Научная статья на тему 'Педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни'

Педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / PRINCIPLES / TRAINING OF SENIOR PUPILS FOR FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна

В статье рассматриваются педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни: принцип культуросообразности; опора на жизненный опыт; активизация эмоциональной сферы; учет половозрастных особенностей личности; принцип интерактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни»

ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 371.035

Е. Л. Никитина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

В статье рассматриваются педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни: принцип культуросообразности; опора на жизненный опыт; активизация эмоциональной сферы; учет половозрастных особенностей личности; принцип интерактивности.

The article deals with pedagogical principles of training senior pupils for family life: principle of culture conformity; reliance on life experience; activization of emotional sphere; regard of sex and age peculiarities of a person; principle of interactivity.

Ключевые слова: принципы, подготовка старшеклассников к семейной жизни.

Keywords:principles, training of senior pupils for family life.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Однако в настоящее время институт семьи претерпевает значительные изменения, которые характеризуются деградацией семейного образа жизни: снижением престижа семьи, падением рождаемости, увеличением количества разводов, разрушением духовно-нравственных основ семьи. Современная семья по ряду причин (наличие большого количества неполных семей, неблагополучие в семейных отношениях, утрата межпоколенных связей и др.) не всегда обеспечивает всю полноту условий для подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, в связи с этим значительно возрастает роль школы в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Именно со школы начинается целенаправленный процесс приобщения молодежи к культуре оформления семейных отношений, содействия формированию нравственной позиции старшеклассников к институту семьи.

В связи с этим, на наш взгляд, является важным определить основные исходные положения, определяющие общую организацию, содержание, формы, методы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни - педагогические принципы.

Принцип (от лат. рппаршш - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило,

© Никитина Е. Л., 2011

отражающее основные требования к организации педагогической деятельности и поведению, в соответствии с целями и закономерностями педагогического процесса [1]. К основным требованиям, предъявляемым к принципам, относят обязательность (обязательное и полное воплощение в практику); комплексность (одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса); равнозначность (одинаковое внимание ко всем принципам) [2]. Кроме того, принцип как педагогическая категория содержит следующие характеристики:

• принцип - это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности;

• принцип вытекает из понимания закономерностей и противоречий воспитательного процесса, постоянного соотношения определенного круга явлений;

• принцип - это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенного круга явлений;

• принцип распространяется на определенную ограниченную область явлений и процессов;

• принципы действуют в системе, взаимодо-полняя и взаиморазвивая друг друга; в разных системах один и тот же принцип может получать разное значение [3].

Анализ работ, посвященных психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни (П. П. Блонский, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, И. С. Кон, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлин-ский и др.), и многолетняя экспериментальная работа по формированию нравственной позиции старшеклассников к институту семьи [4] позволили нам выделить основные принципы, на которых базируется процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни. К ним относятся:

- принцип культуросообразности;

- принцип опоры на жизненный опыт;

- принцип активизации эмоциональной сферы;

- принцип учета половозрастных особенностей личности;

- принцип интерактивности.

Дадим характеристику каждому из предложенных нами принципов.

Принцип культуросообразности связан с понятием «семейная культура». Так, И. А. Ильин считает, что семья - «первичное лоно человеческой культуры» [5]. Институт семьи являет-

ся результатом взаимодействия общества и культуры, оказывает огромное влияние на культурное развитие личности. Каждая семья в своей реальной жизни несет определенный тип культуры, выражает свое отношение к господствующим в обществе ценностям и идеалам. Подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни - это путь овладения культурой, одна задач данного процесса - помочь старшекласснику найти свое место в культуре (выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней).

Принцип культуросообразности предусматривает, что процесс совместной творческой деятельности педагогов и старшеклассников направлен на становление учащегося как носителя семейной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире. А для этого необходимо включать старшеклассников в ценностно-смысловой контекст освоения ценностных ориентаций на семью; личностное осмысление приобретения знаний, умений и потребностей в фамилистичес-ком образовании и самообразовании; самоактуализацию качеств, необходимых в семейной жизни, в творческой самореализации себя как семьянина.

Принцип опоры на жизненный опыт основан на необходимости интеграции всех типов фамилистических знаний и особого сочетания научной формы данного знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта учащихся. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Переживание опыта понимается не сугубо эмоционально - в нем содержится момент, названный «осознанностью». На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, старшеклассник «формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, формирует собственное поле индивидуальных смыслов» [6]. По мнению И. С. Якиманской, в процессе обучения происходит не приобретение, а лишь выявление, обогащение и преобразование субъектного опыта, носителем которого обучающийся является изначально. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса [7].

Юношеский возраст является периодом наивысшей активности внутренних процессов развития личности. Старшеклассник осуществляет активную внутреннюю работу по обобщению и оценке предшествующего жизненного опыта, выбору образцов и линии поведения. Исследования показывают, что важным фактором, оказывающим влияние на формирование семейных планов молодежи, оказывает опыт, приобретаемый

в родительском доме: влияние родителей, их пример, характер отношений между родителями и детьми, атмосфера родительского дома. Большое значение имеют и знания о типах семей, получаемые юношами и девушками в процессе контактов с семьями родственников, друзей, соседей, одноклассников. Многое из того, что было свойственно родительским семьям, молодые люди, порою сами того не желая, переносят в собственную семью. Кроме того, индивидуализированные представления старшеклассника об институте семьи могут быть неправильными или искаженными. Это может быть обусловлено целым рядом факторов: наличие негативного опыта, неблагоприятно складывающиеся отношения родителей, неполная семья, отсутствие одного из родителей, скупость эстетического и культурного образований и т. д. Отсюда актуальная задача учителя видится в том, чтобы выявить поле личного опыта каждого ребенка, обратиться к волнующим его жизненным проблемам и создать такие условия обучения и воспитания, которые способствовали бы личностно значимому познанию окружающего мира. Следовательно, при построении образовательного процесса педагоги и психологи должны опираться на жизненный опыт учащихся, так как в нем фиксируется опыт эмоциональной жизни человека, который усвоить нельзя, а можно только прожить. Вспомним слова Л. С. Выготского: «Естественным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остается для него действительной, которая была дана на личном опыте. Вот почему личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы» [8].

Принцип активизации эмоциональной сферы. Эмоциональность - важнейший и наиболее существенный фактор успешной подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни. Именно учет особенностей эмоциональной сферы личности и постоянная опора на нее облегчают процесс формирования семейных ценностей, освоение семейных ролей. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы и правила могут стать собственными ценностями и нормами личности. Под активизацией эмоциональной сферы мы понимаем создание ситуаций эмоционально-ценностного переживания, «процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно значимыми для нравственного сознания индивида через восприятие их не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне» [9].

Активизация эмоциональной сферы старшеклассников осуществляется при помощи специальных педагогических эмоционально-ценностных

средств, т. е. эмоциональных стимулов. По определению М. Г. Яновской, эмоциональные стимулы - это «педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие, прежде всего, на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание» [10]. Реализация данного принципа в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни предполагает использование различных видов искусства, таких, как литература, театр, кино, живопись, хореография, так как «искусство, в отличие от науки, обращено, прежде всего, к эмоциональной сфере» [11].

Принцип учета половозрастных особенностей личности. Период ранней юности сензити-вен для нравственного самоопределения личности, так как «только в юношеском возрасте мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [12]. У старших школьников основа для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности - значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. В раннем юношеском возрасте формируются такие психологические новообразования, которые становятся важнейшими для будущего семьянина: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы и желания других людей, направленность на другого человека. Именно в это время происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее, закладываются идеалы крепкой и благополучной семьи. Соответственно, организованный в этот период процесс подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни будет способствовать выработке у учащихся умения проектировать образ собственной семьи, мыслить себя как потенциального супруга, родителя, семьянина в целом.

Как считают исследователи Д. Н. Исаев и В. Е. Каган, старший школьный возраст - «решающий период в формировании личности будущих мужчин и женщин» [13]. Именно поэтому эффективность работы по воспитанию семьянина в школе во многом связана с тем, насколько принимаются во внимание физиологические и психологические характеристики представителей разного пола. Учитывать эти различия особенно важно сейчас, когда все чаще возникают, как отмечают психологи, крайние, утрированные тенденции, проявляющиеся в маскулинизации женского и феминизации мужского поведения.

Принцип интерактивности: через взаимодействие к осознанию ценностей. Интерактивный характер подготовки старшеклассников к семейной жизни вытекает из представлений о ценности самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к браку, семейным ценностям, родитель-ству. Здесь реализуется главная идея интерактивности о том, что «процесс также важен, как и результат, и значимость воспитания базируется на процессе формирования духовных ценностей, а не на простой интериоризации моральных норм» [14].

Отличительными особенностями интерактивных технологий, по мнению разных исследователей, являются:

• активизация мыслительной деятельности и эмоциональной вовлеченности учащихся путем формирования специальных условий;

• устойчивость и неопределенность активной деятельности участников путем удлинения времени активного включения в процесс поисковой активности;

• формирование навыков самостоятельной творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучающихся;

• взаимная активность обучаемых и преподавателей, развивающая обе стороны с рефлексивных позиций [15].

Реализация данного принципа предполагает, что в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни могут быть использованы следующие интерактивные технологии:

- дискуссии, которые «предоставляют возможность каждому сформулировать и развить собственный взгляд на данный вопрос, соотнести его со взглядами других, если есть в этом необходимость, скорректировать его с учетом всей ситуации» [16]. В процессе групповой дискуссии создается немедленная обратная связь, которая дает участникам возможность увидеть себя как бы со стороны, проверить себя в новой позиции, смоделировать свое поведение по какому-то новому образцу, возникающему здесь-и-сейчас в процессе свободного обсуждения. Следует отметить, что такие изменения возможны только в атмосфере доверительности, безопасности, открытости и искренности;

- ролевые игры, в которых происходит проживание непосредственного опыта, где моделируется то или иное поведение. В юношеском возрасте игра дает возможность «быть взрослым», позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий. Все это помогает активному раскрытию своего «Я». В этом возрасте игра интересна тогда, когда она содержит игровое действие, игро-

вую роль, воображаемую ситуацию, правила, когда она двупланова и дает пережить реальные чувства. Исследователи отмечают, что в «игровую роль вкладываются и собственные качества личности, при этом необходимо их не только осознавать в связи с прошлым, суммировать, но и проецировать в будущее» [17].

Использование ролевых игр в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни позволяет учащимся в активном творческом процессе приобрести социальные и коммуникативные умения и навыки. Достоинства данной технологии состоят в том, что в самой природе игры заложены эмоциогенные свойства, активизирующие внутренний потенциал личности: социальная модель игровых действий, материализи-рующаяся через роль; переживаемые действия и отношения, которые актуализируют нравственные и эстетические чувства; состояния эмоционально-волевых напряжений, основанных на синтезе удовольствия и преодолений. Кроме того, ролевые игры способствуют усвоению социально-ориентированных актов как на вербальном, так и на моторном уровне, поскольку дают возможность войти в чужую роль и побуждают взглянуть на мир со стороны другого человека;

- тренинги, использование которых обусловлено тем, что они снимают психологические барьеры; стимулируют познавательную творческую деятельность старшеклассников; способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся; установлению благоприятного психологического климата в группе. Важным является то, что тренинг способствует актуализации жизненного опыта семьи, в ходе которой участники проделывают следующие шаги: обращение к своему жизненному опыту; обращение к жизненному опыту своей семьи; обращение к чувствам и переживаниям, сопровождавшим данный фрагмент опыта; повторное обращение к опыту, его сопоставление с реальными ситуациями, новыми знаниями, дополнительной информацией; переосмысление своего опыта в контексте работы тренинга;

- кейс-метод - это метод, в основе которого лежит анализ ситуации. Суть метода в том, что учащимся дается описание реальной ситуации или ситуации, которая смоделирована как реальная. Старшеклассник должен познакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. Затем в небольших группах обсуждается приведенный случай из практики. Смысл заключается в том, что, проанализировав множество непридуманных семейных проблем, школьники научатся их решать, и если в дальнейшей жизни попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик. Таким образом, кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на

формирование у старшеклассников новых качеств и умений, необходимых в семейной жизни, на развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить решение.

Таким образом, выделенные принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на укрепление семейных отношений, более эффективно. Необходимо подчеркнуть, что принципы как регуляторы задают «русло» протекания процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности, и только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей.

Примечания

1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 161.

2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 40.

3. Шлейкова Н. Ю. Формирование фамилистичес-кой компетентности учителя: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. С. 70.

4. Никитина Е. Л. Формирование нравственной позиции старшеклассников к институту семьи: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 195 с.; Никитина Е. Л. От ценности Я к ценности семьЯ: учебная программа и методические рекомендации. Киров, 2009. 40 с.

5. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 112.

6. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. С. 186.

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. С. 26.

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 76.

9. Сахаров В. А. Эмоциональный фактор духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике (I пол. XX в.). Киров: Лобань, 2008. С. 48.

10. Яновская М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 62.

11. Там же. С. 52.

12. Зритнева Е. И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. С. 52.

13. Там же. С. 133.

14. Борытко Н. М. Указ. соч. С. 187.

15. Середа Е. И. Тренинги решения семейных проблем: практическое руководство. СПб.: Речь, 2008. С. 19.

16. Чентимиров Н. А. Роль игровых технологий в менеджменте. М.: Мокс-Пресс, 2004.

17. Кибардина М. П. Воспитание нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: дис. . канд. пед. наук. Киров, 2006. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.