Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком'

Педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Е. А.

Разработана модель нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком. Рассмотрены педагогические условия, при которых происходит эффективная реализация разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком»

УДК 37.034

Е.А.Павлова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Мурманский государственный педагогический университет

The model of moral-aesthetic education at the foreign language lessons at school is worked out. The pedagogical conditions which provide an effective realization of this model are considered.

Нравственно-эстетическое воспитание занимает сегодня исключительное место среди всех современных проблем школы. И стержнем его должны быть гуманитарные дисциплины.

Для дальнейшего совершенствования нравственно-эстетического воспитания мы разработали и

реализовали модель нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком (см. схему.).

Процесс нравственно-эстетического воспитания осуществляется в совместной деятельности педагога и воспитанника. Она начинается с постановки цели. В

свою очередь цель их совместной деятельности конкретизируется в задачах, при постановке которых выделе-

ны три основные особенности нравственно-эстетического воспитания на занятиях иностранным языком.

Педагог как личность, способствующая нравственно-эстетическому воспитанию школьника Школьник как субъект учебной деятельности, как развивающаяся личность

Цель - создание педагогических условий для нравственно-эстетического воспитания, подготовка школьников к активной продуктивной деятельности в обществе в процессе занятий иностранным языком

Задачи, решаемые в процессе нравственно-эстетического воспитания школьников

Создание необходимых условий для развития нравственно-эстетических качеств школьников, их творческого развития Формирование личностных социально-значимых качеств (трудолюбие, ответственность, гуманность, терпимость), формирование нравственной направленности личности учащихся, позитивного отношения к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к прекрасному, к самому себе Формирование у учащихся знаний о нравственноэстетических качествах личности, нормах поведения в обществе

Особенности процесса нравственно-эстетического воспитания школьника

Сочетание индивидуальных, дифференцированных и интегрированных подходов к воспитательному процессу Учет возрастных особенностей воспитанников Единство методов педагогического общения, требования и убеждения Единство управления и самоуправления

Этапы нравственно-эстетического воспитания школьника

Начальное звено Среднее звено Старшее звено

Методы нравственно-эстетического воспитания школьника

Организация и осуществление занятий по иностранному языку с использованием изобразительного искусства, музыкальной и театральной педагогики Стимулирование и обеспечение мотивации деятельности и поведения школьников Контроль и самоконтроль результативности занятий по иностранному языку с использованием изобразительного искусства, музыкальной и театральной педагогики и опыта нравственного поведения

Формы организации нравственно-эстетического воспитания школьника

Урок Внеурочная работа по предмету

1

I

£

Зависимости нравственно-эстетического воспитания школьника

Зависимость результатов процесса от активности подростка Зависимость уровня активности от используемых педагогом педагогических технологий и характера педагогических воздействий Зависимость уровня развития и активности личности от осознания целесообразности выполняемой деятельности

Условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьника

Отношение к школьнику как к полноправному субъекту учебной деятельности Педагогическое сотрудничество и содействие школьникам в процессе овладения знаниями и личностного развития Насыщение занятий по иностранному языку нравственно-эстетическим содержанием (обсуждение вопросов добра и зла, вопросов воспитания чувства собственного достоинства, чести, стыда, совести, красоты и сохранения прекрасного, проблемы отношений между нациями и народностями, войны и мирного урегулирования конфликтов и т.д.) Диагностика уровня сформированности нравственноэстетической воспитанности школьников

Критерии нравственно-эстетического воспитания школьника

Сформированность нравственно-эстетических качеств Сформированность ценностных ориентаций школьника

Готовность школьников к творческому развитию и самореализации собственных возможностей Активное участие школьника в общественно и личност-но значимой деятельности

Высокая продуктивность учебной деятельности

Модель нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком

Нравственно-эстетическое воспитание включает в себя три этапа и зависит от технологии его организации, т.е. методов и форм, представленных в модели. Их развитие характеризуется рядом зависимостей, характерных для педагогического процесса. Результаты этого процесса зависят от ряда педагогических условий. Завершающим моментом, характеризующим процесс нравственно-эстетического воспитания, является его результативность, которая отражена в пяти основных критериях.

Эффективная реализация разработанной модели возможна при определенных педагогических условиях, при выявлении которых мы исходим из социального заказа общества, нашедшего отражение в нормативных документах об образовании, особенностей учебно-воспитательного процесса в средней школе. В результате был определен следующий комплекс условий:

а) отношение к школьнику как к полноправному субъекту учебной деятельности;

б) педагогическое сотрудничество и содействие школьникам в процессе овладения знаниями и личностного развития;

в) насыщение занятий по иностранному языку нравственно-эстетическим содержанием (обсуждение вопросов добра и зла, вопросов воспитания чувства собственного достоинства, чести, стыда, совести, красоты и т.д.);

г) диагностика уровня сформированности нравственно-эстетической воспитанности школьников.

Рассмотрим каждое из этих педагогических условий.

а) В попытке охватить максимальный объем учебного материала, отработать языковые явления, решить чисто методические задачи преподаватель порой пренебрегает педагогическими условиями эффективности процесса обучения. Даже при грамотном планировании урока практически не остается времени на дискуссию, резюмирование результатов работы. В такой ситуации учащегося трудно назвать полноправным субъектом учебной деятельности, так как он находится в зависимом положении от жестко регламентируемой тематики, выбранных учителем учебников, инструкций преподавателя, который стремится к тому, чтобы все занятие строго соответствовало разработанному им плану. Учащийся, таким образом, запоминает содержание изучаемого материала, репродуцирует его, не обнаруживая связи с объективной реальностью, а потому не проявляя к нему своего личного интереса. В результате учащийся получает знания, однако формирования взглядов, ценностей, дружеских взаимоотношений с одноклассниками, с учителем не происходит. Реальный учебный процесс требует участия преподавателя в формировании взглядов и ценностей школьников, корректировки поведения учащихся и их взаимоотношений друг с другом и педколлективом.

б) При проведении исследования мы предлагали школьникам объяснить, какие особенности деятельности преподавателей им больше всего или меньше всего импонируют. Учащимся интересно об-

щение с энергичными, творческими и высокопрофессиональными педагогами, склонными к инновациям. Высококвалифицированного специалиста сегодня характеризует не только особый набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения.

На все нововведения школьники активно откликаются и готовы участвовать в предлагаемых отдельными педагогами экспериментальных формах работы. Так, в частности, им импонирует использование большого количества наглядных аудио- и видеоматериалов, в том числе иностранных записей современной и классической музыки, просмотр и обсуждение учебных и художественных видеофильмов, которые позволяют не только услышать иноязычную речь, но и соприкоснуться с бытом, нормами поведения и общения, культурой носителей языка. Школьники с явным удовольствием рассказывали об участии в международном конкурсе игр на английском языке о Туре Хейердале, в научно-практических конференциях молодежи и школьников «Молодые исследователи Севера» в секции «Филология», где они выступили с серьезной исследовательской работой о роли игры в овладении иностранным (в данном случае английским) языком и свободном дружеском общении и представляли созданный ими современный путеводитель по Кольскому полуострову.

Высказанные школьниками мнения позволяют судить о том, что они заинтересованы в таком взаимодействии субъектов учебного процесса, которое способствовало бы развитию индивидуальных особенностей личности школьника и педагога, их самостоятельности, а также учило коллективному и индивидуальному сотрудничеству и сотворчеству.

в) Нравственно-эстетическое воспитание учащихся во внеучебной деятельности осуществлялось при помощи разработанной нами системы внеклассных мероприятий, включающей музыкальные вечера, праздники, театральные постановки, социальнозначимую деятельность, имеющую нравственноэстетическую направленность.

Мы проводили наблюдение за контрольной и экспериментальной группами, занимающимися параллельно. При этом в контрольной группе занятия по иностранному языку проходили с использованием традиционных подходов, а для экспериментальной была разработана специальная технология обучения, которая включала:

— выработку стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— естественное, непринужденное погружение ребенка в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, т.е. занятие театральным творчеством (драматизация сказок, пьес, рассказов, прочитанных и обсужденных на уроках);

— обучение школьников анализу эмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению ими поступков и действий;

— предложение войти в эмоциональное состояние персонажей;

— участие в научно-практических конференциях молодежи и школьников на уровне школы, города, области, в международных конкурсах, подготовка и проведение на иностранном языке вечеров и мюзиклов.

В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и прежде всего речевой материал, а также форма проведения занятия. Мы предложили театральную постановку. Такая форма способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что в свою очередь помогает регулировать взаимоотношения детей в коллективе.

Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого нравственного выбора. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.

Театральные постановки на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями для нас являлись их художественная и языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку.

Отобранные тексты представляют собой короткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома. Работа со школьниками происходила первоначально с использованием упражнений, рассчитанных на первичное ознакомление с текстом и усвоение содержащегося в нем языкового материала (языковые упражнения), а также на использование усвоенных лексических единиц в речи с опорами (предречевые упражнения): пересказать по заданному плану, воссоздать части текста, используя предложенные слова и выражения, и т.д. Затем учащиеся выполняли собственно речевые упражнения, т.е. задания творческого харак-

тера: резюмировать текст, составить диалог, проанализировать поведение персонажей, обсудить проблемы, связанные с текстом и т.д. Необходимость обсуждать проблему на английском языке, с одной стороны, создавала определенную сложность, а с другой, — максимально приближала учащихся к ощущению естественной обстановки, позволяла почувствовать дух времени и обстоятельств.

Предложенные задания и упражнения послужили средством познания и способом формирования личности. Это проявилось в качественной оценке персонажей изученных рассказов и их поступков, предпочтениях, высказанных учащимися в пользу того или иного произведения и его героев.

Подростковый возраст — это период увлечения искусством: музыкой, телевидением, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана. В 8-м классе школьники с удовольствием читают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон (1897 — 1968) «Великолепная пятерка». Ее истории написаны идеальным английским языком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательница отличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьники сопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайные приключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. А сопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности.

Усвоенная лексика активно использовалась восьмиклассниками при выпуске стенной газеты на английском языке, посвященной 60-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, при описании подвигов моряков-североморцев и мирных жителей Мурманска. Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), сочиняют стихи на английском языке и пишут к ним музыку.

Учащиеся старшего школьного возраста более самостоятельны. Мы предлагаем им такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке, вызывающие у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.

Старшеклассникам предлагались также самостоятельные творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под музыкальное сопровождение; умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты.

В проектном исследовании учитель выступал в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

г) В диагностике уровня сформированности нравственно-эстетической воспитанности школьников ведущими для нас являлись следующие критерии:

для младших школьников (1 — 5 классы)

1) любознательность,

2) трудолюбие,

3) бережное отношение к природе,

4) доброта и отзывчивость,

5) самодисциплина,

6) отношение к красоте;

для подросткового возраста (6 — 9 классы)

1)долг и ответственность,

2) бережливость,

3) дисциплинированность,

4) ответственное отношение к учению,

5) отношение к общественному труду,

6) коллективизм, чувство товарищества,

7) доброта и отзывчивость,

8) честность и справедливость,

9) простота и скромность,

10) отношение к красоте;

для старшеклассников (10 — 11 классы)

1) гуманность,

2) ответственность,

3) гражданская позиция,

4) стремление к становлению характера.

В каждом критерии выражено осознание ожиданий школы, родителей, общества. Количественная оценка, в которой заключена качественная сторона вопроса — частота проявления тех или иных отношений, фиксируется по пятибалльной системе, к которой привыкли и родители, и их дети. Исследование уровня воспитанности проводится раз в год — в апреле-мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося необходимые коррективы в воспитательный процесс.

Разработанная модель и педагогические условия ее реализации способствуют успешной взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.