Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования дискурсвино-ценностной компетенции будущих лингвистов'

Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования дискурсвино-ценностной компетенции будущих лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДИСКУРСИВНО-ЦЕННОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ ЛИНГВИСТЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION / DISCOURSE VALUABLE COMPETENCE / FUTURE LINGUISTS / LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Н. В.

Статья посвящена педагогическим условиям, необходимым для успешного функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. В статье приводятся характеристики сетевого взаимодействия субъектов лингвистической подготовки, организации тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих лингвистов и актуализации ценностного аспекта креолизованных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LINGUISTS

The article is devoted to pedagogical conditions that are necessary for the successful functioning of the system of the discourse-valuable competence formation of future linguists. The paper summarizes the characteristics of networking subjects of language training, organization of the tutor support training of future linguists and updating valuable aspect of creolized texts.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования дискурсвино-ценностной компетенции будущих лингвистов»

кого темперамента обладают повышенной работоспособностью в начальный период работы, но затем к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Флегматик последователен и обстоятелен в делах, осторожен и рассудителен, доводит начатое дело до конца, способен долго и упорно работать, но медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, любит основательно обдумывать решение.

Меланхолик не верит в свои силы, медленно входит в работу, его работоспособность выше в середине или к концу работы, быстро утомляется, чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, болезненно чувствителен и легко раним [2].

При организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по дисциплине «Дизайн и художественное конструирование» учитывался темп работы каждой группы студентов, объединенных по видам темперамента, сроки реализации различных этапов выполнения ими одних и тех же заданий, но скорректированных под вид их темперамента. Таким образом, материал темы рассматривался разными учащимися с разных позиций.

Приведем несколько примеров образовательных маршрутов по темам различных модулей дисциплины.

При обучении дисциплине студенты выполняют большое количество эскизов - предварительных набросков, фиксирующих замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, главные цветовые соотношения, конструктивная основа будущей модели. Костюмные эскизы подразделяются на следующие виды: фор-эскиз (быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительными изображениями её основных признаков), творческий эскиз (изображения моделей или коллекций, выполненные на бумаге большого формата с достаточной детальной прорисовкой не только общей формы одежды, но и отдельных её элементов), рабочий эскиз (рисунки-схемы, точно передающий силуэт, пропорции и детали костюмной формы, а также её конструктивную основу).

Практические задания выдавались студентам согласно выделенным четырем образовательным маршрутам:

для 1 образовательного маршрута (тип темперамента

- холерик) - выполнение фор-эскизов моделей спортивной одежды;

для 2 образовательного маршрута (тип темперамента

- сангвиник) - выполнение творческих эскизов моделей костюма в классическом стиле;

для 3 образовательного маршрута (тип темперамента

- флегматик) - выполнение рабочих эскизов моделей вечернего платья;

для 4 образовательного маршрута (тип темперамента

- меланхолик) - выполнение творческих эскизов моделей костюма в фольклорном стиле.

Библиографический список

При разработке костюмных эскизов приходится обращаться к различным средствам и приемам изобразительной выразительности. При всем их многообразии основными художественными средствами являются линии и пятно. Все линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. В эскизной графике существует понятие графическая фактура, которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. По способу изображения рисунка и его элементов графические фактуры разделяются следующим образом: линеарные фактуры (при создании изображения используются только точки и линии), пятновые фактуры (линия теряет самостоятельное значение и становится лишь границей, разделяющей соседние пятна), линеарно-пятновая фактура (рисунок представляет собой совокупность всех графических элементов - точки, линии, пятна, что усиливает выразительность возможного изображения).

Практические задания по теме «Выразительные графические средства и приемы эскизирования» выдавались студентам также согласно выделенным четырем образовательным маршрутам:

для 1 образовательного маршрута (тип темперамента

- холерик) - линеарное решение эскиза композиции геометрических тел;

для 2 образовательного маршрута (тип темперамента

- сангвиник) - линеарное решение эскиза комплекта аксессуаров;

для 3 образовательного маршрута (тип темперамента

- флегматик) - линеарно-пятновое решение эскиза комплекта аксессуаров;

для 4 образовательного маршрута (тип темперамента

- меланхолик) - пятновое решение эскиза композиции геометрических тел.

При изучении темы «Цветовая гармония в костюме» практические задания согласно образовательным маршрутам были следующими:

для 1 образовательного маршрута (тип темперамента

- холерик) - выполнение эскизов моделей с контрастным сочетанием цветов;

для 2 образовательного маршрута (тип темперамента

- сангвиник) - выполнение эскизов моделей с сочетанием родственных цветов;

для 3 образовательного маршрута (тип темперамента

- флегматик) - выполнение эскизов моделей с родственноконтрастным сочетанием цветов;

для 4 образовательного маршрута (тип темперамента

- меланхолик) - выполнение эскизов моделей с сочетанием родственных цветов.

Таким образом, с помощью вариативных образовательных маршрутов можно оптимально индивидуализировать процесс освоения студентами всех модулей дисциплины (а не по выбору) и содействовать снижению фактора неудовлетворенности обучающегося в образовании.

1. Соловьева, И.Б. Формирование творческой активности будущего учителя технологии в процессе изучения дисциплины «Дизайн и художественное конструирование»: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.

2. Барташев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М., 2002.

Bibliography

1. Solovjeva, I.B. Formirovanie tvorcheskoyj aktivnosti buduthego uchitelya tekhnologii v processe izucheniya disciplinih «Dizayjn

i khudozhestvennoe konstruirovanie»: dis. ... kand. ped. nauk. - Novokuzneck, 2007.

2. Bartashev, A.V. Temperament i svoyjstva vihssheyj nervnoyj deyateljnosti: Psikhologicheskaya diagnostika. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 20.01.14

УДК 378.016:81+378.014

Alekhina N.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LINGUISTS. The article is devoted to pedagogical conditions that are necessary for the successful functioning of the system of the discourse-valuable competence formation of future linguists. The paper summarizes the characteristics of networking subjects of language training, organization of the tutor support training of future linguists and updating valuable aspect of creolized texts.

Key words: pedagogical conditions, formation, discourse - valuable competence, future linguists, language training.

Н.В. Алехина, аспирант ФГБОУ ВПО ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: 2105nadia@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСВИНО-ЦЕННОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ

Статья посвящена педагогическим условиям, необходимым для успешного функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. В статье приводятся характеристики сетевого взаимодействия субъектов лингвистической подготовки, организации тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих лингвистов и актуализации ценностного аспекта креолизованных текстов.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование, дискурсивно-ценностная компетенция, будущие лингвисты, лингвистическая подготовка.

Любая педагогическая система, в том числе и система формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов, обладая потенциалом для развития, эффективно функционирует при обеспечении соответствующих педагогических условий, которые в совокупности составляют особую среду. Считаем, необходимо выявить комплекс педагогических условий, а также их роль и значение в обеспечении эффективного функционирования разработанной нами системы. Данные условия выявляются с ориентацией на положения средового подхода.

Прежде всего, отметим, что в самом общем виде условием называют «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [1, с. 469]. Говоря о педагогических условиях, многие ученые (А.Ф. Аменд, С.Л. Суворова, Н.М. Яковлева и др.) определяют их как комплекс мер, повышающих эффективность педагогического процесса или педагогической деятельности. Именно педагогические условия создают особую среду, катализирующую и интенсифицирующую развертывание исследуемого процесса.

Для определения комплекса педагогических условий нами были использованы ключевые позиции средового подхода. Отметим, что данный подход для решения проблем образования разрабатывался В.Я. Барышниковым [2], Ю.С. Мануйловым [3], М.Н. Старшовой [4], Н.Б. Стрекаловой [5], З.И. Тюмасевой [6], О.Н. Шевченко [7], Г.Г Шеком [8], В.А. Ясвиным [9] и др.

Философский энциклопедический словарь трактует среду как окружение, в котором протекает деятельность человеческого сообщества [1, с. 435]. Очевидно, что среда, которая обладает потенциалом для повышения эффективности функционирования педагогической системы, должна сама обладать педагогической природой, обеспечивать активность ее субъектов, быть открытой по отношению к окружающему пространству.

В современной литературе представлены самые разнообразные виды сред: природная, географическая, информационная, социальная, техническая, виртуальная и др. Рассматривая комплекс условий как среду, в которой эффективно функционирует разработанная нами педагогическая система, отметим, что по своей природе она будет являться образовательной средой.

К специфическим особенностям таких сред современные ученые относят ее системный характер; практико-ориентирован-ную направленность; способность существования и развития в условиях человеческих отношений, воздействие на личность и формирование личностью; обусловленность единством соци-

ально-деятельностного, материально-предметного и содержательно-методического компонентов.

Использование средового подхода для понимания того, какие условия эффективного функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов должны быть созданы, привело нас к идее определения данных условий исходя из структуры среды. Мы предположили, что усиление влияния каждого ее компонента способно обеспечить повышение результативности системы, функционирующей в данной среде

Для эффективного функционирования разработанной нами системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов данный комплекс условий должен быть необходимым и достаточным. В общенаучном плане условие считается необходимым, если его отсутствие препятствует осуществлению рассматриваемого события, а достаточным - если его наличие гарантирует осуществление этого события [10, с. 61].

Указанные характеристики условий, безусловно, требуют их научного подтверждения и доказательства. Как отмечается Е.В. Яковлевым, необходимость выбранных условий вытекает из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы, путей построения предлагаемой системы и результатов констатирующего этапа эксперимента, а достаточность выводится из результатов опытно-экспериментальной работы [11, с. 70].

Преимущественное влияние каждого из условий на формирование компонентов дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов приведено в таблице 1.

Представим содержательное наполнение каждого из условий.

Сетевое взаимодействие субъектов лингвистической подготовки. Данное условие повышает эффективность формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов за счет ускорения решения текущих задач, интенсификацию взаимодействия субъектов данного процесса - преподавателя и студентов. Использование средств интернет-сети позволяет оперативно обмениваться информацией, оказывать консультационную помощь, варьировать задания.

В широком смысле под сетевым взаимодействием в настоящее время понимают способ деятельности субъектов (агентов) определенной среды по совместному использованию ресурсов. В этом случае взаимодействие может быть организовано как с применением возможностей сети интернет, так и без него.

Таблица 1

Приоритетное влияние педагогических условий на формирование компонентов дискурсивно-ценностной компетенции

будущих лингвистов

Наименование условия Приоритетное влияние

Сетевое взаимодействие субъектов лингвистической подготовки Когнитивный компонент

Операционально-практический компонент

Ориентационно-аксиологический компонент

Организация тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих лингвистов Личностный компонент

Ориентационно-аксиологический компонент

Когнитивный компонент

Операционально-практический компонент

Актуализация ценностного аспекта креолизованных текстов Ориентационно-аксиологический компонент

Когнитивный компонент

Операционально-практический компонент

В узком смысле сетевое взаимодействие сводится к организации совместной деятельности удаленных партнеров через использование сети интернет. Для нас особое значение имеет именно такой тип взаимодействия, поскольку он позволяет практически в любое время осуществлять обмен информацией, оказывать помощь, контролировать процесс выполнения заданий без потери времени на ожидание личной встречи субъектов профессиональной подготовки. Таким образом, для процесса формирования дискурсивно-ценностной компетенции организация сетевого взаимодействия оказывается чрезвычайно продуктивной, поскольку устраняет пространственно-временные ограничения и интенсифицирует деятельность студентов и преподавателя.

В настоящее время оснащение университетов вычислительной техникой и телекоммуникационными средствами находится на достаточно высоком уровне, что позволяет организовать сетевое взаимодействие на любом управленческом уровне, в том числе и на уровне преподавателя и студента. Это обстоятельство позволяет нам рассматривать сетевое взаимодействие как педагогическое условие, потенциально распространяемое для массового применения в современной системе профессиональной подготовки будущих лингвистов.

Полноценное использование возможностей сети интернет требует серьезной подготовки. Во-первых, преподаватель должен создать особый методико-дидактический аппарат, т.е. дидактически целесообразно переложить весь материал на язык инструктивно-поясняющих текстов, которые рассылаются студентам для их самостоятельной работы и, следовательно, должны быть лаконичными, понятными и корректно структурированными. Во-вторых, преподаватель должен быть сам ИкТ-гра-мотным, способным пользоваться имеющимися техническими возможностями (Skype, электронная почта, социальные сети, ICQ, периферийное оборудование, он-лайн трансляции, вебкамеры, проекторы, факс-модемы и др.), и уметь оперативно обучить студентов работе с этими сетевыми средствами.

Отметим, что основными средствами сети интернет, обеспечивающими продуктивную реализацию сетевого взаимодействия в настоящее время являются: тематические сайты, электронные базы данных и библиотечные системы, он-лайн словари, переводческие программы, социальные сети, интерактивные тренажеры и тесты и др., а само взаимодействие может осуществляться через электронные и виртуальные конференции, онлайн и офф-лайн консультации, обсуждение в чате, ведение блогов, организацию вебинаров и др.

Образовательная среда, организованная через сеть интернет, дает свободный доступ к информационному обеспечению, стимулирует межличностное взаимодействие, что является ключевым фактором формирования такого специфического вида профессиональной компетенции лингвиста, как дискурсивноценностная компетенция. В процессе её формирования сетевое взаимодействие обеспечивает выполнение следующих функций: информационная - обмен сведениями, необходимыми субъектам в процессе взаимодействия; коммуникативная - организация общения между субъектами в процессе взаимодействия; консультативная - оказание помощи преподавателем или другими студентами, разъяснения по решению возникающих проблем; координационная - упорядочение деятельности и взаимодействия субъектов; компенсационная - восполнение выявленных в процессе взаимодействия недостатков профессиональной подготовки и др.

Поскольку данное условие направлено на оптимизацию, прежде всего, внеаудиторной самостоятельной работы студен-тов-лингвистов, ее дистанцированного сопровождения со стороны преподавателя, то технологическая сторона его обеспечения предполагает осуществление следующих обязательных процедур: получение студентами на учебных занятиях заданий для самостоятельного выполнения; проведение инструктажа по организации и регламенту взаимодействия через сеть интернет; подготовка комплекса дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов; выполнение регламента сетевого взаимодействия (ответы на возникающие вопросы, проведение контролирующих мероприятий, оперативная проверка выполненных заданий и редактирование информации и др.) с использованием сервисов университета; непрерывный мониторинг деятельности студентов.

При такой организации сетевого взаимодействия, его субъектами оказываются студенты-лингвисты, преподаватели, работ-

ники библиотеки, сотрудники университета, обслуживающие телекоммуникационные сети, а также субъекты внешней среды (представители профессионального сообщества, носители изучаемого языка, студенты-лингвисты других вузов и т.д.), с которыми организуется взаимодействие в процессе выполнения тех или иных проектов. Именно ориентация на внешнюю среду и установление контактов с ее представителями оказывается важным для будущего лингвиста и формирования у него дискурсивно-ценностной компетенции, образующейся в процессе коммуникативного взаимодействия.

Нами было установлено, что данное условие помимо его основной функции - повышения эффективности процесса формирования дискурсивно-ценностной компетенции, способствует еще и приучению студентов-лингвистов к открытому взаимодействию и решению текущих задач через сеть интернет, что является чрезвычайно важным для их будущей деятельности и адаптации в профессиональном сообществе. Кроме того, данное условие повышает информационную компетентность будущих лингвистов, обеспечивает улучшение их самоорганизации, формирует волевые качества, познавательную самостоятельность, профессиональную направленность и актуализирует профессиональные интересы.

Таким образом, данное условие повышает эффективность функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции за счет интенсификации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов и возможностей их коммуникативного взаимодействия с преподавателем, представителями внешней среды, профессионального сообщества посредством сети интернет.

Организация тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих лингвистов. Данное условие повышает эффективность функционирования разработанной нами системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов за счет оказания студенту своевременной тьюторской помощи со стороны преподавателя, повышения доверия субъектов друг к другу и улучшения психологического климата профессиональной подготовки в целом. В современном образовании тьютором называют организатора и руководителя самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; индивидуального научного руководителя студента [12, с. 342]. Педагогическое сопровождение трактуется в современной литературе следующим образом: это педагогически целесообразная система мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающие снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания [13, с. 47].

Обладая безусловной спецификой, тьюторское сопровождение, является видом сопровождения педагогического, и трактуется как движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка [14, с. 237].

Тьюторское сопровождение в нашем понимании - это форма взаимодействия студента с тьютором, координирующая пролонгированную индивидуальную работу, которая проходит в режиме консультаций, общения, обсуждений, совместного творчества. Его ключевая характеристика заключается в осуществлении индивидуального подхода к студенту, оказании ему персональной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, введении в профессиональную среду через собственный опыт, мировоззрение и ценностное отношение к профессии.

Анализ современной научной литературы показал, что тью-торское сопровождение обладает следующими свойствами: 1) является целенаправленной деятельностью, 2) предполагает оказание позитивного влияния на личность студента и его профессиональное становление, 3) опирается на персональный опыт тьютора, 4) требует оперативности в решении возникающих проблем у студента при прохождении индивидуальной образовательной траектории, 5) включает четыре основных направления (информационное, организационное, диагностическое и коммуникативное).

Чтобы охарактеризовать специфику обеспечения данного условия, раскроем указанные направления тьюторского сопровождения в их проекции на процесс формирования дискурсивно-ценностной компетенции.

Информационное направление тьюторского сопровождения заключается в предоставлении студентам информации, необ-

ходимой для формирования дискурсивно-ценностной компетенции, или оказании помощи в ее получении и адекватной интерпретации. Отбор такой информации осуществляется с учетом имеющегося у тьютора опыта и ценностных ориентаций, которые он транслирует студенту. В рамках данного направления тьютор знакомит студентов с нормами, принятыми в обществе и в университете; с традициями нашей страны и стран изучаемого языка; с особенностями профессии лингвиста, правилами его поведения и требованиями к внешнему виду; помогает адекватно интерпретировать информацию о происходящих событиях; оказывает помощь при работе с текущей учебной информацией и т.д. Основные формы взаимодействия в данном направлении: обсуждение, беседы, консультации.

Организационное направление тьюторского сопровождения предполагает оказание помощи в планировании дальнейшей деятельности, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу (например, планирование карьеры), регламентацию совместной деятельности, определение ответственности, выбор мероприятий и т.д. При этом тьютор помогает в построении образовательного маршрута, в организации, планировании и осуществлении тех или иных видов учебной деятельности, в сопровождении самостоятельной работы студента и т.д. Основными формами взаимодействия для данного направления являются семинары, консультации, мастер-классы, тренинги, совместное творчество и др.

В рамках диагностического направления тьюторского сопровождения осуществляется мониторинг академического продвижения студента, оценка степени освоения им составляющих дискурсивно-ценностной компетенции, отслеживание степени соответствия изменений студента требуемым положениям его образовательной траектории. Тьютор в условиях данного направления проводит контроль успеваемости, помогает в самостоятельной работе студента, осуществляет диагностику академических достижений будущего лингвиста, его психосоматического состояния, а также творческих способностей и интересов. В данном направлении используются тестирование, экспертиза, наблюдение, анкетирования и др.

Коммуникативное направление тьюторского сопровождения проявляется в общении со студентом. Оно связано с обеспечением благоприятной психологической атмосферы, установлением доброжелательных отношений, снижением уровня тревожности студентов, быстрой адаптации будущих лингвистов к вузу и профессии в целом. Коммуникативное направление является для нас наиболее значимым, поскольку в большей степени, чем все остальные оказывает положительное влияние на дискурсивно-ценностную компетенцию, которая формируется именно в непосредственном общении. Данное направление предполагает следующие действия тьютора: общение со студентами, оказание им помощи в конфликтных ситуациях, интерпретация ситуаций, установление связи с другими субъектами образовательной и профессиональной среды, обсуждение возникающих проблем, совершенствование профессиональной речи и др. Основными формами тьюторского сопровождения в рамках данного направления являются беседы, консультирование, наблюдение и др.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что тьюторское сопровождение предполагает непосредственное взаимодействие студента с тьютором и получение от него своевременной помощи в профессиональном продвижении, обеспечивающее снижение риска ошибок, быструю адаптацию в профессии и спокойные и комфортные условия профессиональной подготовки.

Таким образом, реализация данного условия позволяет повысить результативность процесса формирования дискурсивноценностной компетенции у будущих лингвистов благодаря своевременной поддержке и помощи тьютора, улучшению психологического климата, повышающего интерес к профессиональному продвижению, формирующего у будущего лингвиста чувство удовлетворения от академических успехов.

Актуализация ценностного аспекта креолизованных текстов. Данное условие обеспечивает повышение эффективности функционирования разработанной нами системы за счет ценностного обогащения содержания учебной деятельности и достижения более четкой интерпретации и усвоения студентами ценностных аспектов информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особым образом оформленный тематический текст, обладающий существенным потенциалом проявления ценностных аспектов заложенной в нем информации, носит название крео-лизованного текста - текста, структура которого состоит из двух

негомогенных частей: вербальной (языковой / речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [15, с. 180].

В современной науке к креолизованным текстам принято относить газетно-публицистические тексты, тексты рекламы, плакаты, афиши, комиксы, листовки, иллюстрированные художественные тексты и т.д. [16, с. 8]. Исследование показало, что их использование в процессе профессиональной подготовки будущего лингвиста особенно важно, поскольку деятельность данных специалистов связана с непрерывной интерпретацией поступающей информации, точной оценкой ее вербальной и невербальной составляющих, построением ситуационных дискурсов в соответствии с существующими нормами и ценностями.

Обращение к креолизованным текстам, в которых закодированы нормы, ценности и общий смысл передаваемой информации позволяет будущему лингвисту более точно понимать особенности менталитета, традиций, условий жизни людей, типологию отношений, грамотно строить собственное поведение в том или ином дискурсивном контексте.

Данное условие предполагает не просто аналитическое предъявление студентам разного рода креолизованных текстов, но и акцентирование внимания на выявлении тех ценностей, которые в них проявляются и пропагандируются. Отметим, что такая работа носит междисциплинарный характер и позволяет актуализировать разного рода знания будущего лингвиста (языковые, исторические, страноведческие и др.), развивать способность интерпретации символов, метафор, а также сформировать стереотипы поведения в различных типах дискурса.

Реализация данного условия предполагает проведение студентом комплексного анализа креолизованного текста с точки зрения: изображений в креолизованном тексте (символы, иллюстрации, аргументация, имиджевые образы и т.д.) Анализируя и интерпретируя полученную информацию (на плакате, политической карикатуре, в рекламе и т.д.), студент актуализирует имеющиеся знания о стране, временном периоде данного события, людях, причастных к нему, условиях жизни, выделяет соответствующие ценностные ориентации, закодированные в данном тексте, аргументировано объясняет свою позицию и проецирует соответствующий тип дискурса; цвето-шрифтовой символикок-реолизованного текста (смыслы, экспрессия, эстетика, типология шрифта и др.). Анализируя данный аспект креолизованного текста, студент выявляет его ключевой эмоциональный подтекст, а также за счет чего он создан, оценивает и объясняет расположение текста, выбор цвета, объясняет присутствие подчеркивающих и зачеркивающих линий, стрелок и т.д. При этом постоянное обращение к интерпретации текстов с точки зрения ценностных ориентаций выводит его на новый уровень понимания культуры своей и другой страны; подписей в креолизованном тексте (без подписей, с изображениями и подписями, с текстами и подписями). Студент определяет значение наличия или отсутствия подписи, анализирует ее смысловое содержание и те ценностные ориентации, которые она в себе несет, учится лаконичности использования лингвистических средств. Двойной смысл, который, как правило, присутствует в креолизованных текстах, имеющих подписи, дает дополнительные возможности для выявления ценностных ориентаций и их усвоения; гендерного аспекта креолизованного текста (главный персонаж: мужчина или женщина). Студент определяет роль изображенного персонажа, формулирует существующее в обществе ценностное отношение к нему, моделирует собственное дискурсивное поведение.

Такая причастность к ценностям своей и чужой страны формирует у студента правильное к ним отношение и обеспечивает адекватный учет этих ценностей в процессе продуцирования дискурсов и управления их развертыванием на практике.

Таким образом, данное условие обеспечивает повышение эффективности функционирования разработанной нами системы за счет интенсивной актуализации ценностного аспекта содержания профессиональной подготовки посредством использования креолизованных текстов.

Итак, выявленные и раскрытые педагогические условия оказывают непосредственное влияние на результативность функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов через совершенствование составляющих компонентов данного вида компетенции и являются необходимыми.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 2006.

2. Бартош, Д.К. Оптимизация профессиональной подготовки студентов-лингвистов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997.

4. Старшова, М.Н. Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности: дис. ... канд.

пед. наук. - Великий Новгород, 2003.

5. Стрекалова, Н.Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2009.

6. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. - Челябинск, 2006.

7. Шевченко, О.Н. Личностно ориентированная образовательная среда как средство развития познавательного интереса будущего ин-

женера: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2004.

8. Шек, Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2001.

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

10. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие. - М., 2004.

11. Яковлев, Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: монография. - Челябинск, 1998.

12. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.

13. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2012. - № 4.

14. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь, 2012.

15. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе / под ред. К.А. Абульхановой-Славской [и др.]. - М., 1995.

16. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие. -М., 2003.

17. Цеунов, К.С. Формирование межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2013.

Bibliography

1. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2006.

2. Bartosh, D.K. Optimizaciya professionaljnoyj podgotovki studentov-lingvistov: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2011.

3. Manuyjlov, Yu.S. Sredovoyj podkhod v vospitanii: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1997.

4. Starshova, M.N. Sredovihyj podkhod v professionaljnoyj podgotovke molodezhi k predprinimateljskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk.

- Velikiyj Novgorod, 2003.

5. Strekalova, N.B. Sredovoyj podkhod kak faktor formirovaniya informacionno-kommunikacionnoyj kompetentnosti studentov gumanitarnihkh specialjnosteyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2009.

6. Tyumaseva, Z.I. Ehkologiya, obrazovateljnaya sreda i modernizaciya obrazovaniya: monografiya. - Chelyabinsk, 2006.

7. Shevchenko, O.N. Lichnostno orientirovannaya obrazovateljnaya sreda kak sredstvo razvitiya poznavateljnogo interesa buduthego inzhenera: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2004.

8. Shek, G.G. Sredovoyj podkhod kak pedagogicheskaya innovaciya i usloviya ego osvoeniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Elec, 2001.

9. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.

10. Berkov, V.F. Filosofiya i metodologiya nauki: ucheb. posobie. - M., 2004.

11. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskiyj ehksperiment: kvalimetricheskiyj aspekt: monografiya. - Chelyabinsk, 1998.

12. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.

13. Yakovleva, N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyateljnostj // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012.

- № 4.

14. Kovaleva, T.M. Professiya «tjyutor» / T.M. Kovaleva, E.I. Kobihtha, S.Yu. Popova (Smolik), A.A. Terov, M.Yu. Cheredilina. - M.; Tverj, 2012.

15. Belickaya, G.Eh. Socialjnaya kompetentnostj lichnosti // Soznanie lichnosti v krizisnom obthestve / pod red. K.A. Abuljkhanovoyj-Slavskoyj [i dr.]. - M., 1995.

16. Anisimova, E.E. Lingvistika teksta i mezhkuljturnaya kommunikaciya (na materiale kreolizovannihkh tekstov): ucheb. posobie. - M., 2003.

17. Ceunov, K.S. Formirovanie mezhkuljturnoyj kompetencii buduthikh specialistov po svyazyam s obthestvennostjyu: dis. ... kand. ped. nauk. -Chelyabinsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 378

Andreychuk V.A. «THEATRE ANTHROPOLOGY» Jerzy Grotowski AS TEACHING EVOLUTION SEARCH. In

working with theoretical and pedagogical positions investigates the evolution of education actor having a rich inner world and without a trace transmitting their inner feelings to the viewer. The meaning of «anthropological theater» Jerzy Grotowski in dissolving phenomenon theater phenomenon of life, and this leads to recreating human.

Key words: evolution, education actor destruction stamp spontaneous improvisational act, an act of selfknowledge, psychophysical and voice technology, recreating man.

В.А. Андрейчук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Email: onir@agari.ru

«АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» ЕЖИ ГРОТОВСКОГО КАК ЭВОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ

В работе с теоретических и педагогических позиций исследуется эволюция воспитания актера, имеющего богатый внутренний мир и без остатка транслирующего свои внутренние переживания зрителю. Смысл «антропологического театра» Ежи Гротовского в растворении феномена театра в феномене жизни, а это приводит к пересозданию человека.

Ключевые слова: эволюция, воспитание актера, разрушение штампа, спонтанный импровизационный акт, акт самопознания, психофизическая и голосовая техника, пересоздание человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.