Научная статья на тему 'Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания'

Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ / ЭТНОФОРЫ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслаханов Саид-али Махмудович

Совершенствование системы физического воспитания, развитие ее теоретических и методических основ, организационных форм и средств физического воспитания ориентируясь на создание методологической базы реализации подготовки социально востребованной личности. В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического обоснования общедидактических и специфических принципы использования средств этнологической физической культуры в процессе физического воспитания этнофоров. Реализация принципов трансформации этнопедагогического наследия в сфере физической культуры окажет положительное воздействие на уровень обученности этнофора, развитие его сущностных сил: профессионального сознания, интеллекта и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching principles of transformation of the ethnological physical culture into modern practice of physical training

Improvement of the system of physical education, the development of its theoretical and methodological foundations of organizational forms and physical education means, focusing on the creation of the methodological framework for the preparation of the socially requested individual. The article examines the psychological and pedagogical issues of the justification of the general didactic and specific principles of the ethnological physical culture application in the process of physical training of the ethnophors. Implementation of the principles of transformation of the ethnopedagogical heritage in the physical culture sphere will have a positive impact on the learning level of the ethnophor, the development of his essential powers: professional consciousness, intellect and morality.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания»

zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 53, No. 7, pp. 6-10

2. Grets, I.A. (2010), “Modern sport and social integration of women”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 34-38.

3. Lubysheva, L.I. (2001), “The social role of sport in the development of society and person's socialization”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 11-15.

4. Rodomanova, S.S. (2007), “The study of gender relations in sport (through the example of elite sport)”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 8184.

5. Hofstede, G. (1997), Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management, Beck. Munchen.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2013.

УДК 796(04)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННУЮ ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Саид-Али Махмудович Аслаханов, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт (ЧГПИ),

Чеченская Республика, г. Грозный

Аннотация

Совершенствование системы физического воспитания, развитие ее теоретических и методических основ, организационных форм и средств физического воспитания ориентируясь на создание методологической базы реализации подготовки социально востребованной личности. В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического обоснования общедидактических и специфических принципы использования средств этнологической физической культуры в процессе физического воспитания этнофоров. Реализация принципов трансформации этнопедагогического наследия в сфере физической культуры окажет положительное воздействие на уровень обученности этнофора, развитие его сущностных сил: профессионального сознания, интеллекта и нравственности.

Ключевые слова: воспитание, обучение, принципы обучения, система физического воспитания, ценности этнопедагогики, этнофоры, этнологическая физическая культура, народные средства физического воспитания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p22-26

TEACHING PRINCIPLES OF TRANSFORMATION OF THE ETHNOLOGICAL PHYSICAL CULTURE INTO MODERN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING

Said-Ali Makhmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical Institute, the Chechen Republic, Grozny

Annotation

Improvement of the system of physical education, the development of its theoretical and methodological foundations of organizational forms and physical education means, focusing on the creation of the methodological framework for the preparation of the socially requested individual. The article examines the psychological and pedagogical issues of the justification of the general didactic and specific principles of the ethnological physical culture application in the process of physical training of the ethnophors. Implementation of the principles of transformation of the ethnopedagogical heritage in the physical culture sphere will have a positive impact on the learning level of the ethnophor, the development of his essential powers: professional consciousness, intellect and morality.

Keywords: education, training, learning principles, system of physical education, values of eth-

nopedagogics, ethnophors, ethnological physical culture, folk means of physical education.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего многонационального государства в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими преобразованиями проблема трансформации ценностей этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания этнофоров приобрела новое звучание [1].

Ценностные ориентации в своем генезисе проецируется в плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки и искусства, религии и политики, спорта и физического воспитания личности, учебной деятельности школьников и студентов, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека, и общества. Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют его устойчивость и жизнеспособность.

Ценностный компонент народных средств физического воспитания был выхолощен в силу существовавшей идеологической платформы базировавшейся на реализации задач формирования исторической общественной формации «советский народ». В условиях многонационального советского государства, занимавшего одну шестую часть обитаемой суши и населенного более ста нациями и народностями принцип народности практически нереализуем потому, что процесс физического воспитания населения различных национально-территориальных образований по единой государственной программе изначально предполагает единые цели, задачи и средства физического воспитания. Реализация задач физическому воспитанию различных возрастных контингентов страны осуществлялась без учета национальных традиций и особенностей, населяющих ее этносов [2].

Многие ценности этнопедагогики физического воспитания молодежи в годы «перестройки» нашего государства были утрачены. В этой связи проблема обоснования педагогических принципов трансформации базовых ценностей этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания является чрезвычайно актуальной.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Этнопедагогическое физическое воспитание этнофоров предполагает формирование целостной личности, ее физических и умственных сил, способностей, моральных качеств, коллективного сознания и поведения [3, 4, 5].

Для решения задач и проверки исследовании был использован комплекс теоретических, общенаучных и эмпирических методов, адекватных предмету исследования:

- теоретические и общенаучные: логико-аналитический анализ изучаемой проблемы, общая теория построения систем, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности в системе физического воспитания этнофоров, анкетирование и тестирование учащейся молодежи, научнопедагогических кадров, экспертная оценка и самообоследование.

Выбор представленных методов исследования был обусловлен теоретической концепцией работы, стремлением более разносторонне изучить многоуровневую систему физического воспитания этнофоров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование, в котором приняли участие более 700 школьников, студентов, учителей и преподавателей физического воспитания, позволило нам выявить наиболее ха-

рактерные общедидактические и специфические принципы использования средств этнологической физической культуры в процессе физического воспитания этнофоров.

Научную основу психолого-педагогического обоснования комплексной методики использования средств этнологической физической культуры в целях развития социально значимых качеств у этнофоров, кроме дидактических принципов обучения и воспитания, составляют специфические принципы развития социально значимых качеств личности в процессе занятий этнопедагогической физкультурно-спортивной деятельностью:

- принцип комплексирования народных средств и методов педагогического воздействия с традиционными средствами физического воспитания;

- принцип конкретного ролевого участия каждого этнофора в процессе выполнения народных физических упражнений;

- принцип повышения ответственности за личную физическую и духовную подготовленность этнофоров, воспитание коллективной заботы об успехах при выполнении народных физических упражнений, приемов или действий;

- принцип субъект-субъектного характера и личностных отношений в развитии социально значимых качеств с использованием потенциала базовых ценностей этнопеда-гогического физического воспитания;

- принцип опосредованности развития социально значимых качеств в содержании этнопедагогики физической культуры;

- принцип ценностных ориентаций, мотиваций и потребностей;

- принцип возрастной опосредованности развития позитивных межличностных отношений;

- принцип, обусловливающий предъявление требований в сочетании со знаком уважения, взаимного доверия, значимости и детерминанты нравственного воспитания в процессе этнологической физической культуры.

В процессе исследования у нас возникли определенные противоречия между коллективной и индивидуальной формой обучения. В связи с этим необходимо остановиться на основных принципах разрешения противоречий педагога и обучаемых, возникающих в процессе занятий этнологической физической культурой.

Обучение этнофоров - один из стержневых компонентов педагогического процесса, который включает в себя, помимо собственно обучения, воспитание этнофоров, их развитие, психологическую подготовку и самовоспитание. Указанные компоненты проявляются в функциях обучения, характеризуя процесс обучения как один из основных в педагогическом процессе этнофоров.

Но, вместе с тем, при обучении необходимо обращать внимание на обратную связь, от которой в учебном процессе очень многое зависит и влияет на конечный результат обучения, а именно особенности деятельности обучаемых.

По сути дела, педагог выступает в учебном процессе, прежде всего, как организатор этнопедагогического физического воспитания. В силу этого, деятельность этнофоров является очень существенным фактором, влияющим на эффективность процесса обучения в целом. Соответственно перед педагогом встает вопрос о том, как учесть этот фактор в своей деятельности.

Ситуация осложняется еще и тем, что обучаемых всегда много - учебная группа, поток. При этом каждый из этнофоров имеет свои индивидуальные особенности и черты, влияющие на процесс обучения. Воспитание позитивных межличностных отношений следует проводить, как правило, в коллективной форме, когда все этнофоры вынуждены находиться в одинаковом положении.

В итоге, в учебном процессе между коллективным характером обучения и индивидуальными особенностями этнофоров как субъектов учебной деятельности возникают противоречия:

- между личностными потребностями этнофоров и условиями их удовлетворе-

ния в ходе обучения;

- между необходимостью целостного формирования личности этнофоров и степенью развития ее психологических элементов: способностей, направленности, характера, темперамента и т.д.

Преодоление этого противоречия в воспитании этнофоров связано, прежде всего, с реализацией требований закономерности, фиксирующей обусловленность развития сущностных сил личности этнофора, его обученности в ходе активной физкультурноспортивной деятельности самой личности, и теми условиями, которые созданы в процессе обучения. Учет данной закономерности всеми участниками педагогического процесса предполагает реализацию следующих принципов [6].

Принцип коллективного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию личности этнофора. Учёба по своему характеру коллективна, что предполагает единство воли, действий и ответственности всех этнофоров. Поэтому большинство навыков и умений этнофора - это навыки и умения позитивного взаимодействия. Они формируются лишь в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности, основными признаками которой являются: осознание коллективного характера физкультурно-спортивной деятельности требует объединения усилий всех этнофоров; осознание каждым этнофоров своего места, роли и функциональных обязанностей в системе общей работы; установление отношений взаимной ответственности и зависимости при проведении занятий по этнологической физической культуре; осуществление контроля, корректировки и оценки учебных действий не только педагогом, но и самими обучаемыми.

Принцип гармоничного сочетания управления процессом этнопедагогического физического воспитания этнофоров с предоставлением им самостоятельности. Педагогическое управление обучением этнофоров должно носить целенаправленный характер. Это достигается с помощью управления, которое обеспечивает эффективное повышение уровня обученности этнофоров путем деятельностного введения их в процесс обучения совместно-индивидуальной (действия выполняются каждым участником самостоятельно, но в присутствии других), совместно последовательной (парногрупповые действия, выполняемые согласованно с партнером по взаимодействию) и совместно взаимодействующей (общеколлективные действия) формами организации занимающихся. Требования данного принципа сводятся к тому, чтобы в ходе активной учебной деятельности этно-форов под руководством педагога не подавлялась их индивидуальность.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности этнофоров в обучении. Педагогическое управление призвано поддерживать инициативу этнофоров, развивать их творчество и самостоятельность. Неуклонное повышение самостоятельности этнофоров является дидактической основой для эффективного формирования у них необходимых навыков и умений.

Сознательность в обучении - это понимание этнофором сущности изучаемого вопроса, это убежденность в ценности полученных знаний и умений. Сознательность придает процессу обучения этнофоров воспитывающий и развивающий характер.

Активность - это деятельное состояние психики этнофора, она проявляется в его интенсивной интеллектуальной и физической деятельности. В дидактическом плане активность выступает в качестве основы для сознательного овладения этнофорами знаниями, навыками и умениями в сфере этнологической физической культуры.

Ценностные ориентации в своем генезисе проецируется в плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки и искусства, религии и политики, спорта и физического воспитания личности, учебной деятельности школьников и студентов, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека, и общества. Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют его устойчивость и жизнеспособность.

ВЫВОДЫ

1. Общедидактические и специфические принципы использования этнологической физической культуры в современной практике физического воспитания являются методологической основой развития у этнофоров самостоятельности суждений, умения отстаивать свои взгляды, проявлять инициативу и творчество в решении разных задач, правильно применять знания на практике. Все это, в конечном счете, ведет к повышению уровня обученности этнофора, к развитию его сущностных сил: гражданского и профессионального сознания, интеллекта, нравственности и воли.

2. Принципы этнопедагогического воспитания, в том числе и физического воспитания, своими корнями уходят в существенные связи и отношения процесса воспитания, являясь отражением его закономерностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аслаханов, С.-А. М. Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры : учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры и спорта / С.-А. М. Аслаханов. - Грозный : ФГУП «ИПК «Грозненский рабочий», 2009. - 256 с.

2. Аслаханов, С.-А.М. Поликультурный компонент в системе физкультурного образования. Содержание и педагогическая технология использования народных средств физического воспитания в образовательно-воспитательных целях : монография / С.-А. М. Аслаханов. - Saarbrucken, Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2012. - 505 с.

3. Бархаев, И.П. Педагогика : учеб. пособие для студентов психологических факультетов / И.П. Бархаев. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 2001. - 134 с.

4. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 116 с.

5. Волков, И.П. Регуляция психологических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям : метод. рекомендации / И.П. Волков, Л.Н. Фридман ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б. и.], 1985. - 23 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

REFERENCES

1. Aslakhanov, S.-A. M. (2009), Ethnic heritage of Chechens in the sphere of physical culture, publishing house “Groznensky rabochy”, Grozny.

2. Aslakhanov, S.-A. M. (2012), Polycultural component in system of sports education. The contents and pedagogical technology of use offolk remedies ofphysical training in the educational and educational purposes, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., Saarbrucken, Deutschland.

3. Barkhaev, I.P. (2001), Pedagogics. Manual for students of psychological faculties, publishing house MSU, Moscow.

4. Belorusova, V.V. (1974), Education in sport, publishing house “F&S”, Moscow.

5. Volkov, I.P. and Fridman, L.N. (1985), Regulation of psychological conditions of

athletes during preparation for competitions: methodical recommendations, publishing house Lesgaft University, Leningrad.

6. Rubenstein, S.L. (2002), Bases of the general of psychology, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.