Научная статья на тему 'Педагогические условия развития образа я ребенка дошкольного возраста'

Педагогические условия развития образа я ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗ Я РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE CHILD''S SELF IMAGE / PRESCHOOL CHILD / DEVELOPMENT / EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Екатерина Владимировна

В статье проведен анализ точки зрения отечественных ученых по проблеме формирования образа Я ребенка дошкольного возраста. Предпринята попытка раскрыть образ Я как систему представлений ребенка дошкольного возраста о себе. Выявлены основные подходы к проблеме становления образа Я ребенка дошкольного возраста, рассмотрены педагогические условия формирования образа Я ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of development of self-image pre-school children

The article analyzes the point of view of Russian scientists on the issue of forming an image I pre-school children. An attempt was made to reveal the image I like the system the child's pre-school age currently. The basic approaches to the problem of the formation of an image I pre-school children are considered pedagogical conditions of formation of the image I'm a child of preschool age.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития образа я ребенка дошкольного возраста»

УДК 151.7: 372 ББК 88.834.01: 74.100

Малютина Екатерина Владимировна

аспирант

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Malyutina Ekaterina Vladimirovna graduate student Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk malutenok@mail.ru

Педагогические условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста Pedagogical conditions of development of self-image pre-school children

В статье проведен анализ точки зрения отечественных ученых по проблеме формирования образа Я ребенка дошкольного возраста. Предпринята попытка раскрыть образ Я как систему представлений ребенка дошкольного возраста о себе. Выявлены основные подходы к проблеме становления образа Я ребенка дошкольного возраста, рассмотрены педагогические условия формирования образа Я ребенка дошкольного возраста.

The article analyzes the point of view of Russian scientists on the issue of forming an image I pre-school children. An attempt was made to reveal the image I like the system the child’s pre-school age currently. The basic approaches to the problem of the formation of an image I pre-school children are considered pedagogical conditions of formation of the image I’m a child of preschool age.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, образ Я ребенка, развитие, дошкольное образование.

Key words: preschool child, the child’s self image, development, early childhood education.

Согласно Федеральному закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 01 сентября 2013 г., дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие об-

щества; укрепление и совершенствование правового государства. Одним из существенных факторов, обуславливающих формирование личности и характер ее самоопределения, является образ Я.

В современном российском образовании на первое место выходит формирование первичных личностных представлений подрастающего поколения. Проблема формирования образа Я ребенка дошкольного возраста - важная социальная и педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.

Актуальность нашего исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в течение длительного периода система дошкольного воспитания в качестве приоритета признавала лишь формирование у ребенка знаний об окружающем мире, ориентацию на требования социума, в то время как личностное становление требует включения ребенка в процесс приобретения знаний о себе как самостоятельно, так и совместно со взрослыми; ценностного осмысления полученных знаний, их присвоения и выбора адекватных способов отношений с окружающим социумом.

Изучение процесса формирования образа Я ребенка дошкольного возраста еще не стало предметом изучения дошкольной педагогики, несмотря на то, что в практике ощущается потребность в такого рода исследованиях. Примером тому являются появившиеся образовательные программы для дошкольников, в которых в разной содержательной степени представлен материал по формированию представлений о себе. Среди них программа «Успех» [1], «От рождения до школы» [2], "Я - человек"[3] и др. Однако методы, которые предлагаются авторами для реализации задач самопознания, остаются традиционными, недостаточно учитывающими возрастные особенности дошкольников. Отсюда возникает множество проблем, в том числе проблемы межличностного взаимодействия педагога и детей, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что в силу возрастных особенностей ребенку дошкольного возраста трудно объяснить свое эмоционально-психологическое состояние, и в большинстве случаев воспитатель не способен вести с ребенком диалог по поводу его переживаний. В связи с этим актуальна идея развития образа Я ребенка дошкольного возраста на основе ситуаций, которые будут проектироваться в педагогическом пространстве дошкольного учреждения. Развитие образа Я ребенка дошкольного возраста требует новых подходов и форм работы, ориентирующих процесс на раннюю социализацию.

На основе анализа отечественной и зарубежной литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста, которые были нами теоретически обоснованы и апробированы на базе детских образовательных учреждений № 404, 412, 424, 426 г. Челябинска.

Мы предположили, что процесс формирования образа Я ребенка дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

- организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей для гармоничного вхождения в социум;

- актуализация личностного опыта в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;

- создание опыта рефлексивного сознания у ребенка дошкольного возраста для выработки системы представлений о самом себе или образе Я.

Рассмотрим первое условие - организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей, для гармоничного вхождения в социум.

Взаимодействие - это, в первую очередь, взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром. Нам хотелось бы отметить важность взаимодействия детей дошкольного возраста как со сверстниками, так и с взрослыми на основе нравственных ценностей.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Именно взаимодействие ребенка дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми формирует нравственное сознание и поведение детей, что является в единстве кардинальными принципами педагогики.

Взаимодействие ребенка дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми предполагает проявление к нему внимания, развивает способности слушать и вести диалог. Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, в результате чего усиливается их влияние друг на друга. Опыт показал, что организуя взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей, мы сможем обеспечить ребенку гармоничное вхождение в социум.

Рассматривая второе условие, актуализация личностного опыта в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста, мы раскрыли понимание термина «личностный опыт». Сформировать личностный опыт - значит выработать культуру выполнения личностно-творческой деятельности. Формирование личностного опыта

в образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечивает развитие его личностных качеств, таких как вежливость, доброжелательность, милосердие, отзывчивость.

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что ребенок делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности, и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у ребенка, а следовательно, формируются определенные склонности и черты характера, закрепляются знания.

Третье условие - создание опыта рефлексивных действий у ребенка дошкольного возраста для выработки системы представлений о самом себе или образе Я.

В ходе личностного развития ребенок раскрывает свои потенциалы, материальные предпосылки появления новых актуальных свойств и характеристик, присваивает культурные ценности, входит в культуру и жизнь общества, поэтому педагогу важно знать о механизмах личностного развития дошкольника. Известно, что механизмом личностного развития и саморазвития ребенка является рефлексия, которую принято считать важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром.

По мнению Трубайчук Л.В. [5], способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что, в первую очередь, обусловливает понимание им других людей и мира в целом. Автор трактует понятие «рефлексивность», как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие. Одновременно рефлексия - глубинное самопости-жение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне реф-

лексии нет полноценного личностного развития. Этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.

На данный период объектом рефлексии выступает опыт знаний ребенка о своих возможностях и каких-либо преобразованиях в предметном мире и в самом себе. Кроме того, это и опыт ориентации на определенные условия работы, условия и уровень достижения успеха, опыт сотрудничества, соотносимый с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Необходимой гарантией успешного личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является оптимальное формирование рефлексии на внешние практические действия. На данных действиях следует упражнять и отрабатывать рефлексивный механизм, чтобы в дальнейшем его можно было перенести на познавательные процессы и поведение в целом. Рефлексивная деятельность позволяет ребенку осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов.

Итак, образ Я ребенка дошкольного возраста может быть представлен как структурная модель, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих педагогических условиях. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Благодаря данным педагогическим условиям, мы сможем обеспечить ребенку дошкольного возраста поддержку в установлении, утверждении чувства уверенности в себе, возможность испытать и использовать свои способности, самостоятельность, утвердить себя как активного деятеля по построению собственного образа Я.

Данные педагогические условия внедрялись нами в дошкольные образовательные учреждения: № 412 - первое условие, № 404 - второе условие, № 424 - третье условие, № 426 - три педагогических условия в комплексе. В результате на конец эксперимента, мы получили следующие данные: высокий уровень организации взаимодействия детей дошкольного возраста со сверст-

никами и взрослыми на основе нравственных ценностей для гармоничного вхождения в социум в МДОУ № 412 - 40%; высокий уровень актуализации личностного опыта в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в МДОУ № 404 - 30%; высокий уровень создания опыта рефлексивных действий у ребенка дошкольного возраста для выработки системы представлений о самом себе или образе Я в МДОУ № 424 - 45%; высокий уровень трех педагогических условий в комплексе, в МДОУ № 426 - 85%.

Таким образом, только комплексность педагогических условий позволяет констатировать развитые представления о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном окружении, успешность сформированности образа Я ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Березина, Н.О. «Успех» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.

2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.

3. Козлова, С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. -М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.

4. Слободчиков, И.М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства /И.М. Слободчиков, О.И. Самуйлова // Психологическая наука и образование. - 2004. - №1. - С.18 - 21.

5. Трубайчук, Л.В. Механизмы личностного развития дошкольника / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. — № 8. — С.1-4.

Bibliography

1. Berezina, N.O. "Success" Exemplary mainstream pre-school education program / N.O. Berezina, I.A. Burlakova, E.N. Gerasimova and others; scientific. hands. A.G. Asmolov; hands. auth. collective N.V. Fedina - M.: Education, 2011. - 256 p.

2. Veraksa, N.E. Birth to school. Mainstream pre-school education program / ed. N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. - M.: Mosaik-Synthesis, 2010.

- 304 p.

3. Kozlova, S.A. I - a man. The social development of the child. - M.: School Press, 2010. - 64 p.

4. Slobodchikov, I. M. The Development of the "self-image " in the pre-primary period of childhood /I.M. Slobodchikov, O.I. Samujlova // Psychological science and education . - 2004 . - № 1. - P.18 - 21 p.

5. Trubaychuk, L.V. Mechanisms of personal development preschool / L.V. Trubaychuk / / Primary school plus the Before and After. - № 8. 1- 4 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.