Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза'

Педагогические условия формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MOTIVATION / MODEL / PRACTICAL EDUCATION / TOURISTIC UNIVERSITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов Павел Андреевич

Для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза в статье рассматриваются подходы к созданию особой среды, которая может быть представлена теми или иными педагогическими условиями. В качестве педагогических условий формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза, исходя из особенностей и содержания, требований к качеству подготовки будущих специалистов в туристском вузе, особенностей их профессиональной деятельности, праксеологического потенциала отдельных компонентов образовательного процесса, причастных к формированию профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, обосновываются три условия: создание в вузе поликультурной среды, тьюторская поддержка профессиональной подготовки, формирование у студентов рефлексивно-ценностной позиции и их содержание. Раскрытые в статье педагогические условия являются необходимыми для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, при этом первое из указанных условий (создание в вузе поликультурной среды) является самым существенным, его обеспечение оказывает наибольшее влияние на эффективность формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of professional motivation of tourist university students... 105 About the authors

To improve the efficiency of formation of professional motivation at students of tourist high school in the article approaches to the creation of a special environment, which can be represented by various pedagogical conditions. As the pedagogical conditions of formation of professional motivation of students of tourist high school on the basis of features and content requirements for the quality of training of future specialists in tourist high school, especially their professional activity, praxeological potential of the individual components of the educational process involved in the formation of professional motivation at students of tourist high school, settle three conditions: the creation of a multicultural university environment tutor support training, formation of students’ reflexive-valuable items and their contents. Disclosed in the article pedagogical conditions are necessary to improve the efficiency of formation of professional motivation at students of tourist high school, with the first of these conditions (the creation of a multicultural environment at the university) is the most important, its software has the greatest impact on the efficiency of formation of professional motivation of students of tourist high school.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза»

2. Tlyabichev K.V The economic mechanism of formation of favorable business environment in the region / K.V. Tlyabichev // Magazine of scientific publications graduate and doctoral students. - URL: http: //ju-rnal.org/articles/2011/ekon40.html. (Date of circulation: 11.15.2015).

3. Reznik G.A. Student Entrepreneurship in high school: problems and prospects of development / G.A. Resn-ick // Eurasian international scientific-analytical journal «Problems of modern economy». - URL: http: //www.m-economy.ru/art.php? NArtId = 3303. (Date of circulation: 11.20.2015).

4. Ivanovа A.V. Student Entrepreneurship in the Urals State University: development conditions and potential

/ A.V. Ivanova // University Management: Practice and Analysis. - 2010. - № 3. - P. 21-26.

5. Zabelin P. V. Creating a nationwide youth center [student] business / P.V. Zabelin, V.G. Fedtsov // Russian Entrepreneurship. - 2003. - № 5 [41]. - P. 108-111.

6. Mayrov A.S. Innovative technologies in the regulation of youth entrepreneurship / A.S. Mayrov // Collectors conferences SIC sociosphere. - 2011. - № 26. - P. 149-150.

7. Gershanok G.A. Mechanisms of development of innovative and entrepreneurial initiatives of students in the region / G.A. Gershanok, D.G. Shishkin // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. - 2010. - № 5. - P. 114-123.

Рябов П.А.

младший научный сотрудник ФГБНУ «Госметодцентр» Россия, г. Москва

УДК 378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ

ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза в статье рассматриваются подходы к созданию особой среды, которая может быть представлена теми или иными педагогическими условиями. В качестве педагогических условий формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза, исходя из особенностей и содержания, требований к качеству подготовки будущих специалистов в туристском вузе, особенностей их профессиональной деятельности, праксе-ологического потенциала отдельных компонентов образовательного процесса, причастных к формированию профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, обосновываются три условия: создание в вузе поликультурной среды, тьюторская поддержка профессиональной подготовки, формирование у студентов рефлексивно-ценностной позиции - и их содержание. Раскрытые в статье педагогические условия являются необходимыми для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, при этом первое из указанных условий (создание в вузе поликультурной среды) является самым существенным, его обеспечение оказывает наибольшее влияние на эффективность формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза.

Ключевые слова: мотивация, практическое обучение, вуз, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF TOURIST UNIVERSITY STUDENTS

To improve the efficiency of formation of professional motivation at students of tourist high school in the article approaches to the creation of a special environment, which can be represented by various pedagogical conditions. As the pedagogical conditions of formation of professional motivation of students of tourist high school on the basis of

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 4 (14), 2015

105

features and content requirements for the quality of training of future specialists in tourist high school, especially their professional activity, praxeological potential of the individual components of the educational process involved in the formation of professional motivation at students of tourist high school, settle three conditions: the creation of a multicultural university environment tutor support training, formation of students' reflexive-valuable items and their contents. Disclosed in the article pedagogical conditions are necessary to improve the efficiency of formation of professional motivation at students of tourist high school, with the first of these conditions (the creation of a multicultural environment at the university) is the most important, its software has the greatest impact on the efficiency of formation of professional motivation of students of tourist high school.

Key words: motivation, model, practical education, touristic university, pedagogical conditions.

Создание в туристском вузе поликультурной среды позволяет студентам в процессе их профессиональной подготовки в туристском вузе познакомиться с культурными, национальными, религиозными и др. различиями и особенностями людей и научиться правильно и корректно с ними работать в будущем. Это условие позволяет понять собственные возможности, подготовиться к работе с представителями разных культур и осознанно формировать профессиональную мотивацию.

В понимании поликультурной образовательной среды мы будем придерживаться точки зрения Е.И. Суровцовой, трактующей данный феномен как «определенную систему условий и влияний (посредством образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к другим культурам, готовности к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, умения вступать в коммуникации с представителями других культур, обязательности сохранения национальной идентичности, осознания важности культурного многообразия, новых форматов развития культуры в целом» [2].

Проецируя специфику поликультурного содержания на особенности образовательной среды, указанные выше, отметим, что для создания в вузе поликультурной среды необходимо решить как минимум три ключевые задачи:

1) создать поликультурное пространство, наполнив его материальными средствами, обеспечивающими поддержание интереса к данной стороне профессиональной деятельности;

2) окружить студента информацией, раскрывающей нюансы поликультурного взаимодействия, построенного на интеграции ценностных ориентаций народов и национальностей с учетом профессиональных ценностей;

3) организовать непрерывную деятельность, имеющую поликультурный и профессиональный контекст.

Структура поликультурной среды включает пространственно-материальный, информационный и де-ятельностный компоненты. Дадим им краткую характеристику.

Пространственно-материальный компонент поликультурной среды определяет внешний вид среды

теми материальными средствами, которые наполняют ее пространство. Данный компонент должен включать особое оформление помещений, транслирующее идеи национального равенства, сотрудничества и общечеловеческие ценности; оборудование, демонстрирующее культурное разнообразие и наследие в их всевозможном проявлении (наука, литература, архитектура, кулинария, музыка, кино, театр и т. д.); учебные материалы и средства обучения, позволяющие осваивать профессиональные умения и навыки; рабочие места студентов и т. д.

Информационный компонент поликультурной среды характеризует циркулирующую в ее рамках информацию. Эта информация может быть отражена в нормативных актах, документах или в литературных источниках, представлена в национальных правилах поведения, традициях и церемониалах, связана с религиозными, этническими различиями и т. д. Основная задача данного компонента - окружить студента такими сведениями, которые бы показывали поликультурное многообразие как ценное достижение человечества, владение которым способствует эффективной профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент поликультурной среды создает специфическую внутреннюю атмосферу, задаваемую отношениями между ее субъектами в процессе индивидуальной или коллективной деятельности. В данном компоненте реализуются конкретные мероприятия, и происходит апробация на практике умений и навыков, формируются через совместную деятельность ценностные ориентации и значимые для профессиональной деятельности толерантность, тактичность, вежливость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность и др. Среда только тогда становится действенным образовательным средством, когда в ней организована непрерывная деятельность, взаимодействие ее субъектов. Для поликультурной среды существенное значение приобретают фестивали культур, традиционные национальные праздники, концерты, адаптационные тренинги, встречи с представителями других стран, выставки костюмов, дегустации, литературные гостиные и др.

В результате воздействия такой среды на студента, которое может выражаться в создании ситуа-

ций, при которых проявляется культурно-этническая идентичность, в организации совместной деятельности или общении, изучении национальных традиций и обычаев или наблюдении за поведением представителей других культур, у него формируются устойчивые профессиональные мотивы на основе четкого понимания того, как действовать и вести себя в поликультурных условиях, как удовлетворить запросы клиентов, как в этих условиях обеспечить профессиональное продвижение.

Тьюторская поддержка профессиональной подготовки в туристском вузе дает возможность студенту получать своевременную, целесообразно дозированную педагогическую помощь со стороны тьютора (академического консультанта), что способствует улучшению отношений между субъектами, повышает доверие, снижает уровень конфликтности во взаимодействии преподавателя и студентов, и, что самое главное, - делает более интенсивным процесс формирования профессиональной мотивации за счет непосредственного взаимодействия студента с представителем профессиональной сферы.

Анализ работ [3, 4 и др.] показал, что специфическими для тьюторской поддержки являются следующие характеристики:

• она представляет собой целенаправленную деятельность в интересах личности студента;

• сводится к педагогически оправданному влиянию на студента в плане его профессионального становления;

• детерминируется опытом тьютора, его профессиональной направленностью и ценностными ориен-тациями;

• требует оперативности и гибкости в решении академических проблем, возникающих у студента;

• предполагает осуществление согласованных действий в диагностическом, коммуникативном, организационном направлениях;

• зависит как от факторов внешней среды, так и от внутриличностных факторов и психологической совместимости тьютора и тьюторанта.

Формирование у студентов рефлексивно-ценностной позиции способствует повышению мотивации за счет сознательного выполнения студентами образовательной программы, усиления дисциплины и самоконтроля.

Особое значение имеет ориентация студентов в системе профессиональных ценностей сферы деятельности, поскольку профессиональные обязанности этих специалистов всегда затрагивают те или иные корпоративные ценности, а от того, насколько они способны и готовы их разделять, зависит карьерное будущее. Поэтому у таких специалистов должны быть очень четко сформированы профессионально-значимые ценностные ориентации и привычка на их

основе анализировать выполнение профессиональных задач, что составляет рефлексивно-ценностную позицию, способствующую усвоению профессиональных мотивов. То есть именно ценностные ориентации являются той базовой платформой, которая определяет профессиональную мотивацию: выбор и приоритетность мотивов задают ценности, усвоенные личностью.

Рефлексивно-ценностную позицию мы трактуем как вид профессиональной позиции специалиста, представляющей собой устойчивую систему отношений субъекта к себе, собственной деятельности и ее результатам, выражающей готовность к их критической оценке и сознательной активности по обогащению профессионального опыта. Сформированная рефлексивно-ценностная позиция позволяет студенту актуализировать собственную ценностную сферу, осознанно принимать решения, корректно выбирать и присваивать те ценностные ориентации, которые способны обеспечить его профессиональное становление и направлять профессиональную деятельность.

Формированию рефлексивно-ценностной позиции студента способствуют следующие мероприятия:

• актуализация проблем профессиональной деятельности специалиста сферы;

• демонстрация практического опыта с анализом его ценностной составляющей;

• предоставление возможностей для самостоятельной деятельности с последующим анализом полученных результатов;

• использование заданий с неоднозначным решением, требующим обращения к общечеловеческим, общепрофессиональным и специфическим ценностям;

• знакомство с примерами нравственного и безнравственного поведения в профессиональной деятельности;

• рефлексивное сопровождение всех видов деятельности студентов через протоколы контроля усвоения, вопросы, опорные конспекты, рейтинг и др.

Сформированная рефлексивно-ценностная позиция обеспечивает саморегуляцию деятельности студента, что само по себе является мощным фактором оптимизации процесса формирования профессиональной мотивации. Она способствует выявлению внутренних резервов личности, выступает средством активизации деятельности, источником нового знания, обеспечивает выработку самостоятельных суждений, формирует убеждения, установки и отношения, задает профессиональное самосовершенствование [5, 6, 7 и др.].

Таким образом, охарактеризованные педагогические условия (создание в вузе поликультурной среды, тьюторская поддержка профессиональной подготовки в вузе, формирование у студентов рефлексивно-ценностной позиции) являются необходимыми для

ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (14), 2015

107

повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза.

Список литературы:

1. Рябов П.А. Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения. - Челябинск: Вестник Челябинского ГПУ, 2014. - № 2. - С. 214-223.

2. Суровцова Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. -2014. - № 7. - С. 162-164.

3. Ковалева Т.М., КобыщаЕ.И., Попова СЮ., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». - М. - Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2012. - 246 с.

4. О'Брайант Э., Бальм К. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. - М.: Ресурс, 2013. - 120 с.

5. Модулина О.Б. Формирование рефлексивной позиции педагогов в процессе курсовой подготовки // Педагогика. - 2008. - № 2. - С. 26-32.

6. Харлов М.А. Основы понятийно-терминологического аппарата исследования феномена рефлексивного управления развитием колледжа в условиях малого города // Вестник ТГПУ. - 2012. - Вып. 2 (117). - С. 32-37.

7. Дробышевский Б.А. Моделирование условий формирования рефлексивной позиции педагога системы

развивающего обучения // Альманах БГУ (Минск). -2007. - № 5. - С. 116-121.

List of literature:

1. Ryabov P.A. The model of formation of professional motivation of tourist university students during the practical education. - Chelyabinsk: Chelyabinsk Bulletin GPU, 2014, № 2. - P. 214-223.

2. Surovtsova E.I. The multicultural educational environment as a phenomenon of modern society's spiritual life // Teacher Education in Russia. - 2014. - № 7. - P. 162-164.

3. Kovaleva T.M., KobyshaE.I., PopovaS.Yu., TerovA.A., CheredilinaM.Yu. Profession «tutor». - Moscow. - Tver: Publishing house «SFK-ofis», 2012. - 246 p.

4. O'Brayant E., Balme C. Be a Great Tutor: The Inspiring Guide to Tutoring All Ages. - Moscow: Resurse, 2013. - 120 p.

5. Modulina O.B. Formation of a reflective position of teachers in the process of course preparation // Pedagogy. - 2008. - № 2. - P. 26-32.

6. Harlov M.A. Basics conceptual and terminological apparatus of reflective study of the phenomenon of development management college in a small town // Bulletin TGPY. - 2012. - № 2 (117). - P. 32-37.

7. Drobyshevskiy B.A. Simulation of the formation conditions of a reflexive position of the teacher of developmental education // BGU Almanac (Minsk). - 2007. -№ 5. - P. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.