УДК 374.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
(МГАФК)
Аннотация
В статье изложены условия, обеспечивающие результативность воспитательной работы с юными спортсменами. Внимание акцентируется на следующих составляющих тренировочного процесса: формирование интереса к выполняемой деятельности для повышения мотивации к занятиям спортом; побуждение к творческой активности; создание педагогических ситуаций для формирования нравственно-волевых качеств; педагогическое сопровождение деятельности, осуществляемой занимающимися; выполнение домашнего задания. Соблюдение выше указанных условий содействует повышению уровня знаний в спортивной области, а также становлению необходимых для высоких спортивных результатов личностных качеств.
Ключевые слова: педагогические условия, педагогическое сопровождение, мотивация, творческая деятельность, нравственно-волевые качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p124-126 PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL WORK EFFICIENCY INCREASE AT THE SPORTS PROFILE INSTITUTIONS OF THE ADDITIONAL
EDUCATION
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,
Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The article sets out the conditions that ensure the effectiveness of the educational work with the young athletes. The attention is concentrated on the following components of the training process: the formation of interest to the activity performed to increase the motivation to sports; the urge to the creative activity; the creation of the educational situations for the formation of the moral-psychological qualities; the educational support of the activities involved; homework. Compliance with the above-mentioned conditions helps to increase the level of knowledge in the sports field, as well as to train the necessary for the performance personal qualities.
Keywords: pedagogical conditions, pedagogical support, motivation, creativity, moral and volitional qualities.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мир характеризуется стремительной изменчивостью, объясняемой прогрессом. Поэтому для некоторых людей представляется сложным идти в ногу со временем, жить в ритме современности. Необходимо с детского возраста вырабатывать навык освоения незнакомой деятельности, не испытывая при этом страха поражения.
Педагогические условия воспитательной работы в условиях учреждений дополнительного образования спортивной направленности предполагают сознательную деятельность субъекта в освоении и впоследствии преобразовании окружающей среды, а активность характеризуется целесообразностью и целенаправленностью. Поэтому, целью исследования являлось выявить условия повышения эффективности воспитательной работы в тренировочном процессе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводился в ДЮСШ г. Москвы и Подмосковья в группах начального и углубленного этапов тренировочного процесса (всего количество занимающихся составляло 423 человека) за период времени с 1. 09. 12 по 1.06.14.
Одним из условий, определяющих эффективность воспитательной работы в спорте, является интегрирование указаний тренера с инициативностью воспитуемых. Мы считаем целесообразным это достичь путем проявления изобретательности со стороны спортсменов, творческой активности поискового характера, особенностью которой является новизна задания, что повышает интерес к выполняемой деятельности. Условиями формирования интереса являются: предоставление возможности в проявлении инициативы; организация проблемной ситуации (затруднения должны соответствовать способностям занимающихся); положительный эмоциональный настрой при выполнении задания; осознание важности приобретаемых знаний и умений; совместная деятельность; наглядный результат деятельности.
Результат деятельности зависит от усилий, прилагаемых спортсменом, его индивидуальных особенностей, а также от осознания им значимости осуществляемой работы. Старательность определяется уверенностью в том, что ожидаемый результат реально достижим. В дополнение к выше сказанному, существует взаимосвязь между поставленной целью и личной заинтересованностью спортсмена. Поэтому, необходимо убедить воспи-туемого в необходимости реализации намеченного плана действий.
Высокая эффективность воспитательного потенциала занятий спортом во многом зависит от разработанного комплекса требований, обеспечивающих дисциплинированность занимающихся. Поэтому, требования должны обладать следующими характеристиками: ясность формулировки; соответствие условиям, в которых они должны выполняться; едины для всех.
Мотивационный блок спортивного воспитания направлен на адаптацию занимающихся к новым условиям тренировочного процесса на этапе начальной подготовки и является основанием успешной спортивной деятельности на всех этапах осуществляемой деятельности. Также предусматривается поэтапное повышение сложности устанавливаемых задач. Тренировочный процесс строится таким образом, что удовлетворенность достигнутым результатом сменяется потребностью выполнения задания более высокого уровня.
Для организации творческой деятельности, мы считаем целесообразным создавать педагогические ситуации, связанные со спортивной деятельностью и требующие творческого поиска. Например, иногда дети получали задание придумать новые упражнения для развития определенных физических качеств, при этом ценные предложения в дальнейшем использовались в тренировочном процессе.
Необходимым условием воспитательной работы являлось педагогическое сопровождение, представляющее собой систему мер, организуемых тренером для организации взаимодействия со спортсменами, оказывая им поддержку в формировании и совершенствовании личностных качеств, становлении индивидуальных особенностей, способствующих реализации себя в спорте. Важно учитывать содержательные аспекты педагогического сопровождения: признание ценности индивидуальных целей юного спортсмена; создание условий для самостоятельного освоения ребенком деятельностью, а также максимального раскрытия личностного потенциала; осуществление сопровождения преимущественно при ведущей роли тренера в качестве организатора деятельности.
Важная роль в воспитательной работе со спортсменами принадлежит формированию нравственно-волевых качеств, объединяющих такие личностные свойства, как отзывчивость, честность, дисциплинированность, ответственность, взаимовыручка, целеустремленность, которые регулируют индивидуальное поведение.
В качестве критериев нравственно-волевых качеств можно выделить следующие:
- позитивное эмоционально-ценностное отношение к выполняемой деятельности;
- относительно устойчивое представление о себе (объективная самооценка);
- умение осуществить нравственный выбор;
- готовность сделать волевое усилие;
- необходимый объём сведений о нравственно-волевом самосовершенствовании;
- интерес к деятельности с проявлением нравственно-волевых качеств;
- обладание нравственной саморегуляцией.
Проведение бесед с родителями спортсменов играло важную роль в воспитательном процессе. Данный момент был необходим для выработки единых требований к вос-питуемым. Примерная тематика родительских собраний была следующая: помощь в адаптации к тренировочным занятиям юных спортсменам; питание юного спортсмена; как правильно относиться к соревнованиям; требования к одежде и обуви юного спортсмена; контроль за тренировочным процессом и домашним заданием.
Нами были разработаны образовательные тетради, соответствующие возрасту занимающихся, в которых был предложен для изучения материал по основам здорового образа жизни (для групп углубленного этапа тренировки - по спортивному стилю жизни); история возникновения и развития спорта; основы олимпизма, а также, антидопинговая информация. Задания рассчитаны на самостоятельную работу, сложность текста определяется возрастом спортсменов. В конце каждого урока занимающимся предлагается письменно ответить на вопросы для лучшего процесса запоминания. Проверка знаний осуществлялась посредством проведения викторин.
ВЫВОДЫ
Условиями успешной воспитательной работы с юными спортсменами являются: формирование мотивации, ориентирующей на самосовершенствование; организация творческой деятельности путем использования в тренировочном процессе педагогических ситуаций, предполагающих творческий поиск; формирование морально-волевых качеств; взаимодействие тренера и родителей занимающихся; самостоятельная работа с образовательными тетрадями.
В результате применяемых мер по организации условий повышения эффективности тренировочного процесса у юных спортсменов отмечается повышение уровня знаний, а также морально-волевых качеств, что связано с успешно формирующейся системой спортивных ценностей.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 394.24 + 796.81
ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХАПСАГАЙ - РЕТРОСПЕКТИВА И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сергей Николаевич Никитин, доктор педагогических наук, профессор,
Никита Васильевич Никифоров, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков, является якутская национальная борьба хапсагай, в дословном переводе означающая «состязания в ловкости».