Е.П. Варфоломеева
Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности
В статье предлагаются сформулированные и апробированные автором на практике педагогические условия, влияющие на протекание воспитательного процесса. Их выявление, создание и интеграция в воспитательное пространство образовательного учреждения позволяет повысить уровень сформированное™ культуры межличностных отношений школьников во внеурочной деятельности. Ключевые слова: культура межличностных отношений, младшие подростки, средняя (основная) школа, внеурочная деятельность.
Педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, интегрирующим в себе определенную совокупность его возможностей, направленных на достижение поставленной цели. Оно оказывает влияние на его протекание, но, к сожалению, не гарантирует получение положительных результатов в воспитательной деятельности.
С этих позиций мы выявили, сформулировали и экспериментально реализовали комплекс педагогических условий, которые способствуют эффективности формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности. Их выявление, создание и интеграция в воспитательное пространство средней (основной) школы, как показало наше исследование, наиболее эффективно донесет до воспитанников личностно значимый смысл умения создавать, поддерживать и сохранять на долгий период позитивные межличностные отношения, помогающие избегать конфликтов, поддерживать устойчивость в деятельности, в общении.
В данной статье мы хотим рассмотреть наиболее важные из них. Первое: организация и сплочение детского коллектива, обеспечивающие развитие личности младшего подростка, повышение уровня развития коллектива, совершенствование характера взаимоотношений членов коллектива.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности.
В отчете ЮНЭСКО «Образование: скрытое сокровище» сформулировано четыре основных положения, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть. Согласно проблеме нашего исследования, мы обратились к положению «учиться жить», которое актуализирует умения развивать себя, свою семью и свое сообщество.
При экспериментальном обследовании младших подростков на предмет сформированности культуры межличностных отношений в коллективе мы использовали достаточно известную, адаптированную нами к подростковому возрасту методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», и методику социометрии, направленную на изучение межличностных отношений в группе [3].
В процессе экспериментальной работы мы проводили беседы, дискуссии, круглые столы и классные часы на различные темы: классный час «Друзья и близкие», способствующий расширению представлений учащихся о взаимоотношениях людей, формирующий представления о дружбе и товариществе, их принципах, разграничении дружественных и родственных взаимоотношений, включающий пропедевтику умения выбирать друзей и дружить; круглый стол «Мир человеческих отношений», предполагающий рассмотреть процесс формирования нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе в семье, в его рамках дети ознакомились с правилами поведения и культурой общения в общественных местах, в группе, в коллективе, в семье; дискуссия «Мои разные роли», определяющая социальную роль младшего подростка в различных ситуациях, выявляющая знание правил и норм вступления в межличностные отношения; дискуссия «Я и люди», расширяющая представления детей об индивидуальных особенностях разных людей, не связывая эти отличия с национальностью, религией или с другой культурой.
Самоуправление в 5-6 классах имеет свои особенности. При формировании актива класса и распределении видов выполняемых обязанностей и контролируемых функции необходимо тщательное психологическое исследование каждого ребенка с целью выявления возрастных и индивидуальных особенностей и интересов младших подростков.
Через самоуправление решаются задачи развития, сплочения и координации ученического коллектива, формирования культуры межличностных
отношений, гарантируется принцип равноправия в совместной деятель- к ности, повышается требовательность к себе и товарищам, воспитывается | о нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. | §
Для младшего подростка коллектив выступает, прежде всего, своеоб- с ^ разной средой его обитания и освоения опыта, поэтому правильная организация самоуправления непременно создаст в классе атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта; разовьет творческие возможности каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей; сформирует основы правил поведения в общественных местах; сплотит детский коллектив.
В своем исследовании мы использовали методику распределения поручений в классном коллективе, предложенную Н.И. Диреклеевой [2].
Педагоги, работающие в классах, в которых наблюдался более значимый рост сформированности культуры межличностных отношений младших подростков, реализовали на практике условия и законы развития ученического коллектива, многие из которых были сформулированы А. С. Макаренко: реализация основного закона жизни коллектива -его постоянное движение вперед, систематическое выдвижение новых коллективных целей и систематическое включение всех воспитанников в разнообразную коллективную деятельность, организация между ними ответственных зависимостей, развитие самоуправления и соуправления. Недооценка значения коллектива в организации воспитания в других классах привела к малой результативности при формировании данного личностного качества младших подростков.
В совокупности с описанным выше мы использовали условие,_обес-печивающее участие младших подростков в разносторонней общественно значимой деятельности, способствующей удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, формированию навыков сотрудничества, кооперации и расширения зоны ближайшего развития.
Во внеурочной деятельности создаются условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире, этот принцип осуществляется в образовательном учреждении по направлениям, строго очерченным ФГОС нового поколения.
Школы №№ 1245 и 2012 г. Москвы, в которых мы апробировали данные условия, работают по программам школ с углубленным изучением иностранных языков, поэтому их изучение рассматривается как средство взаимодействия, в том числе и межличностное, с представителями других
народов, других языков. Научить коммуникативным видам деятельности 11 можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой дея-| § тельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Как | ™ правило, практика языка у большинства учащихся либо отсутствует поло | ностью, либо недостаточна для общения друг с другом. Конструируя спе-^ ^ циальную среду, где ребенку дается набор культурологических навыков, ° где язык - лишь одно из средств для организации диалога, у ребенка снимается некий барьер перед боязнью сказать неправильно, ведь главный критерий диалога - это понять себя и Другого. В ходе поездок по обмену у ребят появилась возможность всеми средствами диалога достичь взаимопонимания.
Необходимость конструировать диалогическую среду создает условия для развития навыков на каждой ступени обучения. Использование знания иностранного языка, полученного в учебной деятельности, является эффективным средством развития культуры межнациональных отношений, коммуникативных умений и навыков, умений участия в межкультурной коммуникации, таких личностных качеств, как терпимость, открытость, готовность к общению, умений взаимопонимания участников коммуникативного акта, принадлежащих к различным национальным культурам.
Ежегодно в феврале-марте в школе проходит предметная неделя иностранных языков. В рамках недели проводятся: конкурс электронных постеров; фонетический конкурс; конкурс поделок, связанных со странами изучаемых языков; конкурс поэтического перевода; фестиваль англоязычной культуры. Например, в 2013 г. 5-11 классы готовили выступления о англоязычных странах. В 2014 г. фестиваль был посвящен творчеству Шекспира. В его рамках был проведен отчетный концерт, где представлены победители всех конкурсов. Также в школе работает ряд кружков и секций, 2 театральных студии: на немецком языке для 5-7 классов и на английском языке «Globus» для 4-5 классов.
Таким образом, развивающий характер общественно значимой внеурочной деятельности, в процессе которой формируется культура межличностных отношений школьника, усиливается уверенностью в том, что он успешно овладевает необходимыми личностными качествами совместно со сверстниками, одноклассниками. Ведущее место определяет характер помощи в преодолении трудности формирования культуры межличностных отношений, которую оказывает педагог, и характер принятия помощи со стороны подростка. На этом этапе наблюдается активное овладение общественно-значимой практикой, которая может формироваться как совместное воспитательное пространство.
Библиографический список
1. Гребенец Е.С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 17-21.
2. Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М., 2003.
3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М., 2003.