Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа'

Педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ART AND DESIGN COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE STUDENTS / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / GRAPHIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Марина Владимировна

Статья посвящена проблемам развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна. Статья анализирует проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов, а также описывает результаты опытно экспериментального этапа исследования. Проведенный анализ исследований ученых, позволил определить понятие художественно-проектной компетенции. В результате опытно экспериментальной работы были выявлены педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов: создание информационно-образовательной среды на основе интеграции содержания, методик и форм обучения; поэтапное включение в процесс обучения художественных и проектно-творческих задач; реализация современных информационно-коммуникационных технологий обучения. Автор формулирует понятие «художественно-проектной компетенции», как интегративной способности студентов колледжа; раскрывает компоненты «художественно-проектной компетенции»: гносеологический, аксиологический и праксиологический; определяет педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции средствами графического дизайна. В ходе исследования на практическом уровне, автор разработал и внедрил учебно-методическое пособие «Художественно-проектная деятельность: от цели к успеху» в процесс обучения студентов колледжа. Результаты исследования нашли отражение в программе дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис». Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF ART AND PROJECT COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to the problems of art and project competence development of college students. The purpose of this research article is to prove theoretically and check experimentally pedagogical conditions of art and project competence development of college students by means of graphical design. The article analyzes the problems of art and project competence development, highlights the results of experimental stage of the scientific research. The author defines the concept of art and project competence on the basis of analysis of the major scientists researches. The experimental stage detected the following pedagogical conditions of effective development of student art and project competence: the creation of information and education environment on the basis of content, techniques and education forms integration; step-by-step inclusion of art and project-creative tasks into training process; implementation of modern information and communication training technologies. The author gives the concept of «art and project competence», that is specified as integrative capability of college students; defines the components of art and project competence, such as, gnoseological, axiological and praxeological; determines the pedagogical conditions of effective development of art and project competence by means of graphical design. The author developed and applied teaching and methodological study guide «Art and project activities: from the purpose to success» into the process of college education. Research results are used in the further education program «Graphic Design studio «White fox». The research materials can be used in the system of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа»

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

© 2017

Филатова Марина Владимировна, аспирант третьего года обучения

Сургутский государственный университет (628400, Россия, Сургут, проспект Ленина, дом 1, e-mail: filatova_mv86@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна. Статья анализирует проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов, а также описывает результаты опытно - экспериментального этапа исследования. Проведенный анализ исследований ученых, позволил определить понятие художественно-проектной компетенции. В результате опытно - экспериментальной работы были выявлены педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов: создание информационно-образовательной среды на основе интеграции содержания, методик и форм обучения; поэтапное включение в процесс обучения художественных и проектно-творческих задач; реализация современных информационно-коммуникационных технологий обучения. Автор формулирует понятие «художественно-проектной компетенции», как интегративной способности студентов колледжа; раскрывает компоненты «художественно-проектной компетенции»: гносеологический, аксиологический и праксиологический; определяет педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции средствами графического дизайна. В ходе исследования на практическом уровне, автор разработал и внедрил учебно-методическое пособие «Художественно-проектная деятельность: от цели к успеху» в процесс обучения студентов колледжа. Результаты исследования нашли отражение в программе дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис». Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: художественно-проектная компетенция, педагогические условия, студенты колледжа, среднее профессиональное образование, графический дизайн.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF ART AND PROJECT COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

© 2017

Filatova Marina Vladimirovna, postgraduate student, the third year of training

Surgut State University (628400, Russia, Surgut, Lenina street, 1, e-mail: filatova_mv86@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the problems of art and project competence development of college students. The purpose of this research article is to prove theoretically and check experimentally pedagogical conditions of art and project competence development of college students by means of graphical design. The article analyzes the problems of art and project competence development, highlights the results of experimental stage of the scientific research. The author defines the concept of art and project competence on the basis of analysis of the major scientists researches. The experimental stage detected the following pedagogical conditions of effective development of student art and project competence: the creation of information and education environment on the basis of content, techniques and education forms integration; step-by-step inclusion of art and project-creative tasks into training process; implementation of modern information and communication training technologies. The author gives the concept of «art and project competence», that is specified as integrative capability of college students; defines the components of art and project competence, such as, gnoseological, axiological and praxe-ological; determines the pedagogical conditions of effective development of art and project competence by means of graphical design. The author developed and applied teaching and methodological study guide «Art and project activities: from the purpose to success» into the process of college education. Research results are used in the further education program «Graphic Design studio «White fox». The research materials can be used in the system of secondary professional education.

Keywords: art and design competence, pedagogical conditions, college students, secondary professional education, graphic design.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Новые законодательные и нормативные документы в сфере среднего профессионального образования, диктуют новое видение студента в образовательных организациях профессионального образования, необходимость развития общих и профессиональных компетенций, способствующих построению индивидуальной образовательной траектории и полноценному развитию личности студента [1, 2, 3, 4].

Студенты колледжа, обучающиеся на специальностях «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации», изучают способы ввода, обработки, хранения, передачи и публикации цифровой информации, программное обеспечение компьютерных систем. Учитывая то, что компьютерная графика сегодня находит применение в различных областях профессиональной деятельности человека, это индустрия кино, телевидения, компьютерные игры, различные виды дизайна (графический, промышленный и др.), студенты данных специальностей не имеют достаточных знаний в области дизайна и оформительских работ при помощи компьютерной графики. Следовательно, появилась необходимость развития ху-

дожественно-проектной компетенции студентов, обучающихся на специальностях сферы информационных технологий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблема развития художественно-проектной компетенции освещена в работах А.В. Деревицкой, В. П. Фалько, Е. А. Феденевой и др. В работах авторов уточняется сущность понятия и структура изучаемой компетенции, определяются педагогические условия эффективного ее развития. Ученые рассматривали данный вопрос на примере социальных и творческих специальностях студентов, в то время как в сфере информационных и компьютерных специальностей данная компетенция не достаточно широко освещена. Методологическую основу исследования данной проблематики составляет компетентностный подход, идеи которого находят отражение в работах Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Исследованиями в области графического дизайна занимались Н.О. Постников, Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, С.И. Серова, Е.Э. Павловская, В.В. Волкова и др. Авторами выявлялись виды и средства

графического дизайна. Исследования в области теории и методики обучения дизайну обнаружены в работах М.С. Каган, А.С. Квасов, Дж. Нельсон, В.Ф. Сидоренко, В.И. Толстых, З.Ю. Черная и др).

Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Изучение проблемы нашего исследования мы начали с определения и анализа художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Для рассмотрения сущности художественно-проектной компетенции предполагалось раскрытие исходных понятий. Анализируя различные варианты определений «компетенция», «художественная компетенция», «проектная компетенция», «художественно-проектной компетенция» мы сформулировали свое определение художественно-проектной компетенции, как интегративной способности обучающихся проектировать предметно-пространственную среду от дизайн-концепции до оригинал-макета, применяя основы художественных дисциплин и компьютерной графики [5, 6, 7].

В результате анализа проблемы дизайнерской подготовки студентов колледжа, была разработана программа дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис», направленная на студентов обучающихся по специальностям: «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации», и введена в автономном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж».

Формы участия графического дизайна в системе образования и решаемые при этом задачи многообразны и условно могут быть сведены в две группы:

- возможности графического дизайна в решении общих проблем совершенствования системы технологического образования;

- вопросы участия графического дизайна в решении проблем эстетического и художественно-графического воспитания студентов.

Особой динамикой становление графического дизайна характеризуется с конца XIX в., что связано с изменением хозяйственно-экономического уклада общественной жизни в разных странах. С развитием полиграфии увеличивается и роль графического дизайна в жизни людей, возникают новые виды графического искусства. Современный мир - это мир визуализации: графическое представление информации, графическая часть проекта, графический дизайн, то есть во всех сферах деятельности необходима графическая часть, выполненная с учетом эстетических, функциональных и других законов.

В последние десятилетия в нашей стране стал развиваться графический дизайн как самостоятельная область художественного конструирования. Определение графического дизайна, данное В.Д. Курушиным мы считаем наиболее приемлемым для нашего исследования, графический дизайн - представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации [8, С.10].

Графический дизайн проникает и воздействует на социум во всех сферах жизнедеятельности и обихода, не-

возможно обойтись без его атрибутов - мебели, посуды, средств транспорта, книг, одежды, визиток, вывесок.

Таким образом, актуальность обучения графическому дизайну сводится не только к расширению эстетического, художественно-графического и дизайнерского кругозора, развитию художественно-проектной компетенции, но и к духовному росту личности, развитию положительных человеческих чувств, вкусов и идеалов, эстетической чуткости человека и формирование нравственности личности.

Дизайнерская подготовка заключается в формировании технологических, художественно-конструкторских и дизайнерских качеств студентов, способностей и потребностей действовать по законам технологической целесообразности, что в свою очередь является фундаментом дизайнерской деятельности, предполагающей достаточно высокий уровень культуры и подготовки.

Для достижения цели исследования одной из задач было определение педагогических условий эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов.

Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволил выявить, что педагогические условия являются одним из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие [9-16].

Первое педагогическое условие определенное нами -создание информационно-образовательной среды на основе интеграции содержания, методик и форм обучения.

Проанализировав понятие информационно-образовательной среды (А.В. Деревицкая, .И.Ракитина, С. В. Коровин, Е.К. Марченко), мы рассматриваем ее как совокупность информационного, материально-технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с обучающимся, как субъектом образовательного процесса. Информационное обеспечение составляют печатные и электронные носители, источники глобальной сети Интернет, вовлекаемые в учебный процесс по программе дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис», в соответствии с целями и методами их реализации.

Материально-техническое обеспечение - это средства, необходимые для качественной реализации образовательных и воспитательных задач при развитии художественно-проектной компетенции студентов колледжа и включает технические, программные средства обучения, учебно-практическое оборудование и др.

Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя нормативный комплект документов, программу дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис», учебно-методические комплексы по разделам программы, тематику проектов, направление социальных практик, творческих проектов и методические рекомендации по их выполнению.

Принципы построения информационно-образовательной среды делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности обучающихся с применением новых информационных технологий.

Второе педагогическое условие заключается в поэтапном включении в процесс обучения художественных и проектно-творческих задач.

Построение процесса обучения базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. За основу такой системы выбрана последовательная совокупность видов учебной деятельности, обеспечивающая поэтапное вхождение по уровням ус-

Филатова Марина Владимировна педагогические

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ... науки

воения учебной информации.

Основываясь на исследовании А.В. Деревицкой художественное проектирование предполагает включение художественных, практико-ориентированных и проектно-творческих задач, направленных на развитие умений, навыков и приобретение опыта творческой художественно-проектной деятельности, способствующей развитию художественно-проектной компетентности студентов колледжа [17]. Решение художественных задач достигается при обучении основам цветоведения, композиции, типографики, путем выполнения практических упражнений. Проектно-творческие задачи реализо-вываются при обучении основам проектирования (художественное проектирование, дизайн-проектирование в графическом дизайне), основам рекламы, фирменному стилю предприятия, верстке и дизайну полиграфических изданий, иллюстрации, путем выполнения практических работ, применяя активные методы обучения, а также при подготовке творческих работ и проектов к различным конкурсам.

Третье педагогическое условие - реализация современных информационно-коммуникационных технологий обучения.

Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимаются технологии, связанные с телекоммуникацией, т.е. общением на расстоянии посредством всемирной сети Интернет, направленные на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации [18-24]. Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет эффективно передавать знания, умения технологического и социального характера, повысить качество обучения и переход от традиционной системы образования к современным требованиями общества в эпоху компьютеризации и информатизации [25]. Сегодня происходит глобальное внедрение интерактивных, компьютерных и программных средств в дидактическое оснащение образовательного процесса.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [18].

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [26].

В последние десятилетия ИКТ технологии являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности в сфере графического дизайна, применяемые для создания продуктов визуальной коммуникации.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у студентов с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития студентов, облегчает работу преподавателя и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Использование компьютера в преподавании компьютерной графики, несомненно, улучшает восприятие передаваемых знаний и позволяет подробно демонстрировать приемы и алгоритмы создания дизайнерских продуктов в графических редакторах. Развитие интерактивного общения с компьютерами - реальный переход к творческим методам обработки изображений - эргоно-216

микой цветопередачи, дизайном графических объектов. Компьютерная графика, как средство ИКТ открывает большие перспективы при проектировании, дизайне и научных исследованиях.

Следующей задачей нашего исследования являлась реализация педагогических условий эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

Исходя из вышеперечисленных педагогических условий, мы определили основные задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Определить критерии, показатели и уровни оценки эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

2. Определить начальный уровень формирования художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий на развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2011-2014 г.г., в несколько этапов: поисковый, констатирующий и формирующий.

Поисковый этап. На этом этапе изучалась психолого-педагогическая и методическая литература, диссертационные исследования по проблеме развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

Констатирующий этап. На этом этапе определялись педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна; выявлялись критериальные характеристики изучаемой проблемы. Было установлено, что при проведении занятий по художественно-проектным разделам практически отсутствуют междисциплинарные связи, не учитываются возможности включения реального проектирования в процесс обучения, а также недостаточно применяются информационно-технические средства, назначение которых - повысить качество обучения. Сформированность художественно-проектной компетенции студентов колледжа в области дизайна также определяет владение основными графическими редакторами (Adobe Photoshop, Corel Draw) и включение их в процесс проектирования.

Формирующий этап. Этап включал в себя опытно-экспериментальную проверку эффективности реализации педагогических условий, при которых обеспечивается эффективность развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.

Уровень развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна мы определяли с помощью критериев, уровней и показателей. Для определения критериев мы рассмотрели ряд исследователей, которые раскрывают и классифицируют это понятие, А.В. Деревицкая, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, Э.Ф. Насырова, Н.Ф., Ф.Д. Рассказов и других ученых.

В. П. Беспалько определяет четыре уровня научного познания как четыре ступени интеллектуального развития обучающихся в учебном процессе - узнавание, репродуктивное действие, продуктивное действие, творческое действие [27]. А.В. Деревицкая раскрывает четыре критерия художественно-проектной компетенции: сформированная потребность в осуществлении художественного проектирования, готовность применения полученных знаний, владение опытом художественного проектирования, способность к самооценке и самоанализу [17].

На основе изучения научных и теоретических работ мы выбрали критерии, уровни и показатели разработанные учеными В. П. Беспалько, А.В. Деревицкая, Э.Ф. Насыровой и адаптировали их в нашем исследовании АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

[17, 27, 28].

1. Гностический критерий (знания сущности основных понятий графического, знания ведущих способов дизайнерской деятельности, знания законов композиционного решения, законов цветоведения, шрифтовых композиций и принципов применения цвета и шрифта в графическом дизайне, знания основных требований к дизайн-объектам (функциональных, эстетических, технологических, художественно-графических, визуальных).

2. Деятельностный критерий (выполнение дизайн-проектов с помощью компьютерной графики, умение изготавливать макеты изделий в процессе художественно- графического проектирования, личный опыт дизайнерской деятельности, умения использовать эвристические и современные методы графического дизайна при решении различных задач).

3. Мотивационный критерий (уровень творческого потенциала личности, развитость механизмов образного, логического, ассоциативного мышления, развитость различных типов памяти, необходимых для реализации художественно-графической проектной деятельности, уровень развития художественно-графических способностей, развитость пространственного, воссоздающего, творческого воображения).

Все критерии были проверены по трем уровням подготовки студентов при обучении основам графического дизайна. Представленные ниже уровни подготовки разработаны на основе уровней усвоения учебного материала, предложенных З.Ю. Черной [29].

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский политехнический колледж», в рамках программы дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис».

В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1-го курса, обучающихся по специальностям «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации». Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации педагогических условий проводилась в течение одного года обучения по программе дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис». В процессе исследования была определена одна контрольная группа (КГ) и три экспериментальные группы (ЭГ). В контрольной группе занятия проводились по традиционной форме обучения, в экспериментальных группах реализовывались педагогические условия.

В первой экспериментальной группе (ЭГ1) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы проверяли 1-ое и 3-ье педагогическое условие, во второй группе (ЭГ2) - апробировали 2-ое и 3-ье педагогическое условия. И в третьей группе (ЭГЗ) проверялась действенность всех трех педагогических условий, определенных в исследовании.

Задачей констатирующего этапа эксперимента была всесторонне контролировать процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна, что позволило производить контрольные срезы и следить за ходом экспериментальной работы.

Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогических условий развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна, мы пользовались критериально-оценочным инструментарием, который помог определить уровень сформирован-ности художественно-проектной компетенции.

Прежде чем перейти к эксперименту нами были проведены диагностические тесты для определения начального уровня сформированное™ гностического, деятельного и мотивационного критерия студентов, обучающихся по специальностям «Программирование в

компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации», что позволило определить общий уровень готовности к развитию художественно-проектной компетенции. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, студенты не обладают достаточными знаниями и умениями в области художественного проектирования, но они проявляют интерес к изучению дизайна и особенно компьютерной графике, а, следовательно, существует необходимость внедрения педагогических условий способствующих развитию художественно-проектной компетенции.

Следующий этап - промежуточный проходил на протяжении года обучения, где в экспериментальных группах реализовывались педагогические условия, а контрольная группа продолжала процесс обучения в обычном режиме.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что более интенсивный рост уровня развития художественно-проектной компетенции студентов в экспериментальных группах, чем в контрольной. Особенно заметен рост уровня развития художественно-проектной компетенции студентов в третьей экспериментальной группе (ЭГ3), где было использовано сочетание всех педагогических условий, что свидетельствует о результативности выделенных нами педагогических условий.

Значительно снизилось количество студентов с низким репродуктивным уровнем развития художественно-проектной компетенции в ЭГ3 - с 67% до 2%, где применялся комплекс педагогических условий, в то время как в КГ - с 71% до 55%.

В ходе опытно-экспериментальной работы было подтверждено, что внедрение в практику обучения сочетания всех педагогических условий эффективно влияет на развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа средствами графического дизайна.

Художественные проекты и творческие работы, разработанные учащимися в течение года обучения, стали участниками и победителями конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня:

3 призера Регионального чемпионата WorldSkills Russia в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2015 г.;

3 участника XVIII Всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе»;

9 участников городского конкурса социальной рекламы «Простые правила»;

18 участников внутриколледжного конкурса социальной рекламы «Мне не все равно»;

3 участника III Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Поколение одаренных».

Результаты эксперимента наглядно показали эффективность применения разработанных нами педагогических условий развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в процессе обучения по программе дополнительного образования «Студия графического дизайна «Белый лис».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Москва : Эксмо, 2016. 160 с. (Законы и кодексы).

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года от 18.07.2013 г. № ПК-5вн [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 03.12.2016).

3. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).

4. Концепция развития системы образования Ханты-

Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.

5. Фалько, В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна : диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009. 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1599

6. Феденева Е. А. Структура художественно-проектной компетентности будущих специалистов в области дизайна и содержание подготовки, направленной на ее достижение // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2015. №12

7. Филатова М. В. Сущность, структура и содержание художественно-проектной компетенции в педагогической теории и практике // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №5. С. 257-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама /

B. Д. Курушин. - М.: ДМК Пресс, 2001. - 272 с.

9. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1988, - 532 с.

10. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : материалы [III региональной] науч.-практ. конференции, 14-15 мая 2009 г. : в 2 ч. : Ч. I / М-во общ. и проф. образования Свердл. обл., Гос. образоват. учр. доп. проф. образования «Ин-т развития регион. образования Свердл. обл.»; отв. ред. Л. И. Долинер. -Екатеринбург: ИРРО, 2009. - 439 с.

12. Мягкова В.Ю. О некоторых педагогических условиях формирования конкурентоспособности студентов вуза в процессе изучения иностранного языка // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 100-105.

13. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.

14. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.

15. Амитрова М.В. Педагогические условия формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07).

C. 84-90.

16. Глухова Л.В., Сыротюк С.Д., Коростелев А.А. Педагогические условия реализации методик трансформации знаний // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 203-206.

17. Деревицкая, А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Деревицкая Анна Владимировна.- Челябинск, 2013, 26 с.

18. Зайцева С.А. Иванов В.В. «Информационные технологии в образовании» М., 2009.

19. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 98-101.

20. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

21. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.

22. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

23. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

24. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

25. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 32-37

26. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

27. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

28. Насырова, Э. Ф. Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии при модульном обучении // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2012. - № 1 (09).

29. Черная, З. Ю. Теоретические и методические основы обучения дизайну (художественное конструирование из бумаги) в системе профессионально- педагогической подготовки студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Черная Зоя Юрьевна. - М„ 1997. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.