Научная статья на тему 'Педагогические условия интеллектуального развития дошкольника средствами иностранного языка'

Педагогические условия интеллектуального развития дошкольника средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / ИНТЕГРАТИВНО-ИГРОВОЙ ПОДХОД / СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА / DEVELOPING PRESCHOOL EDUCATION / CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / PROBLEM TRAINING / INTEGRATIVE-GAME APPROACH / PSYCHOLOGICAL COMFORT CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова В.Н.

В статье описаны условия интеллектуального развития детей в процессе обучения иностранному языку в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения. Создание развивающей образовательной и предметно-пространственной среды дает возможность обеспечить реализацию различных полифукциональных содержательно насыщенных программ. При создании развивающей образовательной среды особый акцент получает иностранный язык. Обучение иностранному языку позволяет решить задачи не только формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольника, приобщения к чужой культуре, но и задачу его интеллектуального развития. Выделено несколько видов взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира: латентное, реальное и опосредованное. Описаны основные способы стимулирования интеллектуального развития дошкольника: создание благоприятного психологического климата; обеспечение возможности активно задавать вопросы дивергентного типа за счет обогащения содержательного контекста детской жизни; широкое использование вопросов применительно к самым разнообразным областям с целью развития детской наблюдательности. Данные способы можно рассматривать и как педагогические условия, которые позволят создать среду для личностного развития ребенка. В статье представлен опыт работы по их реализации. Основной подход интегративно-игровой. Данный подход предполагает включение в процесс обучения иностранному языку интеграцию различных видов детской деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной) для совместного выполнения заданий, направленных на развитие ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE

The article describes the conditions of intellectual development of preschool children during foreign language teaching in the developmental subject-spatial environment of a preschool educational institution. The creation of developing educational and subject-spatial environment gives the opportunity to implement different programs. When creating the developing educational environment a particular emphasis is given to the foreign language. Teaching a foreign language helps reach the goals not only of the formation of foreign language communicative skills of preschool children, of introduction to a foreign culture, but also solve challenges of his intellectual development. Several types of interaction of the child with objects of the surrounding world are identified. They are latent, real and mediated. The main ways to stimulate intellectual development of the preschool child are described (the creation of a favorable psychological environment; ensuring the opportunity to actively ask questions of divergent type due to the enrichment of meaningful context of a child’s life; the widespread use of questions relating to the most diverse areas with the aim of developing children’s observation). These methods can be considered as pedagogical conditions which will allow us to create the environment for the personal development of the child. The article presents the experience of their implementation. The main approach is integrative-game. This approach supposes the inclusion the integration of different types of children’s activities (visual, musical-rhythmic, theatrical) for the joint execution of tasks focused on the development of the child in the process of foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия интеллектуального развития дошкольника средствами иностранного языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В.Н. Карташова

Кафедра иностранных языков и методики их преподавания Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, 1, Елец, Липецкой обл., 399770

В статье описаны условия интеллектуального развития детей в процессе обучения иностранному языку в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения. Создание развивающей образовательной и предметно-пространственной среды дает возможность обеспечить реализацию различных полифукциональных содержательно насыщенных программ. При создании развивающей образовательной среды особый акцент получает иностранный язык. Обучение иностранному языку позволяет решить задачи не только формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольника, приобщения к чужой культуре, но и задачу его интеллектуального развития. Выделено несколько видов взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира: латентное, реальное и опосредованное. Описаны основные способы стимулирования интеллектуального развития дошкольника: создание благоприятного психологического климата; обеспечение возможности активно задавать вопросы дивергентного типа за счет обогащения содержательного контекста детской жизни; широкое использование вопросов применительно к самым разнообразным областям с целью развития детской наблюдательности. Данные способы можно рассматривать и как педагогические условия, которые позволят создать среду для личностного развития ребенка. В статье представлен опыт работы по их реализации. Основной подход — интегратив-но-игровой. Данный подход предполагает включение в процесс обучения иностранному языку интеграцию различных видов детской деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной) для совместного выполнения заданий, направленных на развитие ребенка.

Ключевые слова: развивающее дошкольное образование, создание развивающей среды, обучение иностранному языку, проблемное обучение детей, интегративно-игровой подход, создание психологического комфорта

Социально-экономические изменения в стране, динамичность развития общества, прогресс в области науки и техники предъявляют определенные требования к человеку XXI в.: он должен быть творческим и интеллектуально развитым созидателем. В этих условиях необходимо выйти на новый уровень качества образования. Современная подготовка будущего члена общества уже не ограничивается механической передачей фиксированного набора знаний и умений, а переходит на принципиально иной уровень развития и саморазвития личности в соответствии с теми внутренними стратегиями деятельности и мышления, которые характерны и являются наиболее успешными именно для данного человека.

Изучение состояния дошкольного образования как первой ступени российской образовательной системы показало, что суть нынешнего этапа обновления его организации состоит «в переходе от идеологии развития к технологиям развития,

в разработке механизмов и способов реализации идей и принципов личностно-ориентированного образования» [2. С 24].

В статье 64 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры дошкольника, на развитие его физических, интеллектуальных и личностных качеств [1].

Тезис Л.С. Выготского о развивающем характере содержания дошкольного уровня образования, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка [3. С. 124], признан во всем мире. На современном этапе его толкование значительно расширено. Одни исследователи (В.В. Рубцов, А.Г. Асмолов) считают: дети многому учатся не только от взрослого, но и в процессе взаимодействия друг с другом; другие (А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков) убедительно доказывают: дети успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Но поскольку содержательное взаимодействие в детском социуме организует взрослый, то большая роль в организации развивающего образования принадлежит педагогу.

При создании новой парадигмы развивающего дошкольного образования, в центре которой стоит ребенок, особый акцент получает иностранный язык. Обучение иностранному языку позволяет решить задачу не только формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольника, приобщения к чужой культуре, личностного развития, но и задачи интеллектуального развития, связанного с развитием речи и речевого общения, способностью к самообучению, системой мыслительных операций и творческого мышления, скоростью мыслительных процессов: умением сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4] представлены основные требования создания развивающей среды. Развивающая образовательная и предметно-пространственная среда обеспечивает возможность реализации различных программ, содержательно насыщенных, полифукциональных, доступных, включающих возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Рассматривая процесс развития личности ребенка как организованную и целенаправленную интеллектуально-познавательную деятельность ребенка, мы в процессе занятий английским языком большое внимание уделяем созданию среды. Отбор содержания обучающей программы производится с учетом коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранному языку, принципов гуманистического характера обучения, ориентации на развитие личности ребенка. Содержание разработанной нами экспериментальной программы направлено на создание среды интеллектуального развития ребенка, его мыслительной деятельности. Этому способствует организация проблемного обучения, суть которого сводится к активизации собственных способов и средств мышления ребенка. «Психолого-педагогическая среда, в которой осуществляется развитие, должна быть проблемной, безоценочной, содержать в себе некоторую неопределенность, побуждающую к поисково-преобразовательной активности и подразумевать принятие человека, помогая ему тем самым преодолевать барьеры проявления креативности».

Психологи предлагают в качестве основы обучения дошкольников проблемные ситуации, которые специально созданы педагогом. Чтобы решить ту или иную проблемную ситуацию, детям нужны определенные способы действия, те самые, которым педагог намеревается их научить. Таким образом, предполагается в осмысленный контекст детской жизни ввести задачи обучения. Проблемный подход к образовательному процессу детей дошкольного возраста определяет необходимость обеспечения глубокого содержательного контента дошкольного уровня образования, что в конечном результате позволит мотивировать ребенка к продвижению вперед.

В исследованиях Н.Н. Поддьякова понятия проблемности, неопределенности, незавершенности играют чрезвычайно важную роль. Ученым выделяются два типа проблемности. Первый тип — это неопределенность как внутреннее свойство психики ребенка в целом. Стимулом творчества детей выступает детская потребность в преодолении этого свойства. Второй тип — это неопределенность как свойство объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в течение своей жизни, поскольку многие объекты природы и культуры находятся в процессе постоянного изменения. Чем больше неопределенность, тем сильнее стимулируется aктивность дeтeй.

В 1985 году Н.Н. Поддьяков разработал методологию проблемного обучения детей дошкольного возраста. В ее основу положен принцип развивающей интриги, позволяющей активизировать мышление и творчество ребенка. Усвоение системы проблемных знаний, состоящей из двух находящихся в противоречивых отношениях между собой подсистем, мотивирует ребенка к поиску ответов на возникающие у них разные вопросы. В процессе поиска дети сами экспериментируют, пробуют, иногда ошибаются и в результате добывают новые неожиданные знания. Такая стратегия мотивирует детей узнать, что будет на следующем занятии, активизирует творчество ребенка.

Особое внимание уделено созданию и проектированию различных типов проблемных заданий для их использования на занятиях в детском саду. Методисты, опираясь на знания возрастных особенностей психического развития детей, дают рекомендации не только по развитию интеллектуальных способностей ребенка, но и по обеспечению комфортного для детской деятельности эмоциональный климата, исключающего негативное влияние на те или иные морально-нравственные и психо-физиологические свойства дошкольника.

К основным способам стимулирования интеллектуального развития дошкольника можно отнести следующие:

— создание благоприятного психологического климата: доброжелательное отношение к ребенку со стороны воспитателя, подразумевающее его отказ от резких негативных оценок в адрес ребенка и активное поощрение детских идей;

— обеспечение возможности активно задавать вопросы дивергентного типа за счет обогащения содержательного контекста детской жизни;

— широкое использование вопросов применительно к самым разнообразным областям с целью развития детской наблюдательности.

Способы стимулирования интеллектуального развития и творческой деятельности можно рассматривать и как педагогические условия, которые позволят создать среду для личностного развития ребенка.

Мы выделяем в контексте развивающей образовательной и предметно-пространственной среды несколько видов взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира: латентное, реальное и опосредованное.

Латентное (скрытое) взаимодействие обеспечивается накоплением ребенком опыта, создающего базу неясных знаний (по терминологии Н.Н. Поддьякова). Получение спонтанного опыта ообеспечивается за счет познавательного интеллектуального общения со взрослым вне занятий по иностранному языку (на прогулках, во время трудовой деятельности, в режимные моменты). Например, полезно побуждать детей использовать иностранный язык в быту (посчитать вслух тарелки, чашки, яблоки и т.д.). Гуляя с детьми, можно обратиться к ним с таким предложением: «Давайте поговорим о цветах в оформлении улицы, какие они?» или «Посчитаем елочки в парке!»

Реальное (прямое) взаимодействие происходит в специально организованной деятельности во время занятий по иностранному языку. Проблемные задачи, поисковые ситуации создают возможность для развития мышления ребенка.

Основной подход — интегративно-игровой. Данный подход имеет двусторонний характер, он позволяет, с одной стороны, учитывать самоценность детства и, с другой стороны, создавать условия для элементарной учебной деятельности дошкольника. Интегративно-игровой подход ориентирован на зону ближайшего развития ребенка, позволяет наиболее удачно сочетать чувственное и рациональное познание. Опосредованное взаимодействие предполагает включение в процесс обучения иностранному языку интеграцию различных видов детской деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной) для совместного выполнения заданий, направленных на развитие ребенка. Приведем примеры решения проблемных ситуаций в игре.

Игра «Think and say»

Учитель предлагает детям придумать и сказать, какие предметы могут выполнять действия, которые он назовет. Например, если дается глагол «fly», то ответы могут быть следующими: a bird, a butterfly, a cloud, a snowflake, a также my house, my fingers и т.п.

Более усложненный вариант, когда учитель предлагает детям решить ряд проблемных ситуаций различными способами: Как можно узнать погоду, не выходя из дома?

Ответы: I 41 switch on the TV-set. I 'll ask my mother/ I'll open the window/

Как перебраться через реку? — I 'll take...(В качестве стимульного материала используется Future Indefinite).

Игра «Плохо-хорошо»

Учитель говорит детям: «Ребята, в каждом событии можно найти и плохое, и хорошее. Например: на дом задали сложную задачу по математике. Что в этом плохого? (Ответы детей.) На решение этой задачи уйдет много времени, поэтому не успеешь выучить другие уроки, посмотреть телевизор, поиграть или почитать книгу. Но зато, решая сложные задачи, человек становится умнее, у него воспитывается сила воли. Это хорошо».

Детям предлагается найти в неприятных на первый взгляд событиях не только отрицательные, но и положительные стороны:

Человек опоздал на поезд. У вас сломался телевизор. Ваш костюм облили супом. В воскресенье запланированная прогулка в лес отменяется. Целый день идет сильный дождь.

Занятия дошкольников должны иметь положительную эмоциональную окраску. Каждое занятие начинается с настроя, создания комфортного психологического климата в группе. Педагог говорит:

Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. А наш попугай приветствует вас по-английски. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну Английского языка. Мы будем много играть. Я хочу, чтобы вам понравились наши новые игры, чтобы у вас все получалось и целый день мы радовали друг друга своими успехами.

Дети привыкают к неформализованным отношениям с педагогом, они ждут встречи с учителем на занятиях. Помимо речевой настройки учителя настрой на занятие происходит и у ребенка. Настрой может проходить в форме игрового приема «Порхание бабочки», «Полет в небе», «Купание в море», «Прогулка в лесу» и т.д. Закончить занятие можно «подарками». Дети стоят в кругу, и каждый ребенок может подарить и получить «подарок» (a flower, a doll, a car, a song и т.п.).

Как показала практика, использование латентного, реального и опосредованного взаимодействия значительно способствовало интеллектуальному развитию детей. Успешность данного процесса в немалой степени зависело и от педагога, его осознания значимости данного подхода, наличия мотивации с профессиональной направленностью, владении педагогическим мастерством.

Основа профессионализма учителей — умение и готовность принять ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями. Это необходимо прежде всего для реализации развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Умело организуя образовательный процесс, становясь то активным собеседником, то пассивным созерцателем, то подсказчиком, учитель создает благоприятную психологическую среду, делая процесс обучения ненапряженным, желанным и радостным.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федеральный закон «Об образовании в РФ». М., 2013.

[2] Гopлова Н.А. Методика обучения инocтpaнному языку дошкольников как систе]^, реализующая личностный подход // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 24—32.

[3] Выготский Л.С. Обучение и paзвитие в дошкольном возрасте // Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.

[4] Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихо^огиn, 2015, № 4

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE

V.N. Kartashova

Department of Foreign Languages and Methods of their Teaching Bunin Yelets State University Kommunarov str., 28, 1, Yelets, Lipetsk region, 399770

The article describes the conditions of intellectual development of preschool children during foreign language teaching in the developmental subject-spatial environment of a preschool educational institution. The creation of developing educational and subject-spatial environment gives the opportunity to implement different programs. When creating the developing educational environment a particular emphasis is given to the foreign language. Teaching a foreign language helps reach the goals not only of the formation of foreign language communicative skills of preschool children, of introduction to a foreign culture, but also solve challenges of his intellectual development. Several types of interaction of the child with objects of the surrounding world are identified. They are latent, real and mediated. The main ways to stimulate intellectual development of the preschool child are described (the creation of a favorable psychological environment; ensuring the opportunity to actively ask questions of divergent type due to the enrichment of meaningful context of a child's life; the widespread use of questions relating to the most diverse areas with the aim of developing children's observation). These methods can be considered as pedagogical conditions which will allow us to create the environment for the personal development of the child. The article presents the experience of their implementation. The main approach is integrative-game. This approach supposes the inclusion the integration of different types of children's activities (visual, musical-rhythmic, theatrical) for the joint execution of tasks focused on the development of the child in the process of foreign language teaching.

Key words: developing preschool education, creating educational environment, teaching a foreign language, problem training, integrative-game approach, psychological comfort creation

REFERENCES

[1] Federalnyj zakon «Ob obrazovanii v RF» [Federal law "On education in the Russian Federation"]. Moskow, 2013.

[2] Gorlova N.A. Metodika obucheniya inoctpannomu yazyku doshkolnikov kak sistema, realizuyuschaya lichnostnyj podkhod [The methodology of teaching preschoolers a foreign language as a system that implements a personal approach]. Inostrannyeyazyki v shkole [Foreign languages at school], 2001, no. 3, pp. 24—32.

[3] Vygotskij L.S. Obuchenie i razvitie v doshkolnom vozraste [Training and development at preschool age]. Izbrannyepsikhol. issl-ya[Selected psychol. Studies]. Moscow: APNRSFSR, 1956.

[4] Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 №1155 «Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the Federal state educational standard of preschool education"1]. Moskow, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.