Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых'

Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4182
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОЛЮБИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шингаркина Д. А.

В статье рассмотрены практические возможности реализации педагогических условий формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания ими мира взрослых. Определены пути и предпосылки формирования трудолюбия как интегративного качества личности у старших дошкольников. Выделены и описаны этапы работы по формированию трудолюбия в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents practical opportunities for realising pedagogical conditions of diligence forming among senior pre-schoolchildren in the process of their cognition of the adult world. Ways and preconditions of forming of diligence as an integrative personal quality among senior pre-schoolchildren are defined. Stages of the work on diligence forming under conditions of a pre-school educational institution are distinguished and described.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых»

Д. А. Шингаркина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ВЗРОСЛЫХ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. В. Дыбина

В статье рассмотрены практические возможности реализации педагогических условий формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания ими мира взрослых. Определены пути и предпосылки формирования трудолюбия как интегративного качества личности у старших дошкольников. Выделены и описаны этапы работы по формированию трудолюбия в условиях дошкольного образовательного учреждения.

The article presents practical opportunities for realising pedagogical conditions of diligence forming among senior pre-schoolchildren in the process of their cognition of the adult world. Ways and preconditions of forming of diligence as an integrative personal quality among senior pre-schoolchildren are defined. Stages of the work on diligence forming under conditions of a pre-school educational institution are distinguished and described.

Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки. В педагогических исследованиях

(Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова, И. Ф. Назаров, И. Ф. Свадковский, А. И. Кочетов, А. Г. Тулеганова, Г. М. Киселева, И. В. Жит-ко, Г. М. Малунова, Е. И. Образцова,

Р. Н. Кузьмина, И. Ф. Харламов и др.) трудолюбие рассматривается как одно из ведущих, интегративных качеств личности. При определении данной категории в современной педагогической науке можно выделить несколько подходов, согласно которым трудолюбие понимается как: нравственно-волевое качество личности (И. В. Житко, Г. С. Малунова и др.); черта характера, свойство личности (А. И. Кочетов, И. Ф. Свадковский, Д. В. Сергеева и др.); положительное отношение к труду (Е. И. Образцова, А. Г. Тулегенова и др.); привычка к труду (Т. И. Данюшевская, С. В. Ушнева и др.).

В педагогических исследованиях многих ученых определены пути формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста:

• систематическое и планомерное воздействие взрослых (Д. В. Сергеева)1;

• воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л. Б. Кас-перская)2;

• воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л. Е. Образцова)3;

• приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева)4.

Формирование трудолюбия как одного из важных качеств личности ребенка-дошкольника связано с развитием и постепенным усложнением содержания его трудовой деятельности. Трудовая деятельность предполагает овладение детьми практическими умениями и навыками выполнения трудовых действий с орудиями труда, знакомство с различным материалом (предметом труда), который с помощью преобразования становится результатом (продуктом) труда (В. И. Логинова), освоение позиции субъекта труда (М. В. Крулехт), формирование системных знаний о труде взрослых (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Л. А. Мишарина, Н. М. Крылова, Н. Ф. Су-дарчикова, М. М. Стрекаловская и др.),

выработку рациональных способов поведения и деятельности.

Важными предпосылками формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе познания мира взрослых являются: возникновение мотивов, связанных с интересом к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них (Л. И. Божович, Е. В. Субботский и др.), овладение речью (Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающаяся социальная перцепция, в процессе которой ребенок наиболее глубже воспринимает качества и свойства личности взрослого, в том числе и трудолюбие (А. А. Бодалев), интенсивное формирование произвольных движений руки (Б. Г. Ананьев), дальнейшее развитие ручной умелости (Т. С. Комарова), возникновение способности оценивать деятельность другого человека (М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев), развитие нравственных, эстетических чувств (Л. С. Выготский, С. Г. Якобсон).

Важную роль в формировании трудолюбия дошкольников играет дошкольное образовательное учреждение, где ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности, выполнять трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых, оказывать им посильную помощь. Возникает вопрос, как наиболее эффективно организовать трудовую деятельность дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, какие создать условия для формирования трудолюбия как интегративного качества личности ребенка?

Мы считаем, что процесс формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих педагогических условиях: наличия образца-ориентира взрослого как носителя трудолюбия; формирования субъективной позиции ребенка в элементарной трудовой деятельно-

сти; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве трудовой деятельностью дошкольников; создание предметно-развивающей среды -«трудового поля».

Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста предполагало реализацию трех этапов работы (познавательного, мотивационно-потреб-ностного, деятельностного) и соответствующих каждому этапу педагогических условий.

Познавательный этап предполагал формирование у дошкольников знаний и представлений о трудолюбии как личности на примере ознакомления с трудовой деятельностью столяра и портнихи. Приоритетным условием на данном этапе работы явилось - наличие образца-ориентира взрослого как носителя трудолюбия, обладающего такими характеристиками, как действенность образца-ориентира, его личностный смысл и побудительная сила (О. В. Дыбина)5. Содержанием работы познавательного этапа стало проведение цикла занятий, бесед, дидактических игр, использование педагогических ситуаций, чтение художественной литературы, составление рассказов о профессиях взрослого.

Занятия «Кто и что делает из дерева?», «Ателье Пчелка» проводились в специально оборудованных комнатах (в столярной мастерской, в кабинете портнихи). На занятиях дети наблюдали за трудовой деятельностью взрослых, знакомились с особенностями труда людей этих профессий, с инструментами, помогающими им трудиться, с их назначением и правилами использования. С этой целью детям предлагалось разгадать загадку или послушать стихотворение о том или ином инструменте (орудии) труда. Во время наблюдения дошкольники задавали взрослым вопросы, касающиеся их труда, отношения к выполняемой работе. Интерес у детей вызвали предметы, сделан-

ными руками человека-труженика (деревянные полочки для книг, стульчики, набор детской мебели, сшитые салфетки, полотенца, одежда для кукол и др.), инструменты его труда.

Закреплению полученных представлений способствовали дидактические игры «Помоги Буратино», «Выбери правильно», «Модная шляпка» и др. Например, дидактическая игра «Выбери правильно» проводилась с целью формирования умения устанавливать зависимость между результатом труда и проявлением трудолюбия. Детям предлагались две серии картонок, на одной из них были изображены предметы, сделанные руками трудолюбивого столяра (аккуратная полочка для книг, шкаф и др.), который выполнил свою работу до конца, проявляя старательность и усердие, на другой серии картинок были изображены предметы, сделанные столяром (стульчик с тремя ножками и др.)., который не выполнил свою работу до конца, не проявлял старательности, аккуратности, любви к своему труду. Дошкольникам предлагалось рассказать о предмете, который они видят на картинке, и о том человеке, который его сделал.

Большое значение мы отводили использованию педагогических ситуаций в работе с дошкольниками. Остановимся на некоторых из них подробнее. Ее проведению предшествовало наблюдение за трудом столяра. Экспериментатор рассказал о том, что столяр сейчас выполняет сложную работу, он делает полочки для книг для одной из детских библиотек. Сегодня ему нужно завершить свою работу до конца, но времени остается мало. Столяр даже задержался на работе и ушел самый последний. В течение рабочего дня экспериментатор вместе с детьми наблюдали за работой столяра в его мастерской.

В конце рабочего дня, экспериментатор спросил ребят о том, устал ли сегодня столяр или нет? Почему? Что он делал?

Предложил спросить у столяра, Петра Николаевича, устал ли он или нет? Зачем ему нужен такой тяжелый труд? Любит ли он свою работу? Почему? Можно ли сказать, что Петр Николаевич трудолюбивый?

Значительная роль на данном этапе работы отводилась чтению художественных произведений: С. Маршака «Мастер-ломастер», С. Баруздина «Кто построил этот дом?», В. Маяковского «Кем быть?», С. А. Васильева «Труд портного», Ш. Пер-ро «Золушка», Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», армянской сказки «Заказчик и мастер», сербской сказки «Почему у месяца нет платья?» и др., в которых раскрывается значение труда столяра, портного, показывается их отношение к выполняемой работе, результаты их труда.

Мотивационно-потребностный этап предполагал формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к трудовой деятельности, стимулирование у них потребности в трудовой деятельности, желания оказывать взрослым помощь, узнавать об их труде.

Приоритетным условием на данном этапе работы явилось формирование субъективной позиции ребенка в элементарной трудовой деятельности. Содержанием работы на данном этапе выступили экскурсии, развлечения.

Экскурсии проводились с учетом следующих требований: должна быть точно определена цель экскурсии, необходимо предварительно познакомиться с местом, где будет проходить экскурсия, и подготовить детей к восприятию материала. Проведенные экскурсии были эмоционально насыщенными по содержанию деятельности, общению со взрослым. Цель экскурсий заключалась в том, чтобы сформировать у дошкольников желание и умение преодолевать трудности в процессе трудовой деятельности, стремление к достижению целей трудовой деятельности, стимулировать проявление трудолюбия в ходе выполнения.

Экскурсии были организованы в столярную мастерскую и кабинет портнихи. В столярной мастерской дети наблюдали за трудовой деятельностью взрослых, за тем, как он изготавливал различные предметы (например, разделочные доски), шили одежду для кукол и т. д., задавали ему вопросы: «А вы раньше делали разделочные доски?», «А вам трудно работать?», «А вы часто устаете?», «Почему вы стали портнихой?», «Какие инструменты вам нужней всего?». Вместе со столяром дошкольники принимали участие в изготовлении шкафчика для кукольной комнаты. Они подавали столяру инструменты, необходимые для работы, предвосхищали результат своего труда. Большинство дошкольников выразили эмоционально-положительное отношение к совместной работе со взрослым, к результатам совместного труда, проявили желание в дальнейшем участвовать в трудовой деятельности со взрослым.

В кабинете портнихи дети наблюдали и принимали участие в работе портнихи, которая шила платья для выпускников детского сада, оформляла их бантиками, пуговичками, кармашками и т. д. Трудовая деятельность портнихи вызвала у детей интерес. Дошкольники проявили желание оказать ей помощь, подсказывали, где лучше расположить узор, подавали инструменты труда. Наблюдая за работой портнихи, дети отметили, что эта работа требует усердия, старательности, трудолюбия.

В активизации эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников большую роль играли развлечения. Нами были проведены развлечения «Город Мастеров», «Чудесный русский костюм» цель которых заключалась в формировании у детей интереса к трудовой деятельности столяра, портнихи, в формировании понимания того, что от проявления трудолюбия человеком-тружеником зависит и результат их труда. Подробно остано-

вимся на экскурсии «Город Мастеров». Экскурсия проводилась в музеи русской избы, где все предметы и мебель были сделаны из дерева. Экспериментатор обратил внимание детей на то, что все предметы в городе Мастеров были сделаны аккуратно, красиво, так как взрослый человек работал хорошо, аккуратно, трудился с любовью. Дети рассматривали предметы, задавали взрослому вопросы о том, как он делает такие красивые вещи, устает ли во время работы, какие инструменты ему нужны для работы и др. Экспериментатор обратил внимание детей на то, что все предметы в городе Мастеров были сделаны аккуратно, красиво, так как взрослый человек работал хорошо, аккуратно, трудился с любовью. Во время экскурсии столяр предлагал ребятам отгадать загадки об инструментах его труда. Многие ребята проявили желание рассказать о человеке, который сделал столько много разных предметов, о том, как он трудился.

Деятельностный этап имел своей целью сформировать у старших дошкольников практические умения и навыки в выборе инструментов, в их правильном использовании исходя из целей и содержания разных видов трудовой деятельности. Данный этап предусматривал решение следующих задач: уметь подбирать орудия труда, инструменты исходя из содержания той или иной деятельности; уметь осуществлять действия практического характера с орудиями, инструментами, необходимыми для трудовой деятельности человека; уметь доводить дело до конца, бережно относиться к результатам труда.

Приоритетными условиями решения данных задач на данном этапе был определены индивидуально-дифференцированный подход в руководстве трудовой деятельностью дошкольников и создание

предметно - развивающей среды - «трудового» поля. На данном этапе исследования содержанием работы являлись: практическая трудовая деятельность детей совместно со взрослыми, со сверстниками, выполнение дошкольниками трудовых поручений.

При организации работы в уголках труда мы принимали во внимание тот факт, что развивающая предметно-пространственная среда создается с учетом возрастных особенностей детей, с учетом их интересов, потребностей (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, О. В. Дыбина и др.).

Трудовой уголок в рамках нашего исследования рассматривается как особым образом организованное образовательное пространство, создающее благоприятные условия для решения задач развития и саморазвития трудолюбия как интегративного качества личности ребенка-дошкольника и реализации этого качества в самостоятельной трудовой деятельности в процессе ознакомления с миром взрослых с учетом субъективного социально-трудового опыта ребенка.

В качестве «трудовых» уголков выступил уголок ручного труда «Мастерил-ки», предполагающий работу со столярным инструментом, и уголок «Умелая мастерица», предполагающий работу с инструментом портнихи.

Таким образом, поэтапно организованная совместная деятельность дошкольников и взрослых, предполагающая реализацию ряда условий, имела большое значение не только в формировании у детей знаний и представлений о трудовой деятельности взрослых, об инструментах его труда, о способах его трудовой деятельности, но и способствовала формированию трудолюбия как одного из важных, интегративных качеств личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 94 с.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2. Касперская Л. Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6-7-летнего возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Минск, 1981. 20 с.

3. Образцова Л. Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 1962. 24 с.

4. Киселева Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 208 с.

5. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.