Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 373.24 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10025
Михеева Е.В.
Педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в культурных практиках
Михеева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург, Россия), [email protected]
Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Цель проведенного исследования - разработка системы педагогического сопровождения процесса творческой самореализации дошкольников.
Теоретической базой исследования стали педагогические исследования проблемы развития творческой активности детей, проведенные такими учеными, как Л.А. Венгер, Н.Ф. Вишнякова, Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, А.И. Усова, О.С. Ушакова и др. Авторы показали возможность формирования творческой активности у дошкольника при обеспечении в ДОО целенаправленного педагогического процесса. Ими также были определены основные задачи работы в данном направлении, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.
Практическая значимость исследования состоит в определении культурных практик краеведческой деятельности детей как педагогического средства формирования творческой активности дошкольника. Использование результатов исследования позволит совершенствовать процесс художественно-эстетического развития дошкольника в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного образования.
Выводы. Педагогическое сопровождение формирования творческой активности детей определяется специальным комплексом педагогических условий: изучением уровня творческой активности ребенка, в результате которого формируется представление о ее особенностях; разработкой и реализацией парциальной образовательной программы, предполагающей формирование творческой активности детей в процессе приобщения к культуре и традициям родного края; педагогическим просвещением родителей воспитанников по вопросам творческого развития ребенка старшего дошкольного возраста в краеведческой деятельности.
Ключевые слова: дошкольное образование, творчество, активность, творческая активность, педагогические условия, культурные практики, краеведческая деятельность.
Для цитирования: Михеева Е.В. Педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в культурных практиках // Современное дошкольное образование. - 2018. - №6(88). -С. 62-71 . DOI: 1 0.24411/1 997-9657-2018-1 0025
Материалы статьи получены 16.06.2018.
UDC 373.24 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10025 Pedagogical Conditions for Developing Creative Abilities in Preschool Children within Cultural Practices Elena V. Mikheeva, PhD in Psychology, Associate Professor of the Federal State Educational Institution of Higher Education Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia Introduction. The paper presents results of theoretical research and practical evaluation of the problem of developing creative abilities in senior preschool children. The purpose of the study was to develop a system of pedagogical support for creative self-realization of preschool children. As theoretical foundation pedagogical studies on encouraging creative activities in children, made by L. A. Venger, N. F. Vishnyakova, R. I. Zhukovskaya, T. S. Komarova, I.Ya. Lerner, A. I. Savenkov, N. M. Sokolnikova, A. I. Usova, O.S. Ushakov were used. The authors showed the possibility of developing creative abilities in preschool children by providing a focused learning process in preschool. The practical significance of the research lies in determination the cultural practices pedagogical means of developing creative abilities in preschool children. Results of the research can improve the process of aesthetic development of preschool children in the system of preschool education. Results of the research can be used by preschool teachers, students of pedagogical universities colleges; they can be useful for creating preschool educational programs. Conclusions. Pedagogical support in developing creative abilities in children is determined by a special set of pedagogical conditions: studying the level of creative activity of a child; development and implementation of the partial educational program, which presupposes developing creative abilities in children in the process of learning the culture and traditions of their country; pedagogical education of parents about creative development of senior preschool children. Keywords: preschool education, creativity, activity, creative activity, pedagogical conditions, cultural practices. For citation: Mikheeva E.V. (2018). Pedagogical Conditions for Developing Creative Abilities in Preschool Children within Cultural Practices. Preschool Education Today. 6:12, 62-71 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10025 Original manuscript received 16.06.2018.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности (ФГОС ДО, 2013). Отмечается, что именно культурные практики, как «разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и, в то же время, интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта», могут стать благодатной почвой для проявления детьми творческой активности (Лыкова, 2016).
Сегодня большое значение приобретает культурологическая основа образования, которая позволяет построить образовательную работу с детьми таким образом, чтобы у воспитанников формировался комплекс «самости» - стремление и готовность к саморазвитию, что актуализирует идею реализации культурных практик детей на всех уровнях образования (Недодел, Великсар, 2016).
Понятие творческой активности дошкольника
Теоретический обзор
В условиях модернизации дошкольного образования вопрос поддержки активности детей дошкольного возраста в разного рода
деятельности признается сегодня чрезвычайно актуальным и значимым. Это обуславливается тем фактом, что эффективное развитие личности возможно только через активное взаимодействие ребенка с миром (Фенькина, 2014). Поэтому так важно инициировать активность детей, в том числе и творческую, которая демонстрирует отношение личности к творческой деятельности и способствует проявлению ею своей индивидуальности.
Понятие «активность» является многогранным и изучается в разных областях научных знаний (философия, биология, медицина, педагогика, психология). В научной литературе понятие «активность» рассматривается неоднозначно. Отечественные педагоги, психологи и философы определяют активность как меру деятельности, отмечают, что она предоставляет возможности субъектам для взаимодействия (Богоявленская, 2008; Виленчик, 2005). Также активность рассматривается как достаточно устойчивое свойство личности (Жуйкова, 2014).
Большое значение имеет психологический аспект в формулировании определения творческой активности личности. Здесь активность трактуется как способность человека, заключающаяся в преобразовании окружающей действительности на основе присвоения достижений культуры (Ляпина, 2016).
Важными составляющими в определении понятия творческой активности личности выступают внутренняя мотивация деятельности и субъектная позиция человека.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам полагать, что:
• основаниями творческой активности личности выступают различные типы активности;
• творческая деятельность является специфическим видом активности человека, высшей ее формой;
• не всякую деятельность можно назвать творческой, а только такую, в которой развивается нешаблонность мышления, созидающие навыки в работе, оригинальность, стремление к самосовершенствованию и поиску;
• творчество определяется как ситуатив-но-нестимулируемая деятельность, самочинно развивающаяся, предполагающая решение задачи сверх заданного (Михеева, Сытенко, 2016).
В современных исследованиях понятие «творческая активность» рассматривается с различных сторон:
• как отношение человека к действительности, комплекс его свойств и интеллектуальных, волевых, эмоциональных процессов (Р.А. Низамов);
• как опосредующее звено в процессе превращения творческого потенциала в актуальные возможности (М.В. Копосова);
• как мыслительный процесс и как форма проявления мыслительной деятельности в системе общественных отношений и активной деятельности (Е.Ю. Романова);
• как целевая «направленность восприятия, мышления, памяти, воображения в общении с окружающим миром, в познании действительности, проявляющаяся в тесном сочетании потребностей, интересов с самостоятельностью, настойчивостью и другими чертами характера личности» (В.С. Кузин).
В нашем исследовании мы ориентируемся на определение понятия «творческая активность», данное Ю.Н. Косенко: «...это форма проявления творческих сил человека, которая развивается в процессе деятельности, носящей творческий характер; ...направлена на преобразующее взаимодействие с окружающим миром, на совершенствование личности» (Косенко, 1990). Таким образом, автор определяет творческую активность как интегра-тивное качество личности, которое демонстрирует отношение личности к творческой деятельности и способствует проявлению индивидуальности человека. Можно заключить, что творческая активность проявляется в преобразующей деятельности и позволяет развивающейся личности проявить свой творческий потенциал.
Проблема детского творчества обусловила интерес исследователей к понятию творческой активности детей, чему в психолого-педагогической литературе посвящено множество разработок. На сегодняшний день изучение творческой активности детей строится на основе наиболее общих подходов. В первую очередь отмечается необходимость определения значения личностных качеств ребенка в творческой активности. К ним относят интересы и способности ребенка, творческую направленность его личности. Обращается внимание на эмоционально-волевые проявления, от которых зависит инициатива и самостоятельность. Важными признаются умения ребенка комбинировать и искать варианты решений и их отслеживание в организации работы по формированию творческой активности (Куцакова, 2003).
Педагогические условия формирования творческой активности детей
Для формирования творческой активности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо создание специальных педагогических условий.
В литературе энциклопедического характера педагогические условия определяются как специально созданные обстоятельства образовательного процесса, способствующие достижению заранее поставленных педагогических целей (Педагогический энциклопедический словарь, 2002).
В исследованиях, посвященных проблеме формирования творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста (Братухина, 2000; Губанова, 2004; Жуйкова, 2014; Малеева, 2014), выделяются условия, связанные с анализом уровней проявления детьми творческой активности в деятельности; с содержанием образовательной работы с детьми; с формами взаимодействия и стилем построения взаимоотношений между взрослым и ребенком; с педагогической компетентностью и творческой направленностью личности самого воспитателя; с общим видением целей развития ребенка педагогами детского сада и родителями и, соответственно, построение сотрудничества между ними.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что реализация выделенных педагогических условий делает процесс формирования творческой активности детей целенаправленным, в результате которого у воспитанников появляется потребность в преобразовании окружающей действительности, желание искать новое, что обеспечивает реализацию их творческого потенциала.
Экспериментальная работа по формированию творческой активности детей
Обозначенные педагогические условия были проверены нами в рамках педагогического эксперимента. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад "Родничок"», с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни творческой активности дошкольников, реализовывали педагогические условия фор-
мирования творческой активности детей, проверяли эффективность созданных педагогических условий.
Для определения уровня сформированнос-ти творческой активности детей мы воспользовались компонентами, критериями и уровнями, разработанными Н.Ф. Губановой (Губанова, 2004).
Для изучения уровня проявления творческой активности детей и ее содержания в различных видах деятельности нами применялись такие виды обследования, как наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, просмотры организованной образовательной деятельности, диагностические задания и тесты-упражнения (Максимова, 2013; Барышева, 2016).
На первом этапе - этапе констатирующего эксперимента - мы провели наблюдение за деятельностью детей и выявили крайне незначительное количество воспитанников (8% - в экспериментальной и 9% - в контрольной группах), которые проявляли в деятельности увлеченность и эмоциональный отклик, действовали инициативно и самостоятельно, использовали имеющийся опыт в новых ситуациях деятельности. Данная группа детей также продемонстрировала сосредоточенность в работе и доведение до конца начатого дела, умение вникать в возникающие затруднения и стремление справиться с ними самостоятельно.
Вторую группу (18% - в экспериментальной и 16% - в контрольной) составили дети, которые показали способность находить достаточно выразительные средства для воплощения художественно-игрового образа. Однако в их деятельности было недостаточно самостоятельности и настойчивости, они испытывали затруднения в эмоциональном вхождении в воображаемую ситуацию, почти не проявляли стремления к самостоятельному решению поставленной задачи.
Самую многочисленную группу (74% -в экспериментальной и 75% - в контрольной) представили воспитанники, которые не демонстрировали устойчивого интереса к твор-ческо-игровой ситуации. Значительной проблемой стало для них выдвижение творческих идей. Дети стремились получить от взрослого инструкции по организации своей деятельности, а свое мнение высказывать опасались. Часто воспитанники данной группы просто подражали действиям более продвинутых сверстников.
Иногда стремление к творческой активности замещалось детьми баловством и шалостя-
ми, что позволяло им компенсировать недостаточность творческой деятельности в их жизни. Это говорит о потребности детей в творческих проявлениях и несформированном у них умении удовлетворить данную потребность рациональным способом (Бухарова, 2016). Такое поведение чаще всего было характерно для детей с повышенной степенью моторнос-ти. Малоподвижные дети отличались скованностью и зажатостью, неуверенностью в себе. Часто они сторонились коллектива сверстников, отказывались от тех или иных действий, опасались высказываться.
Анкетирование педагогов показало недостаточное понимание ими важности творческой деятельности и слабую компетентность в вопросах педагогической поддержки творческой активности детей. На педагогических советах и методических объединениях с педагогами в основном рассматриваются практико-ориен-тированные вопросы организации творческой деятельности, но почти не затрагиваются методы косвенного руководства ею. Отсюда появляется стремление педагогов организовывать и контролировать творческую деятельность детей, давать им четкую инструкцию по выполнению определенных действий и недостаточное внимание к детским культурным практикам из-за опасения, что ребенок самостоятельно не справится и не достигнет необходимого (с точки зрения педагога) результата, под которым обычно понимается конкретный продукт (рисунок, поделка, рассказ и т.п.).
Анкетирование, проведенное с родителями воспитанников, также показало недостаточное внимание с их стороны к творческому развитию детей. Творческую деятельность детей родители в основном связывают с развлечением и не осознают ее богатого образовательного потенциала. Родители в большей степени обеспокоены развитием познавательной деятельности детей, но и в ней они не видят возможностей для проявления творческой активности дошкольников. Понятие культурных практик родителям незнакомо, и организуются они в семейном воспитании хаотично, без понимания их истинного смысла (Зайцева, Драйлинг, 2016).
Выявленные данные оказались крайне неудовлетворительными, тормозящими полноценное развитие наших воспитанников. Они заставили нас начать активную работу по разрешению проблемы и формированию более высокого уровня творческой активности у детей.
На втором этапе, в качестве содержания формирующей работы, мы взяли за основу
представления детей о культуре, традициях и природе родного края и построили процесс формирования творческой активности на краеведческом материале. Мы согласны с исследователями, которые считают, что краеведческие темы наиболее близки и понятны детям, они вызывают живой познавательный интерес и эмоциональный отклик (Малеева, 2014; Патрушева, 2006).
Для реализации обозначенного содержания нами была разработана парциальная образовательная программа «Мозаика Оренбуржья». Слово «мозаика» заявлено в названии неслучайно. Это связано с тем, что многонациональный состав Оренбургского края представляет собой «мозаику» из различных культур, с которыми целенаправленно и стихийно взаимодействуют дети. В процессе освоения модулей и тем программы дети не просто закрепляли представления о культурно-исторических особенностях, традициях и природе региона, но и отражали свое отношение в творческой деятельности.
Так, например, в модуле «Я нарисую родной край» предполагается изобразительная деятельность детей по материалам краеведческого содержания. Дети рисуют пейзажи ближайшего природного окружения, улицы родного поселка, лепят из пластилина, глины, соленого теста и других традиционных и нетрадиционных материалов, создают аппликации, поделки, делают макеты и коллажи, в которых отражают любимые места и объекты поселка, свое отношение к ним, впечатления, полученные от их восприятия (Афонькина, Сербукович, 2016). В процессе целенаправленно организованного педагогического взаимодействия воспитатель формирует у детей краеведческие представления. В рамках культурных практик это становится культурной памятью ребенка и замыслами для самостоятельной творческой деятельности (Лыкова, Протасова, 2015). Затем в группе создается творческая образовательная среда, в которой через методы косвенного руководства детской деятельностью педагог направляет творческую активность детей, создает все условия, чтобы в творческой работе дети реализовывали темы краеведческого содержания. Таким образом, формируются культурные умения детей, которые впоследствии обогащаются, становятся культурным опытом и вдохновением для самостоятельной творческой деятельности.
По такой же схеме реализуется и модуль «Пою о тебе, родная сторона», в котором взаимодействие с краеведческим содержанием осуществляется в музыкально-художествен-
ной деятельности. Дети разучивают песни о родном поселке, Оренбурге и Оренбургской области, слушают музыку оренбургских композиторов. Все это находит отражение в тематических праздниках, организуемых в ДОО.
Модуль «Как живешь, родное Оренбуржье» предполагает участие детей в культурно-массовых мероприятиях поселка и творческих мероприятиях, проводимых в Оренбургской области. Так, дети регулярно выступают с творческими номерами на празднике Дня рождения Подгородней Покровки, Празднике урожая, Масленице и др.; принимают участие в разнообразных конкурсах детского творчества и творческих мероприятиях Оренбургской области.
В рамках программы реализуются также темы, связанные с освоением культурных особенностей разных народов и национальностей, проживающих на территории Оренбуржья, через художественную литературу, подвижные игры, быт и национальную кухню.
С педагогами и родителями осуществлялась целенаправленная работа по формированию
у них понимания сути культурных практик и их значения для развития ребенка (Корепанова, 2016). Для педагогов организовывались педагогические советы, методические объединения, семинары-практикумы, мастер-классы, в рамках которых они получили навыки индивидуализации образовательного процесса и косвенного руководства детской деятельностью. Для родителей воспитанников проводились дни открытых дверей, во время которых они имели возможность понаблюдать за деятельностью детей в детском саду, поверить в возможности и способности своего ребенка, осознать значимость творческой развивающей среды для становления подрастающей личности.
Анализ результатов экспериментальной работы
Для объективной оценки эффективности опытно-экспериментальной работы нами был проведен анализ динамики показателей формирования творческой активности детей
Таблица 1. Критерии творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Компоненты творческой активности Критерии творческой активности
Эмоционально-мотива-ционный компонент - увлеченность деятельностью - проявляется как стремление к деятельности, потребность в самореализации; - эмпатийный настрой - характеризуется умением вставать на позицию «другого», расположенностью к сочувствию, сопереживанию, настроенностью на «другого».
Волевой компонент - тенденция к самостоятельности - проявляется как стремление выполнить деятельность автономно.
Творческий компонент - оригинальность и выразительность воплощения - характеризуется нестандартностью решения художественно-игровой задачи и умением пользоваться комплексом выразительных средств для воплощения художественного образа.
Таблица 2. Уровни творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Уровень творческой активности Характеристика уровня
Низкий уровень, репро-дуктивно-пассивный - отсутствие внешнего стремления к деятельности, интереса и увлеченности, эмоционально-нейтральное отношение к деятельности; - неспособность к идентификации, неразвитость сопереживания к «другому»; - проявление самостоятельности только при полной поддержке взрослого; - отсутствие оригинальности и невыразительность образов.
Уровень ниже среднего, репродуктивно-активный - ситуативные проявления заинтересованности при положительном отношении к деятельности в целом; - недостаточная способность к идентификации, расположенность к сопереживанию; выражения внешнего участия к «другому»; - активное использование подражания как следования образцу, отсутствие оригинальности при наличии определенности образных характеристик.
Средний уровень, поисково-рефлексивный - устойчивый интерес и эмоционально-положительное отношение к деятельности, увлеченность; - эмоционально-активное вхождение в воображаемую ситуацию, стремление к сопереживанию «другому»; - выполнение деятельности при косвенном руководстве и поддержке взрослого; - нестойкие проявления оригинальности; при выразительности и эмоциональной насыщенности интонационно-ролевого воплощения художественного образа.
Высокий уровень, продуктивно-активный - высокая степень потребности в самореализации; - легкость вхождения в воображаемую ситуацию, открытость «другому»; - устойчивые проявления самостоятельности в деятельности без поддержки взрослого; - оригинальность и высокая степень выразительности воплощения художественного образа.
6-7 лет экспериментальной и контрольной групп на основании сопоставления данных констатирующего и контрольного эксперимента.
Для определения уровня сформиро-ванности творческой активности детей мы пользовались компонентами, критериями и уровнями, разработанными Н.Ф. Губановой (Таблицы 1-2).
Анализ результатов проведенной в экспериментальной группе работы показал значительное повышение уровня творческой активности дошкольников в разнообразных видах деятельности (Таблица 3, Рис. 1).
Таблица 3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Уровень социальной активности Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий 8 42 9 14
Средний 18 36 16 23
Ниже среднего 45 22 42 47
Низкий 29 0 33 16
У детей появились предпосылки собственного видения художественного образа, умение проявлять себя в различных игровых образах. Ролевое поведение детей отличалось оригинальностью и выразительностью характеристик, самостоятельностью творческих поисков, мышлению детей присущи эмпатийная образность, определенная логика суждений. В сюжетно-ро-левых и театрализованных играх действия детей и сюжетные линии стали более оригинальными и выразительными, игровая практика обогатилась новым (краеведческим) содержанием.
Рис. 1. Сравнительный анализ распределения детей по уровням проявления творческой активности, %
Анализ ди намики уровня сформированности творческой активности детей свидетельствует о значительном ее росте в экспериментальных группах. На высоком уровне это продвижение оказалось очень заметным: с 8% на начальном этапе до 42% на итоговом. Творческую активность детей данной группы отличала высокая потребность в самореализации, легкость вхождения в воображаемую ситуацию, устойчивое проявление самостоятельности в деятельности без поддержки взрослого, оригинальность и высокая степень выразительности воплощения художественного образа.
Сведение к нулю процентов низкого уровня, а также образование довольно многочисленного и крепкого среднего уровня (58%) свидетельствует об эффективности проведенной нами работы. У детей среднего уровня наблюдаются стабильно повышающиеся показатели, тяготеющие в своем развитии к следующей, более высокой ступени.
Опрос педагогов показал их заинтересованную позицию в формировании творческой активности детей, осознание ими того факта, что чрезмерная заорганизованность детей мешает им быть субъектами творческой деятельности и проявлять собственную активность. Наблюдения педагогического процесса показали, что педагоги стали меньше организовывать деятельность детей (направлять, регулировать и контролировать ее), а стали больше создавать творческую образовательную среду в группе, в которой каждый ребенок получает возможности для формирования собственного творческого опыта.
Анкетирование родителей также показало позитивные сдвиги в представлении взрослых о значении творческой активности для развития ребенка. Родители отмечают, что стали больше предоставлять ребенку свободного времени для творческой деятельности; создавать условия для свободного выбора содержания, форм и видов деятельности; обеспечивать разнообразие впечатлений и опыта для творческих замыслов на основе краеведческого содержания.
Заключение
По итогам экспериментальной работы мы пришли к выводу, что на формирование творческой активности детей влияют следующие условия: оценка и анализ уровня сформированности творческой активности дошкольников; разработка и внедрение в практику парциальной образовательной программы по форми-
рованию творческой активности дошкольников на материале краеведческого содержания (культура и традиции родного края); тесное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования их творческой активности средствами культуры и традиций родного края. Экспериментальное исследование позволило нам определить идею формирования творческой активности дошкольников, которая представляет собой комплексное стимулирующее педагогическое воздействие на развивающуюся личность. Основным средством формирования творческой активности дошкольников в рамках нашего исследования выступают культура и традиции родного края, которые обладают активизирующими педагогическими возможностями. ■
Литература
1. Афонькина ЮА., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. -Волгоград: Учитель, 2016. - 92 с.
2. Барышева ТА. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 416 с.
3. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: РГУ. - 2008. - 263 с.
4. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-6 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Москва, 2000. - 189 с.
5. Бухарова ОА. Развитие инициативности и эмоциональной отзывчивости у дошкольников при ознакомлении с нетрадиционными техниками рисования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27-29 ноября 2016 г.). - Иркутск: Аспринт, 2016. - С. 253-255.
6. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. -С. 41-43.
7. Губанова Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2004. - 308 с.
8. Жуйкова Т.П., Никифорова А.Е. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности
детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 543-545.
9. Зайцева О.И., Драйлинг И.В. Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27-29 ноября 2016 г.). -Иркутск: Аспринт, 2016. - С. 120-122.
10. Корепанова М.В. Методическое сопровождение проектирования культурных практик в дошкольном учреждении // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. -№5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskoe-soprovozhdenie-proekti rova niya-kulturnyh-praktik-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 20.03.2018).
11. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений : Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Бердянск, 1990. - 18 с.
12. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Методическое пособие. - М.: Владос, 2003. - 273 с.
13. Лыкова ИА Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка // Педагогика искусства. - 2016. - №2. - С. 92-97.
14. Лыкова ИА., Протасова ЕЮ. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». - 2015. - №5. - С. 6-18.
15. ЛяпинаИА Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27-29 ноября 2016 г.). - Иркутск: Аспринт, 2016.- С. 259-261.
16. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. -М.: Русское слово, 2013. - 48 с.
17. Малеева С.П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии:
материалы международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 95-97.
18. Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №5. - С.60-67.
19. Недодел ЛА., Великсар ТА. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27-29 ноября 2016 г.). -Иркутск: Аспринт, 2016. - С. 101-102.
20. Патрушева ЕА. Краеведческая деятельность подростков: история развития, виды, формы // Вестник ЧГАКИ. - 2006. -№2(10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/kraevedcheskaya-deyatelnost-podrostkov-istoriya-razvitiya-vidy-formy (дата обращения: 20.03.2018).
21. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая советская энциклопедия, 2002. - 528 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
23. ФенькинаАА Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kulturnaya-praktika-kak-zhizn-doshkolnika (дата обращения: 20.03.2018).
References
1. Afon'kina Ju.A., Sebrukovich Z.F. (2016) Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej u doshkol'nikov na osnove integracii. Model' innovacionnoj dejatel'nosti [Development of artistic and creative abilities in preschool children based on integration. Model of innovation activity]. Volgograd: Uchitel' Publishing, 92.
2. Barysheva T.A. (2016) Kreativnyj rebenok: diagnostika i razvitie tvorcheskih sposobnostej [Creative child: diagnosis and development of creative abilities]. Rostov-on-Don: Feniks Publishing, 416.
3. Bogojavlenskaja D.N. (2008) Intellektual'naja aktivnost' kak problema
tvorchestva [Intellectual activity as a problem of creativity]. Rostov-on-Don: RGU, 263.
4. Bratuhina M.N. (2000) Ustnoe narodnoe tvorchestvo kak sredstvo formirovanija tvorcheskoj aktivnosti detej 5-6 let: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.07 [Oral folk art as a means of forming the creative activity of children 5-6 years: Dissertation of PhD in Pedagogy]. Moscow, 189.
5. Buharova O.A. (2016) Razvitie iniciativnosti i jemocional'noj otzyvchivosti u doshkol'nikov pri oznakomlenii s netradicionnymi tehnikami risovanija. Kul'turnye praktiki modelirovanija obrazovatel'noj sredy doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii: materialy Vseros. nauchno-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (27-29 nojabrja 2016) [Development of initiative and emotional responsiveness in preschool children when acquainting themselves with non-traditional painting techniques]. Irkutsk: Asprint Publishing. 253-255.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazo-vatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal State Educational Standard of Preschool Education, Electronic resource]. URL: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Fen'kina A.A. (2014) Igrovaja kul'turnaja praktika kak zhizn' doshkol'nika [Play cultural practice as the life of a preschooler]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZigrovaya-kulturnaya-praktika-kak-zhizn-doshkolnika (data obrashhenija: 20.03.2018).
8. Gubanova N.F. (2004) Pedagogicheskie uslovija formirovanija tvorcheskoj aktivnosti detej 5-7 let v processe igry-dramatizacii: Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 [Pedagogical conditions of formation of creative activity of children 5-7 years in the process of play-dramatization. Dissertation of PhD in Pedagogy]. Moskva, 308.
9. Korepanova M.V. (2016) Metodicheskoe soprovozhdenie proektirovanija kul'turnyh praktik v doshkol'nom uchrezhdenii [Methodological support of the design of cultural practices in preschool institutions]. Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta» [Collection of materials of the Annual International Research-to-Practice Conference «Early Childhood Care and Education»]. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskoe-soprovozhdenie-proekti rova niya-kulturnyh-praktik-v-doshkolnom-uchrezhdenii (Date: 20.03.2018).
10. Kosenko Ju.N. (1990) Formirovanie tvorcheskoj aktivnosti starshih doshkol'nikov v igrah po sjuzhetam literaturnyh proizvedenij: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.07 [Formation of creative activity of senior preschool children in games on the subjects of literary works: Abstract of the Dissertation of PhD in Pedagogy]. Berdjansk, 18.
11. Kucakova L.V. (2003) Vospitanie rebenka-doshkol'nika: razvitogo, obrazovannogo, samostojatel'nogo, iniciativnogo, nepovtorimogo, kul'turnogo, aktivno-tvorcheskogo: V mire prekrasnogo: progr.-metod. Posobie [Education of a preschool child: developed, educated, independent, initiative, unique, cultural, active and creative: in the world of beauty: a methodical guide]. Moscow: Vlados Publishing, 273.
12. Ljapina I.A. (2016) Razvitie samostojatel'noj tvorcheskoj dejatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta [Development of independent creative activity of preschool children. Cultural practices of modeling the educational environment of preschool educational organizations: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (November 2729, 2016)]. Irkutsk: Asprint Publishing, 259-261.
13. Lykova I.A. (2016) Sushhnost' kul'turnyh praktik i ih znachenie dlja razvitija rebenka [The essence of cultural practices and their importance for the development of the child]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. 2, 92-97.
14. Lykova I.A., Protasova E.Ju. (2015) Kul'turnye praktiki v detskom sadu: sovremennyj podhod i vozmozhnye traktovki [Cultural practices in kindergarten: a modern approach and possible interpretations]. Nauchno-metodicheskij zhurnal «Detskij sad: teorija i praktika» [Kindergarten: Theory and Practice]. 5, 6-18.
15. Maksimova S.V. (2013) Diagnostika razvitija tvorcheskoj aktivnosti mladshih shkol'nikov [Diagnosis of the development of creative activity of junior schoolchildren]. Moscow: Russkoe slovo Publishing, 48.
16. Maleeva S.P. (2014) Proektnaja dejatel'nost' po kraevedeniju kak sredstvo formirovanija poznavatel'noj i tvorcheskoj aktivnosti detej doshkol'nogo vozrasta [Project activity in regional studies as a means of formation of cognitive and creative activity of preschool children]. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy mezhdunar. Nauch. Konf. (g. Kazan', oktjabr' 2014) [Innovative pedagogical technologies: materials of the international scientific conference (Kazan, October 2014)]. Kazan': Buk Publishing, 95-97.
17. Miheeva E.V., Sytenko E.K. (2016) Model' innovacionnoj dejatel'nosti v DOO po probleme formirovanija u detej poznavatel'noj i tvorcheskoj aktivnosti sredstvami priobshhenija k istokam russkoj narodnoj kul'tury [Model of innovative activity in Doo on the problem of formation of children's cognitive and creative activity by means of introduction to the origins of Russian folk culture]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika [Preschool Education Today: Theory and Practice]. 5. 60-67.
18. Nedodel L.A., Veliksar T.A. (2016) Proektirovanie i organizacija kul'turnyh praktik v doshkol'nom detstve [Designing and organization of cultural practices in preschool childhood. Cultural practices of modeling the educational environment of preschool educational organizations: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (November 27-29, 2016)]. Irkutsk: Asprint Publishing, 101-102.
19. Patrusheva E.A. (2006) Kraevedcheskaja dejatel'nost' podrostkov: istorija razvitija, vidy, formy [Local lore activity of adolescents: history of development, types, forms]. Vestnik ChGAKI. 2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 kraevedcheskaya-deyatelnost-podrostkov-istoriya-razvitiya-vidy-formy (data obrashhenija: 20.03.2018).
20. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Pedagogical Encyclopaedic Dictionary] (2002) Edited by B.M. Bim-Bad. Moscow: Bol'shaja Sov. Jenciklopedija [The Great Soviet Encyclopedia], 528.
21. Vilenchik S.I. (2005) Izobrazitel'noe iskusstvo v razvitii tvorcheskoj aktivnosti detej [Fine arts in the development of children's creative activity]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool Education]. 3, 41-43.
22. Zajceva O.I., Drajling I.V. (2016) Igrovye kul'turnye praktiki kak prioritet FGOS doshkol'nogo obrazovanija [Game cultural practices as a priority of the Standard of preschool education. Cultural practices of modeling the educational environment of preschool educational organizations: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (November 27-29, 2016)]. Irkutsk: Asprint Publishing, 120-122.
23. Zhujkova T.P. (2014) Psihologo-pedagogicheskie podhody k izucheniju i stimulirovaniju tvorcheskoj aktivnosti detej doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical approaches to the study and stimulation of creative activity of preschool children]. Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 19, 543-545.