Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России'

Педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛИ ГПН МЧС РОССИИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Битюцкая Ольга Владимировна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей Государственного пожарного надзора МЧС России (ГПН МЧС России). К числу основных из них автор относит: разработку технологии управления развитием юридической грамотности; оптимизацию содержания правовой подготовки с усилением практической направленности занятий по вопросам организации проверок на объектах; выработку у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков в сфере пожарной безопасности; умение рассчитывать риски на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности. Кроме того сюда же автор относит обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки в интересах решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности; личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовых действиях по противопожарному надзору; разработку правовых норм, устанавливающих правила поведения людей в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Битюцкая Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for effective development of legal literacy at heads of the state fire supervision of Emercom of Russia

In article, results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for effective development of legal literacy at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia are presented in article. The author carries to number of main of them: development of technology of management by development of legal literacy; optimization of the content of legal preparation with strengthening of a practical orientation of classes in questions of the organization of checks on objects; development at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of requirement for systematic, purposeful and planned work on for the purpose of development of legal skills in the sphere of fire safety; ability to count risks on the object of protection put into operation after construction, overhaul or at change of its class of functional fire safety. Besides here the author refers ensuring structural orderliness of the content of legal preparation in interests of the solution of legal questions in the sphere of fire safety; personal example of heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of all levels in legal actions on fire-prevention supervision; development of the rules of law establishing rules of behavior of people for ensuring fire safety on objects. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for effective development of legal literacy in heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России»

ровки без расслабления I А.И. Нетреба, Д.В. Попов, Я.Р. Бравый II Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 4. - С. 97.

6. Никитин, С. С. Магнитная стимуляция в диагностике и лечении болезней нервной системы і руководство для врачей I С. С. Никитин А. Л. Куренков. - М. і САШКО, 2003. - 738 c.

7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения I В.Н. Платонов - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

REFERENCES

1. Gorodnichev, P.M. (2007), "About use of a method of magnetic stimulation for diagnostics and increase of functionality of motive system of the person", Materials IV of the All-Russian School with the international participation - conferences on physiology of muscles and muscular activity, Moscow, Russian Federation, pp. бб.

2. Gurfinkel, V.S. and Levik Yu.S. (1985), Skeletal muscle: structure and function, publishing house "Science", Moscow, Russian Federation.

3. Komantsev, V.N. and Zabolotnykh V.A. (2001), Methodical bases of a clinical el-ektroneyromiografiya: the management for doctors, publishing house "Lan", St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Cotes, Ya.M. (1971), "Training of muscular force by an electrostimulation method",

Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. б4-б7.

5. Netreba, A.I. Popov, D.V. and Bravy, Ya.R. (2009) "Physiological effects of lowintensive power training without a relaxation", Human physiology, Vol. 35, No. 4, pp. 97.

6. Nikitin, S.S. and Kurenkov A.L. (2003), Magnetic stimulation in diagnostics and treatment of diseases of nervous system. The management for doctors, publishing house "SAShKO", Moscow, Russian Federations.

7. Platonov, V.N., (2004), System of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, publishing house “Olympic literature”, Kiev, Ukraine.

Контактная информация: korotkii-89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2013.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО

РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА МЧС РОССИИ

Ольга Владимировна Битюцкая, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, Алексеевка

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей Государственного пожарного надзора МЧС России (ГПН МЧС России). К числу основных из них автор относиті разработку технологии управления развитием юридической грамотности; оптимизацию содержания правовой подготовки с усилением практической направленности занятий по вопросам организации проверок на объектах; выработку у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков в сфере пожарной безопасности; умение рассчитывать риски на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности. Кроме того сюда же автор относит обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки в интересах решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности; личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уров-

ней в правовых действиях по противопожарному надзору; разработку правовых норм, устанавливающих правила поведения людей в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России.

Ключевые слова: педагогические условия; правовая подготовка; юридическая грамотность; руководители ГПН МЧС России; пожарная безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p25-29

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AT HEADS OF THE STATE FIRE SUPERVISION OF

EMERCOM OF RUSSIA

Olga Vladimirovna Bityutsky, the competitor,

Alekseevsky branch of the Belgorod State University, Alekseyevka

Annotation

In article, results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for effective development of legal literacy at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia are presented in article. The author carries to number of main of them: development of technology of management by development of legal literacy; optimization of the content of legal preparation with strengthening of a practical orientation of classes in questions of the organization of checks on objects; development at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of requirement for systematic, purposeful and planned work on for the purpose of development of legal skills in the sphere of fire safety; ability to count risks on the object of protection put into operation after construction, overhaul or at change of its class of functional fire safety. Besides here the author refers ensuring structural orderliness of the content of legal preparation in interests of the solution of legal questions in the sphere of fire safety; personal example of heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of all levels in legal actions on fire-prevention supervision; development of the rules of law establishing rules of behavior of people for ensuring fire safety on objects. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for effective development of legal literacy in heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia is proved.

Keywords: pedagogical conditions; legal preparation; legal literacy; heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia; fire safety.

Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также его территориальными органами [2-4].

В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти и других организаций осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На них также возлагается проверка состояния эксплуатируемых объектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению выявленных нарушений и требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Вышеперечисленная деятельность требует от руководителей ГПН МЧС России хороших юридических знаний [5].

В условиях реформирования правовой системы Российского государства, а также различных структур ГПС МЧС России юридическая грамотность руководителей ГПН МЧС России приобретает особую значимость. Это особенно важно в связи с проведением ежегодной аттестации руководителей ГПН МЧС России разного уровня. Аттестация руководителей ГПН МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, призвана способствовать совершенствованию, прежде все-

го, юридической грамотности и правовой деятельности государственного пожарного надзора.

Анализ правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям [1]. Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, в настоящий момент отсутствует научно обоснованные педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России. Всё это в значительной степени снижает эффективность их профессиональной деятельности.

С целью определения педагогических условий необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России был проведён опрос 74 специалистов, работающих в сфере юриспруденции и пожарной безопасности. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного раз-

вития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России (п=74)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Разработка технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России 19,3

2 Оптимизация содержания правовой подготовки с усилением практической направленности занятий по вопросам организации проверок на объектах 17,5

3 Выработка у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков в сфере пожарной безопасности 16,4

4 Умение рассчитывать риски на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности 14,2

5 Выработка у руководителей ГПН МЧС России настойчивости, в исполнении ранее выданных предписаний об устранении нарушений 10,8

6 Обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки в интересах решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности 8,6

7 Личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовых действиях по противопожарному надзору 7,5

8 Разработка правовых норм, устанавливающих правила поведения людей в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах 5,7

Результаты проведенного ранжирования свидетельствуют, что на первое ранговое место специалисты поставили разработку технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России ( ранговый показатель 19,3%).

На втором месте находится такое важное педагогическое условие как соответствие содержания изучаемых правовых вопросов особенностям профессиональной деятельности руководителей ГПН МЧС России.

Третье ранговое место специалисты отдали выработке у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков. Без высокой правовой культуры невозможно качественно решать профессиональные задачи в сфере пожарной безопасности.

В качестве важного педагогического условия необходимого для эффективного развития юридической грамотности специалисты выделили личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовом поведении и действиях.

С целью проверки эффективности выявленных педагогических условий проводился педагогический эксперимент. В результате проведённого педагогического экспери-

мента средний балл оценки эффективности профессиональной деятельности у руководителей ГПН МЧС России вырос с 3,73 до 4,27.

Использование разработанной модели управления развитием юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России улучшило показатели успешности овладения правовыми навыками и умениями (до начала эксперимента только 14% руководителей имели высокий уровень их развития, в конце эксперимента 37%, а количество лиц с относительно низким правовым потенциалом уменьшилось с 27% до 7%). Применение экспериментальной модели управления правовой подготовкой руководителей ГПН МЧС России позволило улучшить у них умения устанавливать правильные правовые отношения и различные взаимодействия по надзору за объектами в сфере пожарной безопасности. В ходе педагогического эксперимента достоверно улучшились практически все показатели правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России. Наибольший прогресс был отмечен в изучении особенностей организации и проведения проверок объектов в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также в знании требований законодательства Российской Федерации относительно прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан.

ВЫВОД. Для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России необходимо выполнение ряда выявленных педагогических условий. Создание таких условий будет способствовать повышению эффективности правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России в сфере пожарной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагин, В.В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С.23-27.

2. Болотин, А. Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Бурняшев, А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

5. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ/ В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9) - С. 224-230.

REFERENCES

1. Bragin, V.V. (2011), “Technology of legal preparation of heads of GPN of Emercom of Russia with use of training games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 23-27.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Burnyashev A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

5. Pashuta, V.L. (2010) “Problemy of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation”, Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2013.

УДК 378

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Валерия Сергеевна Васильева, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию требований, предъявляемых к специалистам по защите в чрезвычайных ситуациях. Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что профессиональная деятельность при ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляет высокие требования к уровню подготовленности студентов. Они должны обладать: необходимыми знаниями, умениями и навыками действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем развития скоростной выносливости, силы, ловкости; самоотверженностью; устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: требования; профессиональная подготовка; специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях; высшие учебные заведения; студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p29-32

REQUIREMENTS MADE TO PROFESSIONAL READINESS OF THE EXPERTS IN PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Valeria Sergeevna Vasilyeva, the competitor,

St.-Petersburg state Polytechnical University

Annotation

Results of researches of authors on justification of the requirements made to experts in protection in emergencies have been presented in the article. The researchers conducted by the authors testify that the professional activity at elimination of emergency situations demands much to the level of readiness of the students. They have to possess: necessary knowledge, learning skills for the actions at elimination of the emergency situations; courage, determination; good health; high level of development of high-speed endurance, force, dexterity; dedication; resistance to influence of adverse factors of professional activity; the developed abilities to work harmoniously and effectively in the conditions of emergency situations.

Keywords: requirements, vocational training, specialists in protection in emergencies, higher educational institutions, students.

Пожары продолжают оставаться одной из главных причин возникновения опасности для людей, а также значительных материальных убытков в результате выполнения большого объема восстановительных работ [1]. Признание высокой степени опасности профессиональной деятельности специали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.