Научная статья на тему 'Педагогические проблемы адаптации ребенка к обучению в школе'

Педагогические проблемы адаптации ребенка к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирикова Д.А., Теуважукова Р.Т.

В статье представлены результаты исследования уровня адаптации ребенка к обучению в школе, анализ составлен на основе изучения экспериментальных исследований, проведенных в общеобразовательной школе г. Нальчика (Кабардино-Балкарской Республике).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жирикова Д.А., Теуважукова Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы адаптации ребенка к обучению в школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Жирикова Д.А.* *, Теуважукова Р.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье представлены результаты исследования уровня адаптации ребенка к обучению в школе, анализ составлен на основе изучения экспериментальных исследований, проведенных в общеобразовательной школе г. Нальчика (Кабардино-Балкарской Республике).

Ключевые слова: адаптация, младший школьный возраст, мотивация, мотивационная готовность к обучению в школе.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения, теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни [1, с. 4].

Адаптация - (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.

Прилежность, дисциплинированность младшего школьника, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе детско-родительских отношений [2, с. 174].

При наличии благоприятных детско-родительских отношениях родители младшего школьника озабочены учебными проблемами ребенка. Именно дома пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности -отношение взятой на себя ответственности. Многие матери специально берут

* Магистрант (направление «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология»).

* Заведующий кафедрой «Педагогики и психологии», кандидат педагогических наук, доцент.

46

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на многие годы вперед [3, с. 109].

Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления, ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Для изучения состояния данной проблемы на практике нами проведены экспериментальные исследования в одной из общеобразовательных школ г. Нальчика.

Наше исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего эксперимента было выявление отношения детей к школе и мотивационной готовности детей к обучению. Целью формирующего эксперимента было повышение адаптации детей к школе и их мотивационной готовности. Целью контрольного эксперимента было проведение повторного исследования, по выявлению результативности формирующего эксперимента, по повышению уровня адаптации детей к школе и их мотивационной готовности.

Для выявления отношений детей к школе и мотивационной готовности к обучению была использована методика «Что мне нравится в школе» разработанная психологом и педагогом Н.Г. Лускановой.

Исследования по данной методике в контрольной группе показали следующие результаты: от 51 % выявлен высокий уровень школьной мотивации, у 29 % средний уровень школьной мотивации, у 20 % детей низкий уровень, они выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего.

Результаты в экспериментальной группе: у 33 % высокий уровень школьной мотивации, у 24 % выявлен средний уровень, у 43 % детей низкий уровень школьной мотивации.

Таким образом, как следует из анализа сформированности школьной мотивации учащихся, практически треть группы испытывают трудности в адаптации к школьной деятельности. Половина детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них выражено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности 70 % учащихся

Далее была использована анкета для определения школьной мотивации учащихся разработанная Н.Г. Лускановой. Целью, которой является изучение школьной мотивации.

В результате изучения школьной мотивации в контрольной группе были получены следующие данные: 23 % имеют низкий уровень школьной мотивации. 38 % имеют средний уровень школьной мотивации. 39 % имеют очень низкий уровень школьной мотивации, они проявляют негативное отноше-

Педагогические науки

47

ние к школе, испытывает серьезные трудности: не справляются с учебной деятельностью, испытывает проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.

В результате изучения школьной мотивации в экспериментальной группе, были получены следующие данные: 20 % имеют низкий уровень школьной мотивации. 31 % имеют средний уровень школьной мотивации. 19 % имеют очень низкий уровень школьной мотивации, 30 % имеют высокий уровень школьной мотивации. Любят ходить в школу и посещают каждое занятие. К школе относятся очень положительно.

Таким образом, первая часть гипотезы, что в любой группе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, подтверждается экспериментально. Для подтверждения второй части гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений способствует повышению уровня адаптации школьников к процессу обучения в школе», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов.

Нами была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов, которая включала в себя цикл занятий. Цель занятий: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях, развитие способности слаженно работать в группе.

Первое занятие проходило скованно, дети не могли запомнить и принять все правила поведения, ошибки одного из них служили поводом для смеха. Второе занятие проходило с большим интересом, усвоили правила игр, хотя часто отвлекаются и ошибки других вызывают бурную реакцию. Дети запомнили имена, есть зачатки попыток помочь и подсказать. По итогам этих занятий учащиеся достигли частичного осознания своего места в группе, усвоили основные правила работы в группе («принцип командной помощи» и «общий результат по худшему члену группы»), на занятиях складывается положительный эмоциональный фон. Второй этап занятий, цель цикла занятий: развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи, развитие представлений о ценности другого человека, развитие коммуникативных навыков.

Первые два занятия показали, что детям трудно дается ролевая игра, они не могут перевоплощаться, перестраиваться. Необходима помощь родителей, в большей степени матери, только с их помощью удается расслабиться, раскрыть себя. Окончание у сказок обязательно должно быть хорошим. Последующее занятия прошли достаточно гладко. В конце цикла из 6 занятий дети ведут себя достаточно свободно и раскрепощено, активные игры с мячом, где усвоены правила, нравятся. Новую игру или усложнение условий не всегда воспринимают сразу. Дети слажено и четко выполняют дейст-

48

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

вия, помогают отстающим или непонимающим для скорейшего достижения общей цели. Активно проявляют интерес к занятиям и получению новых знаний, умений, навыков 70 % учащихся.

Третий этап занятий, цель цикла занятий: осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания, осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы.

Первое занятие стимулирует развитие и закрепление себя, как члена группы (класса), осознание значения коллектива и своей роли в нем. Однако 50 % детей все еще не воспринимают общие цели группы и только после беседы с психологом начинают осознавать себя частью команды.

Второе занятие прошло сложно. Дети плохо подставляют свои будущие нужды, занятия в школе представляют в красочном свете, надеясь на постоянное присутствие игр, нацеленность на получение новых знаний и интерес к ним стабильно присутствует у 40 % учащихся.

Необходимо продолжить работу над развитием средств познания и развитие мотивов межличностных отношений. С некоторыми детьми необходима работа над развитием уверенности в собственных силах, и над развитием способности наиболее успешно реализовывать себя.

Таким образом, коррекционно-развивающая программа необходима в работе с учащимися младших классов. Занятия этой программы влияют на адаптацию школьников к новому образу жизни и повысившимся требованиям со стороны окружающих.

После реализации составленной нами программы, мы провели контрольный эксперимент, с целью выявления уровня адаптации детей к школе и их мотивационную готовность.

Исследование по методике Н.Л. Лусканова в экспериментальной группе показала следующий результат: 52 % учащихся имеют высокий уровень школьной мотивации, у 19 % выявлен средний уровень школьной мотивации, 29 % выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых.

Результаты исследования по анкете выявления школьной мотивации в экспериментальной группе показала следующие результаты: 40 % имеют высокий уровень школьной мотивации, 20 % имеют средний уровень школьной мотивации, 20 % имеют низкий уровень школьной мотивации и 10 % имеют очень низкий уровень школьной мотивации.

Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации детей в школьной жизни испытывают 25 % школьников. Все дети справились с предложенными заданиями. 25 % школьников показали уровень среднего развития. 50 % детей хорошо справился с заданиями, показав уровень развития выше среднего. Можно утверждать, что практически все дети имеют достаточный уровень интеллектуального развития, у них развиты тонкая моторика и движение руки, большая часть из этих детей смогла вы-

Педагогические науки

49

поднять задания, не отвлекаясь. Таким образом, можно говорить о готовности школьников к школьному обучению. В любой группе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, подтвердилась экспериментально. Для подтверждения второй части гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений способствует повышению уровня адаптации школьников к процессу обучения в школе», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов.

В результате формирующего эксперимента произошло заметное улучшение факторов адаптации школьников к процессу обучения, заметно снизился уровень школьной дезадаптированности и повысился уровень школьной мотивации. В ходе проведения анализа мы установили существование различий между детьми. В целом, все дети имеют хорошую адаптацию к школе, нормальный эмоциональный фон и хорошую готовность к обучению.

Таким образом, данное исследование показывает, что адаптация детей первого класса проходит на среднем уровне. Для того чтобы первоклассники благоприятно прошли школьную адаптацию необходимо создавать специальные условия в школах. Так, например, в некоторых школах существуют кружки для будущих первоклассников. На базе этого кружка специалисты школ проводят различные тренинги, игры по профилактике дезадаптации детей к условиям школьной среды. Для того чтобы ребенок приспособился к условиям школьной среды, необходимо проводить серьезную работу с родителями. Данная работа может включать в себя: тренинговые занятия для всей семьи; родительское собрание для будущих родителей первоклассников; индивидуальную консультативную работу; оказание экстренной психолого-педагогической помощи семье. Все вышесказанное, поможет благополучно пройти адаптационный этап будущего и настоящего первоклассника. Ведь насколько успешно пройдет первый этап адаптации ребенка, от этого будет зависеть его дальнейшее развитие в школьной жизни.

Список литературы:

1. Бальцевич В.А. Семья, профилактика отклоняющего поведения. - М., 2011. - 361 с.

2. Варга Т.Н. Радости родительских забот. - М.: Прогресс, 2010,199 с.

3. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский. - М., 2011. - С. 27-37.

4. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журнал практического психолога. - 2007. - № 2.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.