Научная статья на тему 'Педагогические технологии в подготовке студентов на военных кафедрах гражданских вузов'

Педагогические технологии в подготовке студентов на военных кафедрах гражданских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ / КУРСЫ ВНЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ОФИЦЕР-ПЕДАГОГ / ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манецкая Светлана Викторовна

В статье представлены педагогические технологии, применяемые в процессе обучения будущих специалистов. Показана важность интеграции гражданских вузов и военных кафедр для подготовки будущих офицеров. В статье указано на необходимость использования информационных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в подготовке студентов на военных кафедрах гражданских вузов»

товку педагогического корпуса, соответствующего запросам современных Вооруженных Сил,

Для преподавателей, имеющих опыт работы в гражданском вузе, но не имеющих опыта работы в военной школе, необходимо, прежде всего, ознакомиться со спецификой военного обучения. Тесное сотрудничество преподавателей гражданских и военных кафедр, организация образовательного процесса на основе межпредметных связей становится все более актуальной.

Для преподавателей, поступивших на преподавательскую должность из войск, специфика военного вуза уже знакома, а педагогического образования у них, как правило, нет. В связи с этим в современной высшей военной школе особое место занимает проблема выявления организационно-педагогических условий формирования офицера, компетентного, способного к самообразованию и самореализации, высоконравственного, мобильного военного специалиста.

Изучение сферы деятельности, будущих офицеров - наиболее важный вопрос для нашего исследования в плане взаимосвязи и взаимодействия объектов профессиональной деятельности. Знание этих объектов и функций военных специалистов способствует систематизации состава содержания интегрированной профессиональной деятельности, с целью отражения ее в учебной деятельности будущих офицеров. Методическая подготовка преподавателей военной кафедры, их собственные знания и практические навыки приобретают здесь особое значение.

Следует отметить, что педагогическая направленность деятельности офи-цера-педагога отличается спецификой содержания его учебно-воспитательной работы: обучение военному делу студента осуществляется с соблюдением мер безопасности в обращении с оружием, обеспечение высокого морально-боевого духа и высокой нравственности, воспитание дисциплины, защита чести и достоинства при соблюдении требований субординации и уважения личности.

На основании вышеизложенного удалось выделить противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке офицера, способного к компетентной педагогической деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий развития профессионально значимых качеств офицера-педагога в гражданском вузе.

Принимая во внимание вышеуказанное, мы видим решение этих проблем в применении педагогических технологий, основанных на межпредметной интеграции. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. Прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Недаром

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

говорят, что учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством.

К наиболее широко применяемым технологиям можно отнести:

- теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- проблемное обучение (Д. Дьюи, И. Я, Лернер, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, В. Оконь, М. Н. Скаткин);

- программированное обучение (Б. Ф. Скиннер, Н. Кроудер, А. Н. Ланда,

Ч. Куписевич);

- развивающее обучение (В, В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин);

- личностно-деятельностное обучение (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская);

- проективное образование (Г. Л. Ильин, В. С. Леднев);

- модульное обучение (Д. Рассел, П, А. Юцявичене, К. Я. Вазииа, М. А. Чошанов);

- контекстное обучение (А. А. Вербицкий);

- игровое обучение (Д. Б. Эльконин, Ж. С. Хайдаров, Н. В. Борисова, Г. П. Щедровицкий и др.);

- активное обучение (Н. В. Борисова, А. М. Смолкин и др.) и др.

Применение любой из них требует дополнительной доработки с целью

наполнения содержания предлагаемого для изучения материала информацией, отражающей деятельность будущего офицера.

Мы предлагаем рассматривать процесс обучения на основе ситуационно-функционального подхода, разработанного Э. Г. Малиночкой. Согласно мнению ученого в образовательной взаимодеятелыюсти функционируют два сущностных у частника-педагог и студент. В сознании каждого из них существует свой действийный центр. Педагог передает студенту информацию о сложившейся или задаваемой образовательной ситуации и задание (задачу), которое требуется выполнить (решить). Эта информация поступает в сознание студента, в котором (в памяти) хранится освоенная им образовательная информация и находится действийный (управляющий действиями) компонент личности, приводящий в движение инструментарий изменения рассматриваемых объектов образования [2, с. 9]. Далее

Э. Г. Малиночка пишет, что этот инструментарий многосторонен, имеет внутренние и внешние компоненты и выделяет когнитивную, эмоцийную, ценностную (оценивательную) и жизнедеятельностную стороны. Действия студента изменяют его объект, приводят его в новое состояние. Функциональная информация об этом состоянии поступает и к студенту, и к педагогу. Но она не является сущностной, образовательный процесс создается не для того, чтобы преобразовывать этот объект. В изменении объекта проявляются его свойства, информация о которых откладывается в сознании студента. Это и есть сущностная информация образовательного процесса, ради которой он проводится, обогащающая сознание студента, вследствие чего следующее действие с ним он выполняет на более высоком уровне ком-

петентности. Функциональная информация помогает студенту оценивать сущностный результат, а преподавателя ставит в известность о том, что студент соответствующее действие выполнил, а также о правильности его выполнения [2, с. 9].

Дальнейшее развитие эта теория получила в исследовании И. И. Макашиной. Образовательная функциональная система подготовки будущего специалиста рассматривается И. И. Макашиной как единица интегративной деятельности образования целого и представляет собой динамическую морфологическую организацию всех ее компонентов, избирательно объединенных для достижения заданного результата - формирования заданного качества.

Для того, чтобы совершенствовать существующую образовательную функциональную систему подготовки будущих специалистов, следует выделить все ее функциональные компоненты, которые включают действия с различным предметным содержанием и направлены на генезис тех или иных структурных моментов - субъекта, предмета, средства, внешних условий — а также информации о процедуре деятельности [1].

В данной статье мы поставили своей целью рассмотреть только один аспект этой проблемы - педагогические технологии, выступающие в качестве средства обучения будущих военных специалистов. Основным средством обучения может выступать процесс изучения иностранного языка [1].

Военные специалисты все больше и больше начинают испытывать потребность в умении грамотно общаться, понимать, обрабатывать и передавать информацию на языке, который не является для них родным. Но, как известно, изучение иностранного языка -это длительный и трудоемкий процесс, который занимает большое количество времени. Поэтому, в настоящее время на первый план выдвигается вопрос, связанный с разработкой новых средств, методов и технологий, позволяющих качественно улучшить процесс обучения и увеличить скорость обработки больших потоков информации. Решением этой проблемы является внедрение информационных технологий в учебном процессе, а именно использование современных мультимедийных средств и Интернета в качестве вспомогательных средств обучения иностранному языку. Электронные словари и энциклопедии, мультимедийные курсы, включающие аудио- и видеоматериалы, электронные издания книг, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, -все это дает возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую информацию по тем или иным вопросам.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Использование компьютера в обучении иностранному языку является оптимальным при обучении языковым фактам, языковым единицам, которые являются не творческими, а готовыми, заданными, легко поддающимися методическому манипулированию

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

в компьютерных программах. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

С помощью компьютера возможно вести поиск информации на языке, прочтение постоянно обновляемой базы Интернет-сайтов популярных иноязычных газет. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов. Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные.

При работе с учебными материалами компьютерные технологии предоставляют преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.

Применение компьютера может оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банков данных по каждому конкретному учащемуся и группе обучаемых в целом (сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы и т. п.).

Компьютер часто используется в функции преподавателя в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях

Комплексное применение различных технологий, в том числе компьютерных, в обучении будущих специалистов требует дополнительной доработки с целью наполнения содержания предлагаемого для изучения материала информацией, отражающей их будущую деятельность. Такая задача повышает требования и к уровню педагога, выступающему в качестве посредника между будущим специалистом и будущей деятельностью, готовому к формированию необходимых компетенций студентов - будущих специалистов, владеющему образовательной программой действий и использующему специальные технологии и средства формирования заданного качества.

Библиографический список

1. Макашина, И. И. Изучение иностранного языка как средство обучения профессиональной деятельности. [Текст] / И. И, Макашина. - Новороссийск. НГМА, 2004,- 160 с.

2. Макашина, И. И. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота [Текст]: монография. / И. И. Макашина, Э, Г. Малиночка. - Краснодар. КРО АПСН. 2007. - 44 с.

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. [Текст] / С. И. Ожегов / Под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М.: Изд-во Оникс, Изд-во Мир и Образование. 2007. - 976 с.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие. / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998, - 256 с.

5. Современный словарь но педагогике под ред. Рапацевич Е. С, Минск, 2001.-928 с.

УДК 371,01

Голощапов Сергей Викторович

Полковник юстиции, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ульяновского военно-технического училища (УВВТУ), www.zakon__s_v@mail.ru, Ульяновск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, СКЛОННЫМИ К НАРУШЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Goloshchapov Sergey Viktorovich

Colonel of justice, teacher at the chair of Humanitarian, Social and Economic Disciplines of the Ulyanovsk Military Technical School, www, zakon_s_v@mail.ru, Ulyanovsk

BASIC DIRECTIONS OF THE SUBUNIT COMMANDER’S PEDAGOGICAL PRACTICE WITH THE PERSONNEL DECLINED TO THE VIOLATION OF THE DISCIPLINE

Процессы модернизации и оптимизации оргштатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации затрагивает все стороны ее жизни, нацеливая на поиск новых решений. В центре Стратегии социального развития Вооруженных Сила Российской Федерации на период до 2020 г. стоит «человеческий ресурс», т. е. военнослужащий. Развитие личности воина, увеличение эффективности воспитательной работы в подразделении явля-

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

ется, пожалуй, самой сложной из всех задач, стоящих перед российской армией в современных условиях [1].

В этих условиях повышается значение исследования преступности военнослужащих, её причин и мер предупреждения воинских преступлений. Любое преступление, совершенное военнослужащим, наносит организационный и материальный вред не только военной службе, но, в итоге, подрывая престиж Вооруженных Сил и, криминализируя сознание других воинов, крайне отрицательно сказывается на общей боеготовности и морально-психологическом состоянии войск, что, в свою очередь, негативным образом отражается на состоянии защищенности нашего государства. Особую угрозу в этом смысле представляют преступления, посягающие помимо воинских отношений еще и на личность человека. Именно такими преступлениями являются нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, предусмотренные ст. 335 УК РФ. В связи с этим перед командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе в качестве важной самостоятельной задачи выдвигается работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины.

Основными направлениями работы командира с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины, являются: выявление лиц, склонных к нарушению воинской дисциплины; изучение индивидуальных причин подобного поведения; определение методов, средств и приемов педагогического воздействия на военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины; практическая реализация целей и задач перевоспитания военнослужащих; анализ результатов и эффективности перевоспитательной деятельности должностных лиц.

Работа командира по перевоспитанию военнослужащих с негативными качествами начинается с выявления лиц, склонных к воинским преступлениям и нарушениям воинской дисциплины. Существуют два основных способа выявления данной категории военнослужащих: изучение и опережающее выявление лиц с отклоняющимся поведением; наблюдение, выявление, фиксация и анализ нарушений воинской дисциплины и определение на этой основе военнослужащих с негативными качествами личности.

Оба способа используются в комплексе и, как правило, взаимно дополняют друг друга. Опережающее выявление лиц, склонных к нарушениям и другим отклонениям используется, прежде всего, на первом этапе их службы. Основными формами реализации этого способа являются: изучение документов, обобщение независимых характеристик, индивидуальные беседы, переписка с родителями, тестирование и другие [2]. Работая с воинами, командиры, военные психологи особое внимание уделяют выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. При изучении документов, анкет, автобиографий офицеры определяют факторы, которые могут служить предпосылками отклоняющегося поведения.

К таковым можно отнести: воспитание в неблагополучной семье; наличие судимостей, регулярных приводов в милицию, участие в криминальных группировках; участие в тоталитарных сектах и молодежных движениях антигосударственной направленности; ранние половые связи, непродуманное и преждевременное вступление в брак; раннее употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ; наличие нервно-психических и соматических заболеваний.

Выявление данных факторов является основанием для систематического и целенаправленного наблюдения, тестирования и помощи войскового психолога в дальнейшем изучении личности военнослужащего,

В качестве дополнения и продолжения опережающего выявления лиц, склонных к нарушению воинской дисциплины, используется способ наблюдения, фиксации и анализа нарушения воинской дисциплины. Данный способ реализуется в форме педагогического наблюдения, педагогического эксперимента и т. д. В этом случае офицер-воспитатель делает вывод о том, что воин относится к категории трудновоспитуемых на основе реальных фактов его поведения. По итогам наблюдения и оценки индивидуальной дисциплинированности командир может определить военнослужащих, систематически нарушающих воинскую дисциплину, неоднократно совершавших дисциплинарные проступки, имеющих серьезные предпосылки к совершению воинских преступлений и происшествий [3].

Наряду с такими формами выявления причин отклоняющегося поведения как анализ документов, наблюдение, индивидуальная беседа, обобщение независимых характеристик, командиры и их заместители по воспитательной работе используют психолого-педагогический анализ дисциплинарного проступка. В результате анализа устанавливаются причины проступка (объективные и субъективные), обращается внимание на то, можно ли было предотвратить проступок и каким образом, кто его не предотвратил, случаен или закономерен проступок, явился ли он следствием недисциплинированности воина, возможно ли повторение проступка, какие личные недостатки воина выявил проступок, каковы причины негативных качеств личности воина, какие меры общественного и дисциплинарного влияния требуется использовать, стоит ли применять дисциплинарное взыскание, какие недостатки в организации службы, процесса боевой подготовки, в воспитательной работе выявил проступок и какие недостатки в деятельности каких должностных лиц были таким образом выявлены.

Таков примерный алгоритм деятельности командира по изучению дисциплинарного проступка, ответив на все вышеперечисленные вопросы, Рассматривая конкретный случай нарушения воинской дисциплины, командир подразделения может сделать выводы о причинах проступка и негативных качествах личности воина, которые привели к правонарушению.

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. Мотивация, являясь при-

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

чиной выбора стратегии поведения, выполняет особую функцию внутреннего побуждения военнослужащего к деятельности. Пси хол ого-педагоги -ческий анализ отклоняющегося поведения военнослужащих предполагает изучение этого сложного явления через призму мотивации личности [4].

Одним из компонентов, образующим структуру мотивов, выступают потребности. Потребности часто диктуют поведение личности военнослужащего, противоречащее нормам права, морали и часто выступают в качестве мотивационного фактора. Военнослужащие с устойчивыми отрицательными, аморальными потребностями совершают преступные деяния. Эгоизм, равнодушие, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность, сочетаются у них с сознательно совершаемыми делинквен тными поступками.

Также закономерными являются связи между отклоняющимся поведением и ценностными ориентациями военнослужащих. К ним относятся: зависимость вида отклоняющегося поведения от доминирования инструментальных ценностей; зависимость отклонений в поведении военнослужащих от принятия ценностей «ближайшего развития» [4],

Основным «инструментом» в достижении главных целей жизни для военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению, является «элемент силы», а такие инструментальные ценности как «образованность» и «воспитанность» не являются значимыми средствами реализации жизненных целей.

Повседневная жизнедеятельность военнослужащих на сегодняшний день связана с рядом социально-бытовых проблем: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья и туманные перспективы на получение личной жилплощади, слабая правовая защищенность. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно-смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства (социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

При рассмотрении побудительно-смысловой сферы военной деятельности немаловажно духовное состояние первичных воинских коллективов, которое на данном этапе развития Вооруженных Сил является сложным и неоднозначным. Сказывается отсутствие общности мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов, целей деятельности, духовных ценностей, выработанных в процессе совместной деятельности по реализации стоящих перед подразделениями задач, эмоционально-нравственного настроя, что всегда являлось главным, определяющим в их сплочённости. Такая ситуация характеризуется как весьма болезненная и оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, приводит к росту числа отказников и уклонистов от воинской службы, неблагоприятно сказывается на общем уровне гражданственности в обществе.

Под профилактикой отклоняющегося поведения принято понимать всю деятельность (комплекс мероприятий) должностных лиц с целью создания достаточных условий для предотвращения предпосылок возникновения и развития негативных форм поведения военнослужащих. Ее эффективность во многом зависит от качества взаимодействия и активности всех субъектов деятельности: от командира части до командира отделения. Необходимо помнить, что возможности всех должностных лиц, участвующих в профилактике, различны, но роль каждого при этом важна [5].

Исходя из вышесказанного, следует, что для профилактики отклоняющегося поведения необходимы мероприятия, направленные на повышение мотивации к военной службе - методы стимулирования мотивов и методы формирования у военнослужащих профессионально-важных мотивов.

К методам стимулирования мотивов относятся:

- сочетание контроля, оценки, анализа, гласности в рассмотрении поступков военнослужащих;

- ускорение или целесообразное ограничение перемещения по должностям, выдвижение, обновление, переподготовка;

- учет потребностей, желаний и профессиональных способностей;

- создание и реализация планов улучшения условий службы, отдыха и жизни.

К основным методам формирования мотивов относятся:

- фиксация внимания на пробуждающихся профессиональных интересах и расширении области достигаемых служебных целей;

- непосредственное ориентирование личного состава на новые мотивы и подходы в работе;

- поощрение полезной инициативы и самостоятельности, формирование среди военнослужащих инициативных групп;

-налаживание связи с подчиненными по поводу жизни коллектива, своевременное устранение имеющихся противоречий в отношении к профессиональной деятельности.

Стимулированием важно активизировать позитивные профессиональные мотивы, связанные со служебными и личньми достижениями, избегая по возможности сильного давления на подчиненных. Использование методов формирования мотивов нужно направлять на развитие профессионализма военнослужащих, их ценностей и интересов [6].

Таким образом, в деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе по профилактике отклоняющегося поведения необходимо применение разнообразных методов для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов, выступает личность самого заместителя командира роты по воспитательной работе, оказывающего социально-психологическую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.