ББК 4421.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
М. В. Подобед ЧелГУ
В статье обосновывается актуальность постановки проблемы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. Раскрывается и обосновывается комплекс педагогических условий эффективных реализации и функционирования системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления.
Среди проблем, стоящих перед современной школой в период модернизации российского образования, к особо значимым можно отнести развитие системы педагогической поддержки ученического самоуправления. Это обусловливается принятой в нашей стране парадигмой государственно-общественного характера управления образованием, выдвинутой в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
Однако реальная практика обнаруживает достаточно устойчивый консерватизм, ориентированность учителей на традиционные подходы к взаимодействию с учащимися, укоренившимися в период расцвета государственного подхода к образованию. У них отсутствуют глубокие знания и способы эффективной организации ученического самоуправления, использования его воспитательных возможностей для развития у учащихся потребностей в коллективной творческой деятельности, формирования ответственного отношения к учебе.
Вместе с тем, следует указать на то, что вопросы повышения квалификации учителей в аспекте развития их готовности к организации ученического самоуправления являются в педагогике мало изученными.
Таким образом, и в теоретическом, и в практическом плане существует разрыв между потребностью школы в адекватной организации самоуправления учащихся и готовностью учителей обеспечить этот процесс. Разрешение этого противоречия определило актуальность нашего исследования «Развитие готовности учителей к организации ученического самоуправления».
В ходе исследования нами была разработана система развития готовности учителей к
организации ученического самоуправления, выявлен и реализован в рамках практической работы комплекс педагогических условий функционирования системы.
Выявление педагогических условий, способствующих эффективности функционирования системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления, осуществлялось нами исходя из содержательных особенностей разрабатываемой системы, сущностной характеристики развиваемой готовности учителей к организации ученического самоуправления.
Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер, обеспечивающих достижение учителями более высокого уровня готовности к организации ученического самоуправления. В результате нами были выявлены следующие условия: разработка и реализация образовательной программы повышения квалификации учителей в аспекте их подготовки к организации ученического самоуправления в процессе методической работы в школе; реализация образовательной программы с учетом профессионального и витагенного опыта учителей; предоставление возможностей учителям для профессиональной самореализации. При этом новизна данных условий заключается в их использовании для выбранного нами предмета исследования, содержательном наполнении, комплексном обосновании и представлении.
1 условие - разработка и реализация образовательной программы повышения квалификации учителей в аспекте их подготовки к организации ученического самоуправления -ориентировано на создание базы для формирования знаний, умений и навыков обобщен-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 9
243
Теория и методика общего образования
ного характера; направлено на то, чтобы повышение квалификации учителей было формализовано как по содержанию, так и по способам и методам его освоения; ориентировано на выстраивание подготовки учителей к организации ученического самоуправления в рамках методической работы в общеобразовательной школе. Условие является базовым для функционирования системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления.
2 условие - реализация образовательной программы в процессе методической работы в школе с учетом профессионального и вита-генного опыта учителей - направлено на снижение рисков реализации системы, связанных с особенностями личного и профессионального опыта педагогов, как то: возрастные, индивидуальные, психологические особенности, моральное и эмоциональное состояние; мотивация в повышении квалификации, жизненный опыт, а также социальная и профессиональная позиции. Реализация данного условия обеспечивает: использование различных форм методической работы с учителями в зависимости от имеющегося у них опыта профессиональной деятельности; гибкость в отборе содержания методической работы; обучение практической направленности в ходе методической работы; совместное субъект-субъектное взаимодействие учителей и организаторов методической работы в школе; возможность у учителей выбора форм, методов и темпов освоения образовательной программы.
3 условие - предоставление возможностей учителям для профессиональной самореализации - ориентировано на выявление и поддержание педагогически целесообразных инициатив учителей в сфере организации ученического самоуправления, содействие им в самосовершенствовании в выбранном направлении профессионально-педагогической деятельности.
Изучение современных психологопедагогических исследований, а также анализ образовательной практики позволяет говорить о том, что выполнение третьего педагогического условия возможно, если
- развитие готовности учителей к организации ученического самоуправления рассматривается в контексте целостного развитие специалиста, личности и духовно зрелого человека;
- методическая работа в школе направлена на профессиональную самореализацию учителя, развитие тех проявлений самосознания, которые являются акмеологическими инвариантами и обеспечивают успех деятельности по организации ученического самоуправления;
- предполагается разработка индивидуальных программ, направленных на избавление от субъективных характеристик личности, тормозящих ее развитие и реализацию в профессиональной деятельности;
- администрация школы и организаторы методической работы изыскивают возможности для обеспечения успешной профессиональной среды и благоприятных условий работы учителей, мотивирующих творческий педагогический коллектив на продуктивную деятельность;
- практикуется демократичный, доброжелательный стиль общения педагогов, направленный на формирование адекватной самооценки личности каждого педагога;
- реализуется гибкая система оценки и самооценки результативности педагогического труда, осуществляемая средствами проведения и анализа открытых воспитательных мероприятий, а также взаимного посещения учителями уроков и внеклассных мероприятий друг друга.
Рассмотренные выше педагогические условия взаимообусловлены, взаимосвязаны и являются необходимыми для развития готовности учителей к организации ученического самоуправления.
Литература
1. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя (личностно-гуманистический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. М. Боднар. - Екатеринбург, 1993. -16 с.
2. Конаржевский Ю.А. Внутршиколъный менеджмент. - М.: Новая школа, 1993. - 139с.
3. Котлярова, И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации: научно-методические рекомендации для руководителей / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во «Образование», 1998. - 63 с.
4. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... докт. пед. наук / H. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
244
Вестник ЮУрГУ, № 16, 2006