Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры письменного речевого общения лингвистов'

Педагогические условия формирования культуры письменного речевого общения лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / WRITING CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICES / ЛИНГВИСТЫ / LINGUISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егурнова Александра Александровна

В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования культуры письменного речевого общения на английском языке у студентов-лингвистов. Рассматриваются педагогические условия формирования культуры письма, их критерии и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article discloses a topical problem of forming linguists' writing skills. It contemplates pedagogical conditions aimed at formation of writing culture, their criteria, and indices.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры письменного речевого общения лингвистов»

А. А. Егурнова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМЕННОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЛИНГВИСТОВ

В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования культуры письменного речевого общения на английском языке у студентов-лингвистов. Рассматриваются педагогические условия формирования культуры письма, их критерии и показатели. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культура письменного речевого общения, педагогические условия, критерии, показатели, лингвисты.

The given article discloses a topical problem of forming linguists' writing skills. It contemplâtes pedagogical conditions aimed at formation of writing culture, their criteria, and indices. Keywords: liberal education, writing culture, pedagogical conditions, criteria, indices, linguists

Главной задачей российской образовательной политики на сегодняшний день является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (1). При этом «основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного ... способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» (1). В связи с этим нужно отметить, что все большее внимание уделяется дисциплинам, обеспечивающим успешную социализацию учащихся. В частности, приоритетным направлением становится изучение и свободное владение иностранными языками.

В нашем исследовании особое внимание уделяется обучению письменной речи, несмотря на то, что в образовательных программах вузов письмо не рассматривается как основная цель обучения, а считается лишь средством, способствующим развитию умений и навыков устной речи и чтения, а также усвоения языкового материала. При КнАГТУ (Комсомольский-на-Амуре технический университет) проводится эксперимент по выделению письменной речи в качестве одной из целей обучения, так как именно она представляет для студентов наибольшую трудность (большой запас лексики и грамматических конструкций, грамотное пунктуационное и стилистическое оформление и т.п.). Кроме того, развивая навыки письма, студенты совершенствуют навыки устной речи и чтения, таким образом формируя иноязычную коммуникативную компетенцию.

На сегодняшний день преподаватели часто сталкиваются с такой проблемой при обучении студентов, как неумение учащихся логически, стилистически и орфографически правильно оформлять свои мысли в письменной форме на английском языке. В связи с очевидным снижением уровня письменной речевой культуры перед нами были поставлены задачи — выявить, создать и внедрить в образовательный процесс такие педагогические условия, которые существенно повысят культуру письма студентов.

Тщательный анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующие педагогические условия эффективного формирования культуры письма у будущих специалистов:

- определение статуса практикума по культуре письменного речевого общения на английском языке (ПКЛРО АЯ) в качестве отдельного самостоятельного учебного курса из дисциплины «ПКРО АЯ» (практикум по культуре речевого общения);

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

— разработка методики формирования культуры письменного речевого общения, сочетающей в себе наиболее эффективные подходы и средства обучения письму на каждом конкретном этапе;

— выделение группы критериев, показателей и уровней сформированности культуры письменного речевого общения у студентов-лингвистов; методов диагностики по каждому из критериев.

Остановимся на каждом из обозначенных нами условий подробнее.

Выделение ПКПРО АЯ в качестве самостоятельного учебного курса является принципиально важным условием проводимого нами педагогического исследования. В качестве методических механизмов реализации данного условия мы рассматриваем следующие:

— разработку и внедрение курса ПКЛРО АЯ в образовательный процесс вуза (программа курса «Практикум по культуре письменного речевого общения» основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по специальности 031201 — Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (Комсомольск-на-Амуре, 2008));

— применение аутентичных материалов различной стилистической и жанровой направленности;

— создание и использование учебного пособия по обучению письменной речи на английском языке (см.: 3).

Преимущества изучения ПКПРО АЯ в качестве отдельной дисциплины очевидны.

Во-первых, на занятиях по английскому языку нередко бывает так, что письменная речь низводится до устной и осуществляется как перекодирование устного высказывания в письменные знаки, то есть происходит приспособление письменной речи к условиям и целям устной. В такой ситуации необходимо создание отдельного курса по обучению письменной речи, так как внимание обучаемых будет сосредоточено на выполнении заданий и упражнений, ставящих акцент на одном конкретном виде речевой деятельности — письме. В данном случае целенаправленно реализуется принцип дифференцированного и интегрированного обучения, который предполагает углубленное изучение письменной речи при минимальном использовании других видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение).

Во-вторых, программа отдельного курса предусматривает и обязывает преподавателя обеспечивать систематичность изучения предмета (в частности, культуры письменной речи). Так, согласно рабочей программе курса ПКПРО АЯ, объем дисциплины составляет 444 академических часа, частота — 2 часа в неделю (то есть 1 пара в неделю), длительность — 3 года (с третьего курса по пятый), по завершении курса проводится дифференцированный зачет (то есть выставляется итоговая оценка).

В-третьих, самостоятельный курс представляет собой сбалансированное сочетание различных видов работы: занятия не только практикой написания сообщений, но и изучение правил, основ дисциплины; более подробное и тщательное изучение различных аспектов грамматики (сложноподчиненные предложения разных типов, категория залога, причастие), фразеологии (тропы), лексики (синонимия, антонимия, речевые повторы, речевая недостаточность/избыточность), стилистики (эмфатические конструкции, окраска слов, профессионализмы) и т.д.

Другим немаловажным условием формирования культуры письменного речевого общения на английском языке студентов-лингвистов выступает разработка методики овладения данным видом речевой деятельности, которая позволит создать необходимую и достаточную материальную базу для усвоения и грамотного применения речевых умений, определить, какие принципы должны быть положены в ос-

нову обучения, при помощи каких методов и приемов, с использованием каких средств проводить обучение для того, чтобы обеспечить достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей и реализовать содержание обучения.

В нашем исследовании мы придерживаемся эклектической методики, которая объединяет в себе традиционную и коммуникативную методики с преобладающей ролью последней.

Традиционная методика предполагает более тщательное изучение различных аспектов английского языка (грамматики, лексики, морфемики, стилистики, пунктуации) при помощи практического, наглядного, словесного методов обучения. Коммуникативная методика используется нами при изучении и создании конкретных видов письменных сообщений. Ее основное отличие от традиционной методики состоит в том, что она предполагает применение инновационных методов обучения (2), направленных на активное общение, коммуникацию со стороны обучаемых, при минимальном участии преподавателя:

— активные методы обучения («мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, «автоматическое письмо» и др.);

— кейс-метод;

— мини-проекты (индивидуальная творческая деятельность);

— дебрифинг (анализ деятельности студентов, которые выступали с докладами: поиск ошибок, сравнение и сопоставление с другими работами и т.п.; уточнение интересующей, непонятной информации докладов);

— методы обучения на основе сотрудничества (работа в паре, мини-группе);

— метод проблемного обучения (дискуссии, диспуты при решении проблемных ситуаций).

Эклектизм также лежит в основе выбора подходов в обучении культуре письменного речевого общения на английском языке. Мы применяем различные и отчасти противоположные подходы: продуктивный, процессуальный и жанровый. Продуктивный и жанровый подходы служат основой для традиционной методики, а процессуальный — для коммуникативной. Продукт — письменный текст — и жанр того или иного произведения являются постоянными составляющими элементами любого письменного сообщения, меняется только его содержание и стилистическая направленность. Процессуальный подход не предлагает никакого конкретного шаблона или образца составления письменного речевого произведения; напротив, рассматриваются любые высказывания и умозаключения студентов по поводу смыслового наполнения, порядка структурирования и стилистического оформления письменного текста. С нашей точки зрения, разумное соединение и сочетание данных подходов является целесообразным и наиболее эффективным на разных этапах обучения культуре письма. Так, например, при обучении написанию делового письма рационально использовать комбинацию продуктивного (цель — создание готового продукта, то есть делового письма) и жанрового подходов (жанровый шаблон — резюме, жалоба, контракт и пр.).

Еще одно бесспорно значимое педагогическое условие эффективности и состоятельности нашего исследования — выделение группы критериев сформированности культуры письменного речевого общения у студентов-лингвистов; определение уровней и соответствующих показателей; методов диагностики по каждому из критериев. Мы выделили следующие наиболее значимые критерии для нашего исследования:

1) коммуникативный критерий (корректность и толерантное отношение к иному мнению; умение самостоятельно формулировать тезисы эссе, представлять и аргументировать точку зрения, и пр.);

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

2) информационно-творческий критерий (владение способами систематизации и преобразования информации; умение работать с представленным материалом по проблеме; способность к продуктивному выходу из проблемной ситуации и др.);

3) когнитивно-познавательный критерий (способность критически анализировать информацию; способность обобщать и конкретизировать идеи, предоставлять свернутую и развернутую информацию, осознавать и систематизировать данные и пр.);

4) социально значимый критерий (рефлексия и мобильность).

На наш взгляд, соответствие письменных работ студентов данным критериям является показателем степени сформированности культуры письменного речевого общения обучаемых, а свойства письменного сообщения можно считать качественными критериями определения уровня владения письменной речью.

Примечания

1. Федеральный закон «Об образовании» [Электронный ресурс] // О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. — Приказ № 393 от 11.02.2002.

2. Василевски М. Дидактико-методическая система предметного обучения студентов в вузе / М. Василевски // Межкультурная коммуникация: теория и практика: [сборник статей VII международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции образования»]. — Томск: ТПУ, 2008. — Часть I. — С. 69—77.

3. Егурнова А. А. Обучение письменной речи на английском языке: учебное пособие / А. А. Егурнова, Г. Т. Шарлаимова. — Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. — 115 с.

А. А. Пожарский

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕКЛАМЫ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В данной статье речь идет об основных условиях и способах развития профессиональных компетенций студентов специальности «реклама», рассматриваются компоненты и условия качественного педагогического обеспечения учебного процесса, необходимого для формирования профессиональных компетенций. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональные компетенции, педагогические условия, педагогическое обеспечение, учебный процесс, специалист рекламы, творческая деятельность.

The article talks of the main conditions and ways of developing professional competence of students mastering the "Advertising" specialty. The article looks into the components and conditions of a qualitative pedagogical provision of the educational process, the necessity for developing of professional competency. Keywords: liberal education, professional competency, pedagogical conditions, pedagogical provision(s), learning process / educational process, advertising specialist, creative work / creative activity.

Необходимость применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании России обусловливается ускоряющимися процессами интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образовательного процесса в вузе на компетентностной основе является ответом на изменения, которые мы наблюдаем в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структурах, области социальных коммуникаций и т.д. Анализ трудов известных ученых, исследователей компетентностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.