Научная статья на тему 'Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза'

Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1814
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / В НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

В статье анализируется педагогический потенциал волонтерской деятельности как средства социального воспитания студенческой молодежи; выделяются и обосновываются педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза»

УДК 378+316.7+316.3/.4

Богданова Елена Владимировна

Канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», elbogd@mail.ru, г. Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ

деятельности студентов педагогического вуза1

Аннотация. В статье анализируется педагогический потенциал волонтерской деятельности как средства социального воспитания студенческой молодежи; выделяются и обосновываются педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, волонтерская деятельность студентов, воспитательный потенциал волонтёрской деятельности, социальное проектирование, в неформальное обучение.

Bogdanova Elena Vladimirovna

PhD in Pedagogics, Assistant Professor of Novosibirsk State Pedagogical University, elbogd@mail.ru, Novosibirsk

PEDAGOGIC CONDITIONS OF ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF PEDAGOGICAL INSTITUTE STUDENTS

Abstract. The pedagogical potential of volunteering as a means of social education of students are analyzed; pedagogical conditions of the organization of volunteer activities of pedagogical institute students are identified and justified.

Keywords: volunteering, volunteer activities of students, educational potential of volunteer activities, social projection, informal learning

Тенденции развития современного российского общества отмечены качественно новыми явлениями и процессами. Реальными результатами образования в современных условиях становятся способность студента чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя как часть этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального воспитания молодежи.

Это усиливает роль и место воспитательной внеучебной работы с молодежью, ориентированной на их личностное, социальное и профессиональное развитие, проявление

активной позиции молодежи, их участию в созидательной социально-привлекательной деятельности [3]. Однако современная практика социального воспитания молодежи испытывает дефицит привлекательных, социально-значимых предложений и форм организации воспитательной работы. В качестве одного из современных и адекватных потребностям молодежи ресурса социального воспитания, позволяющего стимулировать инициативность, активность личностной позиции, может выступать волонтерская деятельность.

Волонтерство как средство решения социально-педагогических проблем имеет длительные исследовательские традиции в зарубежной (Р. Корнюэлль, С. Кенни,

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00305а «Волонтерская деятельность как ресурс социального воспитания молодежи»

Т. Ливальд и др.) и отечественной (В. Г. Бочарова, В. А. Кудинов, Р. М. Куличенко, Н. Ю. Слабжанин, И. И. Фришман и др.) науке. В социальном аспекте (Л. К. Иванова, О. В. Решетников, А. В. Хухлин, Е. И. Хол-стова) волонтерская деятельность представлена с позиций нескольких подходов (социетального, экономического, трудового, религиозного и др.), позволяющих рассматривать ее такое проявление личной позиции человека, когда он часть собственных ресурсов (сил, времени, эмоций и др.) добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом. Такое понимание волонтерской деятельности актуализирует смысл участия человека в процессе решения актуальных социальных проблем и обозначает социальную позицию личности.

Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л. Е. Никитина, Н. И. Никитина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, М. В. Шакурова) создают возможность рассматривать ее с позиции социального воспитания [2; 4] как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. Здесь важны не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как актуальных ценностей, чему в полной мере соответствует волонтерская деятельность. Это подтверждаю результаты исследований зарубежного волонтерского опыта (Ж. Г. Атаянц, А. В. Моров, Н. В. Черепанова), в которых отмечено, что занятие волонтерской деятельностью способствует развитию именно ценностно значимой позиции личности.

Рассмотрение волонтерской деятельности в социальном и педагогическом аспектах, анализ международного и отечественного опыта такой деятельности привели нас к пониманию волонтерской деятельности студентов как особой формы их отношения к миру, отражающей готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующую формированию их ценностных ориентаций и социального опыта [1]. Такое понима-

ние волонтерской деятельности студентов позволяет при её организации удерживать баланс между личностным, субъект-субъектным началом проявления волонтерской активности и массовым, субъект-объектным подходом в культивировании этой активности в молодежной среде.

Потенциал волонтерской деятельности представлен личностными ресурсами (ценностными, когнитивными, деятельностны-ми, коммуникативными, эмоциональными, культурологическими и организационными), которые и составляют ее формирующий потенциал. Под потенциалом нами понимается качественная характеристика той или иной природной или социальной системы, отражающая наличие у нее каких-либо реальных возможностей (способностей), связанных с сохранением (адаптацией, воспроизводством), функционированием и/или развитием (саморазвитием) данной системы [5; 6]. Потенциал волонтерской деятельности раскрывается через те изменения и внешние проявления свойств, качеств и поведения волонтеров, которые происходят в процессе осуществления ими деятельности.

Теоретический анализ и осмысление результатов опытно-экспериментальной работы со студентами ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» позволили выделить и обосновать педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов в вузе как ресурса социального воспитания студенческой молодежи.

Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что содержание волонтерской деятельности активизирует задействованные в ней личностные ресурсы. Ценностная составляющая волонтерской деятельности обеспечивает необходимую пригодность волонтера, осуществление добровольного, осознанного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного участия. Приобретенные в волонтерской деятельности знания и умения способствуют изменению отношения как к волонтерству в целом, так и к себе как субъекту этой деятельности. Вариативность содержания предлагаемых социальных акций различной направленности позволила студентам делать выбор как направления волонтерской дея-

тельности так меры своего личного участия в ней.

Для фиксации участия в волонтерской деятельности и своего отношения к ней был разработан «Блокнот волонтера». Анализ информации, представленной в нем, показал, что волонтерская деятельность вызвала у студентов интерес и положительное эмоциональное подкрепление, желание продолжать деятельность в тех учреждениях, в которых они побывали в качестве волонтеров, помогла более полно раскрыть себя, почувствовать ответственность за результат дела. Значимым результатом участия студентов в волонтерской деятельности стало создание студентами «Волонтерского клуба» как формы «обучения в действии» волонтеров-студентов, позволяющей проявлять им инициативу и самостоятельность в делах, нести ответственность за качество осуществляемой социально значимой деятельности, почувствовать положительные эмоции от сопричастности к общественной жизни.

Второе педагогическое условие связано с актуализацией потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности, позволяющее расширять пространство осознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развивать устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечивать самостоятельность в принятии решений.

В учебной деятельности это проявлялось посредством углубления содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана и дополнения его специальными курсами; обогащения содержания профессиональной практики за счет волонтерской деятельности; расширения задач исследовательской работы студентов через изучение различных аспектов волонтерской деятельности.

Во внеучебной деятельности реализация этого условия связана с обогащением ее содержания общественно полезным смыслом через развитие волонтерского движения (организация и проведение социальных акций в институте и университете; участие студентов в проводимых волонтерских акциях на уровне города и области, шефство студентов над социально-педагогическими учреждениями, руководство детскими и молодежными общественными организациями волон-

терской направленности в городе и области, участие студентов в общественно-профессиональной экспертизе различных конкурсов волонтерских проектов в городе и области).

Значимым компонентом расширения содержания внеучебной деятельности является внеформальный характер (Н. В. Черепанова) социального обучения в процессе волонтерской деятельности: специально организованный процесс по принятию обучающимися определенных ролей, предусматривающих владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления ими основных функций волонтерской деятельности [Подроб. см.: 7]. Его результатом является готовность эффективно исполнять роли волонтера при оказании помощи другим, а также самому выступать организатором волонтерской деятельности. Система, в которой осуществляется данный вид образования, связана с местным сообществом и окружающей средой. Основными методами внеформального социального обучения волонтеров являются семинары-тренинги с анализом проблемных ситуаций индивидуально, в микрогруппах и в ходе общегрупповой дискуссии. Эта форма обучения предполагает активную работу слушателей, а тренер исполняет роль консультанта и выходит на первый план на стадии подведения итогов и обобщения результатов наработок в группах. Такую форму целесообразно использовать в тех случаях, когда слушатели уже обладают определенными знаниями по теме (проблеме), однако пути решения проблемы многовариантны, и у слушателей имеются «белые пятна» в осмыслении проблемы и путях ее решения. Большую часть времени основной части семинара-тренинга занимает реализация практической функции образовательного проекта, направленной на овладение обучающимися практическими умениями и навыками. Здесь также используются различные методы и приемы обучения, по преимуществу, - интерактивные. Основными методами научения социальным навыкам были их описание, демонстрация, инструктаж, воспроизведение в аналогичных ситуациях, повторение (использование) непосредственно в практической деятельности, индивидуальное консультирование по возникающим трудностям в использовании новых навыков и умений. Особо важным

элементом обучающего взаимодействия в социальном обучении волонтеров в условиях внеформального социального обучения является осуществление обратной связи о ходе учебного процесса.

Интеграция образовательного процесса и волонтерской деятельности позволила сформировать у студентов систему теоретических, методических и технологических знаний, позволяющих им выступать организаторами волонтерской деятельности детей, подростков и собственно студентов.

Третье педагогическое условие заключается в организации волонтерской деятельности на основе технологий социального проектирования [1], направленных на стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтерства, выборе оптимальных способов решения социальных и профессиональных задач, анализе и систематизации имеющейся и получаемой информации.

Технологии социального проектирования выступают как условие эффективного освоения студентами содержания и методики волонтерской деятельности, которая состоит в проектировании, разработке и управлении волонтерскими проектами; в отборе, подготовке и обучении волонтеров; в осуществлении взаимодействия с организациями и общественностью, осуществляющих деятельность в области организации и управления волонтерским движением.

В научной литературе, посвященной методическим проблемам социального проектирования, особое внимание уделяется инструменталъной, содержательной части проектирования. Она представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий и состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта. Перечисленные выше требования к технологии социального проектирования способствуют накоплению, интеграции теоретических и практических знаний, умений, постоянному обогащению опыта творчества, формированию механизма самоорганизации,

самоуправления, самокоррекции личности, развитию субъектной позиции в процессе профессиональной подготовки.

Вышеперечисленные обстоятельства позволили нам использовать проектный метод в его различных типах: учебных и партнерских проектах.

Использование учебных проектов осуществляется, прежде всего, во время прохождения студентами производственных практик. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствует использование партнерских проектов, то есть проектов организованных за пределами установленной формальной системы, осуществляемых либо отдельно от нее, либо в качестве важной характеристики более широкой деятельности. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствовало использование партнерских проектов в рамках вне-формального социального обучения на базе партнерских организаций. Среди наиболее успешных партнерских проектов стали: проект городского инновационного конкурса «Ученик года» (партнер ДТДУМ «Юниор»); проект создания «Сибирского добровольческого корпуса» (партнер Управление по делам молодежи администрации Новосибирской области»), сетевой дистанционный проект «Лидер: формат 21» (партнер ОГУ «Дом молодежи»), проект «Аутичный ребенок» (партнер школа «Перспектива»); проект «Комплексный подход в работе с семьей» (партнер МОУ СОШ № 2 г. Бердск), проект «Волонтерский привал» (партнер ГМДОО «Созвездие Лидер»), проект «Территория здоровья» (партнер НООО «АМ-КИР»); проект «Домашняя кухня» (партнер МОУ Детский дом № 7) и др.

Условиями, способствующими успешности партнерских проектов стали: «сопереживание» студентами миссии организации-партнера, готовность партнерских организаций к приему студентов-волонтеров, качество и адекватность предлагаемой ими общественно полезной работы и сложившаяся система работы с волонтерами. При реализации технологий социального проектирования в организации волонтерской деятельности студентов нами была выделена позитивная динамика по двум основным направлениям: содержательному и презентационному.

Как показал анализ социальных про-

ектов, разработанных студентами, именно технология социального проектирования позволяют им быть не только участниками волонтерских проектов, но и их авторами и организаторами. Перенос опыта социального проектирования из плоскости учебной деятельности в реальную социальную сферу позволяет студентам эффективнее достигать собственных целей, грамотнее анализировать собственные проблемы и ресурсы, внимательнее изучать окружающую социальную ситуацию.

Другим важным моментом стала коллективная работа над проектами. В ходе групповой работы над социальными проектами студенты были поставлены перед необходимостью распределять роли, координировать свои действия друг с другом, подчиняться и подчинять себе других членов группы для эффективной работы и достижения поставленных в проекте целей. Студенческой группе было необходимо принять целый ряд значимых групповых решений; выбор проблематики, цели и содержания предполагаемой деятельности в ходе реализации проекта; определение внутригрупповых ролей в форме распределения задач и т. п. Таким образом, на различных этапах работы над социальным проектом участникам рабочей группы приходилось вступать в специфические групповые взаимодействия, примеряя нас себя различные роли и сталкиваясь с необходимостью согласовывать свое поведения с восприятием группы, по возможности управлять деятельностью группы в том или ином аспекте.

Еще одним важным моментом подготовки студентов к волонтерской деятельности является включения в сферу их интересов и потенциальных возможностей большего числа субъектов реального мира. Изучение работы органов управления и власти различных уровней дает студентам не только полезный инструмент для взаимодействия с ними по модели «гражданин-власть», но и лучшее понимание студентами принципов работы, разделения полномочий и сфер ответственности государственных и муниципальных органов власти разных уровней. Это поможет им сделать правильный и более

осознанный выбор в пользу той или иной организации в качестве потенциального работодателя, а также быстрее и эффективнее адаптироваться к среде этих учреждений, что является необходимым показателем готовности к волонтерской деятельности.

Полученные позитивные результаты апробации выделенных нами педагогических условий организации волонтерской деятельности студентов в педагогическом вузе как ресурса социального воспитания молодежи дают возможность сделать вывод о том, что комплексное использование этих условий позволит расширить пространство воспитательной деятельности со студенческой молодежью за счет активизации потенциала волонтерства как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.

Библиографический список

1. Богданова Е. В. Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. -2010. - Т. 16, № 2. - С. 186-190.

2. МудрикА. В. Социальное воспитание в воспитательных организациях // Вопросы воспитания. 2010. - № 4(5) - С. 38 - 43.

3. Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 104 - 113.

4. Ромм Т. А., Богданова Е. В. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 275 с.

5. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи, дис. ... д-р. пед. наук: 13. 00. 01. - Елец, 2011. - 205 с.

6. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - 263 с.

7. Черепанова Н. В. Добровольчество как основа деятельности некоммерческой организации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения» 27 - 28 июня 2006 г. Ч. 2. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. -С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.