Научная статья на тему 'Педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте'

Педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1313
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СФЕРА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / PEDAGOGIC CONDITIONS / CREATIVITY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / SPHERE OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT / INTER-SUBJECT CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульпина Дарья Семёновна

В статье дается теоретическое обоснование педагогических условий, необходимых для развития креативности младших школьников на уроках музыки. Представлены результаты исследования сферы личностного развития как одного из показателей формирования креативности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic basis of the pedagogic conditions n ecessar y for th e developmen t of junior schoolchildren creativity at the lessons of music is given. The research results of the sphere of the individual development as one of the indexes of the creativity formation of junior schoolchildren are represented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте»

Библиографический список

1. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Особенности итоговой оценки достижений планируемых результатов по английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5. - С. 6-11.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменс-кая, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмоло-ва. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

3. Копылова В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5. - С. 2-6.

4. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2008. - № 4. - С. 4-7.

5. Никитенко З. Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального

иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 4-9.

6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

7. Регламент описания ресурсов (Спецификация метаданных и транспорта цифровых образовательных ресурсов) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/files/ materials/83/regulation_metadata.doc (дата обращения 25.09.2010)

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 59 с.

9. Чудинский Р. М. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в современной системе средств обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.umversitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydmsky2.pdf (дата обращения: 05. 11. 2010).

УДК 3733016 : 78 + 37330269 Кульпина Дарья Семеновна

Чувашский государственный педагогический университет

имени И. Я. Яковлева dar-mix@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье дается теоретическое обоснование педагогических условий, необходимых для развития креативности младших школьников на уроках музыки. Представлены результаты исследования сферы личностного развития как одного из показателей формирования креативности младших школьников.

Ключевые слова: педагогические условия, креативность, младшие школьники, сфера личностного развития, межпредметные связи.

Модернизация системы образования в нашей стране подразумевает разработку новых подходов к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Новые потребности общества диктуют спрос на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Активная жизненная позиция проявляется в отношении личности к окружающей действительности и формируется в процессе различных видов деятельности, и, прежде всего, учения. Младший школьный возраст является важным этапом в развитии ребенка, так как в этот пери-

од имеются большие возможности влияния на его личностное формирование.

К сожалению, существующая система школьного обучения фактически не содержит в себе специальных мер, направленных на последовательное и систематическое выявление и развитие у школьников креативности, продуктивного воображения. В результате чего принято оценивать не сам акт творчества, а его итоговый продукт. Вместе с тем среди важных задач музыкального обучения и воспитания выделяется развитие творческих способностей учащихся, так как эти способности рассматриваются в качестве основы проявления интереса к музыке, реализации в музыкальной

деятельности природного потенциала каждого ребёнка.

В результате изучения теории и практики развития у младших школьников творческих способностей на музыкальных занятиях, были выделены следующие педагогические условия, повышающие эффективность этого процесса: использование различных видов творческой деятельности на музыкальных занятиях; стимулирование творческой активности; учет возрастных особенностей учащихся; реализация комплексного подхода к уроку; использование межпредметных связей на уроке музыки.

Анализ литературы по проблеме креативности позволил нам выделить следующие показатели развития креативности младших школьников на уроках музыки: интеллектуальные способности (восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление); творческое воображение; творческое мышление (оригинальность мышления, гибкость, беглость); сфера личностного развития (любознательность, лидерство, широта интересов, увлеченность, чувство юмора); музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, ритм, музыкальная память).

Апробация разработанной модели развития креативности младших школьников на музыкальных занятиях и выделенных нами педагогических условий совершенствования данного процесса осуществлялась в ходе экспериментальной работы.

Использование различных видов творческой деятельности, в том числе музыкальной, - одно из важнейших педагогических условий развития креативности младших школьников. Музыкальная культура младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, играя на детских музыкальных инструментах, учащиеся знакомятся с произведениями, учатся их понимать, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем активнее и разнообразнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Слушание, или слушание-восприятие музыки является самостоятельным видом деятельнос-

ти на уроке. Во время слушания учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Педагог создаёт все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку её содержанию.

Хоровое пение - один из видов коллективной музыкально-практической деятельности учащихся, который расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, решает задачи развития слуха и голоса учащихся.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают развитие музыкальности, творческих способностей; у школьников формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они способствуют углублённому освоению музыкального материала урока.

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Её назначение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение детей к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приёмов игры.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого

развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Стимулирование творческой активности -важное педагогическое условие развития музыкальных способностей младших школьников.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество учащихся связано с самостоятельными действиями, умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер [2].

Активным средством развития креативности учащихся являются творческие задания. Для активизации инициативы младших школьников учитель может предложить им творческие задания в форме игр, так как игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся, развивает их самостоятельность.

Для активизации творческих способностей младших школьников при восприятии музыки нами использовались такие задания, как «Нарисуй песню», «Подбери инструмент», «Определи форму», «Выбери линию». В песенном творчестве - это задания «Колыбельная кукле», «Перекличка», «Пропой имя», «Закончи песенку», «Сочини песню». В танцевальном и игровом творчестве нами использовались игры «Танец розы», «Кто лучше?», «Отгадай, кто мы», «Обезьянка», «У зеркала», «Игра с платком», «Попробуй, угадай!», «Превращения», «Споем по очереди», «Море волнуется», «Изобрази походку», ритмическая игра «Поезд» и др. Для развития интонационной речевой выразительности давались задания произнести фразу, исполнить песенку или прочитать стихи по-разному, используя как можно больше вариантов. В игре на музыкальных инструментах мы использовали задания «Гроза», «Отзовись, кого зовут», «Кукушка».

На уроках мы также применяли увлекательные песни-игры «Шар», «Колпак». Учащиеся с большим удовольствием выполняли ритмико-двигательные движения под собственное исполнение песен.

На каждом уроке нами использовались импровизации (вокальная, инструментальная, двигательно-ритмическая) или ее элементы. Импровизация включалась в урок в различных формах: музыкальное приветствие, музыкальное знакомство, музыкальный диалог учителя и ученика, импровизация на звукоподражания, импровизация с использованием стихов и др. Этот вид деятельности привлекает учащихся возможностью воплощения собственного замысла и фантазии, способствует появлению новых интонаций, развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкальнослуховые представления.

Учет возрастных особенностей - необходимое педагогическое условие для наиболее рационального развития способностей учащихся младших классов. Детям младшего школьного возраста свойственна большая подвижность, поэтому целесообразно использовать произведения, требующие ритмико-двигательного сопровождения. Использование музыкально-ритмических движений способствует концентрации внимания школьников, особенно в продолжительных по времени музыкальных произведениях. Музыкально-ритмическая деятельность активизирует также развитие общей музыкальности и творческой активности детей.

Безусловно, каждый ребенок - уникальная личность. В то же время в определённом возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают весёлую, жизнеутверждающую музыку, а также произведения, посвящённые героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы.

Учет психофизиологических возможностей детей данной возрастной группы необходим и при выборе вокального репертуара. В соответствии с возможностями детей песни подбираются несложные, но интонационно выразительные.

Предлагая музыкальный материал для слушания, важно учитывать объём слухового внимания младших школьников. Например, дети шести-семи лет способны внимательно слушать музыку одну-полторы минуты; учащиеся III класса - около трёх минут, четвероклассники уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится че-тыре-пять минут.

Следующим важным педагогическим условием развития музыкальных способностей учащихся является реализация комплексного подхода к уроку, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся.

Реализация комплексного подхода к уроку возможна на базе хорошей методической подготовки будущего учителя. Она предусматривает осмысление всех видов музыкальной деятельности школьников, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялась во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой, и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания [2].

Комплексный подход к уроку проявляется, во-первых, в организации единой направленности всей музыкальной деятельности учащихся, ориентированной на раскрытие темы урока. Во-вторых, в реализации триединой дидактической цели, когда в ходе урока решается комплекс задач. Он включает задачи образовательные (расширяются знания о музыкальных формах, жанрах и т. п.), воспитательные (активизируются чувства сопереживания, коллективизма, любви к народной и классической музыке), развивающие (развивается чувство музыкальной формы, представление об её связи с идеей произведения; совершенствуются певческие навыки при исполнении песен в сопровождении и без сопровождения, одноголосных и канонов; развивается чувство ритма в движении, игре на простейших музыкальных инструментах; активизируются эмоциональный отклик на музыку и творческие способности). Комплексные занятия могут объединять разные виды художественной деятельности (изобразительную, литературную, музыкальную), которые связаны одной темой.

Поэтому мы считаем, что использование межпредметных связей на уроке музыки явля-

ется необходимым педагогическим условием развития креативности. Такой урок имеет определенные преимущества: повышает мотивацию школьников к творческой деятельности, формирует у них познавательный интерес, развивает устную речь, музыкальные и художественные умения и навыки, способствует развитию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, позволяет систематизировать знания, способствует развитию эстетического восприятия, творческого мышления, воображения, памяти.

Всестороннее изучение проблемы межпредметных связей имеет большое значение для практической деятельности учителя. Так, Л. -А. Безбородова считает, что межпредметные связи являются не только средством достижения общих социальных целей обучения - всестороннего развития школьника, но и одним из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений, отношений [1].

Межпредметные связи являются важнейшим фактором оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учащихся; служат обогащению и раскрытию творческого потенциала младших школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 18 г. Чебоксары. Всего в исследовании приняло участие 93 учащихся младших классов, разделенных на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

Результаты исследования одного из показателей развития креативности - сферы личностного развития - мы отразили в таблицах 1 и 2.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе высокий уровень развития исследуемого показателя наблюдался у 24% учащихся, средний - у 34,8%, низкий - у 37,6%. В экспериментальной группе высокий уровень определен у 18,3%, средний -у 44,2%, низкий - у 37,5% учащихся.

На заключительном этапе исследования показатели личностного развития в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной группе: высокий уровень - 27,9% (ЭГ), 25,8% (КГ); средний - 56% (ЭГ), 39,4% (КГ); низкий - 16,1% (ЭГ), 34,8% (КГ).

Таблица 1

Результаты диагностики сферы личностного развития на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Личностные ^ч характеристики Уровни ^ч. Любознатель- ность Лидерство Широта интересов Увлеченность Чувство юмора

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 8 8,3 12 45,8 28 8,3 12 8,3 60 20,8

Средний 44 54,2 32 12,5 40 45,8 40 41,7 36 66,7

Низкий 48 37,5 56 41,7 32 45,9 48 50 4 12,5

Таблица 2

Результаты диагностики сферы личностного развития на итоговом этапе эксперимента (в %)

\ Личностные ^ч характери-^ч стики Уровни ^ч Любознатель- ность Лидерство Широта интересов Увлеченность Чувство юмора

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 12,1 28,5 12,4 51,2 28,2 19,7 13,5 11,3 62,8 28,8

Средний 46,5 64,3 32,8 26,8 40,6 57,9 41,9 64,3 35,2 66,7

Низкий 41,4 7,2 54,8 22 31,2 22,4 44,6 24,4 2 4,5

Показатели высокого и среднего уровней повысились: в экспериментальной группе соответственно на 9,6% и 11,8%, в контрольной - на 1,8% и 1%. Показатели низкого уровня сократились: в экспериментальной группе на 21,4%, в контрольной - на 2,8%. Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях с использованием выделенных нами педагогических условий показали, что у школьников значительно повысился интерес к выполнению творческих заданий и школьным занятиям в целом.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что реализация представленных педагогических условий (использование различных видов творческой деятельности на музыкальных занятиях, стимулирование творчес-

кой активности, учет возрастных особенностей учащихся, реализация комплексного подхода к уроку, использование межпредметных связей на уроке музыки) способствует наиболее полному развитию креативности учащихся, и, в частности, одного из показателей креативности, - личностной сферы младших школьников.

Библиографический список

1. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М. : Академия, 2002. - 416 с.

2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. - М. : Academia, 1998. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.