Научная статья на тему 'Педагогические условия профилактики правонарушений в деятельности сотрудников полиции на современном этапе'

Педагогические условия профилактики правонарушений в деятельности сотрудников полиции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Михаил Игоревич

В статье на основе педагогического анализа условий профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, деятельности полиции, выделены и рассмотрены педагогические условия и их значение для подготовки и деятельности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for prevention of offenses in activity of police officers at the present stage

In article on the basis of the pedagogical analysis of conditions for prevention of the offenses and ensuring the public safety, the activity of police, the pedagogical conditions and their value for preparation and activity of police officers are allocated and considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профилактики правонарушений в деятельности сотрудников полиции на современном этапе»

9. Petrushina, N.P., Ponomarev, V.A. and Shichavin. I.V. (2012), "Characteristics of high-speed capabilities and a functional condition of the nervous system puberty players at various levels of biological maturation", Physiological and biochemical bases and pedagogical adaptation of technologies to different largest physical stress. In two volumes. Proceedings of the international scientific-practical conference (29-30 November 2012), Kazan, pp. 186-190.

10. Plohinsky, N.A. (1990), Biometrics, publishing house MSU, Moscow.

11. Savin, V.P. (2003), Theory and Methods hockey, Academy, Moscow.

12. Taymazov, V.A. and Golub J.V. (2004), Psychophysiological state of sportsmen (Methods of evaluation and correction), Olimp-SPb, St. Petersburg.

13. Twist, A.P. (2005), Hockey: Theory and Practice, AST, Astrel, Moscow.

Контактная информация: Kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Михаил Игоревич Соколов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье на основе педагогического анализа условий профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, деятельности полиции, выделены и рассмотрены педагогические условия и их значение для подготовки и деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: общественная безопасность, условия деятельности полиции, профилактика правонарушений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p223-227

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION OF OFFENSES IN ACTIVITY OF POLICE OFFICERS AT THE PRESENT STAGE

Mikhail Igorevich Sokolov, the competitor, St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia,

St. Petersburg

Annotation

In article on the basis of the pedagogical analysis of conditions for prevention of the offenses and ensuring the public safety, the activity of police, the pedagogical conditions and their value for preparation and activity of police officers are allocated and considered.

Keywords: public safety, conditions of activity of police, prevention of offenses.

Одним из аспектов обеспечения общественной безопасности, наряду с применением воспитательных технологий, является профилактика правонарушений. Стратегия национальной безопасности определяет, что долгосрочные цели, направленные на сохранение независимости нашего государства требуют постоянной работы по предупреждению различных преступлений, посягающих на охраняемые государством права и законные интересы [7].

Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [3]. Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу может

быть осуществлено при постоянном совершенствовании системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по ее обеспечению. Данные меры должны быть направлены в первую очередь на предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации; на профилактику социальных и межнациональных конфликтов; на предупреждение, ликвидацию и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; на совершенствование государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности; на развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий [7].

При этом обеспечение общественной безопасности основывается на принципе приоритета мер профилактики и предупреждения правонарушений, направленных на снижение общественной безопасности. Выполнение Концепции общественной безопасности в Российской Федерации предполагает совершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование профилактических мер, направленных на снижение уровня коррупции и криминализации общественных отношений [9]. В соответствии с законом «О полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [8]. Таким образом, сотрудники полиции являются одними из субъектов, обеспечивающих общественную безопасность в нашем государстве. Именно на сотрудников полиции возлагается основная работа по профилактике правонарушений. Профилактика правонарушений представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, правопорядок. При этом, речь идет об административных правонарушениях и преступлениях. Профилактика правонарушений, и административных правонарушений и преступлений, представляет собой систему мер, направленных:

- на недопущение возможности совершения правонарушения;

- на выявление и устранение условий совершения правонарушений;

- формирование у граждан, взаимодействующих с сотрудниками полиции государственно-патриотических чувств и правовой культуры.

Для эффективного осуществления функций по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений требуется применение комплекса воспитательных мер в отношении сотрудников полиции со стороны руководства органов внутренних дел, а также в отношении граждан со стороны сотрудников полиции. Примечательно, что такая позиция, закрепленная в законе «О полиции», вполне созвучна современным педагогическим подходам гуманизации отношений, субъект-субъектного взаимодействия и педагогики сотрудничества [5, 6].

Таким образом, анализ документальных источников свидетельствует, что обеспечение общественной безопасности является в современных условиях одной из важнейших задач российского государства. Для решении этой задачи требуется участие целого ряда сил и привлечение разнообразных средств. Одну из ключевых ролей в решении за-

дач обеспечения общественной безопасности призваны сыграть сотрудники полиции.

Вопросам профилактики правонарушений было посвящено большое количество исследований. Предупреждение и профилактика правонарушений являются объектом в основном юридических исследований. При этом исследование педагогических аспектов предупреждения и профилактики правонарушений и наиболее серьезных из них, правонарушений, особенно в отношении сотрудников полиции при обеспечении ими общественной безопасности осуществлялось не в достаточной степени.

Профилактика и предупреждение правонарушений есть планомерный процесс, направленный на выявление причин совершения правонарушений, их устранение. Как известно предупреждение правонарушений может быть общим и специальным. Общая превенция направлена на все общество, специальная направлена на лицо, уже совершившее правонарушение. Наказание, применяемое к правонарушителю, направлено, в том числе и на недопущение подобного поведения в будущем. Особенностью деятельности полиции является именно упор на общую превенцию. В основном, полиция взаимодействует с законопослушными гражданами, в отношении которых и совершается профилактическое воздействие. В этих условиях возрастает необходимость учета психолого-педагогических особенностей такого взаимодействия. Профилактическая работа является планомерным процессом, который осуществляется в ежедневном режиме, а не от случая к случаю. Вопросам планирования профилактической работы в органах внутренних дел посвящено значительное количество работ. При этом, большинство исследователей говорит о том, что планирование профилактики правонарушений это система обязательных для всех государственных, хозяйственных и правоохранительных органов, предприятий, учреждений и организаций предписаний о мероприятиях правового, экономического, культурного, идеологического и организационного характера, которые направлены на предупреждение и искоренение правонарушений [4]. В науке преобладает мнение о том, что профилактика должна включать в себя не только предупреждение преступлений и правонарушений, но также и девиантного, отклоняющегося, поведения, как предпосылки поведения делинквентного [1].

Профилактика правонарушений в органах внутренних дел должна носить комплексный характер. Мероприятия по профилактике должны:

- охватывать всех субъектов профилактической деятельности, начиная с органов власти, включая органы внутренних дел, юридических и физических лиц;

- вестись по всем профилактическим направлениям (различные группы населения, использование различных способов воздействия и др.);

- обеспечивать общественную безопасность - не только предупреждение преступлений, но и борьбу с девиантным поведением.

По мнению Емельянова В.М., целями планирования профилактики в органах внутренних дел являются действенная борьба, сокращение и в перспективе ликвидация преступлений и иных правонарушений; преодоление негативных явлений общественного развития, которые способствуют совершению преступлений; ограничение и ликвидация фактов антиобщественного поведения граждан, нарушений законов и иных актов, приносящих вред обществу и влекущих незаконные деяния или способствующих их совершению; борьба с наркоманией, пьянством и алкоголизмом, искоренение консервативных обычаев, отрицательных форм поведения в общественной жизни, в коллективе, в семье, способствующих правонарушениям; развитие и совершенствование позитивных социально-правовых процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению законодательства, дисциплины, норм морали; повышение уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к праву, активной жизненной позиции в борьбе с преступлениями и другими антиобщественными поступками [2]. В литературе выделяются общие, специальные и индивидуальные меры профилактики правонарушений.

К общим мерам относятся меры, прямо не направленные на профилактику, но косвенно влияющие на снижение правонарушений. К таким мерам можно отнести повышение уровня жизни, улучшение культурно-массовой работы и т.д.

К специальным мерам профилактики можно отнести те мероприятия, которые направлены на предотвращение отдельных видов правонарушений (торговля наркотиками, коррупция и пр.)

К индивидуальным можно отнести меры, которые направлены на предотвращение совершения правонарушения конкретным лицом (контроль за лицами, ранее совершившими правонарушения).

В профилактической работе необходимо применять эффективные методы и приемы. Можно привести их краткую характеристику. Убеждение является одним из способов влияния на поведение людей. Оно должно применяться одновременно с другими приемами. Выражение доверия возможно только при индивидуальном подходе и только в тех случаях, когда личность демонстрирует положительную нравственную направленность. Опора на положительные качества требует внимательного личностного подхода к субъекту воздействия. Переключение энергии из отрицательной деятельности в положительную. Этот прием может применяться сотрудниками полиции только при оказании им содействия других субъектов профилактического воздействия. Применение поощрения и наказания со стороны сотрудников полиции должно основываться только на нормах закона. Как известно, предупреждению преступлений способствует не суровость наказания, а его неотвратимость. Поэтому при применении наказаний должно исключаться какое-либо субъективное отношение.

Педагогическими условиями профилактики правонарушений в деятельности сотрудников органов внутренних дел при обеспечении ими общественной безопасности являются:

- системное и планомерное освоение и применение сотрудниками полиции воспитательных технологий;

- проведение психолого-педагогической подготовки сотрудников полиции, изучение положений педагогики, теории и практики воспитания и общения;

- осуществление должностными лицами полиции педагогического руководства самовоспитанием, профессиональным и личностным развитием подчиненных;

- формирование у граждан, взаимодействующих с сотрудниками полиции государственно-патриотических чувств и правовой культуры;

- применение как индивидуальных, так и групповых форм воспитания;

- использование в деятельности сотрудников полиции знаний о национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных, психологических особенностях лиц, находящихся в сфере их деятельности.

Таким образом, сотрудники полиции, при осуществлении профилактической работы должны исходить из необходимости учета данных факторов, которые в дальнейшем будут влиять на эффективность их предупредительной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, СИ. Герасимов, А.Я. Сухарев. - М. : Норма, 2001. - 496 с.

2. Емельянов, В.М. Административно-правовые особенности профилактики правонарушений подразделениями милиции общественной безопасности (по материалам Тюменской области) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Емельянов В.М. - СПб., 2006. - 228 с.

3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/. - Дата обращения 01.03.2016.

4. Селиванов, Н. А. Некоторые спорные вопросы теории комплексного планирования профилактики правонарушений / Н. А. Селиванов // Комплексное планирование социальной

профилактики правонарушений / Рос. прав. академия. - М., 1981. - С. 18-23.

5. Стародубцев, М.П. Воспитательные технологии обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / М.П. Стародубцев, М.И. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 156-163.

6. Стародубцев, М.П. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности / М.П. Стародубцев, М. И. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 163-168.

7. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (утратил силу) [Электронный ресурс] // URL : https://www.referent.ru/1/135727. - Дата обращения 01.03.2016.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12182530/. - Дата обращения 01.03.2016.

9. Чапчиков, С.Ю. Правовая основа Концепции общественной безопасности Российской Федерации / С.Ю. Чапчиков // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 4. - С. 58-62.

REFERENCES

1. Alekseev, A.I., Gerasimov S.I. and A. Sukharev, Ya. (2001), Criminological prevention: theory, experience, problem, Norma, Moscow.

2. Yemelyanov, V.M. (2006), Administrative and legal features of prevention of offenses by divisions of militia ofpublic safety (On materials of the Tyumen region), dissertation, St. Petersburg.

3. The concept of public safety in the Russian Federation, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/..

4. Selivanov, N.A. (1981), "Some controversial issues of the theory of comprehensive planning of prevention of offenses", Collection of articles: Comprehensive planning of social prevention of offenses, RPA, Moscow, pp. 18-23.

5. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, M.I. (2015), "Educational technologies of ensuring public safety in activity of police officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 156-163.

6. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, M.I. (2015), "Development of common cultural competences of police officers as pedagogical condition of the solution of problems of ensuring public safety", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 163-168.

7. The decree of the Russian President from 5/12/2009 N 537 (an edition from 7/1/2014) "About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020" (has become invalid), available at: https://www.referent.ru71/135727.

8. The federal law from 2/7/2011 N 3-FZ (an edition from 7/13/2015, with amendment from 12/14/2015) "About police" (with amendment and additional, in force with 9/15/2015), available at: http://base.garant.ru/12182530/..

9. Chapchikov, S.Yu. (20140, "Legal basis of the Concept of public safety of the Russian Federation", News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy, No. 4, pp. 58-62.

Контактная информация: cmi008@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РУСЛЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПАРАДИГМЫ

Игорь Борисович Сотников, адъюнкт, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД РФ), Пермь

Аннотация

В статье дана характеристика современной образовательной парадигмы, в связи, с идеями которой рассматривается проблема использования интерактивных технологий обучения в высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.