Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе'

Педагогические условия подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ / RURAL SCHOOL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MODEL OF THE PREPARATION / SPECIAL COURSE OF PREPARATION THE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING FOR JOB AT RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогин А. Б., Правдов Д. М., Гогина Н. В.

В статье представлены результаты диссертационного исследования, посвященного изучению проблемы подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогин А. Б., Правдов Д. М., Гогина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS PREPARATION OF FACULTY OF PHYSICAL TRAINING TO JOB AT RURAL SCHOOL

In the article submitted results of the scientific research devoted of students problem during the study of preparation on the faculty of physical training to job at rural school

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе»

УДК 378 Гогин А. Б., Правдов Д. М., Гогина Н. В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты диссертационного исследования, посвященного изучению проблемы подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе.

Ключевые слова: Сельская школа, педагогические условия, модель подготовки, специальный курс по подготовке учителя физической культуры для работы в сельской школе.

Сельская школа в ряду различных типов и видов общеобразовательных учреждений, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, функционирует в неповторимых и разнообразных социально-экономических, природноклиматических, социально-культурных условиях. При этом специфика образовательного процесса сельской школы отражается на организации физкультурно-оздоровительной работы.

Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры и его подготовки в вузе обусловлены характерностью образовательного процесса в сельской школе: спецификой работы в малочисленном коллективе школьников, условиями ограниченности или отсутствия мест для занятий физической культурой, недостатком спортивного инвентаря, слабой учебно-методической базой школы. Для успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в сельской школе выпускник факультета физической культуры должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, необходимость которых обусловлена особыми условиями функционирования сельской школы и различными социально-экономическими факторами, оказывающими определенное влияние на организацию образовательного процесса.

Разработка содержания и методики подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе определяется общей стратегией деятельности вуза. Важным в этом плане является взаимодействие вуза, в том числе факультетов и кафедр, с сельскими школами, органами управления образованием области и района.

Структура образовательного маршрута студентов педагогического вуза, готовящихся к работе в сельской школе, представлена несколькими этапами. Первый - довузовский, на котором происходит мотивационное самоопределение

будущих педагогов к педагогическому образованию и профессиональной деятельности, абитуриентам обозначаются перспективы работы в том или ином образовательном учреждении, в том числе и сельской школе. Второй - вузовский, на котором осуществляется введение студентов в специальность и адаптация к самой системе образования в вузе (1-2 курсы), происходит освоение специальности и испытание своих сил в ходе первых педагогических практик (2-3 курсы). У студентов формируются представления об основах организации физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе, их знакомят с особенностями психофизического развития личности сельских школьников, спецификой образовательного процесса в сельских школах. На 4-ом и 5-ом курсах осуществляется подготовка к конкретным условиям профессиональной деятельности в будущем, в том числе и в сельской школе. Третий этап - трудоустройство. Вуз предоставляет выпускникам данные о потребностях сельских школ в специалистах, проводит работу по их распределению. Такая работа осуществляется совместно с управлением образования области, отделами образования районов, сельскими школами.

Модель подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательный, организационный и аналитико-результативный.

Целевой компонент. Основные цели подготовки будущих педагогов к осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе:

- формирование у студента - будущего учителя физической культуры - мотивации к педагогической деятельности в сельской общеобразовательной школе, что предполагает формирование профессиональных мотивов педагогической деятельности в сельской школе, развитие у будущих

© Гогин А. Б., Правдов Д. М., Гогина Н. В., 2011

Экономика образования ♦ № 2, 2011

103

педагогов интереса к организации физкультурнооздоровительной и спортивной работы в условиях образовательного процесса сельской школы, формирование психологической готовности к работе в сельском социуме;

- формирование у будущих специалистов физической культуры системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешность организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе. Для этого необходимо сформировать у них современные представления о специфике организации физкультурнооздоровительной работы в сельской школе; ознакомить будущих учителей со средствами, методами и формами организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях малочисленности класса, разновозрастного коллектива учащихся; дать знания, раскрывающие возможности окружающей природной и социальной сельской среды в деле укрепления и сохранения здоровья школьников.

Содержательный компонент. Содержание подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе должно:

- включать в себя разделы, раскрывающие проблему сельской школы и специфику образовательного процесса в ней. В разделе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин уделить внимание характеристике сельского социума как вида общности, изучению его социальных групп, рассмотрению современной сельской школы как социокультурного феномена, особенностей ее функционирования, истории возникновения сельских школ как вида образовательных учреждений. В разделе общепедагогических дисциплин и дисциплин предметной подготовки целесообразно рассмотреть особенности личности сельского педагога, учащегося, сельского жителя, характер взаимоотношений в цепочке учитель - ученик - сельский житель, ознакомить студентов со спецификой профессиональной деятельности учителя физической культуры сельской школы, условиями образовательного процесса сельской школы. В рамках психолого-педагогичес-кого практикума следует осуществлять конструирование различных форм психолого-педагогичес-кой деятельности, моделировать образовательные и педагогические ситуации применительно к условиям сельской школы;

- обеспечить рассмотрение особенностей физкультурно-оздоровительной и спортивной

работы в сельской школе, особенностей их планирования в условиях сельской малочисленной и малокомплектной школы; включать обучение студентов решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в условиях малочисленности и разновозрастного коллектива класса, построению образовательного процесса с учетом особенностей психологии личности сельского школьника, его состояния здоровья и его физической подготовленности. При рассмотрении технологии обучения базовым физкультурноспортивным видам необходимо уделять внимание особенностям методики преподавания в условиях сельской школы с присущими ей слабой материальной базой, ограниченностью места занятий и т. д.;

- осуществить в рамках дисциплины «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» углубленное освоение методики обучения двигательным действиям в соответствии со школьной программой предмета «Физическая культура», разделом «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности». На первом курсе -лыжный спорт и гимнастика, на втором - баскетбол и легкая атлетика, на третьем - ручной мяч и плавание, на четвертом - волейбол, на пятом -футбол, что дает возможность студентам многопланово подготовиться к предстоящей деятельности. Необходимость этого продиктована также отсутствием на селе специализированных спортивных школ, удовлетворяющих потребности учащихся в спортивном самосовершенствовании.

Организационный компонент. В ходе подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе целесообразно:

- использование возможностей всех форм обучения в вузе: на лекциях раскрываются общие вопросы, закономерности, принципы функционирования образовательного учреждения на селе, основные тенденции развития сельской школы, организация в ней образовательного процесса. На семинарских занятиях происходит углубленное изучение изложенных лекционных тем, изучается педагогический опыт на основе научных публикаций, более глубоко осваивается методика преподавания предмета «Физическая культура» в условиях сельской школы. Лабораторнопрактические занятия позволяют овладеть навыками планирования физкультурно-оздоровительной, спортивной работы применительно к условиям сельской школы, с учетом малочисленнос-

ти ее учащихся и малокомплектности. Самостоятельные занятия предусматривают большую работу студента по изучению специальной, дополнительной литературы, сбор информации по сельской школе, помощь учителям сельских школ в организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий;

- использование на различных этапах обучения спецкурсов, в которых рассматриваются вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе;

- привлечение к подготовке студентов педагогов сельских школ.

Процесс подготовки будущих учителей физической культуры предполагает целенаправленное развитие у студентов творческого отношения к педагогической деятельности:

- овладение приемами и методами реализации процесса обучения в условиях различных образовательных учреждений, навыками перестраивать свою деятельность в меняющихся педагогических ситуациях;

- использование современных технологий в физкультурном образовании и творческая адаптация их к условиям сельской школы;

- направленность деятельности на разработку и реализацию творческих проектов организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе в период педагогической практики;

- проведение научно-исследовательской работы по проблемам физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе.

Аналитико-результативный компонент модели подготовки включает в себя

- экспертный анализ учебно-познавательной деятельности студентов, результатов их педагогической практики в сельских школах;

- оценку и анализ уровня развития основных педагогических способностей, умений и навыков студентов;

- выполнения ими самоанализа собственной деятельности после учебных занятий в вузе;

- ведения дневника самоконтроля, выстроенного по схеме «получилось» - «не получилось»

- «причины» - «варианты решения»;

- создание студентами аудио- и видеоотчетов о проделанной работе;

- обсуждение педагогических ситуаций, возникших в ходе подготовки их к работе в сельской школе и прохождения педагогической практики, на итоговом расширенном собрании студентов опыт-

ных групп, преподавателей вуза, учителей сельских школ и на педагогическом совете школы.

Процесс подготовки будущих учителей физической культуры сельской школы осуществляется с учетом общих организационно-педагогических принципов и условий подготовки специалистов: непрерывности и преемственности в процессе подготовки; осуществления взаимосвязи теоретического и практического обучения; взаимодействия учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности студентов, в процессе которой формируется система общепедагогических знаний, умений и навыков; совершенствования структуры, содержания, организации, методов и средств обучения и формирования интереса студентов к педагогической деятельности; развития у студентов творческого подхода к педагогической деятельности; индивидуальных особенностей студентов, систематического анализа качества их общепедагогической подготовки на различных этапах обучения и корректировки содержания и методов обучения на основе полученных данных, стимулирования самоконтроля и самоанализа студентов.

Эффективность подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе достигается путем создания специальных педагогических условий (ПУ):

- ПУ, реализуемых на довузовском этапе подготовки специалистов по физической культуре и спорту (формирование мотивации у абитуриентов к работе в сельской школе; профориентационная работа с абитуриентами);

- ПУ, реализуемых в структуре базового профессионального образования (направленность содержания основной образовательной программы подготовки педагога по физической культуре в цикле общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки на специфику организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе; включение в содержание подготовки студентов курса по выбору, раскрывающего особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе; взаимодействие студентов факультета физической культуры в процессе их профессиональной подготовки с учителями физической культуры сельских школ, имеющих высокий уровень педагогического мастерства);

- ПУ, направленных на профессиональную самореализацию будущего педагога (направленность

Экономика образования ♦ № 2, 2011

105

подготовки студентов на создание и реализацию творческих проектов физкультурно-оздоровительной работы в сельских школах; осуществление студентами рефлексии собственной деятельности в сельской школе и в процессе обучения в вузе).

Разработанная модель подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе проверялась в ходе экспериментальной работы, по результатам которой отмечена положительная динамика развития основных педагогических способностей у студентов опытных групп.

Реализация экспериментальной модели способствовала эффективной подготовке студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе. Проведенный педагогический эксперимент позволил обеспечить непрерывность и преемственность в подготовке студентов к работе в сельской школе и повысить уровень развития педагогических умений и навыков у студентов, занимавшихся по специальной методике подготовки. Динамика их развития в экспериментальной группе более выражена и достоверно значима, нежели в контрольной группе.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости продолжения работы по изучению следующих проблем: определение факторов, влияющих на процесс подготовки студентов фа-

культета физической культуры к работе в сельской школе, выявление педагогических средств подготовки учителя к реализации функций обучения, воспитания и оздоровления в рамках разновозрастного коллектива, профессиональное становление выпускников педагогического вуза.

Библиографический список

1. Гогин А. Б. К вопросу о подготовке студентов педагогического вуза к работе в сельской школе // Наука о физической культуре и спорте - шаг в XXI век. Инновационные технологии и перспективы развития спортивной науки : тезисы докладов научнообразовательного форума молодых ученых. - М. : Флинта : Наука, 2005. - С. 40-43.

2. Гогин А. Б. Подготовка студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе : дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 182 с.

3. Гогин А. Б. Модель подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе // Состояние и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях : материалы международной научно-практической конференции. - Шуя - 2006. - С. 38-40.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе / Методические рекомендации для студентов факультетов физической культуры педагогических вузов / сост. А. Б. Гогин, Н. В. Гогина. -Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.- 94 с.

Gogin A. B., Pravdov D. M., Gogina N. V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS PREPARATION OF FACULTY OF PHYSICAL TRAINING TO JOB AT RURAL SCHOOL

In the article submitted results of the scientific research devoted of students problem during the study of preparation on the faculty of physical training to job at rural school

Keywords: Rural school, pedagogical conditions, model of the preparation, special course of preparation the teacher of physical training for job at rural school.

УДК 378 Сизов В. С.

СМЫСЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ (Доклад на заседании Вятского интеллектуального клуба 9 октября 2008 г.)

Автором исследуется эффективность образования в смысловом и ценностном контексте в рамках доклада на заседании Вятского интеллектуального клуба

Ключевые слова: эффективность образования, смысл образования.

Сегодня на самом высоком государственном ской системы образования вообще, и высшего уровне звучат уже даже не предложения и не мне- профессионального образования в частности. ния, а настойчивые воззвания о необходимости Причин нужды в коренных преобразованиях срочной и фундаментальной реформации россий- много. Среди них называют материально-фи-

106

© Сизов В. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.