Научная статья на тему 'Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания'

Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина В. В.

Представлен комплекс педагогических условий развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста: реализация деятельностного подхода; поэтапная организация вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс; использование интерактивных форм и методов развития когнитивной, операционально-технологической и эмоционально-личностной сторон компетентности родителей; психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»

УДК 373. 2

В.В.Селина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The complex of pedagogical conditions of development of parents' competence in upbringing of children of early age is represented in this article. These conditions are subject and subject relations in the work with parents on developing their educational competence, step-by-step involvement of parents in educational process through interactive methods, patterns and methods directed to the development of educational competence of parents and psychological and pedagogical support of parents in upbringing of a child of early age.

Проблема компетентности в последние годы является одной из широко разрабатываемых в педагогической науке и образовательной практике. Учеными изучаются структура, содержание и пути развития профессиональной педагогической компетентности, исследуются особенности компетентности выпускников вузов, школ, детей дошкольных образовательных учреждений [1]. Но вопрос о сущности и развитии компетентности родителей в воспитании и развитии ребенка остается открытым.

Как показывает анализ социологических исследований и практика работы с семьей, основную ответственность за воспитание детей родители делегируют школе или дошкольному образовательному учреждению. Одной из причин такого положения является недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Таким образом, возникает необходимость развития педагогической компетентности родителей, но как решать эту проблему в условиях различных видов дошкольных образовательных учреждений и форм организации их деятельности, так и не ясно. Вопросы работы с родителями рассматриваются как в научной, так и в научно-методической литературе [2,3], однако условия развития педагогической компетентности родителей не являлись предметом специального изучения.

Недостаточная разработанность проблемы и вместе с тем ее актуальность определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста.

Результаты теоретического анализа исследований проблемы педагогической компетентности и взаимодействия образовательных учреждений с семьей легли в основу определения сущности понятия «педагогическая компетентность родителей», которую мы рассматриваем как интеграцию когнитивного, операционально-технологического и эмоционально-личностного компонентов в системе взаимодействия «родитель-ребенок».

Содержание когнитивного блока педагогической компетентности родителей составляет определенный уровень осознаваемых теоретических и эмпирических (житейских) психологических и педагогических знаний об особенностях развития и воспитания ребенка и способах взаимодействия с ним. Опе-

рационально-технологическая компетентность включает в себя умение родителей создавать благоприятные условия сотрудничества, обеспечивающие оптимальное развитие ребенка и воспитание у него необходимых качеств личности, рефлексировать и прогнозировать последствия тех или иных способов взаимодействия с ребенком. Эмоционально-личностный компонент педагогической компетентности родителей составляют любовь к ребенку, способность чувствовать, принимать его, готовность пожертвовать собственными интересами, способность к эмоционально-психологической поддержке, чувство ответственности за психическое и физическое здоровье ребенка.

Экспериментальная работа по апробации и поиску наиболее эффективных педагогических условий развития педагогической компетентности родителей осуществлялась на базе МДОУ №53 «Солнышко» Великого Новгорода и МДОУ №2 «Березка» г. Чудово с сентября 2004 г. по май 2007 г. В формирующем эксперименте участвовали 102 родителя детей раннего возраста групп кратковременного пребывания в детском саду.

До недавнего времени в России совместно с английскими учеными и педагогами проводилась апробация проекта «Развитие эффективных моделей дошкольного образования». Одной из таких моделей, как было подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы, оказалась организация воспитания и развития ребенка в группе кратковременного пребывания (ГКП). По результатам социально-педагогического исследования были выделены различные виды таких групп в дошкольном образовательном учреждении. Наше исследование проводилось в ГКП, где обязательно присутствие и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, а основные функции — адаптивная и развивающая.

Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать основные базовые положения в определении педагогических условий развития компетентности родителей: 1) родитель — субъект воспитательно-образовательного процесса и развития своей педагогической компетентности; 2) организация сотрудничества в системе «педагог-родитель» и «родитель-родитель» по решению задач развития и воспитания ребенка; 3) осмысление родителями содержания, характера и результатов взаимодействия с ре-

бенком; 4) отношение к ребенку не только как к лично, но и социально значимой ценности.

Основой реализации указанных положений в процессе экспериментальной формирующей работы по развитию у родителей педагогической компетентности являлся деятельностный подход. Важнейшим условием реализации деятельностного подхода являлось активное вовлечение родителей в воспитательнообразовательный процесс и организация взаимодействия всех его участников с позиций принципов сотрудничества, диалога, субъектности и рефлексивности.

В процессе экспериментального исследования выявлены этапы, а также формы и методы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс и способы активного их участия в нем.

Первый этап — установочно-ознакомительный. Цель данного этапа: сформировать у родителей положительную установку на пребывание ребенка в детском саду, создать эмоционально-позитивную атмосферу доверия, открытости и готовности к взаимодействию.

На этом этапе проходила презентация педагога, группы и детского сада с помощью различных средств и методов: рекламных проспектов, видеоматериалов, бесед, экскурсий, специально подобранных игр и психогимнастических упражнений, обсуждения правил поведения и взаимодействия участников в ГКП; осуществлялось изучение социального паспорта семьи, выявление проблем в воспитании детей и диагностика уровня педагогической компетентности родителей посредством наблюдения за их взаимодействием с детьми, индивидуальных бесед, анкетирования, домашних сочинений на тему «Мой малыш».

Второй этап — основной, на котором достигалась главная цель — развитие и совершенствование компетентности родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста. Для ее реализации осуществлялись следующие направления деятельности педагога: обогащение необходимыми психологическими и педагогическими знаниями; формирование у родителей умения наблюдать за ребенком; расширение способов взаимодействия родителей с детьми; развитие у родителей способности рефлексировать свое взаимодействие с ребенком; . развитие умений прогнозировать возможные результаты поведения и воспитания ребенка.

На этом этапе важно было создать условия для активности и самореализации родителей, организовать развивающее взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», организовать активное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Формы и методы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс были различными. Родители вовлекались в процесс изучения ребенка посредством наблюдения за его деятельностью и поведением. Для этого разработана специальная карта наблюдений, в которой родители вели фотозапись предметных и игровых действий, а также поведения ребенка в различных ситуациях дома и в детском саду. В ходе наблюдения родители и педагог фиксируют формы деятельности, способы, которыми

действует ребенок, его эмоциональные реакции. Затем данные наблюдений родители и педагог сопоставляют, анализируют, делают выводы об особенностях развития малыша. Включаясь в процесс наблюдения за своим ребенком, родитель учится видеть и понимать его действия, интерпретировать их, определять характер и степень своей помощи ему.

Другая форма — участие родителей в планировании индивидуальной работы с ребенком. Поскольку малыш в детском саду находится непродолжительное время, очень важно подробно обсуждать с каждым родителем содержание и способы развивающего взаимодействия родителей с ребенком дома. В процессе взаимодействия с малышами мамы ведут личные блокноты, в которых записывают характер выполнения той или иной деятельности ребенка, отмечают ее продолжительность, увлеченность, успехи и достижения ребенка. Это помогает родителям овладевать способами личностно-ориентированного общения с ребенком, развивает способность к рефлексии своего взаимодействия с ним, формирует готовность и способность оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку и помощь.

Родители активно включаются не только в воспитание и развитие своего ребенка, но и в жизнь детского сада. Они оказывают помощь воспитателю в изготовлении пособий, оформлении фотовыставок, выставок совместных творческих работ детей и родителей, могут самостоятельно организовывать и проводить игры с подгруппой детей и многое другое. Это сближает родителей друг с другом, они становятся более открытыми в решении вопросов воспитания и развития детей.

Экспериментальная работа показала, что значимым условием развития педагогической компетентности у родителей является оказание им профессиональной психолого-педагогической поддержки со стороны педагога. В педагогической практике «поддержка семьи» понимается как помощь родителям в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми. Осуществляя такую поддержку, педагог наблюдает за общением мамы и ее малыша, отмечает затруднения и оказывает непосредственную помощь, показывая способы общения и взаимодействия с ребенком, при необходимости проводит индивидуальные беседы и консультации.

Осуществляется работа по просвещению родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с использованием родительских собраний, проводимых в нетрадиционной форме, тренингов, психогимнастических упражнений, игр, решения проблемных задач, проигрывания семейных ситуаций по запросу родителей или выявленным проблемам, обсуждения предлагаемых дидактических и методических пособий, психологической и педагогической литературы. Используется также прием обращения к опыту родителей, который способствует раскрытию родительского потенциала в воспитании детей, формирует рефлексивные умения.

По результатам экспериментальной работы определен комплекс условий развития педагогической

компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста: реализация деятельностного подхода и соответствующих ему принципов; поэтапная организация вовлечения родителей в воспитательнообразовательный процесс; использование интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями; осуществление психолого-педагогической поддержки родителей в воспитании и развитии ребенка раннего возраста.

Анализ наблюдений за взаимодействием родителей с детьми, особенностей развития ребенка, беседы с родителями показали, что компетентность родителей в воспитании и развитии детей повышается. Так, если в начале формирующей работы у 63% родителей был низкий (житейский) уровень развития компетентности, у 29% — средний, а высокий уровень компетентности был обнаружен лишь у 8% родителей, то после формирующей работы картина радикально изменилась: высокий уровень развития компетентности показали 49% родителей, средний — 47%, низкий — только 4%. О повышении уровня компетентности убедительно свидетельствовали: понима-

ние и учет родителями индивидуальных, половых и возрастных особенностей детей раннего возраста; умение целенаправленно наблюдать за ребенком, анализировать результаты наблюдений, делать выводы и строить свое взаимодействие с учетом знаемых и выявленных индивидуальных особенностей, потребностей и интересов ребенка; использование разнообразных способов сотрудничества с ребенком в процессе его предметной деятельности, умение выбрать адекватный ситуации способ помощи и поддержки своему малышу; проявление родителями толерантности, способности понимать, принимать ребенка.

1. Орлов О.С. Педагогическая компетентность человека: размышления и раздумья «неклассического» педагога. В.Новгород: НовГУ, 2004. 60 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.