Научная статья на тему 'Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании'

Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1240
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ДОСУГ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА / НЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ГРЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / "ЖЕНЕВСКИЕ ИДЕИ" / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ПОСТМОДЕРНА / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОСУГА / САМОРАЗВИТИЕ / МИССИОНЕРСКОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SCIENCE / LEISURE / PERSONALITY FORMATION AND DEVELOPMENT / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / FREE CHOICE OF HUMAN BEING / SPARE TIME / GREEK EDUCATION SYSTEM / ORTHODOX PEDAGOGICAL APPROACH / GENEVA CONCEPTIONS / COMMUNIST PEDAGOGY / POSTMODERN PEDAGOGY / PERSONAL LEISURE ACTIVITY SPACE / SELF-DEVELOPMENT / MISSIONARY PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абрамов Сергей Иванович

В данной работе на основании историко-философского подхода рассматривается понятие «досуг» и делаются следующие выводы. В античности понятие досуг было жестко связано со школой, в центре образовательной деятельности которой стояло развитие личности ученика. Такой подход разделил общество на два слоя: образованных досужих людей и трудящихся несвободных. Христианская педагогическая парадигма рассматривает не только досуг, но и всю жизнь человека как путь обретения свободы во Христе, в связи с чем в патриархально-аграрный период развития отечественного общества духовная составляющая превалировала как в выборе, так и в проведении досуга. В период становления капитализма городской пролетарий обретает урезанный, спорадический досуг, духовно-нравственное содержание которого строится на утилитарных «Женевских идеях». При социалистическом обустройстве общества в Советском Союзе происходит четкое разделение свободного и рабочего времени человека, что дает основание для систематического нравственного развития личности школьника в досуговый период на основании атеистического подхода в педагогике. Во время становления общества постмодерна досуг и труд поменялись местами в сфере формирования личности человека, и перед педагогами встали вопросы дальнейшего развития досуговой педагогики в аспекте духовно-нравственного развития личности. Далее делается попытка определения ответов на эти вопросы на примере деятельности Педагогического факультета ПСТГУ в ДОСК г. Анапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the conception of leisure on the basis of the historical and philosophical approach to derive the following conclusions. In antiquity, the conception of leisure was tightly connected with school. Educational activities at school were aimed at developing personality of each student. This fueled division of society into two social groups educated people with much leisure time and those people who were almost always busy working. From the Christian pedagogical paradigm perspective, human life as a whole including leisure is considered the way of finding freedom in Christ. In this regard, during the Patriarchal and Agricultural periods of the domestic society development, the spiritual component prevailed in the choice of leisure activities and utilization of leisure time. In the early years of capitalism, an urban proletarian enjoyed some leisure time on a limited and occasional basis. From the spiritual and moral perspective, such leisure essentially was rooted in the utilitarian «Geneva conceptions.» In the former Soviet Union, during the years of socialism build-up, the division between work time and leisure time became strongly apparent. This provided a systematic basis for moral development of school children's personality on grounds of the atheist approach to pedagogy of children. Postmodern societies observed the reversal in the relationship between leisure and work towards the dominance of leisure with respect to formation of human personality. This change has raised questions to teachers about how to further develop the leisure pedagogy from the perspective of the spiritual and moral development of human personality. To attempt to identify ways to address these questions, the paper further discusses activities of the Faculty of Pedagogy of St. Tikhon Orthodox University (Moscow) at the Children's Health and Wellness Center of the city of Anapa (Krasnodar Region)

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании»

Вестник ПСТГУ Абрамов Сергей Иванович,

IV: Педагогика. Психология канд. пед. наук, религиовед,

2014. Вып. 1 (32). С. 33—44 зав. кафедрой Общей педагогики ПСТГУ

serganika@mail.ru

Педагогические подходы к организации досуга

РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ С. И. Абрамов

В данной работе на основании историко-философского подхода рассматривается понятие «досуг» и делаются следующие выводы.

В античности понятие досуг было жестко связано со школой, в центре образовательной деятельности которой стояло развитие личности ученика. Такой подход разделил общество на два слоя: образованных — досужих людей и трудящихся — несвободных. Христианская педагогическая парадигма рассматривает не только досуг, но и всю жизнь человека как путь обретения свободы во Христе, в связи с чем в патриархально-аграрный период развития отечественного общества духовная составляющая превалировала как в выборе, так и в проведении досуга.

В период становления капитализма городской пролетарий обретает урезанный, спорадический досуг, духовно-нравственное содержание которого строится на утилитарных «Женевских идеях».

При социалистическом обустройстве общества в Советском Союзе происходит четкое разделение свободного и рабочего времени человека, что дает основание для систематического нравственного развития личности школьника в досуговый период на основании атеистического подхода в педагогике.

Во время становления общества постмодерна досуг и труд поменялись местами в сфере формирования личности человека, и перед педагогами встали вопросы дальнейшего развития досуговой педагогики в аспекте духовно-нравственного развития личности. Далее делается попытка определения ответов на эти вопросы на примере деятельности Педагогического факультета ПСТГУ в ДОСК г. Анапа.

Дело было вечером, Делать было нечего...1

В настоящее время досуг рассматривается педагогической наукой не просто как свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление физических и психических сил человека, а как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами духовно-нравственного развития личности человека. Поэтому проблема определения и использования досуга была и остается одной из главных в жизни и сознании и отдельного человека, и общества в целом. Актуальность этой проблемы обуслов-

1 Михалков С. В. А что у вас? Собрание сочинений: В 3 т. М., 1970. Т. 1.

33

лена как внутренним психо-физическим состоянием человека, так и социальным и духовно-нравственным уровнем развития семьи и общества.

Наше государство уделяет вопросам организации детского досуга большое внимание. Так, 14 октября 2013 г. прошло совещание премьер-министра Д. А. Медведева с вице-премьерами об итогах детской летней оздоровительной кампании. На этом совещании в числе других была озвучена следующая цифра: за восемь месяцев в детских оздоровительных учреждениях РФ отдохнули около 7,5 миллионов детей, а на организацию детского отдыха в общей сложности было потрачено более 50 миллиардов рублей2.

В узком педагогическом аспекте досуг непосредственно связан со школой. Сергей Иосифович Гессен писал: «Самое наименование свое, как места образования, школа получила от греческого слова, означающего в переводе "досуг". Развитие личности стояло в центре греческой системы образования. Но древность полагала, что это развитие достигается лишь путем использования досуга. Образованный человек поэтому должен быть освобожден от труда. Напротив, трудящийся не может стать подлинно образованным, а следовательно, и свободным человеком. Так равно думали Платон и Аристотель, резко разделявшие общество на два слоя: образованных — досужих людей и трудящихся — несвободных»3.

Христианство, в котором уже ...нет раба, ни свободного (Гал 3. 28) рассматривает не только досуг, но и всю жизнь человека как путь обретения свободы во Христе. Поэтому в патриархально-аграрный период развития отечественного общества жизнь человека определялась церковным годовым кругом, в котором четко было определено соотношение работы и досуга: «Работе время, а досугу час», — говорит русская пословица. При этом под досугом, по Далю, понималось «...свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела»4. Но такое понимание досуга совсем не отождествлялось с «ничегонеделанием». Досуг - это деятельность, осуществляемая в русле определенной культурной традиции, имеющая своей целью формирование личности человека, отвечающего духовно-нравственным требованиям определенного этой традицией Идеала. В этом смысле досуг неразрывно связан со свободным выбором человека определенного вида творчества, которое осуществляется в разнообразных формах в нерабочее время.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль называет человека в условиях досуга «досужим», т. е. умеющим, способным к делу, ловким, искусным5. Следовательно, понятие «досуг» значило еще и способность, возможность человека свободно проявлять себя в нерабочее время. Причем досужесть человека — его свободная творческая деятельность, которая, по мысли русского народа, выше понимания досуга как гулячей поры, непосредственно связа-

2 Стенограмма начала совещания с вице-премьерами: об итогах детской летней оздоровительной кампании [Электронный ресурс.] URL: http://government.ru/news/7365

3 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. [Электронный ресурс.] URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4447/

4 Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.299.ru/word. php?id=7687&sl=oj

5 Там же.

на с духовной атмосферой, окружающей человека. Например, о иерархическо-структурированной семье, где ...всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11. 3) русская пословица говорит: «У милостивого мужа всегда жена досужа». Именно о такой жене пишет Соломон в притчах: Кто найдет добродетельную жену ? цена ее выше жемчугов; Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка ... Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее ... Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч 31. 10—11, 25— 28, 30). В этой характеристике главным является внутреннее устроение жены, ее досужество, как драгоценный камень обрамленное ласковостью, мудростью и религиозностью, за что и удостаивается она похвалы детей, мужа и мудрого автора. Обладая вышеприведенными качествами, досужая жена создавала определенную образовательную атмосферу для своих детей, следуя совету мудрого Соломона: Обращающийся с мудрыми будет мудр; а кто дружится с глупыми, развратится (Притч 13. 21), подбирала им доброе окружение.

О необходимости выбора правильного общения в целях духовно-нравственного становления личности предупреждал своих учеников и апостол Павел, который писал Коринфянам: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15. 33). Сообразуясь с этими мудрыми советами, родители-христиане уделяли большое внимание досугу своих детей. Поэтому дети в эпоху православной культурной доминанты вырастали «досужими», т. е. не только праздно-играющими в свободное время, но и «боящимися Господа», что проявлялось в почитании и помощи родителям, посещении церкви, изучении Священного писания, стремлении к достижению жизни во Христе.

Следовательно, можно сказать, что в патриархально-аграрный период развития отечественного общества духовная составляющая превалировала как в выборе, так и в проведении досуга. Нельзя было заставить крестьянина работать в большие православные и престольные праздники, именины и т. п. Конечно, нельзя идеализировать этот период в жизни русского общества: встречались рецидивы языческой культуры, пьянство, драки, непочтительное отношение к старшим, но это были исключения из правил. В целом же русский человек знал время для работы и время для досуга. Содержание его определяла культурная православная традиция, идеалом которой был Господь Иисус Христос. А само понятие «досуг» можно определить как личностно-деятельностное пространство актуализации человеком образа Божия (см. Быт 1. 27), который согласно святоотеческой традиции человек получает при рождении, в Божие подобие (Быт 1. 26). При этом следует сказать, что образ Божий имеет такие обязательные атрибуты, как личность, свобода, ... творчество, ...ум, духовность, совесть, любовь, ... стремление к совершенству и др.6, которые через добродетель и исполнение воли Божии, позволяют человеку уподобиться Богу7 (по благодати).

6 Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М., 2013. С. 105.

7 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2003. Кн. 2. С. 58—60.

Таким образом, личностно-деятельностное пространство досуга, включающее пространство взаимодействия человека и его учителей (в широком смысле), социокультурное и временное пространства, является некой «духовной лестви-цей» восхождения человека от начального природного несовершенства к совершенству нетварному, которое в природном плане именуется оббжением, а в личном — богосыновством8 (по благодати). Подобное восхождение, а лучше сказать возращение, к Богу можно проследить в Священном Писании. Так, в книге Бытия сказано: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2. 15). Этот «священный досуг» был разрушен грехопадением человека, который «в поте лица» своего ел хлеб земной (см. Быт 3. 19). Но человек, вкусивший Хлеб жизни, сошедший с небес (см. Ин 6. 48— 50), жить будет вовек (см. Ин 6. 58), и жизнь эта будет не праздным времяпрепровождением, а прославлением Бога в райском «священном досуге». Согласно Библейской книге «Откровение» (см. Откр 7. 1—8,) Бог лично знает каждого, кто много переносил и имел терпение, для имени Его трудился и не изнемогал (см. Откр 2. 3) и ...они пребывают [ныне]перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них (Откр 7. 5).

С вхождением России в пору раннего капитализма с его экономическими законами бывший крестьянин, ставший пролетарием, вследствие длительного рабочего дня и спорадических выходных практически лишился досуга. К тому же разделение труда, монотонность производственных заданий оказывали разрушительное действие на досуг как средство творческого самовыражения человеческой личности, что отмечается и в народном фольклоре. Например, в Толковом словаре Даля находим такое поэтичное определение: «Будет досуг, когда вон понесут», т. е. когда умрешь. Или: «А когда досуг-то будет? А когда нас не будет»9. Конечно, церковные праздники, широко отмечавшиеся крестьянами в деревнях и селах, в рабочей среде по-возможности также праздновались, но приобрели утилитарный характер «Женевских идей», идеалом которых, по Достоевскому, являлась «.. .добродетель без Христа»10. Хотя нельзя говорить о полном отсутствии религиозной составляющей в соотношении работа — досуг в этот период развития общества. Реформация впервые изменила взгляд на труд: Лютер и особенно крайнее крыло Реформации — пуритане не только объявили всякий труд святым и угодны Богу делом, но и провозгласили, что истинное служение Богу требует не отрешения от мира, а погружения в мирскую работу. Как пишет И. С. Гессен: «Труд не есть проклятие человека, а его благословение. В этом именно и состоял светский характер Реформации. Профессия человека, понятая как развивающее личность служение Богу, превращается тем самым в призвание человека. И до сих пор немецкое Beruf — согласно идущей от Реформации традиции — продолжает означать одинаково как профессию, так и призвание, хотя в жизни мы

8 Леонов. Указ. соч. С. 158.

9 Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.299.ru/word. php?id=7687&sl=oj

10Достоевский Ф. М. Подросток. [Электронный ресурс.] URL: http://www.klassika.ru/read. htmI?proza/dostoevskij/podr.txt&page=45

ныне редко встречаем единство того и другого»11. В такой атмосфере меняется и семья. Женщина, оставаясь практически без мужа, эмансипируется как в социальном, так и в духовно-нравственном аспекте, начинает исполнять мужские обязанности и постепенно теряет благодатные качества, о которых говорилось выше. На смену иерархическому приходит эгалитарное устроение семьи, что сразу отражается в народном сознании: «Жена досужа, добра и без мужа», — гласит русская пословица тех лет.

Пришедший на смену капиталистическому строю строй социалистический устами своих вождей провозгласил освобождение пролетария не только от экономических, но и от психологических (духовно-нравственных) цепей, связывавших, по их мнению, проведение досуга. Так, К. Маркс считал свободное время основным мерилом богатства коммунистического общества, поскольку оно служит условием для всестороннего развития личности12. В связи с этим Советский энциклопедический словарь дает такое определение досуга: «Досуг — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат». И далее в Словаре говорится о том, что в социалистическом обществе большое значение имеет функция удовлетворения физических и духовных потребностей каждого человека, способствующая «...повышению продуктивности его производственного труда, более быстрому и легкому овладению новыми профессиями и полноценному участию в жизни общества»13.

При социализме в сфере досуга на смену церковному кругу пришел круг так называемых революционных праздников, определивших традицию их проведения. Содержанием этой традиции были патриотическое, нравственное и эстетическое составляющие. Сценарий праздников был жестко регламентирован и имел строго определенную структуру. Коммунистическая культурная традиция, выросшая из «Женевских идей», имела своим идеалом коммунистический рай на Земле, выраженный в лозунге: «От каждого по способностям, каждому по потребностям!»14 И достичь этого рая мог только новый человек, который должен был являть себя как продукт всей общественной деятельности. Это должен был быть человек, потребности которого сообразовывались не только с его личными желаниями, но и с потребностями другого человека и всего общества в целом.

Создать такого человека было не только актуальной, сложной, но и интересной задачей «коммунистического воспитания». Не случайно именно в этот период развития отечественного общества появляются такие прекрасные педагоги, как А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Россинский, С. Т. Шацкий, В. А. Су-хомлинский, И. П. Иванов. Именно они, воодушевленные словами Маркса о том, что быть человеком значит творчески преобразовывать мир, а поскольку высшая форма творчества — это такое творчество, где объектом преобразований

11 Гессен. Указ. соч.

12 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е изд. В 50 т. М., 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 217.

13 Советский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.yan-dex.ru/

14 Маркс К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hrono. ru/libris/lib_m/kritika_got.html

является сам человек (самосовершенствующийся, саморазвивающийся), создавали новую педагогику — педагогику сотрудничества, педагогику всеобщей заботы, педагогику самостоятельного детского творчества и развития, целью которой было «свободное развитие каждого как условие свободного развития всех».

Но и эта антропоцентрическая культурно-педагогическая традиция не устояла в процессе борьбы: во-первых, с командно-административной педагогикой, которая, прикрываясь борьбой за «...вытеснение из сферы досуга различных явлений "антикультуры"»15, насаждала формализм в общественном сознании; во-вторых, с бурным эгоцентрическим натиском либерализма в духовно-нравственной сфере общества и привития советскому человеку потребительской психологии; в-третьих, с усилением научно-технической революции в сфере культуры. Вследствие этого произошло «преобразование производственно-технологического комплекса в самовоспроизводящуюся, искусственную природу»16, из которой каждый стал брать все, что ему нужно, «.напрямую, по мере возникновения потребности, подобно тому, как в дикой природе живые существа берут все, в чем они нуждаются, непосредственно из окружающей среды»17. В культурной сфере отечественного общества произошел переход от идеалов коммунизма к безыдеальной культурной традиции так называемого постмодерна. В этих условиях досуг и труд поменялись местами в деле формирования личности человека в том смысле, что те виды деятельности, которые на других этапах развития общества рассматривались как вторичные, в постмодерне становятся первостепенными.

Таким образом, можно констатировать, что в начале XXI в., когда на смену четко нормированному классовому принципу деления общества и распределения рабочего и свободного времени приходит принцип свободного определения человека, обусловивший превалирование в социуме работников так называемых творческих или свободных профессий, свободное и рабочее время не могут быть четко разделены. Человек постмодерна получил возможность выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. В связи с этим произошло переосмысление понятия досуга как времени, свободного от «. необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений»18.

Неопределенность понятия «досуг» в современных условиях ставит перед педагогами трудные вопросы, обусловленные тем значимым местом, которое занимает досуг в процессе образования и воспитания ребенка:

1. Каким содержанием будет наполнен досуг современного школьника?

15 Советский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari. yandex.ru/

16 Сократ Платонов. После коммунизма. Книга, не предназначенная для печати. М., 1989. [Электронный ресурс.] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PLATONOV_S/_Platonov_S..html

17 Бросалов А. О Марксе и марксизме. А также о наших целях и нашем будущем. [Электронный ресурс.] URL: http://eot.su/smi/analitika/aktualnost-marksizma

18 Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. С. 7.

2. Нужно ли возвращаться в патриархальный период развития общества и педагогики или следует использовать разработки времен так называемой «коммунарской педагогики»?

3. Может быть, следует синтезировать эти два подхода, если это возможно?

В нашем университете в контексте решения этих вопросов пошли по пути

синтеза светского и православного педагогических подходов в сфере детского досуга. Конечно, это потребовало большого осмысления данной проблемы, чтобы, по словам Виктора Ивановича Слободчикова «не устраивать из них "несъедобный» микст"»19. Действительно, в общем подходе принципиально необходима гармонизация,20 а не бесплодный параллелизм или разрушительные несогласия подходов.

В практическом аспекте для достижения поставленной цели силами профессорско-педагогического состава и студентов, в период прохождения летней педагогической практики в детском санаторно-оздоровительном комплексе (ДОСК) «Жемчужина России» в городе Анапе Краснодарского края была создана миссионерско-педагогическая система, направленная на духовно-нравственное воспитание отдыхающих детей. Эта система включала в себя воспитательные методы и средства как светской, так и православноориентированной педагогики, гармонизированные посредством целостного подхода к формированию личности ребенка, учитывающего национальные, религиозные, этические, культурные и патриотические ценности.

В названную систему входили следующие виды миссионерско-педагогичес-кой деятельности.

• Миссионерская деятельность. Включала в себя деятельность руководителя практики, зам. по УВР санаториев, студентов-практикантов ПСТГУ в миссио-нерско-педагогических группах (МПГ) и выражалась в подготовке и проведении паломничеств, подготовке к участию в Таинствах и богослужениях, проведении духовных бесед в религиоведческом аспекте, организации хора и участие его в богослужениях.

• Научно-педагогическая деятельность. Включала в себя деятельность руководителя практики, зам. по УВР санаториев, студентов-практикантов ПСТГУ, воспитателей и вожатых санаториев и выражалась в подготовке и проведении духовно-нравственных бесед в культурологическом аспекте, осуществлении психологических исследований, подготовке и проведении праздников, оформлении стенной печати, организации и проведении художественных выставок.

• Пастырское окормление. Включало в себя деятельность священника, участие которого в жизни ДОСК выражалось в готовности контактировать со всеми нуждающимися в духовной помощи, подготовке и проведении богослужений, помощи в подготовке к участию в таинствах, совершении самих таинств, участии в различных мероприятиях, проводимых МПГ. Участие детей в таинствах, богослужениях, в беседах осуществлялось исключительно на добровольной основе.

19 Слободчиков В. И. Решительный шаг на пути к христианской психологии. Предисловие к книге М. Н. Мироновой «К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте». Калуга, 2013. С. 15.

20 От понятия «гармония» — означающего согласие принципиально разногласного.

Миссионерско-педагогическая система работала в порядке «взаимоединого действования» всех вышеозначенных методов, форм и средств. Под термином «взаимоединое действование» понимается системное, целенаправленное действие всех субъектов воспитания, основанное на принципах православной, светской и лечебной педагогики, представленных в единстве их цели — формировании личности ребенка через обращение к духовной жизни, накопление нравственного опыта и физического оздоровления.

Одним из главных условий успешной реализации педагогической деятельности, проводимой в рамках миссионерско-педагогической системы, является вариативность ее форм при обязательном соблюдении принципов природосо-образности, сотрудничества, добровольности, вследствие чего в условиях существования временных педагогических коллективов применялись следующие формы воспитательной деятельности:

• индивидуальные: беседа, рассказ, игра, чтение детской литературы, подготовка к празднику, исповедь и т. д.;

• групповые (сложные): праздники, православные марш-старты, просмотр видеофильмов, паломничество, кукольные представления, посещение музея, уборка территории, участие в церковных службах и т. д.

Основной же формой осуществления программы по духовно-нравственному воспитанию детей ДОСК, объединившей в себе все виды миссионерско-педагогической деятельности, явилось главное общесанаторное воспитательное мероприятие, носящее название «День Духовного Здоровья» (ДДЗ). Проведение этого мероприятия было направлено на работу как с педагогическим и руководящим составом санатория, так и непосредственно с детьми.

Структура проведения основного общесанаторного мероприятия «День Духовного Здоровья» («ДДЗ»)

Первый этап — работа с генеральным директором (ДОСК) и его заместителем по учебно-воспитательной работе (УВР) (обсуждение генерального плана проведения мероприятия и диагностика процесса).

Второй этап — работа с директорами санаториев и их заместителями по учебно-воспитательной работе (согласование плана проведения мероприятия в данном санатории в целом и в каждом отряде в отдельности, назначение ответственных, исполнителей).

Третий этап — работа непосредственно с вожатыми и детьми (подготовка и проведение мероприятий).

Цель задачи и содержание основного «общесанаторного» мероприятия «День Духовного Здоровья»

Мероприятие «День Духовного Здоровья» имеет своей целью познакомить всех отдыхающих детей и педагогов с жизнью родного края, с его историей, культурой, отеческими традициями, с историей Православия, его обрядами, Таинствами, и решает задачи духовно-нравственного, патриотического, религиозного, культурного и эстетического воспитания.

Мероприятие проводится в свободное от светских воспитательных и лечебных мероприятий время или совместно с ними и имеет следующую структуру:

1. Беседа-знакомство (проводится с 9—10 часов после завтрака, перед медицинскими процедурами и купанием в море);

2. Паломничество в Духовно-просветительский центр (ДПЦ) во имя преподобного Серафима Саровского (с 13-14 часов перед обедом);

3. Вечернее мероприятие — праздник, просмотр фильма, беседа со священником, подготовка к богослужению, чтение книг (с 20 до 22 часов. Строго для желающих);

4. Вечерняя свеча — подведение итогов дня, прощание с отрядом (с 22.15 до 22.45 часов, перед отбоем).

Рассмотрим подробнее вышеозначенные этапы.

1. Беседа-знакомство.

Цель: Зародить интерес ребенка к духовным ценностям культурообразую-щей традиции России. Задачи:

1) узнать о состоянии духовно-нравственной атмосферы отряда:

• выявить отношение детей и вожатых к духовно-нравственным традиционным ценностям;

• обозначить проблемы, возникающие в духовной и нравственной жизни детей;

2) сообщить детям о том, что у них в лагере каждый день работает Духовно-просветительский центр и часовня во имя прп. Серафима Саровского, ознакомить с режимом их работы и оставить ящик для вопросов;

3) предложить вожатым совместное проведение «отрядной свечи»;

4) сказать несколько слов о молитве: зачем люди молятся, зачем ходят в храм, предложить им прийти на экскурсию в ДПЦ.

2. Паломничество по духовно-просветительскому центру.

Цель: рассказать детям о жизни Русской Православной Церкви. Задачи:

1) рассказать о часовне и чем она отличается от храма;

2) рассказать о прп. Серафиме Саровском;

3) познакомить с содержанием стендов;

4) ознакомить с работой центра:

• познакомить с библиотекой центра, священными книгами, представить евангельский отрывок, читаемый в этот день, рассказать о святом, память которого празднуется в этот день;

• рассказать о том, что в часовне можно подавать записки о здравии друзей, родных и близких, и показать, как это делается;

• показать, где можно взять свечи и как правильно их поставить;

5) забрать ящик с вопросами, которые составили дети, и договориться о проведении вечерней «отрядной свечи», на которой дети получат ответы на интересующие их вопросы;

6) вручить символическую свечу (хорошо оформленную) представителю отряда.

3. Проведение вечерней «отрядной свечи».

Цель: ответить на возникшие духовные вопросы детей, привести ребенка в мирное состояние духа перед сном.

Задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) расположить детей к диалогу;

2) провести душеполезную беседу, ответить на вопросы, уладить возникшие конфликты;

3) прочитать перед сном хорошие православные книги или сказки, прослушать аудио-рассказы и т. п.

4) при необходимости пригласить священника для проведения для желающих духовных бесед, таинства покаяния, подготовки к предстоящему богослужению.

В качестве практического осуществления данных теоретических понятий можно привести результаты работы миссионерско-педагогической группы (МПГ) студентов ПСТГУ в детском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России» в г. Анапе в августе 2012 г.

Для оценки результатов осуществленной работы была разработана специальная анкета и проведено анкетирование детей. Были исследованы знания в области Православия у старших школьников до работы миссионерско-педагогической группы (МПГ) и после. В анкетировании приняли участие около 80 человек в возрасте 13—16 лет. Результаты анкетирования можно увидеть на рис. № 1.

Желание продолжить обучение

Духовно-нравственное воспитание

Знание жития прп. Серафима Саровского

Катехизис

Знание православных Двунадесятых праздников

Знание православных святых

Рис. 1. Исследование знаний в области православной культуры в ДОСК «Жемчужина России»

Как видно из представленного графика, всего за три недели работы с детьми их знания в области православной культуры возросли. В практическом плане это привело к изменению поведения подростков. По словам вожатых, в отрядах

27 23

33 28

35

30

36

31

Старший возраст 13-16 лет после работы МПГ

I Старший возраст 13-16 до работы МПГ

147

112

99

уменьшились случаи сквернословия, воровства, меньше стало драк, среди младших подростков утихли ночные страхи. Результаты проведенной работы дают нам надежду на то, что МПГ ПСТГУ был сделан шаг к созданию личностно-деятельностного воспитательного пространства, целью которого было духовно-нравственное преображение подростков. Преображение в таком пространстве может происходить посредством со-бытия, понимаемого как личностная встреча взрослого и ребенка, которые хотят увидеть друг в друге образ Божий.

Ключевые слова: педагогическая наука, досуг, формирование личности, духовно-нравственное воспитание, свободный выбор человека, нерабочее время, греческая система образования, православный педагогический подход, «Женевские идеи», коммунистическая педагогика, педагогика постмодерна, лич-ностно-деятельностное пространство досуга, саморазвитие, миссионерско-педагогическая система.

Organization of children's leisure. Pedagogical approaches in modern education

S. I. Abramov

This paper discusses the conception of leisure on the basis of the historical and philosophical approach to derive the following conclusions.

In antiquity, the conception ofleisure was tightly connected with school. Educational activities at school were aimed at developing personality of each student. This fueled division of society into two social groups - educated people with much leisure time and those people who were almost always busy working.

From the Christian pedagogical paradigm perspective, human life as a whole including leisure is considered the way of finding freedom in Christ. In this regard, during the Patriarchal and Agricultural periods of the domestic society development, the spiritual component prevailed in the choice of leisure activities and utilization of leisure time.

In the early years of capitalism, an urban proletarian enjoyed some leisure time on a limited and occasional basis. From the spiritual and moral perspective, such leisure essentially was rooted in the utilitarian «Geneva conceptions.»

In the former Soviet Union, during the years of socialism build-up, the division between work time and leisure time became strongly apparent. This provided a systematic basis for moral development of school children's personality on grounds of the atheist approach to pedagogy of children.

Postmodern societies observed the reversal in the relationship between leisure and work towards the dominance of leisure with respect to formation of human personality. This change has raised questions to teachers about how to further develop the leisure

pedagogy from the perspective of the spiritual and moral development of human personality.

To attempt to identify ways to address these questions, the paper further discusses activities of the Faculty of Pedagogy of St. Tikhon Orthodox University (Moscow) at the Children's Health and Wellness Center of the city of Anapa (Krasnodar Region)

Keywords: pedagogical science, leisure, personality formation and development, spiritual and moral education, free choice of human being, spare time, Greek education system, Orthodox pedagogical approach, Geneva conceptions, communist pedagogy, postmodern pedagogy, personal leisure activity space, self-development, missionary pedagogy.

Список литературы

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. С. 7.

2. Бросалов А. О Марксе и марксизме. А также о наших целях и нашем будущем. [Электронный ресурс.] URL: http://eot.su/smi/analitika/aktualnost-marksizma

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. [Электронный ресурс.] URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4447/

4. Достоевский Ф. М. Подросток. [Электронный ресурс.] URL: http://www.klassika.ru/ read.html?proza/dostoevskij/podr.txt&page=45

5. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: В 50 т. 2-е изд. М., 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 217.

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2003. Кн. 2. С. 58—60.

7. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М., 2013. С. 105.

8. Маркс К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hrono. ru/libris/lib_m/kritika_got.html

9. Слободчиков В. И. Решительный шаг на пути к христианской психологии. Предисловие к книге М. Н. Мироновой «К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте». Калуга, 2013. С. 15.

10. Советский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari. yandex.ru/

11. Сократ Платонов. После коммунизма. Книга, не предназначенная для печати. М., 1989. [Электронный ресурс.] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PLATONOV_S/_ Platonov_S..html

12. Толковый словарь живаго Великорускаго языка. В. И. Даля. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=7687&sl=oj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.