УДК 378.017.92.+378.037.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС 3+)
Анна Анатольевна Касаткина
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, доцент кафедры физического воспитания, тел. (383)269-39-55, e-mail: [email protected]
Елена Валентиновна Иванова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой физического воспитания, тел. (913)732-62-77, e-mail: [email protected]
Наталья Александровна Беспалова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, старший преподаватель кафедры физического воспитания, тел. (913)901-43-98, e-mail: [email protected]
Ирина Владимировна Молдованова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, доцент кафедры спортивных дисциплин, тел. (383)315-39-08, e-mail: [email protected].
Современные требования к процессу обучению студентов инженерного профиля по дисциплине «Физическая культура и спорт», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3+), актуализировали фактор гуманитаризации образования. Задачи внедрения специализированных курсов по предмету «Физическое воспитание», с учетом лекционных, семинарских, практических занятий в объеме 36 часов определили комплексный подход в преподавании физической культуры в вузе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3+), гуманитаризация, сфера физического воспитания, студенты инженерного профиля.
PEDAGOGICAL CONDITIONS HUMANITARIZATION SERVICES IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL VOSPITANIYA WITHIN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (GEF-3)
Anna A. Kasatkina
Siberian state University of telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov street, 86, associate Professor of physical education, tel. (383)269-39-55, e-mail: [email protected]
Elena V. Ivanova
Siberian state University of telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov street, 86, Assistant professor, candidate of biological sciences, head of the Department of physical education, tel. (913)732-62-77, e-mail: [email protected]
Natali A. Bespalova
Siberian state University of telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov street, 86, the senior teacher, tel. (913)901-43-98, e-mail: [email protected]
Irina V. Moldovanova
Novosibirsk state pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, Vilyuiskaya str., 28, assistant Professor of Department of sports disciplines, tel. (383)315-39-08, e-mail: [email protected]
Modern requirements for the training of students of engineering profile on discipline 'physical culture and sports, according to the Federal State standard (GEF 3) updated factor of humanization of education. The implementation of specialized courses on the subject 'physical education', given lectures, seminars, practical classes in volume 36 hours identified an integrated approach in the teaching of physical education in high school.
Key words: Federal state educational standard (FSES 3+), humanitarization, sphere of physical training. student of an engineering profile.
Введение
Изменения в педагогическом процессе по физическому воспитанию в вузе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3+), столкнулись с противоречиями между привычным способом преподавания общей физической подготовки и формированием у студентов инженерного профиля ориентации на ценности гуманитарного знания в научных областях сопряженных с физической культурой. К ним можно отнести физиологию, теорию и методику физической культуры и спорта, экологию человека, психологию, педагогику и многие другие научные дисциплины.
Таким образом, физическая культура оказалась тем предметом, который позволяет развивать у студентов инженерного профиля дескрипторы, включающие знания, умения, опыт, личностные качества, необходимые для достижения успеха в широком контексте общекультурных, общепрофессиональных отношений [2]. Однако практика применения специализированного методического обеспечения, лекционного наполнения, в условиях реализации новых образовательных программ по физическому воспитанию, до сих пор находится на стадии разработок в каждом отдельном вузе [3].
Решение проблемы гуманитаризация образования в области физической культуры мы видим в конкретном «наполнение» курса по физической культуре в вузе (36 часов) специальным содержанием, позволяющим давать студентам комплекс новых знаний, умений и навыков и формирующих у них высокий гуманитарный, профессиональный, общенаучный кругозор [1].
То есть, гуманитаризацию образования по физическому воспитанию следует рассматривать, с одной стороны, как средство формирования у студентов инженерного профиля общечеловеческой культуры, с другой - как важный инструмент широкой демократизации и повышения эффективности учебного процесса, а так же как интеграцию гуманитарных знаний с естественнонаучными.
Организация и методы исследования.
Процесс реализации поставленных образовательных целей мы предлагаем провести через следующие педагогические условия:
1- разработка лекционного материала, представляющего интерес не только с точки зрения физической культуры и спорта, но так же и с точки зрения специальных естественно научных знаний;
2- проведение семинарских занятий по курсу «Физическая культура»;
3- проведение практических занятий по физическому воспитанию, на которых студенты смогут получить объем умения и навыки по темам лекционного материала;
4- разработка методического обеспечения (контрольных работ) для студентов освобожденных от практических занятий по ФВ по состоянию здоровья;
5- Разработка тестов и анкет для контроля полученных на занятиях по ФВ знаний умений и навыков.
Приведем примеры содержания курса практических занятий, внедренного и апробированного нами в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики.
По теме лекционного материала «Гимнастика и гимнастическая терминология. Содержание занятия по физическому воспитанию в вузе» реализованы следующие темы практических занятий: составление конспекта занятия по физическому воспитанию определенного по времени и содержанию. Например -продолжительность занятия 90 минут: в подготовительной части - ОРУ с предметами (мяч); в основной части - специальные упражнения для игры баскетбол.
По теме «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом предложены практические занятия по составлению дневника самоконтроля. Как вариант - составления дневника самоконтроля с учетом функционального состояния организма (Проба Летунова) с использованием комплекса специальных беговых упражнений.
По теме «Экология и здоровье человека» мы предложили использовать лабораторную практическую работа по изучению экологии человека. Проведение теста-расчета экологичности жизнедеятельности (степени загрязненности организма).
По теме «Исследование теории и практики избранного вида спорта» практическое занятие по составлению календаря игр, например - система с выбыванием после 2 поражений для 13 команд.
Разработка методического обеспечения «Контрольные работы по предмету физическое воспитание. Гуманитаризация процесса обучения студентов инженерного профиля в предметной области «Физическая культура и спорт»» позволило адаптировать семинарские занятия к темам лекционного курса, организовать самостоятельную работу студентов над программой обучения по ФВ, оптимизировать выполнение студентами освобожденных от практических занятий по ФВ по состоянию здоровья контрольных работ.
В учебно-методическом пособии четко определены темы контрольных работ, раскрыто их полное содержание по параграфам. По каждой из тем представлены варианты индивидуальных заданий. Так же в учебно-методическом
пособии даны правила оформления: титульного листа, оглавления, содержания, списка литературы (по ГОСУ), представлена рекомендуемая литература по каждой из 10 тем. Общее количество вариантов практических заданий к контрольным работам - 70.
Особенностью данного методического обеспечения является практико-применимость как для очной и заочной, так и для дистанционной форм обучения [4].
Выводы.
На методологическом уровне:
- определены педагогические условия реализации программы обучения по физвоспитанию согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3+).
На теоретическом уровне:
- анализ научной литературы, документов позволил установить недостаточную разработанность вопросов гуманитаризации образовательного процесса по освоению ценностей физической культуры в вузе;
- уточнён процесс реализации образовательных целей по предмету «Физическая культура» в вузе, определены его компоненты.
На методическом уровне:
- разработан и апробирован на практике лекционный курс обучения по физическому воспитанию, направленный на гуманитаризацию педагогического процесса;
- разработано и апробировано на практике новое методическое обеспечение для реализации программы для самостоятельных, семинарских, практических занятий по физическому воспитанию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования: Монография / под ред. Н. П. Дралова. - СПб.: Изд-во «Союз», 2008. - 114 с.
2. Виленский М.Я., Черняев В.В. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе // Электорнный ресурс: http: // lib.sportedu.ru /. -2.11.2009г.
3. Касаткина А.А., Силкина Н.В. Развитие гуманитарной культуры студента в образовательном пространстве вуза // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки.- сборник материалов всер.науч.-метод. конф..-СГУПС,НТИ МГУДТ/Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2011.С.262-267.
4. Контрольные работы по предмету физическое воспитание. Гуманитаризация процесса обучения студентов инженерного профиля в предметной области «Физическая культура и спорт» : учеб.-метод. пособие / А. А. Касаткина, Е. В. Иванова, Н .А. Беспалова, А. К. Строганов. Новосибирск : СибГУТИ, 2015. 35 с.
© А. А. Касаткина, Е. В. Иванова, Н. А. Беспалова, И. В. Молдованова, 2016