Научная статья на тему 'Педагогические условия создания воспитательной системы школы'

Педагогические условия создания воспитательной системы школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION / EDUCATIONAL SCHOOL SYSTEM / TEACHING ACTIVITIES / STUDENT'S PERSONALITY / HUMANISTIC ENVIRONMENT OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М., Пешхоева А.И.

В статье описаны педагогические условия воспитательной системы школы на примере Президентского лицея г. Грозного. Школа является разновозрастным объединением и состоит из членов разных социальных групп педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума. Объединения такого типа, как правило, обладают значительным воспитательным потенциалом. Создаётся естественная и одновременно благоприятная ситуация для развития личности ребёнка. Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообразности, научности, сотворчества. Авторы приходят к выводу, что для достижения воспитательных эффектов очень важно правильно определить цели на основе базовых национальных ценностей с учётом возрастных особенностей детей: организовать воспитательный процесс не как совокупность мероприятий, а как целостную систему жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; реализовать духовно-нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях с учетом своеобразия национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATION OF THE EDUCATIONAL SCHOOL SYSTEM

The article describes pedagogical conditions of school education system with special reference to the President's Lyceum in Grozny. A school is a union of children of various ages and joins members of various social groups: teachers, students, parents, representatives of the surrounding society. Unification of this type usually has a considerable educational potential. It creates a natural and at the same time a favorable situation for the development of a child's personality. The educational process in the Lyceum is based on the principles of humanization, continuity, expediency, scientific, co-creation. The authors come to conclusion that for achievement of educational effects it is very important to define objectives on the basis of base national values, taking into account age peculiarities of children: to organize the educational process not as a set of activities but as a coherent system of activity of all subjects of educational process; implement a spiritual-moral education of students on human values, taking into account particulars of national culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия создания воспитательной системы школы»

7. Percinval F., Ellington A. Handbook of Educational Technology. London, 1984.

8. Арчибальд РС. Управление высокотехнологичными программами и проектами. Москва, 2002.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва, 2007.

10. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография. Санкт-Петербург, 2003.

11. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.

12. Новожилов В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных институтов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей: монография. Москва, 2012.

13. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Москва, 2003.

14. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Словарь космической философии. Москва, 2004.

15. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Москва, 2007.

16. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Москва, 1993.

References

1. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki: proshloe i nastoyaschee. Pedagogika. 2002; 1.

2. Ermishyan A.G. Teoriya imetodologiya - osnova nauchno-metodicheskogo obespecheniya mezhdisciplinarnyh svyazej v vysshem uchebnom zavedenii. Nauchno-metodicheskoe obespechenie realizacii mezhdisciplinarnyh svyazej v vysshem voennom uchebnom zavedenii. Sankt-Peterburg: SPb VI VV MVD Rossii, 2011.

3. Yudin 'E.G. Sistemnyjpodhod iprincip deyatel'nosti. Moskva: «Nauka», 1978.

4. Metodologiya. Organizaciya. Terminologiya. Spravochnik. Moskva, 1986.

5. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1990.

6. Sovremennyj slovar'inostrannyh slov. Moskva, 1993.

7. Percinval F., Ellington A. Handbook of Educational Technology. London, 1984.

8. Archibal'd R.S. Upravlenie vysokotehnologichnymiprogrammami iproektami. Moskva, 2002.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva, 2007.

10. Berezhnova L.N. Poli'etnicheskaya obrazovatel'naya sreda: monografiya. Sankt-Peterburg, 2003.

11. Danilyuk A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 2000.

12. Novozhilov V.Yu. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa voennyh institutov vnutrennih vojsk MVD Rossii: integraciya mezhdisciplinarnyh svyazej: monografiya. Moskva, 2012.

13. Gershunskij B.S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika. Moskva, 2003.

14. Seklitova L.A., Strel'nikova L.L. Slovar'kosmicheskoj filosofii. Moskva, 2004.

15. Sovetov B.Ya., Yakovlev S.A. Modelirovanie sistem. Moskva, 2007.

16. Hajdegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 378

Abdurazakova D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

Peshhoeva A.I., postgraduate, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATION OF THE EDUCATIONAL SCHOOL SYSTEM. The article describes pedagogical conditions of school education system with special reference to the President's Lyceum in Grozny. A school is a union of children of various ages and joins members of various social groups: teachers, students, parents, representatives of the surrounding society. Unification of this type usually has a considerable educational potential. It creates a natural and at the same time a favorable situation for the development of a child's personality. The educational process in the Lyceum is based on the principles of humanization, continuity, expediency, scientific, co-creation. The authors come to conclusion that for achievement of educational effects it is very important to define objectives on the basis of base national values, taking into account age peculiarities of children: to organize the educational process not as a set of activities but as a coherent system of activity of all subjects of educational process; implement a spiritual-moral education of students on human values, taking into account particulars of national culture.

Key words: educational environment, education, educational school system, teaching activities, student's personality, humanistic environment of school.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

А.И. Пешхоева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

В статье описаны педагогические условия воспитательной системы школы на примере Президентского лицея г. Грозного. Школа является разновозрастным объединением и состоит из членов разных социальных групп - педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума. Объединения такого типа, как правило, обладают значительным воспитательным потенциалом. Создаётся естественная и одновременно благоприятная ситуация для развития личности ребёнка. Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообразности, научности, сотворчества. Авторы приходят к выводу, что для достижения воспитательных эффектов очень важно правильно определить цели на основе базовых национальных ценностей с учётом возрастных особенностей детей: организовать воспитательный процесс не как совокупность мероприятий, а как целостную систему жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; реализовать духовно-нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях с учетом своеобразия национальной культуры.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитание, воспитательная система школы, педагогическая деятельность, личность учащегося, гуманистическая среда школы.

В современных условиях государственная политика в области воспитания представляет собой совокупность ценностных установок, целей, задач воспитательной деятельности в стране. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года вопросы воспитания определены как приоритетные в образовании, при этом подчёркивается един-

ство воспитания и обучения: «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативно-

сти, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей» [1].

В Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

С целью достижения этих целей в школах педагогический коллектив стремится к реализации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся, используя инновационные методики и технологии воспитывающей деятельности.

Практика работы авторов в лицее показала что, для реализации целей воспитания нужно создать целостную воспитательную систему.

Анализ по проблеме исследований показал, что в современных условиях разработкой концепции воспитательных систем занимались В.А. Караковский, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. В их трудах определены и обоснованы сущность и структура понятия «воспитательная система школы», основные её характеристики, развитие, управление воспитательной системы, выявлены особенности взаимодействия воспитательной системы со средой (Д.М. Абдуразакова, Ю.С. Мануйпов).

В Концепции воспитания учащейся молодежи Л.И. Новикова подчеркнула, что смена парадигмы в системе образования предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося и заботой о развитии всех его сущностных сил.

В основе создания воспитательной системы школы лежат следующие идеи:

- личностный подход в воспитании; воспитание как управление формированием сознания, чувств и поведения как целостным процессом;

- единство воспитания, обучения и развития, как важнейшее условие формирования целостной личности;

- организация идейно и эмоционально насыщенной жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;

- гуманизация межличностных отношений; эстетическая организация среды; средовой подход в воспитании [2].

Эти идеи актуальны и для школ XXI века.

В своём исследовании мы определили основными условиями создания и развития воспитательной системы школы: гуманистическую образовательную среду школы; единство воспитания и обучения (интеграция урочной и внеурочной деятельности); воспитательный потенциал среды, в условиях которой функционирует школа.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под образовательной средой (или средой образования) понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].

В.А. Ясвин подчёркивает, что «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда».

Гуманизировать образовательную среду школы означает сбалансировать её и учесть интересы личности во всех её взаимосвязях; сохранение физического, психического и нравственного здоровья детей; создание условий для развития его способностей, удовлетворения и дальнейшего развития познавательных потребностей [3].

Следует отметить, что образовательная среда школы должна быть насыщенной во всех своих компонентах: пространственно-предметный компонент, позволяет организовать деятельность учащихся, даёт возможность попробовать себя в разных видах деятельности; психодидактический компонент образовательной среды предполагает наличие разнообразных учебных программ, особенно в вариативной части; социальный компонент, означающий возникновение отношений между субъектами образователь-

Библиографический список

ного процесса, в большей степени зависит от культуры общения педагогов. Его насыщение предполагает обучение учителей навыкам саморегуляции и умению выстраивать психологически комфортные отношения с учащимися и друг с другом [4].

Гуманистическая среда школы, как показали наши исследования в школах г. Грозного, предоставляет наибольшие возможности для развития личности, для раскрытия её потенциала.

Использовать и учитывать возможности среды в воспитании учащихся школ означает: принять во внимание свойство среды, или то, как и в чём посредствует она субъекту развития; что и как опосредует в развивающейся личности, детском коллективе, в школьной воспитательной системе; учитывать качества среды, от которых зависит её способность влиять на школьника; потенциальные возможности среды.

Использование возможностей среды в целенаправленном воспитании отличается существенно от их учета. Использовать среду в организации воспитательных влияний, значит превращать её в проводника, генератора управленческих команд, регулятора отношений, а использование среды в целенаправленном воздействии на школьника значит обращать её в средство этого воздействия. Как отмечает Ю.С. Мануйлов, средовой подход в воспитании - это учёт и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе.

Воспитательная система школы открыта среде, она взаимодействует со средой, осваивая ее и по возможности, включая её в среду своего влияния. Педагогизируя ближайший социум, расширяя воспитательное пространство, педагогический коллектив школы, вовлекая детей в различные виды деятельности, в том числе в КТД, создаёт условия для включения своих воспитанников в сферу социального взаимодействия.

Основное содержание воспитательной системы школы составляют коллективные творческие дела, праздники традиционные дела, основой которых является событийность. В процессе коллективных творческих для учащихся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность; происходит два важных процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

Основной целью педагогической деятельности в Президентском лицее г. Грозного является развитие духовно-нравственного мира ребёнка. Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообразности, научности, сотворчества. При построении воспитательного пространства педагогический коллектив лицея исходил из того, что у ребёнка в лицее формируются те ценности, которые в дальнейшем составляют основу успешной личности. Деятельность педагогов лицея направлена на создание воспитательной системы, в основе которой системообразующая идея развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Как средство для её реализации используются возможности коллективных творческих дел (КТД). Так в форме КТД в лицее был проведён Северо-Кавказский детский форум «Дети Кавказа за мир на Кавказе», в рамках которого проводили «круглый стол», «Кавказ наш общий дом», концерт национальных песен и танцев, КВН и др.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что наш опыт и анализ практики создания воспитательных систем показали, что для достижения воспитательных эффектов очень важно правильно определить цели на основе базовых национальных ценностей с учётом возрастных особенностей детей: организовать воспитательный процесс не как совокупность мероприятий, а как целостную систему жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; реализовать духовно-нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях с учетом своеобразия национальной культуры; учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его самобытность.

Таким образом, воспитание должно быть главным педагогическим приоритетом, а школа - гуманистической воспитательной системой. Только при этом условии школа будет существовать для ребёнка, личность развивающегося человека станет целью, средством, результатом и основным критерием работы школы.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2009.

2. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва 19 - 22 апреля 1998 г. Ответственный редактор Л.И. Новикова. Москва, 1998; Часть 1.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

4. Начаев М.П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС. Директор школы. 2014;7: 20 - 23.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Moskva, 2009.

2. Sovremennaya shkola: problemy gumanizacii otnoshenij uchitelej, uchaschihsya i roditelej. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva 19 - 22 aprelya 1998 g. Otvetstvennyj redaktor L.I. Novikova. Moskva, 1998; Chast' 1.

3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

4. Nachaev M.P. Novye akcenty vospitaniya v usloviyah realizacii FGOS. Direktorshkoly. 2014;7: 20 - 23.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Bagatyrova M.N., postgraduate, senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

FEATURES OF METHODS OF GAMES IN TEACHING STUDENTS. The paper describes how to use modern educational technologies in the educational process of higher education school. The work gives theoretical grounds to methods and basics of games that are used as teaching technologies. A game is a unique mechanism of accumulation and transfer of social experience - both practical and ethical - associated with certain rules and norms of behavior in different situations. The author concludes that the business game reveals the personal potential of a student: he can evaluate his own capabilities separately and in joint activity with other participants. The reality of situations in a game, mechanisms of a joint activity and communication and relationships bring the researchers closer to a method of business games in conditions of future professional activity.

Key words: business game, gaming technology, training methods, game, interactive learning , active learning, professional activities .

М.Н. Багатырова, аспирант, ст. преподав. каф. гражданского и уголовного права, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассмотрены вопросы использования в учебно-воспитательном процессе вуза современных образовательных технологий; в ней дано теоретическое обоснование сущности игровых методов и описаны возможности игровых технологий обучения. Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического, так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Автор делает вывод о том, что деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: он может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деловая игра, игровые технологии, методы обучения, игра, интерактивное обучение, активное обучение, профессиональная деятельность.

Появление в учебно-воспитательном процессе игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения студентов в процесс не только получения знаний, но и непосредственного их использования.

Игра как метод интерактивного обучения способствует решению следующих задач:

- сформировать мотивацию на обучение;

- оценить уровень подготовленности студентов;

- оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение;

- получить обучающимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

- активизировать самообразование студентов;

- формировать плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

- развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Практический опыт работы со студентами показал, что игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии - в зависимости от целей игры.

Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 3] позволяет выделить следующие виды обучающих игр:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- деловые игры (игры-имитации);

- ролевые игры (игры-драматизации);

- организационно-деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Охарактеризуем подробнее специфические возможности деловой игры. Деловая игра среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в учебном процессе вуза. Они представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.

Выделяют четыре основные формы деловых игр (табл. 1):

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «де-

Таблица 1

Формы проведения деловых игр

№ Формы деловых игр Их содержание

1. Тематические деловые игры связаны с определённой темой учебного плана

2. Сквозные деловые игры охватывают несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале

3. Предметные комплексы ДИ создаются в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях

4. Межпредметные комплексы ДИ, создаются в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.