А. Р. Уразова. Педагогические условия социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
УДК 373.2.016
© А. Р. Уразова
Педагогические условия социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
В статье рассматривается особенность и значимость дошкольного детства для дальнейшего развития каждого ребёнка, поднята проблема социально-личностного развития в свете модернизации системы образования. Автором обосновываются значение и роль социально-личностного развития в дошкольном возрасте. Представлено создание педагогических условий для эффективного социально-личностного развития ребенка: разработка индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
Ключевые слова: социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, дошкольное детство, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, индивидуализация образования, рефлексия, базовые компетенции педагога.
A. R. Urazova
Pedagogical conditions of social and personal development of the child of preschool age
In the article the feature and the importance of preschool childhood for further development of every child are considered, the problem of social and personal development has been raised in the light of modernization of system of education. The author substantiates the significance and role of social and personal development in preschool age. The creation of pedagogical conditions for effective social and personal development of the child is presented: the development of individual educational route of child development.
Keywords: social and personal development of preschool age children, preschool childhood, Federal state educational standard of preschool education, education individualization, reflection, teacher's basic competencies.
Ориентируясь на приоритеты, регламентированные современными нормативными документами (ФГОС ДО), на существующие нормы в обществе, педагогическое сообщество находится в поиске эффективных средств полноценного развития детей дошкольного возраста. Существует необходимость обновлять содержание, формы и методы работы с детьми в дошкольных образовательных организациях, создавать комфортные условия работы для разных видов детской деятельности и их личностного развития, качественно переосмыслить содержательную сторону условий социализации ребенка и формы, в которых она осуществляется.
Детство является важной ступенью в жизни каждого человека, именно в дошкольном возрасте формируются важные качества ребенка, необходимые для понимания себя, осмысления новых социальных связей, норм и правил поведения, что предполагает уже в дошкольном детстве необходимость целенаправленного развития системных качеств личности ребенка. Этап детства включает свои особенности, значимость и последствия в будущем. Многочисленные исследования позволяют выявить причины возможных отклонений, определить профилактическую работу или коррекцию в случае необходимости. Наряду с формированием базовых качеств в период детства происходит социальное и личностное развитие, где значимая роль отводится взрослому, задача которого в любой пери-
од времени заключается во всестороннем развитии личности ребенка.
В последнем нормативном документе ФГОС ДО даются установки на личностное, социальное и социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста как фактор успешного вхождения его в социум, формирование общей культуры. Решение задач социально-личностного развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается вариативностью и разнообразием организационных форм дошкольного образования, взаимодействием всех партнеров образовательного процесса.
Анализируя документ, можем утверждать, что в ФГОС ДО в рамках реализации процесса социально-личностного развития детей дошкольного возраста необходимо обогащать предметно-пространственную развивающую образовательную среду, учитывать характер взаимодействия со взрослыми и с другими детьми, формируя тем самым систему отношений ребенка к миру, к другим людям и к себе самому. В дошкольной образовательной организации решение задач социально-личностного развития осуществляется в различных видах детской деятельности, что обеспечивает формирование базовых качеств ребенка, гармоничное вхождение в социум и умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Проведенный нами анализ научной литера-
туры по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста позволил нам данный процесс рассматривать как целенаправленный процесс формирования ценностного отношения к себе и окружающему миру, социальных отношений со сверстниками и взрослыми, способствующих саморазвитию, самопознанию и самореализации ребенка дошкольного возраста. Процесс социально-личностного развития ребенка является достаточно значимым в дошкольном возрасте и осуществляется при непосредственном участии взрослого, требует от него немалых усилий в создании оптимальных условий. Это направление реализуется в процессе приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношений с субъектами общества, формирования чувства патриотизма, гендерной принадлежности, гражданской позиции.
Основой социально-личностного развития ребенка является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе, превращение его требований во внутренние мотивы поведения. Педагогам и родителям у детей дошкольного возраста необходимо формировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказывать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут детям адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Для эффективности данного процесса можно выделить следующие педагогические условия: разработка индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития ребенка, обучение детей рефлексивной деятельности и формирование базовых компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации.
Первое педагогическое условие - разработка индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития ребенка. Индивидуальность является ценностью современного образования, которая нуждается в специальном педагогическом обеспечении для ее становления и развития. Следовательно, важное место должно отводиться индивидуализации образования, соответствующему современному заказу общества.
Каждый ребенок - индивидуальность, которая понимается как неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других [5, с. 20]. В литературе, документах современного поколения все чаще говорится о необходимости личностно-ориентированного образования, что требует не
только организации индивидуальной работы с детьми, но и разработку и подбор индивидуального содержания для деятельности ребенка, его самостоятельного выбора, создание оптимальных условий, выбор эффективных форм и методов работы, учитывать темп и ритм развития, также оценку результатов.
Индивидуальное образование позволяет отражать потребности заказчика (родителя) образования и тенденции развития дошкольной образовательной организации в обществе. Индивидуальный образовательный маршрут социально-личностного развития нацелен на актуализацию и удовлетворение ведущих потребностей ребенка дошкольного возраста: в общении с представителями социума и осознании своей индивидуальности, открытии своего «Я». Также это и поддержка ребенка в целеполагании и планировании действий, которые помогут в дальнейшем самоопределении и самореализации.
Разработка индивидуального образовательного маршрута развития требует своей методики и технологий. Опираясь на исследования А. В. Хуторского, данная задача нами решается через реализацию индивидуального подхода, интерпретированного для детей дошкольного возраста [6, с. 298].
Способ первый: дифференциация воспитания и обучения детей, учитывая их индивидуальные особенности, отбирая материал по сложности и возможности усвоения его каждым ребенком. Например, игры по интересам, посещение дополнительных образовательных кружков по разным направлениям.
Способ второй: педагогом выстраивается собственный путь обучения для каждого ребенка применительно к какой-либо образовательной области, то есть разработка образовательного маршрута индивидуального развития по каждой образовательной области, в нашем случае - по социально-личностному развитию.
Реализация индивидуального подхода предполагает выстраивание образовательного пути каждого ребенка, основываясь на возможностях восприятия информации, индивидуальных качествах и способностях (личностный потенциал).
Таким образом, мы можем утверждать, что значимая роль отводится потенциальным возможностям каждого ребенка, которые необходимы для усвоения содержания образования, успешной социализации, проявления своего «Я» через создание нового продукта детской деятельности. Особое внимание уделяется свободе выбора, проявлению желаний и волевых усилий, ответственности за свои поступки.
Ценность разработки и применения в работе с детьми индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития будет заключаться в следующем: способность ребенка к целеполаганию; пониманию значимости той или иной деятельности; предвидение результатов своей работы (рефлексия); совместное решение задач в коллективе; выбор оптимальных форм и методов работы, основываясь на своих индивидуальных особенностях; оценка своей деятельности и ее корректировка в случае необходимости.
Из всего сказанного следует, что индивидуализация образовательного процесса значительно повышает качество, уровень и степень усвоения программного материала, адаптационные возможности каждого ребенка дошкольного возраста. Индивидуальный образовательный маршрут социально-личностного развития - это результат работы педагога над формированием и развитием образа «Я», изменения ценностно-смысловых ориентаций посредством сопрожи-вания ситуаций. Индивидуальный образовательный маршрут максимально приближается к потребностям современного ребенка дошкольной организации и должен сочетать разнообразие педагогических ситуаций взаимодействия. Разработка индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития диктуется не только потребностями родителей, но и тенденциями развития современного общества, введением новшеств в образовательный процесс.
Следующее педагогическое условие - это обучение детей рефлексивной деятельности. В настоящее время существует большое разнообразие подходов к изучению рефлексии. А В. Россохин в своем исследовании представил четыре основные позиции данной проблематики в отечественной психологии, конкретизируя периоды: кооперативная (Е. Н. Емельянов, И. С. Кон, В. Е. Лепский и др.), коммуникативная (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев и др.), интеллектуальная (А. В. Брушлинский, И. Н. Семенов, Т. В. Корнилова и др.), личностная (К. С. Абдульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Е. Т. Соколова и др. [4, с. 21]. Автор принимает точку зрения А. В. Карпова о том, что сложность рефлексии как предмета общепсихологического изучения, слабую разработанность собственно методических аспектов проблемы, недостаточность эмпирических и экспериментальных методов ее изучения [4, с. 23]. Это говорит о необходимости продолжения исследования этого вопроса как в области психологии, так и в области педа-
гогики.
Рефлексия (от лат. гвАвх1о - обращение назад) представляет собой процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [6, с. 310]. Рефлексия помогает ребенку оценить результат своей деятельности, объяснить возможные неудачи либо успехи. Необходимо формировать у дошкольников предпосылки для развития рефлексивной деятельности, которая позволит осознать ребенку свою индивидуальность, некую уникальность и свое предназначение, нужно научить его рассуждениям. В рамках изучаемой нами темы - это осознание себя частью социума, возможность взаимодействовать со взрослыми и другими детьми, проявлять собственную активность.
А. В. Хуторской в проведенных исследованиях говорит о том, что у детей возрасте 5-6 лет уже обнаруживаются рефлексивные способности [6, с. 311]. Это доказывает, что дети могут объяснить, какие способы они использовали, для того чтобы нарисовать картину, решить какую-либо задачу или составить математический пример.
Рефлексия включает в себя исследование деятельности, осуществляемой на данный момент времени, для того чтобы повысить ее результативность, внести в нее что-то новое, выбрать эффективную тактику решения вопроса. Рефлексия способствует обдумыванию будущей деятельности.
С целью успешного протекания процесса социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста необходимо выделить особенности их рефлексивной деятельности, развития рефлексивных способностей:
- многообразие форм рефлексии (вербальная, продукты детского творчества и т. д.);
- необходимость обучения детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит (обсуждение ситуации или последовательность действий, графическое изображение настроения и оценка своей деятельности);
- наблюдение за деятельностью друг друга на протяжении определенного времени, ответы на вопросы взрослого и друг друга;
- вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, рефлексия чувств (А. В. Хуторской) (к примеру, выражение детских переживаний, настроения, интереса с помощью музыки, рисунков, ассоциаций и других средств).
Для того чтобы научить детей рефлексивной деятельности в дошкольном возрасте, достаточно эффективным средством является использование в работе дневников, которые дети могут
заполнять как совместно с родителями и педагогом, так и самостоятельно. В дневнике могут быть отражены настроение ребенка, достижения и открытия, важность сделанного, самооценка поведения.
Таким образом, рефлексия представляет собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития предпосылок рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста следует предлагать вопросы для рассуждения и давать какие-либо задания. Начинать необходимо именно с этого возраста, так как это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самореализации и т. д.
Третье педагогическое условие заключается в необходимости формирования базовых компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации.
Понятия «компетентность» и «компетенция» являются достаточно изучаемыми в научной литературе. В словаре иностранных слов компетенция рассматривается как совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями и опытом. Компетентность - это понятие, производное от «компетентный», т. е. соответствующий, способный [2, с. 4].
В понимании исследователя А. О. Блинова компетенция звучит как готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели [1, с. 15]. Компетентностью же являются качества, которые приобретены через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Автор утверждает, что компетентность - круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности, а компетенция проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации.
Мы можем утверждать, что компетентность -это своего рода способность, личная характеристика решения жизненных задач в той или иной области благодаря внутреннему ресурсу (знаниям, умениям, опыту, ценностям и др.) - компетенции.
Педагог, который не обладает необходимым уровнем базовых компетенций, неминуемо теряет позиции и не сможет достичь существенного успеха в профессиональном мире, в необходимости социально-личностного развития ребенка,
создании для этого благоприятных условий. При низком уровне базовых компетенций педагог может создать серьезные проблемы для дошкольной организации в целом, которая не сможет соответствовать постоянно изменяющимся требованиям современного мира, переменам в системе дошкольного образования.
В таком понимании базовых компетенций практически невозможно чему-либо научить педагога. Уровень базовых компетенций вырастет, если он будет действовать с максимальной самоотдачей, проявляя энтузиазм и творческий подход в своей деятельности, работая на успех и достижение детей. Важное значение, на наш взгляд, следует уделять педагогическому общению, обмену опытом друг с другом, наставничеству, что способствует повышению уровня развития личностных качеств. Как показывает практика, в современном мире это наиболее действенный вариант. Важным фактором в формировании базовых компетенций является наличие сильной мотивации и ответственности за выполнение какого-либо дела, проекта.
Можно сделать вывод, что формирование базовых компетенций полностью будет зависеть от индивидуальных особенностей личности, от его мировоззрения, личностных качеств и желания добиться каких-либо результатов в своей профессиональной деятельности. Другие специалисты, в свою очередь, могут только оказывать поддержку и сопровождение педагогов в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей и выстраивания образовательного процесса в дошкольной организации.
Сам термин «базовые компетенции» указывает на то, что они являются «основой, опорой», важны для выполнения своих профессиональных обязанностей среди общей классификации существующих компетенций. Под базовыми компетенциями педагога мы понимаем совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, способствующих созданию, организации такой образовательной развивающей среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов детьми (высокого уровня социально-личностного развития ребенка). С нашей точки зрения, базовыми компетенциями, необходимыми для реализации процесса социально-личностного развития ребенка, будут являться следующие.
1. Коммуникативная компетенция проявляется в умении педагога свободно выражать свои желания, определенные намерения с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
2. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности педагога с разнообразной информацией, которая содержится в материале, предоставляемом детям, и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки [1, с. 18]. Это и осознание педагогом своей необходимости, определенной уникальности и способности учиться на протяжении всей жизни.
4. Организационная компетенция проявляется в умении создавать план действий педагогом в соответствии с имеющимися целями и задачами деятельности. Она способствует созданию заинтересованности в результатах собственной деятельности, влиянию формирования мотивов поведения детей дошкольного возраста, социализации и коммуникации.
Обобщая вышесказанное, можем утверждать, что основы социально-личностного развития начинают закладываться еще в раннем онтогенезе, формируя личностные механизмы поведения. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организации разных видов деятельности, моделирования ситуаций начинает приобретать черты субъекта социальных отношений, понимать суть происходящего
и давать ей оценку. Важная роль в данном процессе отводится разработке индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития, обучению детей рефлексивной деятельности и повышению базовых компетенций педагогов дошкольной организации. Реализация данных педагогических условий значительно повысит эффективность и продуктивность социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Блинов А. О. Ключевые компетенции - предмет обсуждения во всем мире // Альма-матер. - 2012. - №12. -С. 15-19.
2. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук и др. -Челябинск: Изд-во ИИУМЦ Образование, 2009. - 229 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. - М.: Когито-Центр, 2010. - 304 с.
5. Трубайчук Л. В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. - М.: Восток, 2001. - 81 с.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. -639 с.: ил.
Уразова Альбина Рамазановна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected].
Urazova Albina Ramazanovna, postgraduate student, department of pedagogy and psychology of childhood, Chelyabinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
УДК 796.83
© Б. П. Хамаганов, А. С. Сагалеев
Методика обучения базовой технике тайского бокса
Авторами разработана и экспериментально обоснована методика обучения базовой технике тайского бокса, в которую вошли основные компоненты техники, специализированный игровой комплекс для формирования навыков единоборства, а также правила ведения боя, которые должен освоить обучаемый.
Ключевые слова: тайский бокс, методика обучения, базовая техника.
B. P. Khamaganov, A. S. Sagaleev
Methodology of teaching the basic techniques of Thai boxing
The authors developed and experimentally substantiated the methodology of teaching the basic techniques of Thai boxing. The basic components of techniques, specialized ply complex for formation of combat skills, as well as rules of ingle combat conducting, which every learner should acquire.
Keywords: Thai boxing, methodology of teaching, basic techniques.