Научная статья на тему 'Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма'

Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TEENS / SOCIAL TOURISM / ORENBURG COSSACKS / DEVIANT BEHAVIOR / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахарь В.В.

Научная статья «Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма» направлена на решение социально-педагогической проблемы преодоления девиантного поведения детей и подростков средствами социального туризма на территории Оренбургской области. Работа направлена на понимание важности и необходимости достижения педагогической и социальной целей сформированности духовных оснований детей и подростков на традициях оренбургского казачества средствами социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма»



а I

Пахарь В.В.

Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета.

Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач любого общества.

В педагогической науке под патриотическим воспитанием понимается:

- сфера духовной жизни, которая проникает во все, что узнает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит человек (В. А. Сухомлинский [4]);

- формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански-активными, социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой (В. И. Лутовинов [2]);

- религиозное познание, которое приобщает национально-патриотические чувства к категории высших ценностей (И. А. Ильин [1]);

В начале 70-х годов XX века на первый план в патриотическом воспитании выдвигается преданность и верность Родине, содружеству социалистических стран, провозглашается дружба народов. В детях наряду с чувством любви к малой Родине воспитывается любовь к многонациональному государству. Патриотическое воспитание приобретает характер интернационально-патриотического, поскольку подлинный патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма, международной солидарности пролетариата.

С распадом Советского Союза появляются новые подходы к формированию личности, возникают различные варианты (в том числе и негативные) в трактовке понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

В настоящее время суверенитет России, ее национальная безопасность напрямую связаны с состоянием патриотического воспитания, с теми фактами, которые определяют его социальные перспективы, ибо современная социокультурная ситуация, характеризующаяся перманентным процессом «сти-

рания» традиционных российских ценностей из сознания де- р тей и подростков, не способствует формированию патриотического ценностно-смыслового пространства.

Глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, являющаяся основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей.

Образовательный процесс, лишенный аксиологического начала, поддерживает дезинтеграционные процессы в патриотическом развитии человека. Используемые формы и методы патриотического воспитания не учитывают характера перемен в личности современного ребенка и подростка.

Зачастую формально реализуемые воспитательные мероприятия не формируют у школьников чувство гордости за свою Родину, государство и свой народ, уважение к его великим свершениям и героическим страницам прошлого.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», основной целью которой является совершенствование и развитие системы патриотического воспитания у граждан России [3]. В ходе реализации программы наблюдалась положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастала социальная и трудовая активность граждан (особенно у молодежи).

Следует отметить, что общественность неоднозначно оценила основные положения программы патриотического воспитания. Критике подвергся как объем затрат на реализацию программы, так и ее качество. Отмечалась содержательная невозможность решения проблемы патриотического воспитания.

Российская культурно-патриотическая парадигма содержит такой феномен как казачество. Традиционная казачья культура - это культура патриотизма, веротерпимости и толерантности. В условиях девальвации культурно-исторических ценностей русского народа возрождение казачества является доказательством существования в России патриотических традиций.

В процессе возрождения казачества актуализировался педагогический потенциал культуры казачества, который основан на

(О;

патриотизме как ценности. Основными компонентами воспитательного потенциала культуры казачества являются казачья идея, основанная на русских традициях, воспитательный идеал, высшая цель общественных устремлений казачества и воспитательные ценности казачьей культуры, под которыми мы понимаем принятые и осознанные смыслы казачьего существования.

Система казачьего воспитания основана на идее и педагогических традициях казачьей этнопедагогики. Ментальную совокупность ценностных ориентаций казачьего воспитания составляют: патриотизм, служение Отечеству и приверженность идеалам православной веры. Они определяют аксиологическое ядро казачьей культуры. Это позволяет конкретизировать цели воспитательного процесса, формировать в сознании детей и подростков положительный образ - идеал.

Целью системы воспитания выступает позитивный образ человека казачьей культуры с идеалами, качествами и ценностями личности, ориентированной на военно-прикладные аспекты жизнедеятельности.

Система казачьего воспитания основана на принципах культуро- и природосообразности, традиционности, патриотизма, народности, духовности. Сегодня она приобретает характер целенаправленной педагогической деятельности по созданию условий, способствующих усвоению детьми и подростками идеалов, смыслов и ценностей казачьей культуры, и прежде всего патриотизма как ценности.

Традиционная ценностная система и современное культурное уникальное своеобразие оренбургского казачества позволяют рассматривать его как потенциальный источник новых форм социализации личности.

С развитием тенденции активизации общественной деятельности оренбургского казачества и реализации им культуры, ориентированной на формирование патриотического сознания детей и подростков, связываются экспектации на реанимирование традиционных казачьих педагогических норм и ценностей как условий предупреждения противоправного поведения у подрастающего поколения.

Однако анализ объективно складывающейся ситуации (отсутствие образовательной инфраструктуры, недостаток квалифицированных педагогических кадров, в том числе носителей традиций народной казачьей педагогики, территориальная не-

равномерность размещения казачьих сел и хуторов, отсутствие р. координационно-образовательного центра казачьей культуры и др.), не позволяет утверждать, что комплекс социально-педагогических проблем воспитания социально-неблагополучных детей и подростков может быть решен в ближайшее время.

В то же время социальный туризм, одной из категорий которого являются дети и подростки, характеризующиеся деви-антным поведением, может рассматриваться:

- как эффективная технология воспитания патриота на традициях оренбургского казачества;

- как способ передачи культурного наследия российского казачества, результатов духовной деятельности, интериориза-ции ценностей, норм и традиций, способствующих социализации личности;

- как организационно-педагогическая форма воспитательной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- определить характер перемен в развитии личности современного ребенка (подростка) как субъекта воспитания;

- выявить причины психологических отклонений в личности ребенка (подростка), способствующих проявлению деви-антного поведения;

- изучить особенности народной казачьей педагогики как культурной ценности;

- оценить соответствие традиционных казачьих форм и методов воспитания социальным параметрам личности современного ребенка и подростка;

- изучить современное состояние образовательных возможностей социального туризма и его инфраструктуры;

- разработать содержание туристических маршрутов в казачьи села и хутора для социально дезориентированных детей и подростков.

Итогом реализации проекта социального туризма в воспитательном пространстве культурного казачьего сообщества будут изменения в личностных смыслах и ценностях подростков и детей, которые характеризуются девиантным поведением. Это будет приводить к возможности личности самой активно влиять на окружающую среду, изменяя ее во благо общественных интересов. Результатом таких преобразований выступает качественно новый личностный образ ребенка и подростка,

который будет ориентирован на социально-значимые ценности казачьей культуры, способный реализовать в жизни пассионарную, деятельную сущность казачьей ментальности.

По нашему мнению, педагогические традиции оренбургского казачества как основа социального туризма для детей и подростков с отклоняющимся поведением, будут способствовать преодолению ими негативных внутренних установок, проявляемых в конкретных видах девиантного поведения и формированию патриотического сознания.

Понимание феномена казачества и патриотизма как национальной идеи, воспитательного потенциала казачества и социального туризма как новой организационно-педагогической формы воспитательной работы даёт возможность действующим региональным властям создать эффективную систему патриотического воспитания молодого поколения.

Список литературы:

1. Ильин И. А. Путь к очевидности [Текст]: сборник / И.А. Ильин. Послесл. В.И. Ку-раева; примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1993. - 430 с.

2. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России / В.И. Лутовинов. -М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.- 94 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 г. Москва «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»». Режим доступа: http://base. garant.ru/199483/.

4. Сухомлинский В. А. Чтобы в сердце жила Родина. М.: «Знание» 1965. - 80 с.

5. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

6. Колесникова H.A., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - М.: Этносоциум, 2016. 266 с.

Bibliography:

1. Ilyin I.A. Path to the evidence [Text]: a collection /1.A. Ilyin. Afterword. IN AND. Kuraeva; Note. R.K. Medvedeva. - M:. Republic, 1993 - 430 p.

2. Lutovinov V.I. patriotism in young people - the future of Russia / V.I. Lutovinov. - M:. "The Foundation of St. Andrew", 1999 - 94 p.

3. Russian Federation Government Resolution dated October 5, 2010 № 795 Moscow "On the state program" Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2011-2015. Access: http://base.garant.ru/199483/.

4. Sukhomlinsky V. A. To live in the heart of the homeland. M: "Knowledge", 1965 - 80 p.

5. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.

6. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - M.: Etnosotsium, 2016. 266 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.