Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации стандартов воспитательной и учебной работы в дополнительном образовании'

Педагогические условия реализации стандартов воспитательной и учебной работы в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / THE CHILD''S PERSONALITY / ADDITIONAL ART EDUCATION / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / STANDARDS OF EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Наталья Юрьевна

В статье представлен анализ учебно-воспитательной работы в дополнительном художественном образовании. Основанием размышлений в данном случае является многолетняя педагогическая деятельность автора в МАОУ ДОД ГО «Город Калининград» ДХШ, которая позволяет систематизировать наиболее эффективные формы воспитательной работы в дополнительном предпрофессиональном образовании детей разного возраста. В статье раскрыта специфика подготовки будущих зодчих, скульпторов и художников, рассмотрены различные подходы и принципы данного направления педагогической деятельности. В первую очередь, это личностно-деятельностный подход, который наиболее эффективен в практике дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION EDUCATIONAL STANDARDS AND TRAINING WORKS AT ADDITIONAL EDUCATION

The analysis of educational work in additional art education. The basis of reflection in this case is a long-term educational activities of the author in Sfax DOD GO "City of Kaliningrad" art school, which allows you to organize the most effective forms of educational work in additional pre-service education of children of different ages. The article deals with the specifics of training of future architects, sculptors and artists, various approaches and principles of this area teaching. First of all, it is personal-active approach, which is most effective in practice, additional art education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации стандартов воспитательной и учебной работы в дополнительном образовании»

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.Ю. Воронова

Аннотация. В статье представлен анализ учебно-воспитательной работы в дополнительном художественном образовании. Основанием размышлений в данном случае является многолетняя педагогическая деятельность автора в МАОУ ДОД ГО «Город Калининград» ДХШ, которая позволяет систематизировать наиболее эффективные формы воспитательной работы в дополнительном предпрофессиональном образовании детей разного возраста. В статье раскрыта специфика подготовки будущих зодчих, скульпторов и художников, рассмотрены различные подходы и принципы данного направления педагогической деятельности. В первую очередь, это личностно-деятельностный подход, который наиболее эффективен в практике дополнительного художественного образования.

Ключевые слова: дополнительное художественное образование, принципы педагогической деятельности, стандарты образования, педагогические условия, личность ребенка

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION EDUCATIONAL STANDARDS AND TRAINING WORKS AT ADDITIONAL EDUCATION

N.Yu. Voronova

Abstract. The analysis of educational work in additional art education. The basis of reflection in this case is a longterm educational activities of the author in Sfax DOD GO "City of Kaliningrad" art school, which allows you to organize the most effective forms of educational work in additional pre-service education of children of different ages. The article deals with the specifics of training of future architects, sculptors and artists, various approaches and principles of this area teaching. First of all, it is personal-active approach, which is most effective in practice, additional art education.

Keywords: additional art education, principles of pedagogical activity, standards of education, pedagogical conditions, the child's personality.

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же, как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Франсуаза Барб-Галль

В разные периоды своей жизни художественной деятельностью занимаются практически все люди. Однако только одарeнный (талантливый) человек, опираясь на вдохновение и богатство ассоциаций, воображение, остроту внимания к жизни, умение выбирать и закреплять в памяти впечатления, а также мастерство, создает ценности, которые имеют непреходящее значение [6,с.8].

Начиная с 90-х годов 20-го века, не было ясных ориентиров не только в воспитательной, но и в учебной работе детских школ искусств. По сути дела, двадцать лет педагоги этих школ работали, используя угасающую энергию предыдущего опыта, опираясь на фундамент, заложенный еще в 1970-е - 80-е годы в СССР [1]. Когда ресурс практически закончился (и человеческий, и материальный), к руководству страны обратились выдающиеся деятели культуры - положение начало медленно изменяться к лучшему. Анализ состоя-

ния дополнительного образования потребовал введения новых образовательных стандартов (разработаны и внедряются с 2012 года предпрофессиональные программы «Живопись», «Прикладное искусство» и «Дизайн»). Кроме того, возникла острая необходимость обобщить новые требования по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности в детских школах искусств. В 2009 году А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым и В.А. Тишковым был опубликован проект: «Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4], созданный в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005), реализуемого Российской академией образования по заказу Федерального агентства по образованию.

На основании этого проекта разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу [4, с.2]. Каждый регион и муниципалитет на основании этих документов разработал свою стратегию и программу, реализация которых осуществляется в настоящее время.

Новые национальные стандарты воспитательной работы, заложенные «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации», призваны определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны и обязывают педагогов дополнительного образования учитывать особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития. Этот комплекс включает в себя и проводимую в последние годы политику, направляющую внимание педагогов на личность ребенка, на его неповторимую индивидуальность. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученике» и т.п., наполняются практическим организационнопедагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития; разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа усвоения содержания образования; формированием определенных черт характера.

В зависимости от этого признака, формы воспитательной работы разделяют на три группы:

1) словесные (собрания, информационные беседы, диспуты, дебаты по истории изобразительного искусства и т.д.);

2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, коллажи и другие формы наглядной агитации);

3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, передвижные выставки, изготовление стендов о конкурсах и т.п.).

Перечисленные выше положения новых государственных требований к качеству дополнительного художественного образования стали фундаментом для разработки педагогических условий их реализации в детской художественной школе г.Калининграда.

Общим подходом для выработки этих условий стал, прежде всего, личностноориентированный подход, обеспечивающий эффективную педагогическую поддержку каждого одаренного к искусству ребенка.

Кроме того, при разработке педагогических условий учитывалась специфика анклавного ре-

гиона, в котором находится школа, определяемая следующими факторами:

- Наличием богатого культурного наследия, оставленного Восточной Пруссией, в виде архитектурных сооружений, скульптур, городских планировок и измененного ландшафта.

- Географической близостью ведущих европейских музеев и культурных центров.

- Интеграцией региона с российской многовековой национальной культурой и богатым российским культурным и образовательным наследием, развитой сферой дополнительного образования, активной кружковой и студийной работой с детьми.

- Гармоничным включением детей разного возраста в российскую и европейскую культуру, что особенно ярко проявляется в постоянных контактах - в том числе, и творческого характера, калининградских детей с их ровесниками из соседних стран (это, прежде всего, Литва, Польша, Германия, Белоруссия, Латвия и Эстония);

- Разнообразием природных и климатических зон на довольно небольшой территории: Куршская Коса - памятник природы ЮНЕСКО с огромными песчаными дюнами, Балтийская Коса с остатками монументальных военных сооружений, прибрежные курортные городки с причалами для яхт, березовые, сосновые, дубовые рощи и многое другое.

- Смешением народов, приехавших в регион в послевоенные годы из разоренных деревень и городов Белоруссии, Украины и России, а также после распада советского союза из Казахстана, Узбекистана и Киргизии (в первую очередь этнических немцев и русских), прибалтийских стран, Украины, Армении, Грузии и Белоруссии, их традиций и обычаев, культурных кодов, языков и т.д.

Среди разработанных педагогических условий реализации стандартов дополнительного образования в таком регионе можно особенно выделить следующие:

1) Интегративность организации учебновоспитательного процесса. Во-первых, учебновоспитательная работа в ДХШ реализуется в групповых формах проведения занятий, на которых педагогами создается творчески заряженная атмосфера, способствующая развитию творческого воображения, коммуникативной культуры, творческой активности учащихся и одновременно оказывающая влияние на профессиональный рост педагогов [7].

Во-вторых, в образовательном процессе школы интегрируются различные направления:

- социокультурная деятельность. Например, благотворительные акции (так, одной из наиболее интересных можно назвать благотворительную акцию по росписи социальных объектов «Дети-

детям»), постоянная волонтерская деятельность по оказанию помощи в проведении занятий для людей с ограниченными возможностями;

- экологическая деятельность. Это работы по уборке прибрежной зоны, создание объектов современного искусства из собранного мусора и ланд-артов, а также проведение хепенингов и т.д.

2) Развитие культурного и эстетического опыта и творческого воображения учащихся.

Следует помнить, что и творческое воображение, и культурный и эстетический опыт активизируются, прежде всего, при возникновении интереса к новизне в постижении искусства, то есть, только там, где новое может опираться на имеющийся опыт.

Таким образом, наиболее важно проблемати-зировать содержание занятий. Главным условием проблемной ситуации является нахождение педагогом новой проблемы для развития культурного и эстетического опыта, предлагать с этой целью задания нешаблонные, включающие и личный жизненный опыт каждого ученика. Педагоги школы активно используют огромный потенциал региональной культуры, ее интегративный характер, учат видеть общее и различное, находить яркие черты, отличающие культуру анклава [6].

Кроме того, обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса является игровая деятельность учащихся. «Игра, - как отмечают ученые, - это серьезная и важная часть человеческой жизни, и из гадамеровского анализа следует, что она обладает почти религиозным значением ... у игры есть преимущества опыта, свободного от обычных издержек» [3,с.36].

Безусловно, реализация данного условия ставит перед педагогами школы довольно трудные задачи. Они направляют на организацию активной внешкольной деятельности, включая постоянное продуктивной общение с профессиональным сообществом по обмену педагогическим и художественно-творческим опытом, посещение мастерских художников и лекториев в Художественной галерее города, поездки в Академии художеств России. Встречи с профессиональными художниками, дизайнерами, архитекторами, скульпторами помогают учащихся более глубоко осознать особенности профессии, меру ответственности художника перед обществом.

Важно также развитие так называемой «на-смотренности», которая является для любого художника определяющей стиль и характер его творчества, уровень подготовки к самореализации в профессии [5].

Творческое воображение тесно связано с этим качеством: «Проводить различие между реалистичным и фантастическим в искусстве важно, потому что оно показывает, что воображение мо-

жет быть задействовано в различных жанрах. Воображение следует отличать от простой фантазии или прихоти. Это действительно сознательный акт мышления [3,с.73].

3) Опора на инновационные технологии в педагогике искусства.

Как показывает анализ учебновоспитательной работы в ДХШ г. Калининграда, наиболее эффективными являются технологии проектной деятельности, которая во многом может интерпретироваться, как олицетворение системного образования.

Так, ежегодное мероприятие - или иначе, художественное событие, продумывается и готовится всем коллективом школы - и учащимися, и педагогами вместе. Например, таким выдающимся событием является ежегодный международный форум детского творчества «Экология души», в рамках которого проводятся конкурс изобразительного искусства для детей и юношества, педагогическая конференция, передвижные выставки партнеров проекта, экологические акции и мастер-классы по творчеству из природных объектов или собранного мусора, международные пленэры.

Совместно с партнерами из Польши проводятся спортивно- художественные конкурсы. Эта форма вызывает огромный интерес учащихся. Это объясняется тем, что спортивные состязания требуют доблести и выносливости, сообразительности и изобретательности, смелости, честности, терпения, решительности и так далее. Разные игры требуют разных умений или способностей, но все они предполагают (не просто случайно, но обязательно) реализацию этих конкретных качеств. Именно из-за связи с достижениями и выражением различных способностей спорт цениться выше, чем простые развлечения. Как и в случае с искусством, эта особенность спорта оправдывает затраты времени и средств, которые, если посвятить их обычным развлечениям, будут выглядеть прихотью [3,с.31].

Опыт спортивных соревнования дает важные жизненные уроки для всех участников, но при этом учащиеся воспринимают эти конкурсы как одно из самых удивительных и веселых приключений своей жизни.

4) Разнообразие форм деятельности.

Среди форм проведения занятий, например,

можно назвать популярный жанр КВН, который активно используется как форма проведения занятий по истории изобразительного искусства. Кроме того, разнообразны формы управления и самоуправления школьной жизнью. Это сборы лидеров классов, линейки во время пленэрных творческих школ, часы классных руководителей, открытия персональных выставок и акций по-

свящённых историческим памятникам нашего города и области, организованные самими детьми хеппенинги и перформансы.

Множество форм познания основ профессии: экскурсии в музеи и художественные галереи, посещение и организация выставок, походы по живописным местам Калининградской области, устные журналы, посвященные памятным датам, информационные сообщения об интересных культурных проектах края, создание стенгазет и информационных стендов, освещающих результаты международных и российских мероприятий, тематические вечера (в том числе с выпускниками ДХШ) и т.п.

Важно отметить и разнообразие форм внеклассной деятельности. Это праздники с игровыми программами, подготовленными специально с учетом специфики аудитории - юных художников, встречи с художниками и т.п.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.-М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998.-539 с.

2. Барб-Галль А. Как говорить с детьми об искусстве», Санкт-Петербург, Издательство «Арка», 2007. - 192 с.

3. Гордон Г. Философия искусства. - М:Слово, 2001. - 256 с.

4. Данилюк А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. — М.: Просвещении, 2009. — 200 с.

5. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. -356 с.

6. Поэзия русского пейзажа. К вопросу о художественной образности в поэзии и живописи. - СПб; ООО «Студия - Принт», 2012. - 104 с.

7. Стукалова О.В. Потенциал гуманитарного знания в оптимизации профессиональной подготовки в сфере культуры и искусства [Электронный ресурс] /

О.В. Стукалова // Педагогика искусства.- 2014.-№3. Режим доступа : URL http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3 -2014

Каждая форма, которая используется в педагогическом процессе ДХШ, помогает реализовывать комплекс учебно-воспитательных задач.

Описанный комплекс условий основан на стандартах, направляющих внимание педагогов на развитие неповторимой индивидуальности юного художника.

В целом, можно заключить, что эффективность выделенных педагогических условий может быть реализована только тогда, когда у самих учащихся появится сильный мотив к собственному развитию.

В этом случае данные условия, как показывает опыт работы в ДХШ, способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их нравственного и физического здоровья.

References:

1. Amonashvili Sh.A. Gumanno-lichnostnyj podhod k detjam.-M.-Voronezh: In-t prakt. psihologii; MO-DJeK, 1998.-539 s.

2. Barb-Gall' A. Kak govorit' s det'mi ob iskusstve», Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo «Arka», 2007. -192 s.

3. Gordon G. Filosofija iskusstva. - M:Slovo, 2001. - 256 s.

4. Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt. — M.: Prosveshhenii, 2009. — 200 s.

5. Ovchinnikov V.F. Fenomen talanta v russkoj kul'ture. - Kaliningrad: Jantarnyj skaz, 1999. - 356 s.

6. Pojezija russkogo pejzazha. K voprosu o hudozhestvennoj obraznosti v pojezii i zhivopisi. - SPb; OOO «Studija - Print», 2012. - 104 s.

7. Stukalova O.V. Potencial gumanitarnogo znanija v optimizacii professional'noj podgotovki v sfe-re kul'tury i iskusstva [Jelektronnyj resurs] / O.V. Stukalova // Pedagogika iskusstva. 2014. №3. Rezhim dostupa : URL http://www.art-education.ru/AE-magazine/ ar-chive/nomer-3 -2014

Сведения об авторе:

Воронова Наталья Юрьевна (г.Калининград, Россия), кандидат педагогических наук, директор МАОУ ДОД ГО «Город Калининград» ДХШ, e-mail: choare61@gmail.com

Data about the author:

Voronova N.Yu. (Kaliningrad, Russia), candidate of pedagogical sciences, director of MAOU DOD GO "City of Kaliningrad" Art School, e-mail: choare61@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.