Научная статья на тему 'Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов'

Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / ECONOMIC COMPETENCE / STUDENT / CONTENT OF EDUCATION / ECONOMIC KNOWLEDGE / MODULAR TRAINING / DESIGN TRAINING / INTEGRATION / ECONOMIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овакимян Екатерина Евгеньевна

В настоящей статье выявлены педагогические условия, способствующие успешному развитию экономической компетентности студентов неэкономических специальностей, а именно: информационная наполняемость содержания образования экономическим знанием, использование в образовательном процессе технологий модульного и проектного обучения, интеграция содержания изучаемых предметных циклов, включение студентов в образовательную экономическую деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

pedagogical environmental complex of higher school students' economic competence developing

This article reveals pedagogical environmental complex that contributes to successful economic competence developing of students with non-economic education, namely: informational filling of education content with economic knowledge; using modular and design technologies of training in educational process; integration of the content of subject cycles under study; involving students into educational economic activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов»

УДК 74.07 ББК 83.9

Овакимян Екатерина Евгеньевна преподаватель г. Челябинск Ovakimyan Ekaterina Evgenievna

Lecturer

Chelyabinsk

Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов Pedagogical Environmental Complex of Higher School Students’ Economic Competence Developing

В настоящей статье выявлены педагогические условия, способствующие успешному развитию экономической компетентности студентов неэкономических специальностей, а именно: информационная наполняемость содержания образования экономическим знанием, использование в образовательном процессе технологий модульного и проектного обучения, интеграция содержания изучаемых предметных циклов, включение студентов в образовательную экономическую деятельность.

This article reveals pedagogical environmental complex that contributes to successful economic competence developing of students with non-economic education, namely: informational filling of education content with economic knowledge; using modular and design technologies of training in educational process; integration of the content of subject cycles under study; involving students into educational economic activities.

Ключевые слова: педагогические условия, экономическая компетентность, студент, содержание образования, экономическое знание, модульное обучение, проектное обучение, интеграция, экономическая деятельность.

Key words: pedagogical environmental complex, economic competence, student, content of education, economic knowledge, modular training, design training, integration, economic activities.

Основной целью развития экономической компетентности студентов мы

определяем повышение конкурентоспособности выпускника, позволяющей ему наиболее полно реализовать себя в экономической деятельности. Выполнение столь сложной задачи по развитию экономической компетентности личности студента невозможно обеспечить фрагментарными изменениями сложившейся традиционной системы образования. Требуются радикальные изменения как в системе познавательной деятельности, так и в содержании, методах, средствах, организационных формах и педагогических условиях обучающей среды с учетом психологических особенностей личности студента.

Разделяя точку зрения Е.Ю. Никитиной, Н.Ю. Посталюк и др., мы под понятием «педагогические условия» понимаем взаимосвязанную совокупность мер, осуществляемых в образовательном процессе высшей школы для достижения обучаемыми более высокого уровня развития экономической компетенции.

При создании комплекса педагогических условий, способствующих успешной реализации модели развития экономической компетентности студентов вузов, нами были учтены следующие факторы: социальный заказ общества высшей школе, тенденции изменения содержания профессионального образования в высшей школе, ведущие идеи синтеза нормативного, бизнес-ориентированного и контекстного подходов, специфика экономической компетентности будущих специалистов, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Итак, рассмотрим выявленные нами педагогические условия.

Информационная наполняемость содержания образования экономическим знанием является непременным условием развития экономической компетентности студентов. Экономика - лишь одна из сфер общественной жизнедеятельности, существуют еще моральные, эстетические, религиозные, философские ценности, политические убеждения, исторические и национальные традиции. Отсюда очень важное для преподавателей следствие: экономику надлежит интерпретировать как открытую систему, подверженную влиянию других общественных явлений, а не только как относительно автономное образование, развивающееся исключительно на основе своих внутренних законов и реализующих их хозяйственных механизмов.

Прежде всего, речь идет о расширении круга изучаемых проблем, находящихся на стыке экономики и других общественных наук. В наибольшей степени это относится к проблеме общественных ценностей, социальных устремлений, поскольку постсоциалистических странах сложилась не известная ранее и не изученная социально-политическая и экономическая ситуация. Перед наукой стоит глобальный вопрос о путях социально-экономического развития общест-

ва. Это акцентирует проблему общественных ценностей уже не в чисто экономическом, а в более широком смысле, в известной мере, синтезирующем экономические, социальные и этические критерии.

Преподавание экономической теории для формирования экономической компетентности решает две задачи. Первая - объяснение законов возникновения, развития и отмирания социально-экономических систем (например, преодоление командно-плановой системы и становление рыночной). Тут существенны следующие вопросы: какого человека «производят» эти системы; почему и как экономика обусловливает изменения социальной, структуры, политическую борьбу, культуру, мораль; как эти факторы, в свою очередь, влияют на экономику. Вторая задача - показать, как функционирует рыночная система. Для решения этой задачи требуются курсы «экономике».

Нами предпринята попытка систематизации информационной наполняемости предметов гуманитарного цикла экономическим содержанием и интеграционных связей с экономическими дисциплинами. Интеграция деятельности всех субъектов педагогического процесса формирования экономической компетентности студентов требует определённую подготовленность преподавателя и студента. Например, наличие профессиональной направленности преподавателя, владение теорией интеграции и умений применять её на практике, качеств творчества, способность к систематизации материала, к организации коллективной деятельности. Совместное планирование, организация и анализ результатов деятельности, рациональное распределение функций между участниками интеграции в педагогическом процессе.

Использование в образовательном процессе технологий модульного и проектного обучения.

Развитие экономической компетентности студента предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Изучаемый материал должен быть спланирован, разделён па логические модули, темы. При изучении предметов устанавливаются внешние и внутренние связи. Экономику надлежит интерпретировать как открытую систему, подверженную влиянию

других общественных явлений, а не только как относительно автономное образование, развивающееся исключительно на основе своих внутренних законов и реализующих их хозяйственных механизмов. Формирование экономической компетентности будет эффективно при включении студентов в активную деятельность. Это выражается в том, что студенты должны осознавать цели деятельности, научиться планировать, организовать и контролировать экономическую деятельность.

Экономическая компетентность личности является интегративным образованием, в центре которого находится экономическое мировоззрение, практическая деятельность и экономическое поведение на основе нравственных принципов. Если в деятельности и поведении реализуется мировоззрение человека, то это может служить показателем его направленности на формирование экономической компетентности. Основой экономической компетентности являются экономические знания, они помогают принять субъекту правильное, экономически обоснованное решение на основе прагматического расчёта с учётом этических норм. Но для того, чтобы знания стали основой поведения, ученые утверждают, они должны осознаваться, а это происходит в процессе их эмоционального переживания. Получив личную значимость в процессе чувственного восприятия, знания превращаются в убеждения. Исходя из этого, необходимо создать такую образовательно-воспитательную среду, которая способствовала бы развитию экономической компетентности, обеспечить воспитание нравственной личности, разработать содержание образования, вызывающее положительные эмоции и положительное отношение к миру.

В проекте предполагается исследовательская работа в её разных формах -это могут быть социологические опросы, анализ документов, эксперименты, наблюдения и т.п. К сожалению, исследованием учебный процесс часто и ограничивается. Не стоит забывать, что исследование - инструмент для решаемой проблемы, а не самоцель, и желательно, чтобы оно проводилось целенаправленно, системно (а не эпизодически или разово), осознанно (а не спонтанно) и с заранее определённым ожидаемым результатом (а не случайно).

Важной частью любого проекта также является выбор ключевой проблемы, которая не может быть навязана извне, она должна быть актуальной для студентов и соответствовать уровню их подготовки. Проблема - это осознанное и потенциально преодолимое противоречие между желаемым и действительным. Проблема отражает общественную или персональную обеспокоенность сложившимся положением.

Вместе с постановкой проблемы будущие специалисты должны определить задачи и ожидаемые результаты, которые будут достигнуты после решения выбранной проблемы. Задачи - это направления деятельности, включающие ряд действий, комплекс мер. Задача не может быть адресована конкретному человеку и соотнесена с определённым сроком. В проектировании задачи могут быть изложены в двух логиках - последовательно (по времени выполнения) или по приоритетности (степень значимости).

Приведем возможные виды задач: материально-технические (финансовые); нормативно-правовые; организационные; кадровые; информационные; исследовательские; дизайнерско-оформительские; коммуникационные; оценочнорефлексивные.

Реализация проекта может нести самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых теорий, понятий, документов и т.д.), воспитательный (формирование гражданской культуры, преодоление правового нигилизма, развитие социальной активности и т.д.), административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, улучшение эффективности управления и т.д.). Все они должны учитываться в ходе оценочной стадии.

Оценивание происходит на разных уровнях проектной деятельности - на уровнях ценностном, творческом и практическом, поэтому можно говорить о промежуточном и итоговом оценивании. Оно проводится в разных формах:

- анкетирование и другие варианты исследования (интервьюирование, наблюдение);

- сверка с планом (корректировка при необходимости);

- общее обсуждение (собрание членов команды);

- отчёты ответственных (по выполнению заданий);

- составление портфолио по определённой структуре;

- приглашение экспертов или независимых лиц;

- самооценка;

- подготовка материалов для СМИ;

- статистические данные;

- составление графиков и таблиц;

- сравнительный анализ;

- пресс-конференция;

- дебаты (аргументы и контраргументы).

Оцениваться может содержание проекта, структура (логика, последовательность), организация проектной работы, результаты (созданные продукты и появившиеся эффекты могут быть отсроченными и моментальными; социальными, политическими, правовыми, экономическими, культурными, нравственно-духовными, образовательными и др.).

Таким образом, проектные технологии или методы обучения, дают возможность приобрести такие элементы социально-экономического опыта, как:

- опыт экономической деятельности;

- системное отношение к миру;

- приобретение знаний, формирование психологической, теоретической и практической готовности к экономической деятельности;

- понимание реальной жизни, что сглаживает дистанцию между теорией и практикой;

- умение принимать решения в конкретных ситуациях;

- способность преодолевать конфликты, возникающие в процессе коммуникации;

- умение сочетать индивидуальную и коллективную работу;

- способность быть лидером команды и брать на себя ответственность;

- возможность проверить способность работать в команде, рационально распределять задания внутри коллектива.

Интеграция содержания изучаемых предметных циклов. Данное условие отражено в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, где отмечается необходимость углубления в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ. Данное условие основано на междисциплинарном принципе. С психологической точки зрения, основы интеграции содержания изучаемых дисциплин находятся внутри самих дисциплин, поэтому установление связен между учебными предметами является необходимым педагогическим условием развития системы знаний у студентов. С точки зрения теории познания, экономическая наука сама является интегратором различных областей знаний, так как она изучает поведение человека в условиях ограниченности ресурсов. С педагогической точки зрения интеграция содержания дисциплин предполагает формирование целостного представления у обучаемых о предмете исследования, развивает у ник диалектизм: и диалогичность мышления [142], Различные аспекты реализации междисциплинарных связей представлены в работах Н.В. Мавриной, Е.Ю. Никитиной, З.Р. Танаевой и др. Все они отражают необходимость междисциплинарных связей при преподавании экономических наук в школе. Однако мало рассматривается проблема интеграции экономического содержания в профессиональном образовании. В то же время, как показал анализ литературы по вопросам развития экономической науки, а также литературы по вопросам организации экономического образования в системе профессиональной подготовки в вузах, усиливается тенденция синергии социально-гуманитарных и естественно-технологических наук. Это обусловлено общемировым процессом дифференциации и в то же время интеграции областей знаний, возникает так называемое «интегральное образовательное пространство». Чем больше происходит выделение самостоятельных научных областей, тем больше возникает связей между ними. Поэтому все современные общественные проблемы приобретают комплексный характер. Однако эта тенденция развития общества не нашла должного отражения в процессе подготовки будущих специалистов в вузе.

Экономическая компетентность - это обобщенный показатель экономической культуры личности, который невозможно сформировать в рамках одной учебной дисциплины. Отдельные аспекты, в основном касающиеся формирования системы знаний, рассматриваются в разных дисциплинах обособленно, нет единства рассмотрения экономических вопросов как таковых. Что же касается формирования системы экономических умений и навыков, то нужно сказать, что в существующей системе подготовки на этом внимание не акцентируется, следовательно, не выделяется комплекс обоснованных педагогических воздействий, направленных на изменение существующей ситуации.

В связи с этим необходимо обеспечение преемственности преподаваемых дисциплин и скоординированности педагогических воздействий в качестве трансляторов сообщаемых знаний. То есть целесообразно формирование определенного «смыслового поля», составляющего основу процесса подготовки будущих специалистов. Соответственно, дисциплины общенаучного цикла в этом случае должны выступать методологическим посылом к изучению предметов психолого-педагогического, специально-предметного циклов, которые, в свою очередь, призваны демонстрировать различные аспекты развития экономической компетентности студентов вузов.

Итак, интеграция содержания изучаемых предметных циклов на основании выделении экономического содержания как системообразующего компонента развития экономической компетентности будущего специалиста. Это условие способствует формированию целостного представления об изучаемом вопросе, а на основе этого системы аксиологических знаний, потребности в новых знаниях, общих познавательных, практических, оценочных умений, развитию диалектизма и диалогичности, альтернативности и вариативности мышления.

Исследованием установлено, что интегративный характер изучения экономических дисциплин может включать:

1) содержательную интегративность (упорядоченность и объединённость отдельных образовательных элементов различных областей наук, ранее рассматривающихся независимо друг от друга);

2) процессуальную вертикальную и горизонтальную интеграцию (осуществление разноуровнего преемственного и последовательного образования);

3) мотивационную интегративность (реализация цели экономической подготовки в совокупности глобальных - региональных - локальных проблем и задач).

Включение студентов в экономическую деятельность.

Это условие направлено на обеспечение практикоориентированности процесса профессиональной подготовки студентов, что обусловлено требованиями, предъявляемыми современной системой образования к профессиональной подготовке специалиста, среди которых:

- повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста;

- воспитание профессионально и личности о значимых качеств, социально-нравственной зрелости;

- повышение уровня интеллектуального развития в связи с тенденцией интеллектуализации труда;

- гуманизация содержания и процесса профессиональной подготовки студентов;

- возрастание роли социальных, экономических, психолого-педагогических знаний в содержании спецдисциплин и производственной практики;

- придание знаниям, умениям и навыкам междисциплинарного характера путем их интеграции на основе социально-экономической и педагогической общности, существующей в производстве и профессиональной подготовке;

- усиление творческих начал в профессиональном обучении,

Исходя из перечисленных требований, мы предположили, что их реализация возможна при условии организации образовательного процесса в учебных заведениях на основе бизнес-ориентированного подхода. Особенностью которого является то, что формирование знаний, умений и навыков подчинено развитию сложной системы профессиональной деятельности и мышления специалиста. В состав этой системы входят овладение основами деятельности различных видов, присущих данной профессии, и полностью сформированная дея-

тельность, соответствующая профилю будущей работы. Достижение такого результата требует изменения форм и методов профессионального обучения. Вместо овладения алгоритмами профессиональной деятельности, что отвечало условиям относительно малоподвижных, стабильных форм организации производства, в динамических условиях рыночной экономики основой подготовки должно стать обучение специалистов работе в изменяющихся ситуациях практической деятельности. Значимым становится не формирование знаний, умений и навыков, а овладение искусством их применения в соответствии с потребностями ситуации. Формами и методами обучения, которые используются при этом, являются формы и методы проблемного обучения, игровые формы и методы,

К бизнес-ориентированным методам обучения в профессиональной школе мы, вслед за Е.А. Корчагиным, относим следующие: имитационные игровые (деловые игры, игровое проектирование); имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций профессиональной деятельности, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение индивидуальных заданий); не имитационные, в основе которых лежат реальные профессионально-практические ситуации.

Нами выделены три направления реализации бизнес-ориентированной технологии обучения студентов вузов:

- обеспечение опережающего уровня образования студентов по отношению к текущим проблемам экономической деятельности в сфере образования;

- опережающая подготовка студентов по новым перспективным специальностям;

- саморазвитие личности, предполагающее такую перестройку образовательного процесса на каждой ступени профессионального образования, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и развивались качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни быстро осваивать новые требования.

Мы предположили, что реализация этих направлений должна осуществляться поэтапно.

Первый этап включает овладение студентами экономической грамотностью (освоение студентами знаний в области общей теории права и в области профессиональной этики, овладение навыками усвоения теоретических и практических профессиональных знаний и умений, принятие основные ценностей профессии и целей профессионального обучения).

Цель второго этапа состоит в достижении такого состояния деятельности студента, когда он способен не только решать, но и ставить перед собой типовые учебные задачи; у него сформированы общие основы профессиональной деятельности, а также цели обучения на завершающем этапе, т.е. избрана будущая специализация. Этап завершается производственной практикой.

Третий этап соответствует полной подготовленности студента к профессиональной деятельности, когда он может полноценно решать задачи, возникающие в конкретных ситуациях экономической деятельности в сфере образования, быстро и эффективно перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми задачами.

При этом мы исходили из убеждения в том, что одних знаний и навыков недостаточно. Требуется и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировки планов, динамичного наращивания новых знаний, умений и навыков.

Разработанная нами модель развития экономической компетентности будущих специалистов предусматривает расширение видов практической деятельности студентов путем их вовлечения в следующие виды экономической деятельности:

- планирование и организация своего труда;

- выполнение профессиональных обязанностей в соответствии с установленными экономическими и другими нормативами;

- оценка результатов своего труда;

- поиск путей повышения эффективности своего труда;

- совершенствование производства в области своей профессиональной деятельности.

Экономическая деятельность в связи с участием в управлении предприятием предполагает:

- планирование и совершенствование хозяйственного механизма;

- планирование и осуществление социального развития трудового коллектива;

- организацию коллективного самоуправления. Экономическая деятельность в сфере личной жизни предполагает:

- планирование и организацию личного бюджета;

- экономически обоснованную оценку приобретаемых в личное пользование товаров и рациональное их потребление;

- разумное отношение к своему здоровью, режиму и образу жизни. Таким образом, организация экономической деятельности является неотъемлемым условием развития экономической компетентности студентов вузов.

Новизна выделенных педагогических условий развития экономической компетентности студентов вузов заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования. Опытнопоисковая работа доказала, что данные условия успешно влияют на уровень развития экономической компетентности студентов вузов, что говорит о правомерности наших предположений.

Библиографический список

1. Абалкин, Л.И. Новый тип экономического мышления / Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1987. - 191 с.

2. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. - М.: Наука, 1991. - 112с.

3. Архипов, А.Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования / А.Ю. Архипов. - М.: Луч, 1994. - 122с.

4. Белова, Т. Урок экономики в третьем тысячелетии / Т. Белова // Народное образование. - 2001. - №1. - С.17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бляхман, Л.С. Перестройка экономического мышления / Л.С. Бляхман. - М.: Политиздат, 1990. - 271с.

6. Верховин, В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа / В.И. Верховин // Социс. - 1994. №10. - С. 83.

7. Ерицпохова, А.З. Экономическая культура специалистов в процессе адаптации сферы культуры к рыночным отношениям: дис ... канд. культурол.наук / А.З. Ерицпохова. -Краснодар, 1999. - 168 с.

8. Левицкий, М. Препринимательская деятельность в образовательном учреждении / М. Левицкий, Т.Шевченко // Народное образование. - 2002. - №10. - С.87.

9. Любимов, Л.Л. Экономическое образование в России: есть ли выход? / Л.Л. Любимов // РАБО. - 1977. - №2(3) - С.12-21.

10. Максакова, В.И. Экономическая культура личности / В.И. Максакова // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989. - С.99-104.

11. Никандров, Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал / Н.Д. Никандров. - 1997. - №2. - С.149-160.

12. Никитина, Е.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / Е.Ю.Никитина. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1998. - 144 с.

Bibliography

1. Abalkin, L.I. New Type of Economic Thinking / L.I. Abalkin. - Moscow: Ekonomika, 1987. - 191 p.

2. Ageev, A.I. Business: Property and Culture Problems / A.I.Ageev. - Moscow: Nauka, 1991. - 112 p.

3. Arhipov, A.Yu. Economic Thinking: Content and Formation Ways / A.Yu. Arkhipov. -Moscow: Luch, 1994. - 122 p.

4. Belova, T. Economy Lesson in the Third Millennium / T. Belova //Narodnoe Obrazovanie.

- 2001. - №1. - 17 p.

5. Blyakhman, L.S. Reorganization of Economic Thinking / L.S. Blyakhman. - Moscow: Politizdat, 1990. - 271p.

6. Eritspokhova, A.Z. Specialists’ Economical Culture in the Course of Culture Sphere Adaptation to Market Relations: Diss. ... Cand. of Cultorology / A.Z.Eritspokhova. - Krasnodar, 1999.

- 168 p.

7. Levitsky, M. Business Activity at an Educational Institution / M. Levitsky, T. Shevchenko// Narodnoe Obrazovanie. - 2002. - № 10. - P.87.

8. Lyubimov, L.L. Economic Education in Russia: Is There a Problem Solving? / L.L. Lyubimov // RABO. - 1977. - 2 (3) - P.12-21.

9. Maksakova, V.I. Economical Personality Culture / V.I. Maksakova // Basic Personal Culture: Theoretical and Methodical Problems. - Moscow, 1989. - P. 99-104.

10. Nikandrov, N.D. Interrelation Problems of Economy, Social Policy and Culture in Modern Russia // Socio-Political Magazine / N.D. Nikandrov. - 1997. - №2. - P. 149-160.

11. Nikitina, E.Yu. Future Teacher’s Preparing to Education Differentiation Management / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU "Fakel", 1998. - 144 p.

12. Verkhovin, V.I. Economical Behavior as a Subject of the Sociological Analysis / V.I. Verkhovin// Sotsis. - 1994. - № 10. - 83 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.