Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в информационно-образовательной среде военного вуза'

Педагогические условия реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в информационно-образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКА-ЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIDACTIC MEANS / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович, Белошицкий Александр Владимирович

Статья посвящена проблеме информатизации военного образования, в частности разработке педагогических условий реализации дидактических средств, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий в информационно-образовательной среде военного вуза. Обоснованы следующие педагогические условия эффективной реализации дидактических средств: формирование и развитие ИОС образовательного процесса военного вуза, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса военного вуза, дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в ИОС военного вуза, информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза. Определены принципы выявления данных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович, Белошицкий Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE DIDACTIC MEANS FUNCTIONING ON THE BASIS OF ICT IN THE INFORMATION AND EDUCATION CIRCLE OF THE MILITARY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Authors devoted this article to a problem of informational support of military education, in particular development of pedagogical conditions of realization of the didactic means functioning on the basis of information and communication technologies in the information and education circle of the military of higher education institution, proved the following pedagogical conditions of effective realization of didactic means: formation and development of IEE of educational process of military higher education institution, an information methodological support of educational process of military higher education institution, the differentiated pedagogical interaction of the teacher and cadets in IEE of military higher education institution, information and communication competence of the teacher of military higher education institution and defined the principles of identification of these pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в информационно-образовательной среде военного вуза»

УДК 378.147

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-69-73

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА БАЗЕ ИКТ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Мещеряков Дмитрий Викторович, Белошицкий Александр Владимирович

Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Россия, г. Воронеж e-mail: mechericov@mail.ru

Статья посвящена проблеме информатизации военного образования, в частности разработке педагогических условий реализации дидактических средств, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий в информационно-образовательной среде военного вуза. Обоснованы следующие педагогические условия эффективной реализации дидактических средств: формирование и развитие ИОС образовательного процесса военного вуза, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса военного вуза, дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в ИОС военного вуза, информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза. Определены принципы выявления данных педагогических условий.

Ключевые слова: военный вуз, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, дидактические средства, информационно-коммуникационная компетентность, педагогические условия

В педагогическом обеспечении информационно-образовательной среды (ИОС) военного вуза важным направлением является определение педагогических условий реализации дидактических средств, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих достижению высоких учебных и научных результатов, интегрирующих в себе комплекс мер, направленных на выполнение поставленных целей.

Для выявления педагогических условий, способствующих эффективной реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в ИОС военного вуза, были определены принципы, отражающие требования к ее организации и построению:

- принцип совместной педагогической деятельности преподавателей и командиров (начальников) с будущими офицерами, где курсанты выступают объектами ИОС, и, одновременно, субъектами, способными к самоопределению, самоутверждению и самореализации;

- принцип учета профессиональной направленности и личностных качеств курсантов;

- принцип интегративно-дифференци-рованного обучения, позволяющий достичь

высокой эффективности формирования компетенций, в совместной и индивидуальной самоорганизуемой работе курсантов военного вуза;

- принцип оптимизации, интенсификации и координации образовательного процесса военного вуза, за счет применения оптимальных ИКТ обучения будущих офицеров и др.

Принимая во внимание широкий контекст понятия «педагогические условия», нами определялись те, которые имеют существенное значение для реализации дидактических средств в ИОС военного вуза.

1. Формирование и развитие ИОС образовательного процесса военного вуза.

На сегодняшний день перед военными вузами стоит сложная, многофакторная задача, связанная с формированием и развитием ИОС с учетом требований ФГОС. Параметры ИОС военного вуза обусловлены требованиями к специалистам, готовящимся к работе в условиях принципиальных изменений в военной сфере.

На передний план выдвигаются вопросы методологии освоения знаний о современных информационных технологиях, возникает необходимость разработки теоретико-методо-

логических основ совершенствования ИОС военного вуза.

Создание ИОС военного вуза позволит:

- повысить эффективность формирования личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров, как субъектов образовательного процесса, обусловленной целями, мотивами и особенностями военно-профессиональной деятельности;

- разработать эффективные технологии обучения курсантов, гарантирующие высокий уровень учебной успешности;

- обеспечить качественную подготовку военных специалистов в сокращенные сроки обучения (по военному времени), а также в условиях интенсивной служебной деятельности;

- сформировать готовность и способность будущих офицеров к непрерывному образованию на весь период военно-профессиональной деятельности.

Следует отметить, что состояние технических средств и программного обеспечения не всегда соответствует уровню, необходимому для решения задач, стоящих перед будущими военными специалистами в условиях информатизации образования, что актуализирует проблему формирования и развития ИОС военного вуза.

Теоретическая значимость исследования ИОС определяется: осмыслением и уточнением научных понятий «информационно-образовательная среда военного вуза», «информатизация образования» как структурных компонентов целостного образовательного процесса военного вуза [11.

Можно сказать, что определение сущности, структуры и содержания ИОС военного вуза, принципов ее построения и функций обеспечит разработку модели реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в ИОС военного вуза, направленной на повышение эффективности подготовки будущих офицеров в высшей военной школе.

Моделирование педагогического процесса в военном вузе ориентировано на целенаправленную работу по созданию системы значимых военно-профессиональных качеств у обучающихся. Оно позволяет представить процесс реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ в ИОС военного вуза, в его динамическом развертывании с определением сущности целевого, структурно-функционального и операционально-результативного компонентов и описанием связей между ними.

Следовательно, важнейшим условием, способствующим эффективной реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, является формирование и развитие ИОС учебного заведения, теоретико-методологических основ ее совершенствования.

2. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса военного вуза.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса военного вуза - совокупность научно-теоретических, учебно-методических, нормативных, информационно-аналитических материалов, а также распределенные электронные образовательные ресурсы локальных и глобальных сетей.

Приоритетными направлениями информационно-методического обеспечения образовательного процесса военного вуза выступают:

- целенаправленное и превентивное применение разнообразных форм и способов информационно-методического обеспечения образовательного процесса военного вуза;

- мотивирование самоактуализации, самореализации и самооценки курсанта по отношению к своей образовательной деятельности;

- инновационная подготовка профессорско-преподавательского состава военного вуза в контексте информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса военного вуза включает:

- диагностику потребности курсантов в конкретном содержании и формах информационно-методического обеспечения;

- реализацию общих и специальных (частных) форм информационно- методического обеспечения;

- информационно-аналитическую (профессорско-преподавательский состав) и рефлексивную (обучающиеся) обработку результатов информационно-методического обеспечения образовательной деятельности.

Для повышения эффективности образовательного процесса военного вуза необходимы современные информационные системы, предназначенные для управления образовательным процессом, выполнением различных его функций.

1. Научно-теоретическая функция: изучение способов поиска, сбора, представления, репродукции, хранения, обработки, информации; освоение принципов функционирования

аппаратного и программного обеспечения профессионального назначения; осуществление информационного взаимодействия между субъектами ИОС; формирование представлений о формализации, продуцировании научно-теоретической информации и о моделировании информационных объектов и процессов.

2. Методическая функция: изучение и реализация дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, их возможностей в образовательном процессе и в организационном управлении, изучение возможных негативных последствий применения средств ИКТ в учебном процессе; формирование знаний основных направлений использования автоматизированных систем, баз и банков данных учебно-методических и организационно-инструктивных материалов, тестирующих методик контроля и самооценки формирования компетенций обучающихся; выявление педагогической целесообразности использования конкретных ИКТ.

3. Экспертно-аналитическая функция предполагает выработку: критериальной оценки методической пригодности дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, основывающейся на использовании критериев оценки качества; экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования ИКТ, основанной на практической апробации применения ИКТ в учебном процессе; экспертной оценки, основанной на компетентном мнении экспертов и др.

4. Функция практического применения дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, предполагает формирование знаний и опыта реализации: техники безопасности при работе со средствами ИКТ; педаго-гико-эргономических требований к рабочему месту; потенциала распределенного электронного ресурса вычислительных сетей; различных видов осуществления информационного взаимодействия между субъектами ИОС; использование инструментальных программных средств разработки их технологических особенностей; разработка различных программных средств и др.

3. Дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в ИОС военного вуза.

Личностное и профессиональное становление курсантов характеризуется активным отношением к детерминирующим внешним воздействиям ИОС, в которой он становится активным субъектом педагогического взаимодействия.

ИОС активизирует личностные качества курсанта. Задача преподавателя заключается в ориентации курсанта на эффективное решение образовательных задач, при сохранении права субъекта на самостоятельное решение, с последующей ответственностью за результат, а также умение правильно понимать и анализировать проблемы, составлять планы их решения.

Педагогическое взаимодействие ориентировано на оказание помощи курсантам в их личностном и профессиональном росте, в различных ситуациях. Следовательно, ведущим принципом педагогического взаимодействия является принцип ориентации на самореализацию курсанта, т. е. опоры на его личностный потенциал и возможности.

Основным критерием отбора методов и форм педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта является побуждение курсанта к активному самостоятельному поиску решения задач. Важно отметить, что взаимодействие возможно лишь тогда, когда созданы соответствующие условия для проявления активности субъектов взаимодействия и учтены следующие особенности:

- отношение к курсанту как к субъекту развития;

- ориентация на развитие и саморазвитие его личности;

- создание условий для самоопределения и самореализации личности курсанта;

- установление в образовательном процессе военного вуза субъект-субъектных отношений.

Педагогическое взаимодействие преподавателей и курсантов в ИОС военного вуза должно включать следующие функции:

- диагностическая - определение основных компонентов и мотивов деятельности курсантов, возникающих проблем и затруднений в процессе обучения;

- поисковая - выявление эффективных путей решения проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, выбора курсантами индивидуальной образовательной траектории;

- технологическая - практическая реализация образовательных программ на основе технологий, способствующих решению проблем личностного и профессионального развития;

- акмеологическая - создание условий и стимулов для самореализации и самоактуализации курсантов в образовательном процессе.

Реализация этих функций позволит:

- по результатам диагностики осуществлять анализ основных компонентов деятельности курсантов, выявлять причины, приводящие к снижению успешной деятельности;

- проводить педагогическую коррекцию - определять направления действий по устранению выявленных недостатков;

- повышать уровень мотивации курсантов к саморазвитию.

4. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза.

Процесс информатизации образовательного процесса военного вуза направлен на обеспечение теории и практики создания и оптимального использования учебно-методических и программно-технологических разработок, позволяющих эффективно применять современные ИКТ в целях качественной подготовки военных специалистов.

Важнейшими компетенциями преподавателя военного вуза становятся: готовность осваивать новые ИКТ; способность осуществлять поиск информации, анализировать и выделять ключевые положения, рефлексивно оценивать результаты своей деятельности и взаимодействия.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, связывается сегодня с формированием информационно-коммуникационной компетентности, как важнейшей составляющей личностно-профессиональной компетентности преподавателя военного вуза.

В этой связи информационно-коммуникационную компетентность определим как способность и готовность преподавателя решать профессиональные задачи с оптимальным подходом использования дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, а именно Г21:

- осуществлять информационно-педагогическую деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информации, ее продуцированию, с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;

- оценивать и реализовывать возможности электронных ресурсов образовательного назначения;

- организовывать информационное взаимодействие между субъектами ИОС и интерактивным средством, функционирующим на базе ИКТ;

- создавать и использовать фонды оценочных средств (психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых)

их продвижения в подготовке военных специалистов;

- осуществлять педагогическую деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретной учебной дисциплины.

Считаем целесообразным выделить следующие функции информационно-коммуникационной компетентности педагога высшей военной школы.

1. Познавательная функция - получение новой информации о закономерностях и тенденциях развития науки, ее взаимосвязи с практикой образования, о методах оценки качества результатов исследовательской работы, путях, условиях и способах повышения эффективности учебной деятельности, научно-методического обеспечения образовательной деятельности.

2. Аналитическая функция позволяет обосновать необходимость совершенствования теории и практики, сократить разрыв между ними, в том числе между знаниями о современных ИКТ и их применением в практической деятельности.

3. Рефлексивная функция способствует осмыслению субъектами ИОС своей профессиональной деятельности.

Исходя из вышеназванных функций, информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза рассматривается как уже состоявшееся его личностно-профессиональное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в педагогической деятельности Г31.

Важно отметить, что на основе возрастающей мотивации и образовательной активности педагогов, в области применения ИКТ, формируются условия, способствующие развитию информационно-коммуникационной компетентности преподавателей военных вузов, отвечающей всем требованиям современного этапа информатизации отечественного образования.

Таким образом, реализация выявленных нами педагогических условий, представляющих взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения, обеспечит эффективную реализацию дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, в ИОС военного вуза.

Литература

1. Белошицкий А. В., Мещеряков Д. В., Фа-лилеев В. Ю. Информационно-образовательная среда военного вуза, методологические аспекты // Со-

временные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 284-287.

2. Акуленко В. Л., Босова Л. Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации. М., 2010.

3. Белошицкий А. В., Мещеряков Д. В. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Воронеж, 2016. С. 177-180.

References

1. Beloshitskij А. V., Meshcheryakov D. V., Falileev V. Yu. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda voennogo vuza, metodologicheskiye aspekty [Infor-

mation and education circle of the military of higher education institution, methodological aspects] // Sovremennye naukoemkiye tekhnologii. 2015. № 12. S. 284-287.

2. Akulenko V. L., Bosova L. L. Metodicheskiye rekomendatsii po formirovaniyu IKT-kompetentsii uchitelya fiziki v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Methodical recommendations about formation of ICT competence of the teacher of physics of system of professional development]. M., 2010.

3. Beloshitskij A. V., Meshcheryakov D. V. Informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost' prepodavatelya voennogo vuza [Information and communication competence of the teacher of military higher education institution] // Pedagogicheskoye obrazo-vaniye: vyzovy XXI veka. Voronezh, 2016. S. 177-180.

* * *

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE DIDACTIC MEANS FUNCTIONING ON THE BASIS OF ICT IN THE INFORMATION AND EDUCATION CIRCLE OF THE MILITARY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Meshcheryakov Dmitry Viktorovich, Beloshitsky Aleksandr Vladimirovich

Military and Air Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarina,

Russia, Voronezh, e-mail: mechericov@mail.ru

Authors devoted this article to a problem of informational support of military education, in particular development of pedagogical conditions of realization of the didactic means functioning on the basis of information and communication technologies in the information and education circle of the military of higher education institution, proved the following pedagogical conditions of effective realization of didactic means: formation and development of IEE of educational process of military higher education institution, an information methodological support of educational process of military higher education institution, the differentiated pedagogical interaction of the teacher and cadets in IEE of military higher education institution, information and communication competence of the teacher of military higher education institution and defined the principles of identification of these pedagogical conditions.

Key words: military higher education institution, information and education environment, information and communication technologies, didactic means, information and communication competence, pedagogical conditions

Об авторах:

Мещеряков Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж

Белошицкий Александр Владимирович, доктор педагогических наук, доцент, начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors:

Meshcheryakov Dmitry Viktorovich, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher of Department, Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarina, Voronezh

Beloshitsky Aleksandr Vladimirovich, Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Center of the Organization of Scientific Work and Training of Research and Educational Personnel, Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarina, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.