Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения'

Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нетребина Анастасия Вячеславовна

Автор статьи предлагает создавать педагогические условия, которые будут способствовать определению и укреплению позиции школьников в сфере межкультурных и межэтнических отношений и воспитанию толерантности. В статье приводятся описания моделей педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нетребина Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения»

Л.В. НЕТРЕБИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Автор статьи предлагает создавать педагоги- сфере межкультурных и межэтнических отноше-

ческие условия, которые будут способствовать ний и воспитанию толерантности. В статье при-

определению и укреплению позиции школьников в водятся описания моделей педагогических условий.

Педагогические условия, толерантность, ин толерантность, межкулътурные и межэтнические отношения.

Россия - многонациональная страна, и главная задача нашего полиэтнического народа - быть толерантными друг к другу. Но люди не рождаются с чувством толерантности, оно воспитывается в период становления личности человека. Вопросы воспитания, совершенствования и нравственного развития человека интересуют российское общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие в медиасфере, которая доступна каждому, а самое главное - подрастающему поколению. Из-за этого проблема нравственного воспитания детей становится все более актуальной. Часть школьников поражена скептицизмом, социальным инфантилизмом и нежеланием активно участвовать в общественных делах. Мы считаем, что учитель наравне с родителями может существенно влиять на воспитание ребенка. Именно поэтому школа должна решать задачи воспитания, опираясь на родительскую поддержку. Только совместными действиями мы сможем помочь ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет воспитание толерантности, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс.

Итак, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с инте-ресами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых толерантных и нравственных свойств личности школьника.

Проблемой данного исследования является создание педагогических условий для воспитания толерантности школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Мы считаем, что для решения данной проблемы учителю требуется обладать высокими научными, профес с иональными, пс ихо лого-педагогичес кими,

методологическими знаниями и психологическими качествами, воображением, а также рефлексией предшествующего педагогического опыта. Проектировочная деятельность учителя непосредственно связана с проблемой моделирования учебно-воспитательного процесса и образовательной среды. Конструируемые им модели учебной деятельности, направленной на формирование толерантного сознания, могут использоваться для построения ориентировочной основы действия, для изучения сложных понятий, материализации деятельности учащихся. Своеобразным учебным средством является моделирование учебно-

го материала. При этом целесообразно, чтобы эти модели служили основой для проектирования школьниками своего дальнейшего поведения при общении с представителями иной этногруппы. Преподавательский состав должен обладать такими личностными качествами, как уравновешенность, чувство справедливости, терпимости к представителям разных этносов, умение правильно подавать пример своим поведением. Все вышеперечисленное, по-нашему мнению, приводит к правильно организованной деятельности подростка. В деятельности формируются толерантные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование и развитие толерантности и ценностных ориентаций, которые являются основой терпимости. Совместная деятельность и общение между школьниками, являющимися представителями различных этногрупп, выступают как критерий развития их толерантного сознания.

Развитие толерантного сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей, педагогов, окружающих их людей. Эти воздействия подвергаются переосмыслению школьником и формируют в его сознании определенные взгляды и ценностные ориентации, а также нормы поведения. В результате формируются мотивы поведения, принятия решений и нравственный выбор собственных поступков. Вот почему мы предлагаем для воспитания толерантности, в первую очередь, формировать толерантное отношение к другим этносам со стороны окружения школьника, а именно родителей, близких родственников и учителей.

Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Для этого в педагогике создаются специальные педагогические условия. Педагогика как наука изучает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В качестве объекта педагогики выступает воспитание как процесс, осуществляемый сознательно и целенаправленно. Данный процесс включает в себя специальные педагогические условия, связанные с развитием личности школьника. В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может сущест-

воватъ» [б]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Например, в словаре русского языка С.И. Ожегов трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [4]. Под педагогическими условиями в нашем случае мы понимаем создаваемые учителем обстоятельства образовательной среды, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников.

По-нашему мнению, барьером для формирования толерантности является склонность школьников к «группомыслию» [1, с. 173]. Отрицательное воздействие имеют и этнические стереотипы [2;3;5], усваиваемые в детском возрасте, преодолеть которые очень нелегко. Преодолению стереотипов может способствовать формирование собственного мнения ребенка в отношении иных культур и этносов, основанное на образовании и расширении мировоззрения. Мы полагаем, что развитию данного фактора могут помочь дискуссии на некоторые темы, которые так же, как и игровые занятия, должны встраиваться учителем в учебный процесс і «Есть ли такое право і быть не таким, как все?»; «Понятие “национальная принадлежность” в современном мире»; «Существует ли фашизм в современной мире?». Однако приобретение ценного опыта поликультурного видения мира бывает затруднительным для тех школьников, в которых сильно развиты ксенофобия, стереотипы, культуроцентризм, особенно проявляющиеся при отсутствии непосредственного контакта с представителями других этносов. Поэтому у таких подростков нужно создавать и иные условия формирования толерантности. Сами по себе встречи с иной культурой не обязательно дают воспитательный эффект. Но они могут служить базой, на которой будет формироваться и реализовываться толерантное поведение.

Встречи школьников с иными этническими группами могут быть смоделированы педагогом в ролевых играх, где уже сами школьники проживают роли представителей различных этносов и вступают в «межкультурный» диалог, стараясь удержать свою новую этническую позицию. Такие игры отражают мир взрослых и моделируют свойственные ему меж-кулыурные и межэтнические отношения.

Подобные игры, нацеленные на формирование толерантности, можно организовать в рамках обычных школьных предметов гуманитарной направленности. Данная форма организации воспитания позволит расширить мировоззрение и постепенно способствовать избавлению школьников от сложившихся стереотипов. Мы считаем, что встречи «лицом к лицу» в естественных условиях с представителями иных этнических групп, резко отличающихся особенностями культуры, в значительной мере способствуют преодолению школьником предрассудков в отношении представителей других народностей, а обсуждение этих встреч, соотнесение их переживаний, впечатлений, мнений с мнениями сверстников

способствует становлению собственной позиции подростка в сфере межкультурных отношений. Возникающие в таких ситуациях переживания повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения способны вызвать существенные изменения в личности подростка - «приглушить» проявления его эгоцентризма, препятствующего формированию толерантности, актуализировать его лучшие человеческие черты, которые в обычных условиях жизни могли быть либо скрыты, либо отодвинуты на второй план. В таких встречах формируется и собственная культурная идентичность подростка, что также важно для формирования толерантности.

В отношении иных культур подростки часто высказывают кажущиеся им, на первый взгляд, само собой разумеющимися оценки, мнения, которые для других людей могут быть оскорбительными и унизительными, носить дискриминационный характер. Эта несправедливость иногда попросту не интерио-ризована в сознании подростка. Наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными интолерантными установками. Проблема-тизация отношения подростка к представителям иных культур - это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам и этносам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные предрассудки, стереотипы, культуроцентризм, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Таким образом, в данной статье мы предлагаем в рамках образовательного процесса создавать педагогические условия, которые будут способствовать дальнейшему определению школьниками их позиции в сфере межкультурных и межэтнических отношений. Результатом такого определения должно стать формирование и дальнейшее развитие толерантных способов мышления и поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолое А.Г. Психология личнocти: учебник М.і Изд-во МГУ, 1990. С. 173.

2. Агеев B.C. Социальная идентичность личности II Межгрупповое взаимодействие і Социально-психологические проблемы. М. і Изд-во Московского университета, 1990. 280 с.

3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс -культурную психологию і учебное пособие. 2-е изд., доп. М.; Изд-во «Ключ-С», 1999. 270 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка М. і Изд-во «Русский язык», 1989. 750 с.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология і учебник для высших учебных заведений. М. і Институт психологии РАН, 1999. 320 с.

6. Философский энциклопедический словарь I ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А Лутчен-ко. Мі ИНФРА-М, 2003. 57б с.

б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.