Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности'

Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / СРЕДНЯЯ (ОСНОВНАЯ) ШКОЛА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SECONDARY (BASIC) SCHOOL / CULTURE OF INTERPERSONAL RELATIONS / YOUNGER TEENAGERS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева Елена Павловна

В статье предлагаются сформулированные и апробированные автором на практике педагогические условия, влияющие на протекание воспитательного процесса. Их выявление, создание и интеграция в воспитательное пространство образовательного учреждения позволяет повысить уровень сформированности культуры межличностных отношений школьников во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CULTURE OF YOUNGER TEENAGER’S INTERPERSONAL RELATIONS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article presents pedagogical conditions affecting the course of the educational process, formulated and approved by the author in practice. Their identification, creation and integration into the educational space of 118 an educational in stitutionlead to the improvement of the level of culture of students’ interpersonal relations in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности»

Е.П. Варфоломеева

Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности

В статье предлагаются сформулированные и апробированные автором на практике педагогические условия, влияющие на протекание воспитательного процесса. Их выявление, создание и интеграция в воспитательное пространство образовательного учреждения позволяет повысить уровень сформированное™ культуры межличностных отношений школьников во внеурочной деятельности. Ключевые слова: культура межличностных отношений, младшие подростки, средняя (основная) школа, внеурочная деятельность.

Педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, интегрирующим в себе определенную совокупность его возможностей, направленных на достижение поставленной цели. Оно оказывает влияние на его протекание, но, к сожалению, не гарантирует получение положительных результатов в воспитательной деятельности.

С этих позиций мы выявили, сформулировали и экспериментально реализовали комплекс педагогических условий, которые способствуют эффективности формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности. Их выявление, создание и интеграция в воспитательное пространство средней (основной) школы, как показало наше исследование, наиболее эффективно донесет до воспитанников личностно значимый смысл умения создавать, поддерживать и сохранять на долгий период позитивные межличностные отношения, помогающие избегать конфликтов, поддерживать устойчивость в деятельности, в общении.

В данной статье мы хотим рассмотреть наиболее важные из них. Первое: организация и сплочение детского коллектива, обеспечивающие развитие личности младшего подростка, повышение уровня развития коллектива, совершенствование характера взаимоотношений членов коллектива.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности.

В отчете ЮНЭСКО «Образование: скрытое сокровище» сформулировано четыре основных положения, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть. Согласно проблеме нашего исследования, мы обратились к положению «учиться жить», которое актуализирует умения развивать себя, свою семью и свое сообщество.

При экспериментальном обследовании младших подростков на предмет сформированности культуры межличностных отношений в коллективе мы использовали достаточно известную, адаптированную нами к подростковому возрасту методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», и методику социометрии, направленную на изучение межличностных отношений в группе [3].

В процессе экспериментальной работы мы проводили беседы, дискуссии, круглые столы и классные часы на различные темы: классный час «Друзья и близкие», способствующий расширению представлений учащихся о взаимоотношениях людей, формирующий представления о дружбе и товариществе, их принципах, разграничении дружественных и родственных взаимоотношений, включающий пропедевтику умения выбирать друзей и дружить; круглый стол «Мир человеческих отношений», предполагающий рассмотреть процесс формирования нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе в семье, в его рамках дети ознакомились с правилами поведения и культурой общения в общественных местах, в группе, в коллективе, в семье; дискуссия «Мои разные роли», определяющая социальную роль младшего подростка в различных ситуациях, выявляющая знание правил и норм вступления в межличностные отношения; дискуссия «Я и люди», расширяющая представления детей об индивидуальных особенностях разных людей, не связывая эти отличия с национальностью, религией или с другой культурой.

Самоуправление в 5-6 классах имеет свои особенности. При формировании актива класса и распределении видов выполняемых обязанностей и контролируемых функции необходимо тщательное психологическое исследование каждого ребенка с целью выявления возрастных и индивидуальных особенностей и интересов младших подростков.

Через самоуправление решаются задачи развития, сплочения и координации ученического коллектива, формирования культуры межличностных

отношений, гарантируется принцип равноправия в совместной деятель- к ности, повышается требовательность к себе и товарищам, воспитывается | о нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. | §

Для младшего подростка коллектив выступает, прежде всего, своеоб- с ^ разной средой его обитания и освоения опыта, поэтому правильная организация самоуправления непременно создаст в классе атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта; разовьет творческие возможности каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей; сформирует основы правил поведения в общественных местах; сплотит детский коллектив.

В своем исследовании мы использовали методику распределения поручений в классном коллективе, предложенную Н.И. Диреклеевой [2].

Педагоги, работающие в классах, в которых наблюдался более значимый рост сформированности культуры межличностных отношений младших подростков, реализовали на практике условия и законы развития ученического коллектива, многие из которых были сформулированы А. С. Макаренко: реализация основного закона жизни коллектива -его постоянное движение вперед, систематическое выдвижение новых коллективных целей и систематическое включение всех воспитанников в разнообразную коллективную деятельность, организация между ними ответственных зависимостей, развитие самоуправления и соуправления. Недооценка значения коллектива в организации воспитания в других классах привела к малой результативности при формировании данного личностного качества младших подростков.

В совокупности с описанным выше мы использовали условие,_обес-печивающее участие младших подростков в разносторонней общественно значимой деятельности, способствующей удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, формированию навыков сотрудничества, кооперации и расширения зоны ближайшего развития.

Во внеурочной деятельности создаются условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире, этот принцип осуществляется в образовательном учреждении по направлениям, строго очерченным ФГОС нового поколения.

Школы №№ 1245 и 2012 г. Москвы, в которых мы апробировали данные условия, работают по программам школ с углубленным изучением иностранных языков, поэтому их изучение рассматривается как средство взаимодействия, в том числе и межличностное, с представителями других

народов, других языков. Научить коммуникативным видам деятельности 11 можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой дея-| § тельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Как | ™ правило, практика языка у большинства учащихся либо отсутствует поло | ностью, либо недостаточна для общения друг с другом. Конструируя спе-^ ^ циальную среду, где ребенку дается набор культурологических навыков, ° где язык - лишь одно из средств для организации диалога, у ребенка снимается некий барьер перед боязнью сказать неправильно, ведь главный критерий диалога - это понять себя и Другого. В ходе поездок по обмену у ребят появилась возможность всеми средствами диалога достичь взаимопонимания.

Необходимость конструировать диалогическую среду создает условия для развития навыков на каждой ступени обучения. Использование знания иностранного языка, полученного в учебной деятельности, является эффективным средством развития культуры межнациональных отношений, коммуникативных умений и навыков, умений участия в межкультурной коммуникации, таких личностных качеств, как терпимость, открытость, готовность к общению, умений взаимопонимания участников коммуникативного акта, принадлежащих к различным национальным культурам.

Ежегодно в феврале-марте в школе проходит предметная неделя иностранных языков. В рамках недели проводятся: конкурс электронных постеров; фонетический конкурс; конкурс поделок, связанных со странами изучаемых языков; конкурс поэтического перевода; фестиваль англоязычной культуры. Например, в 2013 г. 5-11 классы готовили выступления о англоязычных странах. В 2014 г. фестиваль был посвящен творчеству Шекспира. В его рамках был проведен отчетный концерт, где представлены победители всех конкурсов. Также в школе работает ряд кружков и секций, 2 театральных студии: на немецком языке для 5-7 классов и на английском языке «Globus» для 4-5 классов.

Таким образом, развивающий характер общественно значимой внеурочной деятельности, в процессе которой формируется культура межличностных отношений школьника, усиливается уверенностью в том, что он успешно овладевает необходимыми личностными качествами совместно со сверстниками, одноклассниками. Ведущее место определяет характер помощи в преодолении трудности формирования культуры межличностных отношений, которую оказывает педагог, и характер принятия помощи со стороны подростка. На этом этапе наблюдается активное овладение общественно-значимой практикой, которая может формироваться как совместное воспитательное пространство.

Библиографический список

1. Гребенец Е.С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 17-21.

2. Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М., 2003.

3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.