Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза'

Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ / ACMEOLOGICAL IDENTITY CRISIS / UNIVERSITY STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OVERCOMING THE CRISIS OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жигинас Н. В.

Рассматриваются причины, факторы кризисов идентичности, критерии диагностики студента в состоянии акмеологического кризиса идентичности, последствия кризиса, факторы, способствующие благоприятному протеканию и позитивному выходу из акмеологического кризиса идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TERMS OF FORMING AND OVERCOMING OF ACMEOLOGICAL OF CRISIS OF IDENTITY FOR STUDENTS OF INSTITUTION OF HIGHER LEARNING

This article discusses the causes and factors of crises of identity, diagnostic criteria for student status acmeological identity crisis, the crisis, factors contributing to the favorable course and a positive out of acmeological identity crisis.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза»

УДК 37 (094)

Н. В. Жигинас

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются причины, факторы кризисов идентичности, критерии диагностики студента в состоянии акмеологического кризиса идентичности, последствия кризиса, факторы, способствующие благоприятному протеканию и позитивному выходу из акмеологического кризиса идентичности.

Ключевые слова: акмеояогический кризис идентичности, студенты вуза, педагогические условия преодоления кризиса идентичности.

Проблема акмеологических кризисов в данной статье рассматривается в парадигме кризисных состояний в процессе обучения, репрезентуемой как акмеологический кризис идентичности.

Эмоциональная сфера студентов наполнена чувствами уязвимости, незащищенности, одиночества, потерянности, неопределенности и суетливости, несостоятельности, страха, в которых возникает желание подсказки, внешнего стимула, подтверждения. В этом опыте они чувствуют себя «выпадающими» из пространства; переживая отчуждение от социума, они осознают, что являются частью социума, но не нуждаются в нем «здесь и сейчас». Отсутствие «нужды» в социуме есть проявление экзистенциальной изоляции. То, что переживается уязвленным в растерянности человеком, является не свободой, а отстранением, апатичностью, анонимным способом жизни. Такое решение экзистенциально обосновывает патологическую теоретичность, отвлеченность, монологичность образования и является аналогом невротического ухода от реальности. Осознавая свой опыт растерянности относительно учебы в целом, студенты говорят, что чувствуют страх и неуверенность в себе, потерю своей идентичности в связи с тем, что, заглядывая в зачетку, видят, как много они уже «изучили», реально осознают, как много надо еще изучить, при этом они понимают, что ничего из этого знания не могут применить в своей реальной жизни, потому что заняты учебой, но чувствуют, что потом, когда начнут работать, не смогут полученные знания применить, так как перестанут знать. Это относится как к теоретическим, так и к практическим занятиям.

Поэтому образовательная позиция студентов часто характеризуется пассивностью, паразитизмом, отставанием, неуспешностью, когда наличествуют множественные ожидания, надежды на преподавателя, методику, теорию, организацию, но не осуществляются необходимые и достаточные усилия, так как студенты не понимают личной ответственности. Так происходит обычное извращение ответственности. Студент сдает и проходит предметы, считает себя вполне успешным, но при этом явля-

ется механическим приложением к безличным конструктам. Избегать таких состояний позволяет повторяемость и предсказуемость ситуаций, с которыми приходится встречаться.

По данным нашего исследования, в анализе феноменологии акмеологического кризиса идентичности у студентов вузов отмечается их протекание по следующему трехступенчатому сценарию: первым результатом является утрата предсказуемости поведения, ценности, которые раньше направляли их действия, устаревают; реакцией на новую ситуацию может стать пассивность либо лихорадочная активность; кризис идентичности вызывает регрессию к более архаичным ценностям и незрелым формам поведения.

В ходе эксперимента были выделены три основные стратегии поведения в кризисной ситуации: эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов; неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях; уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

Рассмотренные ранее проблемы студентов, понятие, типы кризисов, виды и симптомы кризисных состояний позволяют считать одним из основных признаков акмеологических кризисов студентов кризис перспективы профессионализма и поиска способов самовыражения в процессе учебно-образовательной деятельности, особенно отчетливо просматривающийся у студентов-пятикурс-ников. По своей природе «глубинный кризис», кризис бессмысленности жизни, поиска смысла жизни - это экзистенциальная реальность, непременное условие человеческого существования.

Необходимость выбора возникает в сам момент кризиса сознания личности как поиск новых ориентиров. Это порождает страх, неуверенность, вину, т. е. все проявления кризиса. Это раздвоение сознания (обретение «Я», свободы есть в то же

время разрушение изначальной целостности) порождает кризис. Частичное преодоление этого кризиса сознания лежит, на наш взгляд, в возможности опредмечивания, приближения свободы человеку, что становится возможным посредством деятельности, творчества и личностного общения. Творчество помогает почувствовать свою личную свободу, осознать себя свободным. В творчестве человек обретает свою деятельность, получая тем самым себя. Кризисная ситуация - возможность проявления творческой способности личности. Это очень важно для личности, так как именно от творческой активности, способности зависит возможность выхода (невыхода) из кризиса.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону (2006), строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если человеку в юношеском возрасте не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания [1].

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на втором и пятом курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К пятому курсу окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него

особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В ходе исследований выяснилось, что средовые факторы, указанные в самоотчетах студентов, беседе и тексте самоописания, оказывающие негативно-стрессовое влияние на становление личности студента, в том числе вызывающие неврозы, можно условно разделить на три группы: первая группа - стрессогенные общественно-экономические условия, отражающие общую тенденцию распространения неврозов у населения не только в нашей стране, но и других странах в XXI в.; вторая группа - семейно-личные проблемы (отсутствие или неблагополучие интимно-личностных отношений, конфликты и проблемы в родительских семьях); третья группа - неконструктивные учебногрупповые взаимоотношения (неконструктивные взаимоотношения в вузе, конфликты и психологическая несовместимость между членами учебной группы и студентами, проживающими в общежитии). Последнюю группу факторов мы рассматриваем в качестве наиболее актуальной с точки зрения возрастных особенностей студенческой молодежи, а также реальной возможности для психологического воздействия на данную категорию проблем [2].

Стрессовые причины, связанные со взаимоотношениями лиц в учебной группе: снижение адаптации в группе из-за особенностей черт характера, психологическая несовместимость между членами группы из-за различного уровня знаний и учебной подготовки, формальные отношения в группе, отсутствие совместной продуктивной деятельности между членами группы, которые приводят к эмоциональной депривации и нарушению межличностных отношений в студенческой группе, низкое социально-коммуникативное развитие учащихся.

Психолого-педагогические причины неврозов у студентов встречаются в 40 % случаев и включают: 1) адаптационные трудности (связанные с нарушением ритма жизни, изменением микросоци-ального окружения, началом профессионального обучения, изменением профессиональной ориентации в процессе обучения, переходом на другой факультет, сменой места обучения, окончанием учебы и подготовкой к самостоятельной профес-

сиональной деятельности и т. д.); 2) несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента; 3) авторитарность позиций преподавателя; психическое, эмоциональное напряжение и повышение уровня невротизации студентов в период зачетных и экзаменационных сессий; 4) чрезмерно большой объем информации, дефицит времени, снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания; конфликтные ситуации с преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом.

Для социума значение последствий студенческого кризиса также неоднозначно. Несмотря на серьезную опасность нестабильности, кроющуюся за каждым кризисом коллективной идентичности, невозможно оценивать последние исключительно отрицательно. Если бы не было кризисов идентичности, не было бы и прогресса индивидов и институтов; значит, следует не избегать кризисов идентичности, но направлять их в правильное русло.

Совершенствование подготовки студентов, становление их идентичности, в том числе профессиональной, может трактоваться не как изменение направления обучения, а как совершенствование его качества, расширение репертуара возможностей, увеличение ресурсного банка образования, в том числе путем введения комплекса психопрофилактических мероприятий. Качество образования характеризует степень удовлетворенности молодого специалиста полученной профессиональной подготовкой, определяет его социальные перспективы и личностное развитие.

Первостепенной стратегической задачей персонологического подхода в обучении студентов, его психопрофилактической составляющей становится создание условий для формирования субъект-

но-профессиональных позиций, обеспечивающих развитие динамических процессов профессиональной идентичности - самоопределения, персонализации и самоорганизации, тем самым способствуя реализации смыслов, интеракций и формы профессиональной деятельности [3].

Становление профессиональной идентичности достигается через определение меры (принятие ответственности) профессиональной идентификации-дифференциации, осознание и переосмысление интра- и интерсубъективности человека как профессионала, развитие рефлексивной способности к самоопределению, персонализации и самоорганизации.

Человек преодолевает критическую ситуацию посредством переживания как формы деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия, механизмов защиты: механизмы, характеризующиеся отказом от продуктивного разрешения ситуации (вытеснение, перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание); механизмы преобразования значения содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация и др.); механизмы разрядки эмоционального напряжения (со-матизация, алкоголизация, агрессия, суицид); защитные механизмы манипулятивного типа (регрессия, фантазии, уход в болезнь).

Фабула акмеологического кризиса идентичности студентов включает учебно-образовательную составляющую, поэтому его главной смысловой составляющей является предпрофессиональный кризис идентичности. Это подтвердилось тем фактом, что большинство кризисных состояний относится к первому и пятому курсам, следовательно, можно говорить о кризисах этих периодов вузовского обучения.

Список литературы

1. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 216 с.

2. Жигинас Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов: региональный аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 132-134.

3. Жигинас Н. В., Широкова Н. И. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 67-73.

Жигинас Н. В., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: zhiginas@mail.ru

Материал поступил в редакцию 20.04.2012.

N. V Zhiginas

PEDAGOGICAL TERMS OF FORMING AND OVERCOMING OF ACMEOLOGICAL OF CRISIS OF IDENTITY FOR STUDENTS OF INSTITUTION OF HIGHER LEARNING

This article discusses the causes and factors of crises of identity, diagnostic criteria for student status acmeological identity crisis, the crisis, factors contributing to the favorable course and a positive out of acmeological identity crisis.

Key words: acmeological identity crisis, university students, pedagogical conditions for overcoming the crisis of identity.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kicvskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: zhiginas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.