Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности'

Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЧНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ПОВЕДЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY / CONDITION / BEHAVIOR / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / TRAINING AND VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланалиев Абдусалам Казимагомедович

В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматриваются условия формирования нравственно-правовой культуры личности, возможность формирования личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланалиев Абдусалам Казимагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of moral and legal culture of the person

On the basis of analysis of psychological and pedagogical literature and considering the conditions of formation of moral and legal culture of the person, the person with the possibility of forming social and professional qualities that characterize the legal culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности»

УДК 378

ББК 798.031

Арсланалиев Абдусалам Казимагомедович

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала Arslanaliev Abdusalam Kazimagomedovich competitor

of theory and methodology of professional education, Dagestan State Pedagogical University Makhachkala gadjiev82@mail.ru

Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности

Pedagogical conditions of formation of moral and legal culture of the

person

В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматриваются условия формирования нравственно-правовой культуры личности, возможность формирования личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру.

On the basis of analysis of psychological and pedagogical literature and considering the conditions of formation of moral and legal culture of the person, the person with the possibility of forming social and professional qualities that characterize the legal culture.

Ключевые слова: личность, условия, поведения, правовое образование, правовая культура, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Key words: personality, condition, behavior, legal education, legal culture, training and vocational education.

Анализ проблем формирования правовой культуры личности актуализирует вопросы с установлением причин, факторов и условий, детерминирующих не правовое поведение применительно к новым процессам и изменениям, происходящим в обществе. При этом под причинной связью понимается общественная связь между явлениями, где одна из причин порождает другое. Причинами, то есть следствие, преступности принято понимать негативные социальные процессы и явления, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступления как свое законо-

мерное следствие, где выделяются причинные связи: временная, пространственная, состояния, функциональная, корреляционная [1,3,4].

Временная связь отражает действие явления или процесса по принципу «раньше - позже» и отличается разнообразием, поскольку возникает и зарождается на определенном промежутки точно так же, как изменяется, либо вовсе исчезает на другом временном отрезке.

Пространственная связь выражает распределение преступности на территории, распространенность тех или иных ее видов в зависимости от социальных, экономических, географических, демографических, этнографических и других различий, вследствие чего принято говорить о территориальных различиях преступности и ее причинах.

Функциональная связь выражает зависимость двух независимой переменной и функции, примером которого выступает зависимость между системой регистрации заявлений и сообщений о совершаемых преступлениях и уровнем ее латентности.

Корреляционная связь представляет собой - многофакторная связь в массовых системах, при которой изменения в одном ряду факторов в сторону возрастания или уменьшения вызывают изменения в другом их ряду.

В этом смысле причинность понимается как одна из форм детерминации, отражающих существенную особенность бытия - всеобщую связь, взаимозависимость явлений и процессов. В широком смысле она включает: причину, условие, результат, связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратную связь между следствием и причиной (условием).

Под причиной преступности или девиантного поведения понимается явление, которое при определенных условиях порождает, производит другое, рассматриваемое как следствие. При этом значительную роль в существовании преступного и девиантного поведения играют условия, им способствующие, характеризующие различные явления социальной жизни, которые не порожда-

ют преступность, но содействуют ее возникновению и существованию. Если причина создает возможность определенного следствия, то условие способствует реализации этой возможности [3,5].

Анализ социологической и юридической и психолого-педагогической литературы показывает, что причины формируются не одномоментное и не одной группой условий, а целым их комплексом, в течение довольно длительного времени [2]. Следует отметить, что весь комплекс условий подразделяются на три основные группы:

• сопутствующие, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

• необходимые, условия, которых событие могло бы не наступить;

• достаточные представляющие совокупность всех необходимых условий.

Изучение причин преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков, корней к какой-либо моно-причине, поскольку в качестве наиболее важных причин и условий выступают экономические и распределительные отношения, политические факторы, социальная нестабильность, культурно-бытовые недостатки, низкий уровень правовой культуры.

При этом основными характеристиками низкого уровня правовой культуры выступает:

• ограниченный объем правовых знаний, отсутствие или ситуативный интерес к формам занятий, недостаточный образовательный уровень (интеллектуальные качества);

• отсутствие стремления к расширению объема правовых знаний и представлений о жизненно важных ценностях;

• эмпирический уровень познания правовых явлений, дающее лишь разрозненные, случайные и эпизодические представления о праве;

• низкий уровень поведения и правового сознания и как следствие не правовое поведение.

Знание причин, условий, факторов, порождающих девиантное поведение, личности позволяет организовать процесс формирования правовой культуры личности в позитивном направлении и обеспечить получение благоприятного результата, или хотя бы уменьшить рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу его относительной самостоятельности человеческого существа, свести на нет или придать форму, которая не препятствует активной правовой деятельности субъекта деятельности.

В процессе обучения происходят глубокие изменения в системе жизненных ценностей, совершается ломка представлений, отказ от иллюзий, появляются новые взгляды, убеждения и оценки, притыкаемые на фоне включенности личности в социальные отношения. При этом недостаточная социализация, как следствие, приводит распространению негативных явлений (апатия, инертность и социальное отчуждение молодежи), поскольку для молодых людей, вступающих в жизнь, характерны уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам, отсутствие активной гражданской позиции, основанной на положительном отношении к идеалам и ценностям.

Неустойчивость психики и отсутствие нравственных ориентиров приводит к тому, что молодые люди, стремящиеся самоутвердиться, участвуют во всевозможных неформальных, самостоятельных молодежных организациях, с разнообразными лозунгами, неясными идеями, порой прикрывающимися вполне благопристойными целями - от патриотических до религиозных.

С этих позиций для формирования правовой культуры личности, относящейся к духовной сфере, недостаточно ориентироваться в ее содержании как идеальном, а не материальном явлении. Важно детально осмыслить, какой человек считается законопослушным и в чем конкретно проявляется его правовая состоятельность в целом. На первый взгляд, законопослушным гражданином является тот, который придерживается правовых норм, правил и выполняет их,

что не исключает возможности соблюдений их под влиянием внешних обстоятельств или в интересах карьеры, получения определенных привилегий в обществе. Такая позиция чревата тем, что при изменении внешних обстоятельств и условий жизни субъект деятельности меняет свою «нравственную окраску», огульно отрицая и критикуя то, что ранее одобрял и чему поклонялся.

В условиях имеющихся социальных отношений, демократизации общества, на наш взгляд, важно чтобы сама личность стремилась быть законопослушной, чтобы она следовала правовым нормам не по принуждению, а в силу внутреннего стремления к добру, справедливости, благородству и т.д. Следовательно, важным условием формирования правовой культуры, как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере права и морали и их отражения в сознании и поведении, выступает изменение стереотипов. Правового сознания при этом важна, избавить от таких устойчивых стереотипов, как тотальная зависимость от системы, привычка к бесправности и несвободе, несамостоятельность и усредненность, иждивенчество и зависимость от окружаю-щих,пренебрежение культурой, привычка рассчитывать в жизни не на себя, а на родителей, властные структуры, государство и т.д.

С учетом сказанного формирование правовой культуры должны происходить в нескольких направлениях:

• распространение правового идеала, изыскание средств для повышения эффективности каналов распространения правовой культуры;

• ограничение, а в ряде случаев и запрет на пропаганду антикультуры, всего, что отрицает правовой идеал;

• противодействие преступности в молодежной среде;

• расширение правовой базы, регулирующей вопросы противодействия преступности в молодежной среде;

• разработка системы норм, методов профилактической работы с молодежи;

• организация правового образования молодежи и перестройка системы правового воспитания как основного средства предупреждения правонарушений;

• организация взаимодействия, образовательных учреждений, правоохранительных органов и социальных институтов;

• проектирование системы формирования правовой культуры молодежи, включающая направления: право воспитательную работу, проводимую в процессе теоретического обучения, внеклассной работы, общественно-полезной деятельности; право воспитательная работа с родителями правовая подготовка учителей.

Следующее условие связано с учетом одного из педагогических требований к воспитанию, которое состоит в том, что среда образовательного учреждения должна быть воспитывающей, формирующей зрелую личность, наделенную положительными качествами, вытекающими из общепризнанных норм, правил, принципов морали и права. При этом, важно понимать, что криминальная среда тоже является воспитывающей, поскольку под ее влиянием формируются качества личности, усваиваются нормы и принципы отношений, которые наиболее приоритетны в данной среде. В криминальной среде есть свои представления о долге, чести и нравственности, которые мизантропичны, антигуманны но являются питательной средой для поддержания необходимого социально-психологического климата.

Таким образом, разрабатывая стратегию устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений молодёжью, следует иметь ввиду не только перевоспитание, но и сужение сферы влияния криминальной среды, требует разработки педагогических основ профилактики преступлений и формирования правовой культуры.

Сегодня, очевидно снижение роли общественности в укреплении законности, правопорядка заметно, ослабление предупредительного потенциала в ре-

гионах, и в стране в целом, чему свидетельством выступление Президент России В. Путин который подчеркнул; о необходимости направления усилий, на профилактику преступлений... К сожалению, эта система была несколько лет назад разрушена, но взамен не было создано почти ничего. Сохранение сложной и противоречивой социальной ситуации, где необходимо сделать выбор между правовым или противоправным поведением требует усилий всех социальных институтов, действий в настоящее время разно направленных и противоречивых. При этом важнейшие социальные институты (семья, образовательные учреждения, церковь, молодежные организации, средства массовой информации) в тесном взаимодействии и взаимодополнения способны формировать безусловный приоритет позитивных правовых ориентиров, а соответственно, и качеств личности.

Развития правовых качеств и формирования правовой культуры в целом, длительный и многофакторный процесс, осуществляемый не только в школе, но и в семье, под влиянием окружающего мира, подразумевающий решение сложных задач правового становления личности. Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема формирования правовой культуры личности выступает как комплексная, междисциплинарная, полифункциональная задач, решение которой требует создания специфических условий для субъектов, объединенных в различные социальные группы в соответствии с возрастом и типом поведения в обществе. Сегодня устойчивые правовые убеждения, определяет отношение к окружающим, независимо от случайных воздействий среды и ситуации, способствуют накоплению позитивного правового опыта поведения, формированию готовности к активной правовой позиции воспитуемого.

Библиографический список

1. Долгова А. И. Правовое воспитание несовершеннолетних [Текст] /А.И. Долгова// - М., -1977. - 320 с.

2. Нравственно-правовое воспитание учащихся: из опыта работы. Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1986. - 142 с.

3. Ремгимид Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / X. Ремгимид // - М., 1994. - 119 с.

4. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс [Текст] / А.П. Семитко// - М., Библиополис, -2000. -163 с.

5. Шумелкина Е.Н., Железовская Г.И. Правственно-правовая культура и противоправное поведение несовершеннолетних [Текст] / Е.Н. Шумелкина, Г.И. Железовская // Доклады Академии военных наук. -Саратов - 2004. - № 13. -С. 37-41

Bibliography

1. Dolgov A.I. Legal education of minors [Text] / A. Dolgov // - M., -1977

- 320.

2. Moral and legal education of students : from experience . Book. for teachers . - M: Education, - 1986. - 142.

3. Remgimid H. adolescence and early adulthood : problems of formation of personality [Text ] / X. Remgimid // - M., - 1994. - 119 p.

4. Semitko AP Development of legal culture as legal progress [Text] / A.P. Semitko // - M., Bibliopolis, -2000. -163.

5. Shumelkina EN, Zhelezovsky GI Pravstvenno legal culture and the wrongful conduct of minors [Text] / E.N. Shumelkina, G.I. Zhelezovsky // Reports of the Academy of Military Sciences. -Saratov - 2004. - № 13. -C. 37-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.