Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста'

Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная безопасность / социальные опасности / самосохранительное поведение / social safety / social risks / self-preservation behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

Раскрывается проблема обеспечения социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Выделены, рассмотрены и представлены теоретико-методологическая основа, педагогические условия обеспечения безопасности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of securing social safety of the child of preschool age regarded. The theoretical and methodological bases, pedagogical conditions of securing safety of the child are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста»

А. В. Пелихова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГОУ ВПО «ЧГПУ» 2010 г.,

проект № УГ-27/09/А)

Раскрывается проблема обеспечения социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Выделены, рассмотрены и представлены теоретико-методологическая основа, педагогические условия обеспечения безопасности ребенка.

Ключевые слова: социальная безопасность, социальные опасности, самосохранитель-ное поведение.

A. Pelikhova

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING SOCIAL SECURITY OF THE PRESCHOOL AGE CHILD

The issue of securing social safety of the child ofpreschool age regarded. The theoretical and methodological bases, pedagogical conditions of securing safety of the child are presented.

Keywords: social safety, social risks, self-preservation behavior.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают в качестве обязательной части образовательную область Безопасность и ставят перед ДОУ и семьей следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Таким образом, перед дошкольным образованием возникает проблема эффективной реализации перечисленных задач. В настоящее время право ребенка на социальную защиту стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано в законодательных документах международного и отечественного уровня — в Конвенции о правах ребенка, в Конституции РФ, в законе «Об образовании», в Семейном кодексе. Гарантируются все личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, уважение его достоинства. Меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся [1].

Острые социальные проблемы современности особенно выраженно сказываются на детях. Мы можем выделить несколько групп социальных опасностей, имеющих отношение к детям дошкольного возраста. Социально-психологические опасности: психологическое насилие (эмоциональное отвержение, игнорирование родителями ребенка; отвержение сверстниками), семейные конфликты, контакты с незнакомыми людьми, вербальная агрессия. Социально-правовые: преступления в от-

ношении детей, нарушение прав ребенка. Социальные: безнадзорность, асоциальное окружение, пренебрежение потребностями ребенка и его заброшенность. Социально-экономические: низкий уровень жизни, неудовлетворенность базисных потребностей ребенка. Таким образом, дети-дошкольники оказываются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной почти всем видам социальных опасностей.

Мы предполагаем, что социальная безопасность детей, возможно, будет обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Психолого-педагогические и социально-экономические мероприятия по поддержанию гарантированных условий жизни, гармоничного развития ребенка, обучение и консультирование родителей, патронаж семьи.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих са-мосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

- адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;

- способности к анализу обстановки, к прогнозированию последствий своих действий;

- самостоятельности, ответственности за свое поведение;

- способности к принятию решения.

В рамках первого условия нами выделены формы, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на расширение их знаний по вопросам социальной безопасности детей, по возможным мерам предупреждения опасностей:

- циклы лекций, посвященных вопросам детской безопасности, с привлечением специалистов в различных областях

знаний (медицинских работников, спасателей и др.);

- занятия в педагогических кружках, в процессе которых выступления специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы по обучению детей определенным навыкам личной безопасности;

- индивидуальные консультации специалистов;

- распространение памяток по безопасности детей в чрезвычайных ситуациях;

- выставки дидактических пособий, методической литературы;

- конференции, посвященные вопросам личной безопасности. В конференциях принимают участие педагоги, профильные специалисты и родители. Данная форма организации предполагает возможность обмена опытом и теоретическими знаниями, а также приобретения практических навыков с помощью моделирования и проигрывания различных сложных жизненных ситуаций;

- мастер-классы, являющиеся новой формой работы, позволяющей передавать ценный педагогический опыт. В ходе мастер-класса специалист (педагог, психолог, медик и др.) в увлекательной форме демонстрирует работу с детьми по обучению правилам безопасности, обсуждает с коллегами и родителями используемые методы и приемы, полученные результаты;

- деловые игры. Это творческая, свободная деятельность, предполагающая проигрывание определенных ситуаций, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В процессе деловой игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила телефонной безопасности, поведение в любых опасных ситуациях [2].

Реализуя второе условие, мы делаем акцент на решении детьми проблемных задач, на анализе, разборе и инсценировке конкретных ситуаций. Активная познавательная деятельность детей, самостоятель-

ный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации создают условия для использования полученных знаний и умений на практике. В связи с этим больше внимания следует уделять различным видам деятельности и приобретению опыта — упражнениям, тренировкам, игровым формам. Мы выделяем следующие виды работы с детьми дошкольного возраста по формированию безопасного поведения:

- упражнения — многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности и практическими умениями. Для обучения основам безопасности эффективны конструктивные и творческие «проблемные» упражнения. Конструктивными называют упражнения, в которых ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые решал под руководством педагога, таким образом овладевая умением переносить ранее усвоенные способы действий на новое содержание. Например, разбирая знакомую проблемную ситуацию, произошедшую при других условиях. Творческие упражнения требуют комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми уже владеет ребенок. Например, ситуация общения с незнакомым человеком в новых для ребенка условиях или правила поведения в каком-либо новом для ребенка месте;

- инсценировки, разыгрывание определенных ситуаций. Игровые методы и приемы обучения вызывают у ребенка повышенный интерес, положительные эмоции. Это творческая, свободная деятельность, предполагающая решение определенных задач и проигрывание ситуаций, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В игре происходит не только совершенствование и закрепление знаний, но и трансформация, преобразование, оперирование ими в зависимости от игровой ситуации.

В процессе игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила телефонной безопасности;

- моделирование ситуаций на макетах, картах, схемах;

- проведение занятий безопасности, викторин;

- постановка кукольного спектакля.

В результате подобной работы у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном окружении с присущими им опасностями, накапливается социальный и нравственный жизненный опыт, воспитываются личностные качества.

Выделяя третье условие, отметим, что многие социально-психологические качества человека помогают предвидеть и преодолевать опасности. К наиболее значимым качествам в ситуации криминогенного риска относятся: адекватная оценка самого себя, своих возможностей и способностей; способность к анализу обстановки, к прогнозированию последствий своих действий; самостоятельность, ответственность за свое поведение; способность к принятию решения.

Поведение людей в опасной ситуации различно. Ощущение угрозы у одних людей вызывает чувство обреченности, делает их беспомощными и не способными к ак-

тивным защитным действиям. Для формирования мотивов самосохранительного поведения и развития осторожности и уверенности ребенку необходимо знать об опасности той или иной деятельности и представлять себе последствия каждого конкретного действия. В целом ребенку важно объяснить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Существуют следующие этапы работы:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством чтения художественной литературы и бесед);

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- организация наблюдений за поведением носителей нормы, идентификация ребенка с поведением и качествами определенных взрослых;

- эмоциональное включение ребенка в активную практическую деятельность (игры, тренинги, труд) [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная безопасность — это интегральное качество личности ребенка дошкольного возраста, которое позволяет ему сформировать знания и навыки безопасного для него поведения, осмотрительного и осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддубная Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2007.

2. Трубайчук Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. 2008. № 5. С. 6-12.

3. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту. М.: Педагогическое общество России, 2005.

REFERENCES

1. Poddubnaja T. N. Metodologija, teorija i praktika social'noj zaschity detej v sovremennoj Rossii: Аvtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 2007.

2. Trubajchuk L. V. Doshkol'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie kak otkrytaja sistema // Detskij sad ot A do Ja. 2008. № 5. S. 6-12.

3. Hromceva T. G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.