Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной подготовки педагогов по спортивным танцам'

Педагогические условия профессиональной подготовки педагогов по спортивным танцам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ / SPORT DANCING TEACHERS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY BUILDING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Владимир Иванович

В статье рассматривается комплекс педагогических условий профессиональной подготовки педагогов спортивных танцев, направленных на формирование готовности к будущей практической деятельности. Разработано содержание уровней готовности студентов вуза физической культуры по трем критериям, представлены результаты эффективности предложенных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of sport dancing teachers professional training

A complex of pedagogical conditions of sport dancing teachers professional training, directed at forming their readiness for future professional activities is discussed. The content of higher educational establishments of PE students’ readiness according to 3 criteria is developed. Results of the proposed pedagogical conditions effectiveness are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной подготовки педагогов по спортивным танцам»

УДК 378

ББК 74.480.055.14

В.И. Тарасенко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй

подготовки педагогов по спортивным танцам

В статье рассматривается комплекс педагогических условий профессиональной подготовки педагогов спортивных танцев, направленных на формирование готовности к будущей практической деятельности. Разработано содержание уровней готовности студентов вуза физической культуры по трем критериям, представлены результаты эффективности предложенных педагогических условий.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная подготовка, педагоги спортивных танцев, компетентностный подход.

V.I. Tarasenko

pedagogical conditions of sport dancing teachers

professional training

A complex of pedagogical conditions of sport dancing teachers professional training, directed at forming their readiness for future professional activities is discussed. The content of higher educational establishments of PE students' readiness according to 3 criteria is developed. Results of the proposed pedagogical conditions effectiveness are presented.

Key words: pedagogical conditions, professional training, sport dancing teachers, competency building approach.

В исследовании оптимальных педагогических условий в профессиональной подготовке педагогов спортивных танцев необходимо было определить понятие «педагогические условия». По мнению С.Н. Бегидовой, педагогические условия «определяют возможность и успешность развития компетентности личности» [1, с. 128]. Определяя педагогические условия, Е.Ф. Бегидова отмечает, что это качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, которые отражают основные требования к организации образовательного процесса [2, с. 14].

В процессе исследования были определены педагогические условия профессиональной подготовки педагогов спортивных танцев на основе компетентност-ного подхода. Первое педагогическое условие - это реализация личностно ориентированного подхода, который способствует проявлению и развитию личности как студентов, так и педаго-

гов - это основное направление образовательного процесса в вузе. Именно на основе личностно ориентированного подхода в процессе обучения раскрываются способности студентов, формируется гуманистическое мировоззрение и социально-ценные качества личности.

Ко второму условию можно отнести проблемное обучение, интерактивное обучение. Внедрение в образовательный процесс интерактивных упражнений, заданий, позволяет оптимизировать процесс подготовки педагогов спортивных танцев. В образовательный процесс включались дидактические игры, которые требовали принятия оперативных решений, создания модели деятельности. За период эксперимента были апробированы 10 дидактических игр. Другой не менее интересной и эффективной формой интерактивного обучения является использование тренинга.

Третье условие - проведение учебной практики на базе научно-методических

комплексов, которая позволила максимально приблизить деятельность студентов к условиям их профессиональной деятельности.

С целью проверки эффективности предложенных педагогических условий профессионально-педагогической подготовки педагогов спортивных танцев проведен педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа показала, что нельзя унифицировать подготовку студентов, поскольку необходимо учитывать не только личностные и индивидуальные, но и региональные, социальные и культурологические особенности. Процедурами развития профессиональных компетенций у студентов и подготовки их к профессионально-педагогической деятельности предусматривалось:

• формирование потребностей и мотивации к профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта;

• обучение и практическое применение приемов управления учебно-воспитательным процессом и диагностики;

• постановка проблемных педагогических ситуаций и управленческих задач;

• использование рациональных приемов межличностного общения в условиях субъект-субъектных взаимодействий (преподаватель - студент - занимающийся).

Разработано содержание уровней готовности студентов вуза физической культуры по трем критериям: когнитивный компонент; мотивационно-деятельностный компонент; творческий компонент.

Когнитивный компонент готовности - познание и понимание содержания и технологий осуществления учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития занимающихся.

Мотивационно-дятльностный компонент готовности - ответственное отношение к использованию функций по организации учебно-воспитательного процесса, инициативность в подборе и внедрении средств и методов обучения.

Творческий компонент готовности -способность к отбору и грамотной реализации наиболее эффективных средств, методов, педагогических приемов обучения и воспитания, а также проектирование соответствующих авторских технологий.

Рассмотрев уровни развития профессионально-педагогических компетенций, необходимо представить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию компетентности студентов вуза физической культуры к профессиональной деятельности в сфере физической культуры (табл. 1).

Табл. 1. Показатели компетентности студентов опытных групп к профессионально-педагогической деятельности в процессе формирующего эксперимента

го

X

го н

.0 X ш

н ^

о с

о

о с ей о

го

ч ф

с

ей о

I-

о

ч о с >2 о

X .0

с; го

X

о ^

о

о ф

■&

о ^

с

ей о с;

о >.

О)

о ф

т

Компоненты готовности Контрольная группа Экспериментальная группа t Р

X ст Х ст

Когнитивный компонент До 2,09 0,87 2,12 0,37 0,71 >0,05

Мотивационно-деятельностный компонент 2,06 0,69 2,05 0,47 0,74 >0,05

Творческо-исследовательский компонент 1,64 0,67 1,76 0,59 0,62 >0,05

Когнитивный компонент После 2,35 0,52 2,78 0,17 2,35 <0,05

Мотивационно-деятельностный компонент 2,15 0,48 2,69 0,19 2,26 <0,05

Творческо-исследовательский компонент 1,83 0,48 2,47 0,14 2,44 <0,05

На этапе формирующего эксперимента активно внедрялись как традици-

онные, так и нетрадиционные средства и методы обучения. Были разработаны

го ч ф С

творческие задания, активно использовались поисковые методы обучения, проблемные задания, деловые игры, способствующие формированию гностических компетенций. Были реализованы все ранее охарактеризованные возможности

включения студентов в практическую профессиональную деятельность. В процессе анализа полученных результатов и математических расчетов студенты были распределены по уровням компетентности (табл. 2, 3).

Табл. 2. Процентное соотношение уровней компетентности студентов контрольной группы до и после эксперимента (%)

Компоненты Группы Оптимальный Допустимый Критический

Когнитивный До эксперимента 18,8 45,5 35,7

компонент После

эксперимента 38,4 49,7 11,9

Мативационно- До эксперимента 10,4 41,7 47,9

деятельностныи После

компонент эксперимента 38,1 54,1 7,8

Творческо- До эксперимента 10,5 40,3 49,2

исследовательский После

компонент эксперимента 39,1 40,2 20,7

Табл. 3. Процентное соотношение уровней компетентности студентов экспериментальной группы до и после эксперимента (%)

Компоненты Группы Оптимальный Допустимый Критический

Когнитивный До эксперимента 19,1 45,1 35,8

компонент После

эксперимента 47,7 48,1 4,2

Мативационно- До эксперимента 11,3 42,2 46,5

деятельностный После

компонент эксперимента 56,3 37,6 6,1

Творческо- До эксперимента 10,9 38,9 50,2

исследовательский После

компонент эксперимента 48,1 44,6 7,3

По результатам, представленным в таблицах 2 и 3, видно, что процентное соотношение уровней компетентности студентов значительно изменилось.

Когнитивный компонент — на начало педагогического эксперимента только 18,8 % студентов контрольной группы и 19,1 % студентов экспериментальной группы имели оптимальный уровень компетентности, по окончании эксперимента этот процент значительно повысился: 38,4 % и 47,7 % соответственно.

Процентное соотношение допустимого уровня изменилось, но незначительно, чего нельзя сказать о критическом уровне. Процентное соотношение критического уровня также значительно снизилось: в контрольной группе

с 35,7 % до 11, 9 %, а в экспериментальной группе с 35,8 % до 4,26 %, что подтверждает более высокий уровень готовности студентов экспериментальной группы.

Мотивационно-деятельностный компонент — резко снизилось соотношение критического уровня с 47,9 % до 7,8 % в контрольной группе и с 46,5 % до 7,9 % в экспериментальной группе. Процентное соотношение допустимого уровня снизилось в обеих группах, но незначительно. Соотношение оптимального уровня в обеих группах изменилось в положительную сторону, то есть увеличился процент в обеих группах в контрольной на 27,7 %, в экспериментальной группе на 45 %.

И, наконец, рассматривая изменения показателей творческо-исследовательского компонента, можно наблюдать примерно такую же картину, как и в предыдущих двух. Процентное соотношение оптимального уровня готовности студентов увеличилось на 28,6 % в контрольной и на 37,8 % в экспериментальной группе.

Меры, принимаемые в целях ориентации будущих педагогов на существующие особенности реализации профессионально-педагогической деятельности, способствовали достижению оптимального уровня освоения этих особенностей испытуемыми, составляющими экспериментальную группу.

Таким образом, основными составляющими профессионально-педагогической подготовки студентов яв-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляются предметный и социальный контексты будущей профессионально-педагогической деятельности студентов вуза физической культуры, что позволяет овладеть академическими и профессиональными компетенциями с помощью системы учебных заданий, моделей и ситуаций в соответствии с целями обучения в вузе. Можно констатировать, что предложенные педагогические условия профессионально-педагогической подготовки дали исчерпывающее подтверждение эффективности внедрения программы профессиональной подготовки педагогов бальных танцев и оптимизировали процесс развития профессиональных компетенций у студентов и повышения их уровня компетентности.

Библиографический список

1. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / С.Н. Бегидова. -Майкоп: Прогресс, 2001. - 208 с.

2. Бехтенова, Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 220 с.

References

Begidova S.N. Theoretical basis of physical culture and sport specialists' professional creative personal development. Maikop: Progress, 2001. P. 208. [in Russian].

Bekhtenova E.F. Conditions of forming students' project activities. Dis. ... cand. оf sciences (Education). Novosibirsk, 2006. P. 220. [in Russian].

Сведения об авторе: Тарасенко Владимир Иванович,

старший преподаватель, кафедра теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета,

Уральский государственный университет физической культуры г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: pigalovalv@mail.ru

Information about the author: Tarasenko Vladimir Ivanovich,

Senior Lecturer, Department of Theory

and Methods of Dancing Sports

and Ballet,

Ural State University

of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: pigalovalv@mail.ru

ro j

x

ro H

.0 X

ca s H Œ

о с

о

о с

о

го

ч ф

с s

CQ О H

о

ч о с >s о

X .0

го

X

о s

о

о ф

-&

о с

о

о >

ф

s

о ф

т

го

ч ф

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.