Научная статья на тему 'Педагогические особенности формирования информационной культуры у взрослых'

Педагогические особенности формирования информационной культуры у взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрихинская Евгения Ефимовна

В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры взрослых. Автор выделяет особенности работы со взрослой аудиторией, показатели сформи-рованности информационной культуры. Особое внимание уделяется профессиональному чтению взрослых и проектированию как важнейшим факторам формирования информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности формирования информационной культуры у взрослых»

ные технологии: технологии развивающего, личностно ориентированного и деятельностного обучения.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/ А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

2. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст]/ И. И. Ильясов. - М.: МГУ, 1986.-200 с.

3. Левин, К. Динамическая психология [Текст]/ К. Левин. - М.: Смысл, 2001.

- 572 с.

4. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие [Текст]/ А. П. Панфилова. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. - 536 с.

5. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст]/ А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

6. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Наука, 1976.-303 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн.

- СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

8. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении [Текст]/ под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. И. Косовой. - СПб.: Полиграф-С, 2002. — 79 с.

УДК: 378.03.2

Ядрихинская Евгения Ефимовна

Старший преподаватель Кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, yadrikhins kaya e@mail. г и, Яку т ск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ВЗРОСЛЫХ

Yadrikhinskaya Evgeniya Efimovna

Lecturer of North-Easi federal university, yadrikhinskaya_e@mail.ru, Yakutsk

FORMATION OF INFORMATION CULTURE AMONG ADULTS

Исходным положением в многовековом процессе движения общества к информатизации является то, что главной особенностью общества является его саморазвитие. Сущность этого процесса заключается в том, что человек все более глубоко познает себя и окружающий мир, в результате чего появляются знания, позволяющие человеку создавать более благоприятные условия жизни [4].

Воздействуя на общество в целом, информатизация влияет и на каждого отдельно взятого человека. Прежде всего, это влияние распространяется на интеллектуальные способности личности. Все большие требования к человеку предполагают дальнейшее развитие его творческих способностей и выдвигают на первый план такую его сущностную характеристику, как способность к постоянному усложнению интеллектуального труда [2].

Под влиянием изменений в содержании труда общие требования к подготовке работников и специалистов постоянно возрастают, появляется необходимость получать образование в течение всей жизни. Непрерывное образование и новые формы занятости являются инновациями, которые появились в результате информатизации. В связи с этим актуализируется проблема формирования информационной культуры взрослых.

Мы разделяем мнение В. И. Подобед и В. В. Горшковой, что взрослый есть воплощение индивидного, субъектного, личностного, индивидуального и универсального начал. Он всегда остается индивидом, поскольку является представителем рода человеческого и носителем своего телесного и духовного бытия. Взрослый человек как субъект - э го носитель какой либо предметно-практической, профессиональной деятельности и распределитель своих душевно-духовных сил, т. е. активности сознания и рефлексии, свободы целеполагаиия и ответственности действий, потребности выразить свою индивидуальную позицию, стремление к диалогу с другими. Как личность он - представитель социальной группы, носитель общественных отношений, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других людей. Взрослый как индивидуальная личность - это уже качественно иной уровень развития человека, удовлетворяющего свои интеллектуальные и профессиональные потребности непосредственно в творческой деятельности. Взрослый как универсальность - это высший уровень духовного развития человека [5].

У взрослого человека социальная потребность в информации проявляет себя многообразно. Прежде всего, для человека важно ощущать себя информированным. Состояние информированности сопровождается чувством психологического комфорта, уверенностью и спокойствием. Недостаточная информированность повышает степень неопределенности ситуации, приводит к потере уверенности, психологическому дискомфорту, что толкает человека к активным действиям по поиску нужной информации. Необходимость постоянного обновления знаний, умений, навыков, приобретения дополнительного образовательного опыта обусловлена:

- постоянным появлением в жизни взрослого человека проблем, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;

- наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;

- способностью человека к обучению независимо от его возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы об-

новления информации и позволяющих компенсировать последствия возрастного ослабевания, затухания ряда познавательных функций;

- накоплением в ходе жизнедеятельности опыта, способного становится содержательной основой образования для других и для себя (при условии его осмысления) [3].

Подготовка взрослого человека как «человека познающего» включает в себя:

- диагностику и освоение им собственных природных информационно - познавательных способностей и возможностей (типа мышления, памяти, внимания, модальности восприятия, приоритетные образовательные стратегии, комфортные формы работы; освоенные способы фиксации учебной информации и ее извлечения из памяти и др.)

- организаг^ию рефлексии по поводу владения технологиями самообразования: умение работать с информационными потоками; навыки конспектирования, реферирования, накопления и упорядочения информации (составление картотек, базы данных, ведение дневника, видеотека, фонотека); владение техникой скорочтения, стенографии, мнемотехническими приемами;

- освоение и расширение круга источников образовательной информации (библиотеки, Интернет, клубные объединения и т. д.);

- анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей и запросов, себя как субъекта обучения.

Наиболее эффективной формой развития информационной культуры взрослых является проектирование. В рамках процесса обучения проектные метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у обучающихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Культура профессионального чтения - важнейший содержательно-структурный элемент информационной культуры. Т. Г. Браже [1] убеждена, что образование взрослого невозможно представить без чтения. С его помощью открываются возможности для развития личности. На основе чтения строится обучение на всех этапах образования. Огромную роль в воспитании образованных членов информационного общества играют библиотеки, которые во все времена были хранилищем информации и одновременно являлись основой для образования и просвещения. Одним из этапов формирования информационной культуры является работа с источниками информации в библиотеках.

Значительная роль в формировании информационной культуры отводится образовательной среде. Под образовательной средой понимается естес-

твенное и искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающегося, включающее средства и содержание образования. Организация комфортной информационной среды включает в себя создание безопасных (психологически в том числе) условий для поиска информации и работы с ней, обеспечение сопровождения познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам. Информационно-образовательная среда должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов. Такая среда должна поддерживать процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, предоставлять возможность непрерывного образования человека.

Уровень информационной культуры современного взрослого человека можно определить как осознание своих потребностей, знание общедоступных источников информации, умение пользоваться этими источниками, искать и находить их. Немаловажно правильно оценивать полученные сведения, использовать их, сохранять и перерабатывать для своих нужд, при необходимости передавать для коллективного пользования, создавать новую информацию на качественно новом уровне.

В качестве показателей, позволяющих определить уровень информационной культуры у взрослых обучающихся, были выделены следующие:

1) Информационная активность - процесс, в котором реализуются различной степени устойчивости информационные потребности и интересы. Данный показатель позволяет оценить степень понимания информационных явлений и процессов, проявляясь в заинтересованности получения новой информации.

2) Информационная коммуникативность - реализуется посредством информационного общения, характеризуя степень готовности к общению в информационной среде. Информационное общение осуществляется на базе норм и принципов поведения в информационном обществе. Показатель информационной коммуникативности позволяет оценить характер поведения в информационной среде, а также культуру общения.

3) Информационное мышление - реализуется в умении выделять необходимую информацию из общей массы информационных потоков, а также применять методы анализа и синтеза при обработке информации.

4) Информационная готовность - характеризует технологический уровень сформированности информационной культуры. Информационная готовность реализуется при осуществлении информационной деятельности, характеризуя умение применять современные компьютерные и информационные технологии для поиска, хранения, анализа и передачи информации.

Таким образом, формирование информационной культуры взрослого -это непрерывный процесс, важнейший фактор успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Библиографический список

1. Браже, Т. Г. Чтение взрослых как педагогическая проблема [Текст]/ Т. Г. Браже//Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.

2. Зуев, К. А. Компьютер и общество [Текст]/К. А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990.-315 с.

3. Колесникова, И. А. Основы андрагогики [Текст]/ И. А. Колесникова.-М.:АсасІетіа, 2003. -240 с.

4. Нестеров, П. В. Информатизация советского общества: Информационный аспект [Текст]/ П. В. Нестеров//НТИ Сер. 1. - 1989. - № 11. - С. 2-8.

5. Подобед, В. И. Образование взрослых: методологический аспект [Текст]/ В. И. Подобед, В. В. Горшкова //Педагогика. - 2003. - № 7. - С. 25-31.

УДК 37.01:378

Тимофеева Елена Викторовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета, pressa@asau.ru, Барнаул

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Timofeeva ElenaViktorovna

Assi. Prof. offoreign languages, Altai State Agricultural University, pressa@asau.ru, Barnaul

TECHNOLOGY OF FORMATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF PUPILS AND STUDENTS

В условиях модернизации образования проблема активизации познавательной деятельности обучаемых является актуальной. Познавательная активность понимается учеными (3. А. Абасов [1], А. К. Абульхано-ва-Славская [2], Д. С. Годовикова [3], М. А. Данилов [4], Г. В. Пугач [5], И. И. Родак [6], М. Н. Скаткин [7], Т. И. Шамова [8], Г. И. Щукина [9]) как интегральное личностное качество, выражающее отношение обучаемого к учебно-познавательной деятельности, мобилизующее его внутренние силы на более эффективное отражение предметов и явлений окружающего мира и свое самосовершенствование (развитие) в ходе данного процесса, а также как ключевая характеристика учебного познания. Сложность ее изучения заключается в том, что рассматриваемая категория проявляется во взаимосвязи и взаимной обусловленности мышления, общения и деятельности, концентрированно отражает основные характеристики потребностно-мо-тивационной, эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательной и других личностных сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.