Научная статья на тему 'Педагогические условия использования межпредметных связей в процессе подготовки будущего учителя технологий'

Педагогические условия использования межпредметных связей в процессе подготовки будущего учителя технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конёк Н. Н.

В статье проанализировано и раскрыто методологическую сущность понятия «педагогические условия». Рассмотрены взгляды современных исследователей о педагогических условиях подготовки будущих учителей технологий. Определены педагогические условия использования межпредметных связей студентами педагогических вузов III-IV уровней аккредитации в процессе профессиональной подготовки, способствующих ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конёк Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования межпредметных связей в процессе подготовки будущего учителя технологий»

услугами, и только еденицы принимали решение согласно их рекомендациям. Это говорит, о недостаточном информировании молодежи о профкон-сультационных центрах и их возможностях.

Список литературы:

1. Anuradha J. Bakshi, Hetvi N. Gandhi, Riddhi Shah, & Kinjal Maru Influences on Career Choices as Perceived by Youth in Mumbai // The Indian Journal of Career and Livelihood Planning. - Volume 1, Issue 1, April 2012. - Р. 10-21.

2. Harris M.G., Gravel P.H., Young J.R. Factors influencing the choice of specialty of Australian medical graduates // Medical Journal Australia. - 2005. -Sep. 19. 183 (6). - P. 295-300.

3. Harris J.E., Lopez-Valcarcel B.G., Ortun V., Barber P. Specialty choice in times of economic crisis: a cross-sectional survey of Spanish students [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmjopen.bmj.com/content/3/2/e00 2051.full.

4. Kochung Edwards and Migunde Quinter Factors Influencing Students Career Choices among Secondary School students in Kisumu Municipality, Kenya // Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies. -2011. - № 2. - Р. 81-87.

5. Law W., Arthur D. What factors influence Hong Kong school students in their choice of a career in nursing? // Int J Nurs Stud. - 2003 Jan. - № 40(1). -Р. 23-32.

6. Lotriet Н.Н., Matthee М.С. Factors Affecting Career Choice: Comparison Between Students from Computer and Other Disciplines // Journal of Science Education and Technology. - June 2011. - Volume 20, Issue 3. - Р. 300-315.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ

© Конёк Н.Н.*

Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

В статье проанализировано и раскрыто методологическую сущность понятия «педагогические условия». Рассмотрены взгляды современных исследователей о педагогических условиях подготовки будущих учителей технологий. Определены педагогические условия использования межпредметных связей студентами педагогических вузов Ш-ГУ уров-

* Аспирант кафедры Технологического образования и информатики.

ней аккредитации в процессе профессиональной подготовки, способствующих ее эффективности.

Ключевые слова условия, педагогические условия, учебный процесс, межпредметные связи, учитель технологий.

В современной социально-экономической среде в значительной степени возникает вопрос качественной профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим педагогический процесс в высших учебных заведениях требует новых подходов, способствующих подготовке высококвалифицированного, компетентного и конкурентоспособного специалиста, обладающего адекватными умениями и навыками для удовлетворения потребностей рынка труда. Формированию такого специалиста способствует внедрение межпредметной интеграции, которая занимает в последнее время важное место в образовательном процессе.

Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения как педагогической теории, так и практики образования. В утвержденной Указом Президента Украины «Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке», Законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании», международных документах по модернизации системы образования («Болонская декларация») отмечена необходимость обеспечения высокого качества профессионального образования и конкурентоспособности будущих специалистов.

Целью данной статьи является анализ методологической сущности понятия «педагогические условия», определение педагогических условий использования межпредметных связей в организации профессиональной подготовки будущего учителя технологий.

Поскольку потребности рынка труда требуют коренной перестройки структуры учебно-воспитательного процесса, важно организовать такие педагогические условия учебного процесса, чтобы эти компоненты взаимодействовали, и процесс усвоения теоретической информации происходил параллельно с практической деятельностью.

Несмотря на то, что предметом значительного количества педагогических исследований выступают педагогические условия реализации определенных процессов, в современной науке есть определенные расхождения в толковании самого понятия «педагогическое условие».

Прежде чем выяснить педагогические условия использования межпредметных связей в процессе подготовки будущего учителя технологий, необходимо четко определить понятие «условие».

Толковый словарь С. Ожегова определяет условие как требование, которое представляется одной из договаривающихся сторон; как устное или письменное согласие о чем-либо; как правила, установленные в любой сфере жизни, деятельности; как обстоятельства, при которых происходит или зависит что-нибудь [6].

Бабанский Ю. утверждает, что эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он проходит [1].

В словаре по образованию и педагогики «условие» определяется как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [8].

В психологии «условие» понимают как совокупность явлений внешней и внутренней среды, что вероятно влияют на развитие конкретного психического явления, к тому же это явление опосредуется активностью личности, группой людей (по М. Конюхову) [5].

Анализ научно-педагогической литературы по этому вопросу позволил нам сделать вывод, что многие ученые исследовали проблему определения понятия «педагогические условия» в отношении того или иного вида деятельности.

Так, Р. Сережникова под «педагогическими условиями» понимает совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов [9].

Семенова А. и Стасюк В. в Словаре-справочнике по профессиональной педагогике определяет «педагогические условия» как обстоятельства, от которых зависит и происходит целостный производительный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов, опосредуется активностью личности, группой людей [8].

Бабанский Ю. определяет педагогические условия как факторы (обстоятельства), от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [1].

Итак, согласно психолого-педагогическим исследованиям, педагогические условия следует понимать как обстоятельства, от которых зависит и происходит целостный производительный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов, опосредуется активностью личности или группой людей.

Педагогические условия - категория, которая определяется как система определенных форм, методов, материальных условий, реальных ситуаций, что объективно сложились или субъективно созданные, необходимые для достижения конкретной педагогической цели [7].

Педагогические условия - это структурная оболочка педагогических технологий или педагогических моделей; благодаря педагогическим условиям реализуются компоненты технологии. Итак, педагогические условия должны отражать структуру готовности будущих учителей технологий к деятельности в условиях профильного обучения и содержать предусмотренные технологией формирования готовности компоненты модели или технологии.

В зависимости от способа воздействия на образовательный процесс, педагогические условия подразделяются на внешние и внутренние. Внешние

условия выступают продуктом функционирования политической, социально-экономической, образовательной и других систем внешней среды и реализуются через соответствующие факторы. Под внутренними требованиями понимают педагогические условия, которые являются производными задачами соответствующего педагогического процесса и представляют собой совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение этих задач [10].

Реализация педагогических условий имеет целью: обеспечение организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей технологий; совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения; определение форм и методов информационной поддержки процесса формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в реальных условиях общеобразовательного учебного заведения [7].

Специфика педагогических условий детерминирована не только сущностью и содержанием профессиональной подготовки будущего учителя технологий, но и особенностями профилирования современной школы, что в свою очередь требует новых подходов при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Задача состоит в том, чтобы: более точно определиться в потребностях кадров для профильного обучения с учетом особенностей региона; формировать социально значимые качества личности у выпускников учебных заведений; спрогнозировать эффективность внедрения различных моделей профильного обучения, определить эффективность организационно-методических структур профильного обучения.

Анализ теоретических основ исследования, современных подходов к процессу подготовки будущих учителей технологий позволило обосновать педагогические условия, которые обеспечивают эффективное использование межпредметных связей в процессе обучения профильным дисциплинам.

Первым педагогическим условием было определено подготовку преподавателей к использованию межпредметных связей, которая влияет на существенное повышение эффективности как самого процесса использования межпредметных связей, так и на результативность профессиональной подготовки; предполагает сформированность у преподавателей интереса к использованию межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей технологий; понимание цели и основных задач межпредметных связей в учебном процессе; владения теоретико-методическими основами использования межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе.

Деятельность преподавателей профильных дисциплин направляется на обогащение содержания учебных занятий научной информацией интегратив-ного характера, усвоение студентами системы ведущих понятий, общих прин-

ципов и закономерностей, присущих соответствующей фундаментальной науке, формирование у них обобщенных приемов учебной деятельности в условиях интегрированного вузовского обучения, развития научного стиля мышления. Важной становится проблематизация содержания обучения на основе построения целостной системы учебно-познавательных, профессионально ориентированных и исследовательских задач, развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности учителя технологий.

Показателями подготовки преподавателей к использованию межпредметных связей являются: степень отражения межпредметных связей в программно-методическом обеспечении учебного процесса, отношение преподавателей к межпредметным связям, способов и форм их практического воплощения, систематическое использование межпредметных связей в обучении профильных дисциплин.

Второе педагогическое условие - поэтапное использование межпредметных связей в процессе обучения профильных дисциплин при подготовке будущих учителей технологий - предусматривает анализ содержания профильных дисциплин в контексте задач межпредметных связей с целью установления их места в целостном процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологий; анализ и отбор учебных дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом этой специальности, которые необходимы для установления межпредметных связей; структурирования учебной информации на основе выделения сквозных научных понятий, теорий, закономерностей для обеспечения межпредметных связей; реализацию межпредметных связей в процессе обучения профильных дисциплин будущих учителей технологий; анализ и оценка результативности использования межпредметных связей.

В содержании профильных дисциплин должны быть выделены общие интегрированные компоненты: проблемно-предметное содержание (проблема этого предмета в других предметах); конкретный факт (событие); базовое, ведущее понятие; идеи, теории учебного курса; персонализация содержания. Важным фактором реализации межпредметных связей в технологическом плане становятся межпредметные задачи, дидактические игры, занятия интегрированного типа и т.п.

Третьим педагогическим условием эффективного использования межпредметных связей является применение инновационных технологий в учебном процессе. Предусматривает создание инновационной учебной среды, направленной на обеспечение самореализации личности и основанного на разработке и применении в учебном процессе интерактивных форм и методов его усвоения. Под образовательной инновационной средой понимается учебная среда, которая строится на принципах кооперации учебной деятельности как равноправного взаимодействия студентов в небольших группах, которые объединяются для решения общей задачи и совместными усилиями достигают взаимного согласия.

Реализация этого условия предполагает развитие технологической компетентности преподавателей. Под технологической компетентностью мы понимаем процесс углубленного ознакомления преподавателей с научными основами различных инновационных технологий, развитие специальных практических навыков и умений использовать данные технологии, формирование определенных психологических и моральных качеств, необходимых для работы в инновационной образовательной среде. К сущностным характеристикам технологической компетентности мы относим: углубленное знание различных технологий обучения, постоянное обновление знаний по данной проблеме для успешного решения профессиональных задач; представленность содержательного и процессуального компонентов [2].

Для эффективного применения новых технологий в ходе учебного процесса необходимо развитие познавательной активности педагогических работников, высокий уровень которой влияет, по нашему мнению, на формирование интереса к обучению, вооружает их приемами умственной деятельности по мобилизации и накопления знаний для решения учебных проблем, развивает инициативу педагогов в творческом познании.

Четвертым педагогическим условием использования межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей технологий является доступность учебного материала, реализация которого требует осуществления обучения с учетом умственных и физических возможностей студентов, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. В то же время доступность не должна подменяться упрощением обучения, учебный материал должен требовать от студентов определенных усилий для его усвоения. Реализуя это педагогическое условие, преподавателю необходимо иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм студентов при выполнении ими практических работ, его регулирование. Одним из методов обеспечения доступности учебного материала является дифференциация практических задач с учетом индивидуальных особенностей студентов [4].

Преподаватель достигает доступности в обучении лучше, если на занятиях использует интерактивные методы обучения, учитывает уровень подготовленности студентов к восприятию соответствующего учебного материала, умело использует учебные демонстрации, наглядные пособия.

Выполнение вышеуказанных педагогических условий, по нашему мнению, позволит успешно готовить будущих учителей технологий.

Не менее важными педагогическими условиями являются:

- учет специфики осуществления межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе;

- согласование учебных программ по различным дисциплинам, отражение в них межпредметных связей;

- акцентирование межпредметных связей в учебной литературе;

- разработка методического обеспечения межпредметных связей.

Жукович-Дородних Н.М. определяет определенные педагогические условия, а именно: организация педагогического процесса, направленного на формирование и развитие профессиональной готовности будущего специалиста; применение личностно-ориентированного подхода к подготовке квалифицированных рабочих, создания личностно-ориентированных взаимоотношений; ликвидация дублирования содержания профессионального образования путем усовершенствования и максимального развития межпредметных связей; использование виртуальных методов обучения с применением информационных технологий [3].

Итак, исследовав возможности реализации вышеуказанных педагогических условий при подготовке будущих учителей технологий, мы пришли к выводу, что реализация каждого из условий одинаково важна. Все педагогические условия взаимосвязаны и взаимозависимы. А их научно обоснованное комплексное использование позволяет существенно повысить уровень подготовки будущих учителей технологий.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Бугеря Т.Н. Межпредметные связи в обучении профессионально ориентированных дисциплин в профессиональной подготовке будущих физических реабилитологов: автореферат диссертации на получение научной степени кандидата педагогических наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / Т.Н. Бугеря. - Луганск, 2009. - 20 с.

3. Жукович-Дородных Н.М. Педагогические условия формирования профессиональных умений студентив экономических специальностей вузов III уровней аккредитации / Н.М. Жукович-Дородных // Вестник НТУУ «КПИ». Философия. Психология. Педагогика. - К.: 2009. - Выпуск 3. - С.80-86.

4. Коляда А.Н. Реализация педагогических условий подготовки сельских школьников к фермерской деятельности в общеобразовательных учебных заведениях / А.Н. Коляда // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы // Сб. науч. тр. - Выпуск 26 / Ред. кол. И.А. Зя-зюн (голова) и др. - К.; Винница: ТОВ фирма «Планер», 2010. - С. 35-39.

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов [Под ред. И.Ю. Шведовой]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1973. - 846 с.

7. Пехота О.М. Подготовка будущего учителя до внедрения педагогических технологий: [Уч. пособие] / О.М. Пехота, А.М. Старева. - К.: И-во А.С.К., 2003. - 240 с.

8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

9. Серёжникова Р.К., Основы психологии и педагогики: [Уч. пособие] / Р.К. Серёжникова, Н.Д. Пархоменко, Л.С. Яковицкая. - К.: Центр науч. литературы, 2003. - 243 с.

10. Словарь-справочник по профессиональной педагогике / [Ред.-сост. А.В. Семенова]. - Одесса: Пальмира. - 2006. - 272 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

© Лебедева М.Г.*

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 им. Ф.Г. Логинова, г. Волжский

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучающихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Все это заставляет преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.

Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Основные этапы исследовательской деятельности:

1. постановка проблемы;

2. изучение теории, посвященной данной проблеме;

3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;

4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

5. научный комментарий;

6. собственные выводы.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласо-

* Учитель физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.