scribed. Stages and directions of correctional work on formation of stability and concentration of attention in pupils of primary classes at special (correctional) school of VIII kind are presented.
Key words: attention, stability of attention, concentration of attention, younger schoolchildren with intellectual insufficiency, fluctuations of attention, correctional work.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА
С.В. Онощенко
Статья посвящена проблеме комплектования детских игротек и педагогического сопровождения игровой деятельности детей, обоснованию педагогических условий реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников.
Ключевые слова: игрушка, игротека, педагогические условия, потенциал игрового средства, социальный опыт дошкольника.
Одной из отличительных особенностей жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которые окружают его с момента рождения. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития детской психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения детей к жизни взрослых.
Предметом специального изучения влияния на развивающуюся психику ребенка игрушка становится в конце XIX - начале XX в. Наиболее известны труды следующих отечественных и зарубежных педагогов: М. Манасеиной, Е.А. Покровского, К. Ланге, М. Эндерлин, Л.Г. Оршанского.
К современным психолого-педагоги-ческим исследованиям, раскрывающим воспитательное значение игрушки для ребенка, относятся работы Е.А. Косаковской, Н.П. Линь-ковой, Е.А. Флериной. В последние годы в России и за рубежом игрушка также рассматривается как средство психотерапевтического воздействия на личность (работы А.Г. Лэндрет, В.С. Мухиной).
Исследования многих авторов показали, что в игрушке находили свое отражение исторические особенности развития общества, условия климата, географического положения страны, традиции ведения хозяйства, своеобразие коммуникаций народа. Особенности общественного строя обусловливали наличие игрушек, которые, в свою очередь,
способствовали развитию в ребенке качеств, востребованных обществом. До настоящего времени в игрушке так или иначе находят свое отражение основные черты нации. В силу этого игрушку можно охарактеризовать как символ народа и источник формирования личности ребенка.
Сегодня отчетливо прослеживается тенденция к европеизации российского рынка игрушек. Например, изменился образ кукол -героев современных мультфильмов. На смену куклам, отражающим реалии российской жизни, пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов, которые, отличаясь силой, смелостью, великолепными физическими данными, своим поведением утверждают принцип: на чьей стороне сила, тот и прав.
Психологи и педагоги все чаще и чаще констатируют, что система воспитания западных ценностей, реализуемая, в основном, дешевыми, азиатскими копиями европейских и американских игрушек, способствует разрушению российских национальных черт, отражает, фактически, отсутствие гражданского и, в целом, комплексного воспитания личности.
В современных условиях возникает необходимость специальной подготовительной работы с воспитателями детских учреждений, направленной на осознание ими возможностей современной игрушки в освоении ребенком социального опыта взрослых.
Специалистам дошкольных образовательных учреждений (психологам, педагогам, социальным педагогам, воспитателям, методистам и др.) необходимо:
- знать потенциальные возможности игрушек в сфере социального развития ребенка, условия, требуемые для их раскрытия;
- научиться применять в своей воспитательной практике игровые средства, которые бы воспитывали в детях гуманные начала, помогали усваивать социально значимый опыт и развивать разнообразные способности.
Под педагогическими условиями нами понимается совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса.
Одним из педагогических условий реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта является научно обоснованное, включающее экспертную оценку социально-педагогического потенциала игровых средств комплектование игротеки.
Игротека является частью предметной среды, которая представлена архитектурноландшафтными и природными объектами, художественными студиями, игровыми и спортивными площадками и их оборудованием; крупногабаритными, сомасштабными росту ребенка конструкторами (модулями); тематическими наборами игрушек, пособий; аудиовизуальными и компьютерными средствами воспитания и обучения [1-3]. Отметим, что, подбирая тот или иной игровой материал, можно создавать разнообразную познавательную, развивающую среду. Определенное место в системе отбора игрушек в игротеку занимает экспертная оценка их педагогической ценности и социальной безопасности. Экспертный совет может состоять из воспитателей-практиков, имеющих психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование. Желательна консультация специалиста санитарно-эпидемиологической службы, если эксперты сомневаются в качестве изделия, в вопросах его сертификации.
Результаты оценки социально-педагогического потенциала игрушки заносятся в социальный паспорт, включающий аннотацию к игровому средству как носителю социаль-
ной информации, варианты возможных игр детей с ним.
Экспертная оценка социально-педагогического потенциала игрового средства позволяет выявить значимые для социального развития ребенка игрушки, пополнить ими игротеку. Отсутствие научно обоснованных стандартов комплектования детских игротек, информации о социально-педагогическом потенциале игрушки хотя бы в форме социального паспорта не позволяет раскрыть реальные возможности игровых средств в формировании социально успешной личности.
Следующее условие - актуализация наличных знаний и представлений ребенка о социальном функционировании реальных прототипов игрушек, их коррекция и обогащение как предпосылка адекватной и содержательной игровой деятельности.
Ребенок знакомится с реальным объектом в определенных ситуациях (например, наблюдает за автомобилем в движении, животными на ферме, бытовой техникой в процессе ее использования и т. п.). Игрушки, в свою очередь, как копии предметов, имитируют и отражают в игре детей окружающую действительность. Взрослый помогает дошкольнику актуализировать наличные знания и представления о социальном функционировании реальных прототипов игрушек, например, в беседе он выясняет знает ли ребенок данный предмет (игрушку), что ему о нем известно, для чего он предназначен.
Рассмотрим для сравнения игровые наборы «Строители» и «Больница». В первом случае в игротеке появятся фигурки строителей, игрушечные машина «бетономешалка» и строительный кран, конструкторы с деталями в виде кирпичиков. Во втором варианте -медицинская аптека, машины скорой помощи. Перепутать атрибутику строительной и медицинской служб довольно сложно. В процессе игры ребенок использует игрушки с заданным функционалом, соответствующим определенной сфере деятельности взрослого, будь то врачебная практика или строительные работы.
Наблюдая за сюжетом игры, беседуя с ребенком о назначении той или иной игрушки можно заметить каков у него объем знаний о конкретных предметах, не путает ли он понятия. В случае неправильного, искажен-
ного представления дошкольника о предмете необходима коррекция социальной информации о его назначении. Одновременно происходит обогащение информационного поля ребенка, он приобретает новые сведения о данном атрибуте социального мира, как реальном, так и его копии - игрушки. Например, ребенок может узнать в целом, что входит в понятие строительных работ, какова их специфика, когда, в каких ситуациях и кому они могут потребоваться, какие машины бывают востребованы на стройке, какие люди работают здесь. Игровой набор «Больница» подразумевает знакомство дошкольника с видами медицинской техники, существующими профессиями врачей, дает возможность почувствовать, что такое скорая помощь. Так к детям приходит опыт и первые знания о свойствах пространства и окружающего их мира предметов, а игровая деятельность становится более содержательной.
Еще одно условие - придание игровой деятельности ребенка с использованием современных игрушек позитивной социокультурной направленности.
Воспитатель может быть в игре источником игровых ресурсов, организатором игровой среды, активным либо пассивным наблюдателем, помощником в решении тех или иных ситуаций, партнером по общению, партнером по игре, а также посредником тех или иных игровых действий, инициатором и проектировщиком.
Основная задача любого педагога в процессе воспитания заключается в том, чтобы увидеть личность в малыше, пробудить в нем интерес к самому себе и сориентировать его на социально успешное развитие в обществе.
В практике общения индивидуальный подход реализуется в сотрудничестве, во взгляде на ребенка как на полноправного партнера. Когда дошкольники знакомятся с игровыми средствами, им помогают эмоциональные реплики взрослых: одобрительные -окрыляют, критические - побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Со временем лучше отказаться от них, т. к. ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Педагог, наблюдая за выбором игрушек, сюжетной игрой детей, выявляет их индивидуальные особенности. Он фиксирует активность, уровень освоения
знаний, черты характера каждого ребенка. Воспитатель, играя вместе с детьми, старается помочь каждому, кто попадает в затруднительное положение, намечает наиболее эффективные пути воздействия на личность ребенка. Педагог знакомит дошкольника с правилами игры с той или иной игрушкой, оказывая влияние на формирование игровых ролей и действий с соответствующими предметами. Во многом игровая деятельность ребенка зависит от уровня знаний, социальных ценностей взрослого, осуществляющего выбор игрушки.
Среди социальных ценностей можно выделить семью, дом, красоту, труд, учебу как познание, неконфликтные взаимоотношения с окружающими, помощь, поддержку и сотрудничество.
Однако и сама игрушка, базируясь на тех или иных ценностях, предопределяет сюжеты детских игр определенного содержания. К сожалению многие современные игрушки ориентированы на формирование потребительских качеств. Классическим примером могут стать куклы серии Барби, Братс. Игры с ними упрощены до формата гламурной жизни: они помогают ребенку понять, как лучше одеваться, проводить досуг (шопинг, участие в шоу, курорт и т. п.).
Среди игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира, можно выделить серию ЛЕГО-конструкто-ров, строительных игровых наборов, пупсов и кукольных домов, настольных игр.
Например, в ЛЕГО-конструктор включены такие наборы, как «Водолазы», «Эскимосы», «Доктор» и др.
Социально-педагогическое назначение
«ЛЕГО» (на примере игрового набора «Доктор») заключается в следующем:
- помочь ребенку понять себя, стимулировать развитие самосознания (ребенок берет на себя роль доктора, начинает осознавать функционал врача);
- учиться контролировать себя и выражать эмоции, развивать навыки социального общения;
- учиться ухаживать за больными и проявлять сочувствие в отношении других.
Подобные игровые наборы, базирующие -ся на социальных ценностях общества, позво-
ляют проектировать игровые сюжеты позитивной социокультурной направленности.
Следующее педагогическое условие -
организация и педагогическое сопровождение коллективных сюжетно-ролевых игр детей с использованием игрушек.
Социальный мир способен обеспечить ребенка широким спектром ценностнонормативных моделей и образцов социального поведения. Референтное же окружение ребенка помогает в их освоении. Под социальным пространством отношений В.В. Абраменкова предлагает понимать системы избирательных субъективных связей. Начинает формироваться эта система в дошкольном возрасте с диады «ребенок - взрослый», далее «ребенок - ребенок». Здесь социальное пространство отношений рассматривается как система отношений человека к другим людям. В результате воспитатель несет ответственность за будущее подрастающего поколения, т. к. именно он формирует и предоставляет своевременную информацию о социальных моделях действительности, в данном случае посредством игрового оборудования.
Сначала воспитатель проводит серию игр-упражнений, направленных на развитие у детей навыков общения, освоение вариантов сюжетов игр. Ребенок знакомится с игротекой, назначением каждой игрушки, самостоятельно либо с помощью взрослого познает способы функционирования игровых предметов.
Далее привлекаются игрушки, направленные на осознание ребенком себя в мире человеческих отношений. При этом учитывается, что в возрасте 5-6 лет дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт, в т. ч. и впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. В игротеках начинают преобладать ролевые игрушки, позволяющие воспроизвести сюжеты на определенную социальную тему (освоение космоса, работа универсальной техники, фермерство, дизайнерская деятельность, судостроение и др.).
Роль же воспитателя состоит в том, чтобы умело и творчески организовывать общение детей в группе сверстников в ходе коллективной игры с сюжетными игрушками [2-4].
Общение, организованное таким образом, способствует развитию у детей стремления высказывать свои соображения, делиться информацией, задавать вопросы, организовывать деятельность, продумывать все необходимое для ее исполнения, радоваться своим успехам и успехам других. При таком способе организации сотрудничества в коллективе сверстников для детей характерна свобода выбора, самостоятельность, сотрудничество с другими. В результате дети способны самостоятельно подбирать игрушки для сюжета игры, распределять обязанности, взаимодействовать, понимать степень ответственности, в т. ч. за взятую роль в коллективной сюжетной игре.
К педагогическим условиям также относится ориентация родителей в современном игровом материале и его воспитательных возможностях.
Множество компаний, специализирующихся на производстве и реализации игровых средств, имеют разработанную систему маркетинговой и психолого-педагогической оценки игрушек. Ее обеспечивают методические отделы, занимающиеся подготовкой методического сопровождения к каждой разработанной игрушке. В магазинах игрушек продавец, подбирая игровые средства по запросу покупателей, выступает также своего рода экспертом и консультантом. Если проанализировать советы специалистов по подбору игрушек, то чаще всего учитывается возраст, пол ребенка, его увлечения, интересы, реже характер, особенности семейного воспитания, уровень развития малыша.
Заметим, что сориентировать родителей в современном игровом материале помогают специалисты, занимающиеся с детьми в образовательных учреждениях и привлекающие игрушки на занятиях, а также используемые в магазинах классификации игрового материала.
Как свидетельствует личный опыт автора, на консультацию в Методический отдел ООО «Умные игры» чаще всего приходят родители со следующими вопросами: как выбрать игрушку для ребенка, как правильно с ней играть, как представить ту или иную
игрушку ребенку, каковы возможности различных игрушек в воспитании и развитии детей.
На лекциях повышение уровня знаний родителей, воспитателей в сфере современного игрового материала происходит ступенчато - сначала осваивается теоретический блок (игровые технологии, основные виды классификаций игровых средств), следующий шаг - практический блок, выраженный в игровых сеансах, на которых раскрываются особенности игры с современным игровым материалом.
Следует отметить, что на игровых сеансах родители с недоверием воспринимают новое, не обращают внимание на информационные достижения современного мира, новые технологии. Например, из игротеки чаще всего исключаются пульты управления, мобильные телефоны и прочее, что значительно ограничивает ребенка в освоении социального опыта взрослого. А ведь малыш наблюдает за взрослым, запоминает, как он разговаривает по телефону, затем воспроизводит эти действия (нажимает на кнопочки, подносит к уху мобильный, начинает разговаривать с определенной интонацией). В этот момент очень важно познакомить ребенка с этикетом общения по мобильному телефону, воспитывая чувство такта и уверенности.
Родителей, которые сознательно желают ориентироваться в современном игровом материале, его воспитательных возможностях, -единицы.
Их основные проблемы:
- беспокойство за ребенка по поводу того, что он не умеет играть;
- осознание, что они как родители и воспитатели не знают игровых возможностей игрушек.
Мы предполагаем, что при социальной паспортизации всех видов игровых средств родителям станет доступна информация о воспитательных возможностях игрушек.
Таким образом, обозначенные педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников будут способствовать их социализации, адаптации к современному миру и успешному социальному функционированию в нем с учетом своих возрастных особенностей.
1. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. СПб., 2006.
2. Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. М., 2004.
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М., 2001.
4. Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей. Возраст 10-12 месяцев / пер. с англ. Л.А. Чис-тович, Е.В. Кожевниковой. СПб., 1994.
Поступила в редакцию 8.09.2008 г.
Onoshchenko S.V. Pedagogical conditions of realization of opportunities of a toy as means of preschool children’s social experience formation. The paper is devoted to a problem of acquisition of children's game stores and pedagogical support of children’s game activity, substantiation of pedagogical conditions of realization of opportunities of a toy as means of preschool children’s social experience formation.
Key words: toy, game store, pedagogical conditions, potential of game means, social experience of a preschool child.