, S.Yu. Psychology of Reflection: Issues and Research [Text] / S.Yu. Stepanov, I.N. Semenov // Questions of Psychology. - 1985. - №3. - P. 31 - 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.