Научная статья на тему 'Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников'

Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ЯЗЫКОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АВТОРСКИЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ / AUTHORIAL COURSE “SPEECH CULTURE AND COMMUNICATION ETHICS” / DIALOGICAL DIDACTIC-AND-COMMUNICATIVE ENVIRONMENT / LINGUISTIC TOLERANCE / PLANNED RESULTS UNDER CONDITIONS CREATED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Мишанова Оксана Геннадьевна

В данной статье анализируются содержательные условия методики педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informative Conditions of Junior Schoolchildren’s Communicative Education Pedagogical Management

The article analyzes the informative conditions of junior schoolchildren’s communicative education pedagogical management: creating dialogical didactic-and-communicative environment; junior schoolchildren’s orientation for linguistic tolerance; application of the authorial course “Speech Culture and Communication Ethics” in the primary school educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников»

УДК 371. 01 : 373 ББК 74. 200. 4: 74.214

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Мишанова Оксана Геннадьевна кандидат педагогических наук, научный сотрудник кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Nikitina ElenaYurievna Doctor of Pedagogics, Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Mishanova Oksana Gennadievna Candidate of Pedagogics, Research Officer Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Педагогические условия методики управления

коммуникативным образованием младших школьников Informative Conditions of Junior Schoolchildren's Communicative Education Pedagogical Management

В данной статье анализируются содержательные условия методики педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения».

The article analyzes the informative conditions of junior schoolchildren's communicative education pedagogical management: creating dialogical didactic-and-communicative environment; junior schoolchildren's orientation for linguistic toler-

ance; application of the authorial course "Speech Culture and Communication Ethics" in the primary school educational process.

Ключевые слова: диалогическая дидактико-коммуникативная среда, языковая толерантность, авторский курс «Культура речи и этика общения», планируемые результаты при создании условий.

Key words: dialogical didactic-and-communicative environment, linguistic tolerance, authorial course "Speech Culture and Communication Ethics", planned results under conditions created.

Одним из организационно-педагогических условий педагогического

управления коммуникативным образованием младших школьников является создание на уроках диалогической дидактико-коммуникативной среды.

Нам видится целесообразным обучать младших школьников этикетному диалогу, впоследствии чего школьники смогут применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом, любой диалог, в котором они будут применять участие, этическим в широком смысле. Сам термин «этикетный диалог» употребляется в работах Н.Е. Богуславской, А.С. Киселева, Н.А. Купиной, Т.А. Ладыженской, Т.В. Матвеевой и др.

На основании рассмотренных особенностей создания на уроках русского языка диалогической дидактико-коммуникативной среды представляется возможным охарактеризовать этикетный диалог как разновидность диалогического общения, характеризующегося определённой тематикой и неукоснительным соблюдением существующих в данном языке соответствующих норм вежливости.

Этикетный диалог включает в себя, как правило, незначительное количество реплик, что определяется характером тематики и в основном имеет следующую структуру:

1) реплика-стимул, обозначающая тему и конкретную проблему, которую инициатор общения хочет решить;

2) ответная реплика, реплика-реакция, положительно или отрицательно решающая поставленную проблему (согласие или аргументированный отказ); 3-4) уточняющие реплики (например, при отказе - выяснение другой возможности и согласие собеседника);

5) реплика, служащая для завершения общения на позитивной, доброжелательной ноте.

Содержательной особенностью реализации данного педагогического условия является имитационный метод, в котором преимущественное внимание уделяется подражанию предлагаемым образцам.

Имитационный метод направлен на коммуникативное образование учащихся с использованием образца. Образец - это речевая среда, окружающая школьника, развивающая его и формирующая соответствующие коммуникативно-речевые умения и способствующая становлению коммуникативно -развивающейся языковой личности младшего школьника. Особую роль при этом играют методы создания атмосферы, обеспечивающие продуктивность обучения. Понятие имитация обозначает подражание, воспроизведение чего-либо.

Имитационный метод способствуют: а) формированию и развитию конкретных навыков коммуникативно-развивающейся языковой личности; б) формированию и развитию социально-психологической компетенции (управленческое воздействие, сотрудничество, лидерство, рефлексивность и др.); в) предоставлению возможности применить полученные знания для решения коммуникативных задач; г) созданию мотивации достижения при изучении предметной филологической области начальной школы.

Однако М.Р. Львов и др. четко разделяют подражание в позитивном и негативном смысле слова. В первом случае мы имеем дело с воспроизведением материала, предполагающим определенную степень самостоятельности учащихся, их познавательную активность, а во втором - воспроизведение, основанное на механическом заучивании, копировании, что отражает сущность догматического метода. Имитационный метод один из основных при создании на уроках русского языка диалогической дидактико-коммуникативной среды, т.к. единицы этикетного диалога устойчивы, а иногда и шаблонны.

С целью создания данного организационно-педагогического условия, мы посчитали необходимым использовать не только цикл разработанных меро-

приятий по коммуникативному образованию «Условия успешного общения», но и обратиться к тренировочным этюдам, целью которых является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека в диалоге и умение адекватно выразить своё, корректируя такое качество композиционно -речевой системы как уместность. Н.И. Формановская и др. отмечает, что в речевой коммуникации вербальное (словесное) общение подкрепляется невербальным, т.е. «считыванием» мимики, жестов, эмоций, интонаций и т.п. Поэтому, солидаризируясь с мнением учёного, мы и основывались на имитационном методе. Содержание этюдов не читается детям, а пересказывается какая-либо ситуация - это лишь «почва» для создания множества вариантов на заданную тему, в которой будут учитываться индивидуальные психологические особенности и проблемы каждого конкретного ребёнка или группы.

Покажем на примере несколько таких этюдов и работу с ними.

Зелёная Коса и Красная Кладовая ( для детей 8-10 лет)

Положила бабушка в землю морковное зёрнышко. Пошёл тёплый весенний дождик. Проросло зёрнышко. В землю пошёл красный корешок, а к солнцу полетела зелёная стрелочка. Растут и растут и корешок, и стебелёк. Идут дожди, земля пьёт воду. Зелёная стрелочка превратилась в кудрявую косу. А корешок всё толстеет и толстеет. Вскоре он стал таким, как стебелёк, а потом - как маленькая бочечка - круглая, красная. Сколько не идёт дождь, а красному корешку всё мало и мало.

Спрашивает однажды Зелёная Коса:

- Что там подо мной в земле? А из-под земли слышит ответ:

- Я - Красная Кладовая. У меня много-много сахара.

- Вот как? - удивилась Зелёная Коса. - Ведь не случайно дети любуются мной - Зелёной Косой. А потянут за косу - доберутся до сладкой Кладовой.

Выразительные средства: сначала спокойствие, затем постепенное нарастание эмоций и их всплеск, после этого радость, воодушевление, улыбки.

Дождик и Гром

(для детей 7-8 лет)

На тёплой тучке спал Дождик. Это такая маленькая птичка, похожая на петушка. Спит себе Дождик. Подкрался к нему Гром. Это такой зверь - лохматый, волосатый. Подкрался Гром к Дождику да как загремит. Испугался Дождик, проснулся, заплакал. Полились слёзы на землю часто-часто. А люди говорят: дождь идёт. Умываются поле и луг. Умываются пшеница и капуста. В ответ благодарят они Дождик за то, что он напоил и умыл их. Выплакался Дождик. Перестал лить дождь.

Выразительные средства: сначала грусть, потом объятия, улыбка, приветствие.

Первый снег

(для детей 7-8 лет)

Стояла слякотная осень. Много дней шёл мелкий холодный дождь. Дул холодный ветер. На улице было уныло, холодно и грязно. Мальчика не выпускали гулять. Вот и сегодня он проснулся и подумал, что опять не пойдёт гулять. Он подошёл к окну и замер от изумления. Всё покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто и красиво! Можно идти гулять! Но нужно попросить разрешения у взрослых.

Выразительные средства: сначала грусть, разочарование, затем удивление, приподнятые брови, полуоткрытый рот, на лице улыбка и просьба.

При организации данного вида работы учителем делаются установки, требующие от ученика умение выражать согласие, дополнять собеседника, а также установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам («выразите радость, огорчение, сомнение, удивление...»); установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению («попросите, пригласите, предложите...»). При этом внимание направлено не только на содержание высказывания, но и на то, что оно соотносится с их витагенным опытом, с окружающей действительностью.

Процесс создания на уроках русского языка диалогической дидактико-коммуникативной среды обеспечивается выполнением следующих рекомендаций:

1. Вопросно-ответный диалог педагога, младшего школьника или автора текста (если речь идёт о самостоятельном чтении) строится на методической основе «герменевтический круг», главной идеей которого является превращение проблемы в эвристический вопрос, который трансформируется в текст, после чего происходит объяснение поставленной в вопросе проблемы, а затем понимание, представление и конструирование собственных самостоятельных суждений и высказываний (текстов), способствующих коммуникативной активности, умению формулировать свои взгляды и отстаивать их с целью освоения культурно-речевых эталонов общения и в целом накоплению элементов социального опыта.

2. Каждый ученик должен учиться говорить на занятиях по заданной или свободной тематике, причём педагогу необходимо управлять развёрнутой речью, аргументированием, взаимным опросом-диалогом, собеседованием, рассуждением вслух и участием в дискуссии учащихся.

3. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому изменение привычной расстановки парт даст возможность решать поставленные вопросы сообща, и подготавливает учащихся к этическому диалогу. При входе в класс, где модернизировано учебное пространство, у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации.

4. Предметная коммуникация учителя и школьников по структуре вопроса-ответа при анализе с детьми на уроках русского языка фрагментов различных учебных или художественных текстов (рассказов, сказок, повестей, басен и т.п.) выражается в высказываниях (текстах), которые управляют процессом понимания значения языковых единиц и осуществляется при помощи трёх основных умений, которые необходимо развивать: точно определять тему тек-

ста (фрагмента), представлять его идею и выстраивать направление (аспект) ре-чемыслительной деятельности.

Успешность условия создания диалогической дидактико-коммуникативной среды на уроках русского языка обеспечивается достижением следующих планируемых результатов:

• уметь осуществлять предметную коммуникацию учителя и школьников по структуре вопроса-ответа при анализе с детьми различных учебных или художественных текстов этико-нравственной или коммуникативной направленности (рассказов, сказок, повестей, басен и т.п.);

• уметь заявлять проблему в реплике, слушать и слышать собеседника; использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника;

• уметь устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, используя при этом не только вербальные (языковые), но и невербальные средства;

• владеть этикетными речевыми формулами в различных сферах и ситуациях диалогового общения;

• уметь избегать коммуникативные неудачи, не создавая у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта;

• владеть эмоционально-волевой готовностью к диалогу, информативностью и убедительностью в диалоге, адекватно реагировать на реплики.

Осуществляя личностно ориентированный подход в организации педагогического управления коммуникативным образованием, младший школьник овладевает диалоговой формой общения, определяющей субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников диалога, их самоактуализацию и саморазвитие.

В тесной связи с вышесказанным находится и условие ориентации младших школьников на языковую толерантность в педагогическом управлении коммуникативном образовании младших школьников.

Содержательной особенностью реализации данного организационно-педагогического условия является теоретико-практический метод, который направлен на приобретение учащимися теоретических языковых знаний и освоение их в поликультурном образовательном пространстве. В состав: методов этой группы также входит метод наблюдения, однако здесь он рассматривается с новых позиций и реализуется в соответствии с другими целями. Теперь наблюдение побуждает учащихся к анализу и синтезу, то есть ориентирует на выведение необходимого теоретического правила, раскрывающего сущность рассматриваемой толерантности. Анализ-синтез в свою очередь обеспечивает понимание сути изучаемого понятия толерантности. К теоретико-практическим методам мы относим: различные виды беседы, рассказ, наблюдение, сопоставительный анализ, выведение правила, логико-смысловой анализ ситуации.

Совокупность методов данного педагогического условия можно разделить на две группы: 1) методы, при помощи которых учащиеся получают теоретические сведения при восприятии устной речевой информации педагога; 2) методы, направленные на получение учащимися определенных поликультурных знаний в результате их поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой устной, речевой деятельностью учителя. Назначение методов теоретико-практического характера — помочь учащимся «открыть» то или иное правило, необходимое для полноценного формирования у них соответствующих умений толерантного общения.

Теоретико-практический метод, с одной стороны, систематизирует накопленный с помощью практики опыт языковой толерантности у учащихся, с другой - актуализирует знания, полученные школьниками при использовании их в поликультурном общении.

Данный метод включает в себя следующие дискуссионные и игровые приёмы, ориентированные на учёт национального контингента класса: словарь вежливых слов на разных языках; этнокалендарь класса; карта класса; пословицы народов мира; картотека народных игр; библиотека и аудиотека этнической музыки.

Эффективным средством ориентации младших школьников на языковую толерантность также является знакомство с эвфемизмами, эмоционально нейтральными выражениями, употребляемыми младшими школьниками вместо грубых, неприличных и нетактичных слов.

Условность границ между теоретическими и практическими методами обеспечивает использование одного и того же метода или приема в различных аспектах в зависимости от того, какую цель преследует учитель в конкретной ситуации.

Успешность создания условия ориентации младших школьников на языковую толерантность обеспечивается достижением следующих планируемых результатов:

-уметь находить проблемы, связанные с межличностными отношениями, совместно пытаться их разрешить; выходить из конфликтной ситуации;

- владеть способностью погасить конфликт, освоить разные позиции в деловом общении, в споре, конструктивном столкновении мнений;

- уметь достигать взаимопонимания друг друга, воспитывать у самого себя положительные личностные качества;

- уметь уважительно относиться к представителям иных культур, национальностей в ходе межличностного взаимодействия и общения; отказаться от претензий на собственную непогрешимость и исключительность;

- уметь целостно воспринимать «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости;

- уметь проявлять некатегоричность суждений при выражении мнения;

-владеть способностью вместо словесной оценки самих фактов, явлений,

людей, характеризовать их действия.

- уметь найти новые способы языкового выражения, взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, социального статуса, внешнего вида и т.п.

При разработке и реализации авторского курса «Культура речи и этика общения» как условия педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников мы опирались на следующие принципиальные положения: а) базой образовательного процесса является коммуникативно-творческая деятельность младших школьников; б) ведущую позицию занимает мыслительная деятельность, критическое мышление; в) функции педагога заключаются в умении направлять и регулировать эту деятельность.

Отбор содержания курса проводился с учетом поставленных целей и задач, специфики филологии, тенденций изменений в данной сфере жизни общества. Изучение названного курса организуется в виде теоретического анализа исследуемых в языке и речи фактов и раскрывается в содержании уроков русского языка за счёт содержательной линии «Развитие речи», а также практикумов и самостоятельной работы, в ходе которых на основе гуманизации, дифференциации, индивидуализации и интеграции осуществляется углубление, расширение и актуализация имеющихся у школьников знаний в искомой области, а также становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника. Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью учебного материала.

Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся по курсу «Культура речи и этика общения» составлено на ступень начальной школы из расчёта 1 час в неделю. В 1-ом классе - 33 часа; во 2,3,4 классе - по 34 часа в неделю - всего 135 часов.

Основное содержание курса

Модуль I. Основные понятия речевой коммуникации (1 класс - 33 ч.).

Речевая коммуникация.

Понятие коммуникации. Виды речевой коммуникации. Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность, её виды. Формы, типы, модель речевой коммуникации. Понятие учебного портфолио как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Разновидности национального языка и функциональные стили речи.

Язык и общество. Общенациональный язык и его разновидности (литературный язык, диалекты, просторечие). Стили и жанры языка и речи Лексика.

Речевая норма и культура речи.

Речевая норма (орфография, пунктуация, орфоэпия), принцип коммуникативной целесообразности речи. Понятие культуры речи, её роль. Показатели культуры речи (правильность, точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность). Оценка состояния культуры речевого поведения собеседника. Самопрезентация в общении, установление обратной связи.

Модуль II. Совершенствование основных видов речевой деятельности (2 класс - 34 ч.).

Совершенствование навыков слушания.

Понятие процесса слушания. Эффективность слухового восприятия. Слушание выступления. Слушание в ситуации диалога. Самоуважение, уважение к другим.

Совершенствование навыков чтения.

Содержание процесса чтения. Показатели уровня развития навыков чтения (уровень чтения, скорость чтения). Недостатки традиционного чтения, способы их устранения. Способы чтения. Ориентация в собеседнике и ситуации, подбор содержания и форм общения.

Совершенствование навыков письменной речи.

Понятие письменной речи. Текст. Особенности и признаки текста, виды, текстов, особенности составления текстов.

Совершенствование навыков устной речи.

Монолог. Структура монолога. Диалог. Виды диалогов. Техника речи (дикция, голос, интонация, логическое ударение). Техника телодвижений говорящего. Умение выйти из конфликтной ситуации, самокритика. Потребность в знаках внимания и умение их проявлять.

Мастерство устного выступления.

По тропам наук об ораторском искусстве: возникновение и развитие духовной культуры на Руси. Основы ораторского искусства. Причины, вызывающие скованность оратора. Способы преодоления барьеров при общении. Речевые навыки.

Путь к согласию в диалоге.

Проблема достижения взаимопонимания в диалоге. Соблюдение субординации между участниками общения. Интересы и мнения как источники активности в диалоге. Стремление к договорённости в диалоге. Ролевое поведение.

Модуль III. Этика общения (3 класс - 34 ч.).

Этика речевой коммуникации.

Деликатность - высшая степень воспитанности. Этика и речь. Этика и сфера общения. Принципы делового общения. Этика и виды речевой деятельности (этика письменной речи, этика устной речи, этика слушания). Речевой этикет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология речевой коммуникации.

Основные типы коммуникабельности людей. Речевые тактики. Обратная связь. Эмоции в речевом общении. Словесный язык чувств.

Невербальные средства общения.

Соблюдение дистанции при общении. Выражение лица как показатель чувств говорящего. Принятие правильной позы. Использование жестов в общении.

Качественные показатели исполнения речи.

Дыхание, фонация, правильность артикуляции, манера произношения, темп, мелодика, громкость, пауза и др. Выразительные средства речи.

Модуль IV. Педагогические средства обучения коммуникации и обобщения социально-коммуникативного опыта (4 класс - 34 ч.).

Методические приёмы игрового обучения общению.

Понятие коммуникативной задачи, виды коммуникативных задач (риторические и речетворческие), понятие имитационной игры, игрового моделиро-

вания, дискуссии, коллегиального сотрудничества, проектной деятельности. Педагогическое управление коммуникативным образованием младших школьников. Речевые формулы как коммуникативные единицы в различных ситуациях общения. Нормы социального взаимодействия. Вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения и поведения.

Исходя из этого нами выделены следующие этапы изучения младшими школьниками курса «Культура речи и этика общения»:

1) докоммуникативный (учащиеся получают необходимые языковые знания и основные понятия речевой коммуникации, этики общения в процессе становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника). На этом этапе проводится работа по усилению мотивационной базы на изучение курса, более глубокому осознанию учащимися необходимости совершенствовать языковые знания и коммуникативно-речевые умения.

2) коммуникативный. На данном этапе происходит применение семиотического и герменевтического подходов как конкретно-научной и методико-технологической основ концепции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников к изучению теоретического материала курса, которое осуществляется, в частности, через практический анализ (структурно-функциональный, причинно-следственный, сравнительный) коммуникативных ситуаций, коммуникативно-ориентированный анализ текстов. В ходе данного этапа обучения школьникам предлагаются коммуникативные задания, требующие продемонстрировать не только уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, но и творческие способности. В основе данного этапа лежит совершенствование основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Расширение практических навыков школьников происходит за счёт реализации комплекса организационно-педагогических условий управления коммуникативным образованием младших школьников и внедрения современных педагогических средств обучения речевой коммуникации и обобщения социально-коммуникативного опыта.

3) контрольный (проверяются сформированные у учащихся коммуникативно-речевые умения не только анализировать коммуникативные ситуации и тексты, но и продуцировать собственные, основанные на коммуникативно -творческой деятельности).

Использование личностно ориентированного подхода как общенаучной основы концепции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников происходит на каждом из этапов изучения младшими школьниками авторского курса «Культура речи и этика общения».

Изучаемый материал должен быть, во-первых, доступным для школьников, во-вторых, должен соответствовать современному уровню развития филологической науки, в-третьих, должен быть необходимым и достаточным для наращивания нравственно-этического потенциала младших школьников и становления коммуникативно-развивающейся языковой личности.

Содержательной особенностью реализации авторского курса «Культура речи и этика общения» является использование всего арсенала методов педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников на уроках русского языка: метод эвристических вопросов, задачный метод, имитационный метод, метод игры, метод проектов, метод «контрактов», метод редактирования текстов, опросный диалогический метод, метод дискуссионного и группового собеседования, метод самопрезентации, метод создания порт-фолио достижений и др. Кроме того, на занятиях необходимо развивать способы сотрудничества между субъектами коммуникативного образования, увеличивать время устной речевой практики на основе коммуникативно -ориентированного анализа текстов классической русской литературы с целью создания собственных текстов (устных или письменных), создавать условия для самостоятельной коммуникативной деятельности младших школьников, управлять овладением и использованием усваиваемого языкового и речевого материала.

Успешность разработки и реализации в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения» обеспечивается достижением следующих планируемых результатов:

• овладеть системой знаний и представлений о культуре речи и этике общения как основе межличностных отношений;

• овладеть основами диалогового взаимодействия, монологической речи, толерантного общения и коммуникативной культуры;

• приобрести навыки эффективного чтения, слушания, письменной, устной речи в процессе изучения русского языка; навыки коммуникативно -ориентированного анализа различных видов текстов и конструирования собственных текстов в решении коммуникативных речетворческих и риторических задач;

• осуществлять самооценку и обобщать личностно-значимый социально-коммуникативный опыт с помощью создания «учебного портфолио» ученика в процессе коммуникативного образования;

• получить представление о нравственной и гуманной позиции по отношению к национальному многообразию российского общества и людям иных культур в процессе учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности.

В целом, методическая система работы с младшими школьниками в авторском курсе «Культура речи и этика общения», предполагает тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся. Данный курс включает следующие логически взаимосвязанные компоненты: методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся круг занятий, отражающий перспективы развития современного коммуникативного образования младших школьников; повседневную методику педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников по реализации комплекса организационно-педагогических условий, используемую педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися; коллективную внеклассную деятельность учащихся, специально ориентированную на включение младших Вестник ЧГПУ102012 144

школьников в этический диалог, толерантное общение, решение коммуникативных риторических и речетворческих задач, а также обобщение и самопрезентацию личностно-значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников.

Библиографический список

1. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся [Текст]: Учебное пособие / О.Г. Мишанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. - 163 с.

2. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория: монография / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. - М.: МАНПО, 2011. - 144 с.

3. Никитина Е.Ю., Мишанова, О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Журнал Начальная школа плюс До и После № 2, 2012. - С. 59-63.

4. Петрова, В.Н. Педагогическое сотрудничество или Когда нравится учиться и учить / В.Н. Петрова. - М., 2001. - 128 с.

5. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Bibliography

1. Mishanova, O.G. Pedagogical Management Bases of Students' Communication / O.G. Mishanova. - Chelyabinsk: "Education", 2011. - 163 p.

2. Nikitina, E.Yu., Mishanova, O.G. Scientific and Methodical Conception of Junior Schoolchildren's Communicative Education Pedagogical Management: Methods and Theory: Monograph / E.Y. Nikitina, O.G. Mishanova. - M.: MANPO, 2011. - 144 p.

3. Nikitina, E.Yu., Mishanova, O.G. General Didactic Methods of Junior School-children's Communicative Education Pedagogical Management / E.Yu. Nikitina, O.G. Mishanova. - M.: Journal "Primary School Plus Before and After". - № 12. - 2012. - P. 59-63.

4. Petrova, V.N. Pedagogical Collaboration Or When You Like Learning and Teaching / V.N. Petrova. - M., 2001. - 128 p.

5. Shiyanov, E.N., Kotova I.B. Personality Development in Training: Textbook of Students / E.N. Shiyanov, I.B. Kotova. - M.: Publishing Center "Akademiy", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.