Научная статья на тему 'Педагогические основы развития творческой активности учащихся'

Педагогические основы развития творческой активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1968
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебуева М. М.

В статье определены и рассмотрены важнейшие принципы как традиционного, так и инновационного характера, а также систематизированы ведущие личностно ориентированные технологии, которые будут иметь значение для развития творческой активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тебуева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical bases of learners' creative effort development

The most important traditional and innovative principles of learners' creative effort development are considered and defined in the article. The author systematises the leading person-oriented technologies that are important for this sphere of teaching.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы развития творческой активности учащихся»

М. М. Тебуева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

Работа представлена кафедрой методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. А. Ершова

В статье определены и рассмотрены важнейшие принципы как традиционного, так и инновационного характера, а также систематизированы ведущие личностно ориентированные технологии, которые будут иметь значение для развития творческой активности учащихся.

The most important traditional and innovative principles of learners’ creative effort development are considered and defined in the article. The author systematises the leading person-oriented technologies that are important for this sphere of teaching.

В современной отечественной педагогической науке сформулированы новые принципы обучения. Определяющим на данном этапе развития общества стал принцип демократизации образования, который охватывает все звенья непрерывного образования. Этот принцип предполагает большую социализацию и диверсификацию учебных заведений. Повышенное внимание к проблемам личности выдвигает принцип гуманизации образования. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы зада -чам формирования разносторонне развитой личности. Воспитание воспринимается не только как наука, но и как искусство. Особое внимание уделяется педагогическим новациям, экспериментам в этом направлении развития.

Главным условием успешного развития индивидуальных творческих способностей личности педагоги и психологи считают составляющие их компоненты (интеллектуальную активность, поисковую инициативу, стремление к самосовершенствованию), подбирая к каждому соответствующий вид учебной деятельности1 .

Из всего многообразия конкретных видов деятельности, по нашему мнению, именно изучение народного декоративноприкладного искусства является одним из значительных аспектов в процессе творческого развития личности, так как оно способствует активному формированию и совершенствованию различных качеств личности, открывая широкие возможности для самореализации, понимания мировых ценностей ит. д.

В связи с этим рассмотрим общие дидактические принципы и методы обучения, их влияние на творческую активность и художественное образование в процессе изучения и художественной обработки такого вида народного декоративно-прикладного искусства, как изделия из войлока. Прежде чем приступить к описанию дидактических принципов обучения, надо отметить, что творческая активность, в свою очередь, включает:

• знания и умения для осуществления художественно-эстетической деятельности, опыт художественного творчества разви-тия личностно-положительного отношения к высоким ценностям искусства;

• все виды художественной деятельности: восприятие, воссоздание (исполнение) художественных произведений, анализ, импровизация, творчество;

• освоение общей сферы художественного творчества в процессе овладения видами народного творчества, которые синтезированы в декоративно-прикладном искусстве.

Только в ходе обоснованного учебного процесса, учитывающего возрастные и ин-дивидуальные особенности развития детей, в ходе целенаправленного и систематического изучения народного декоративно-прикладного искусства возможна реализация образовательных и воспитательных задач педагогического процесса.

На сегодняшний день определены сущность и содержание общедидактических принципов обучения. К традиционным относятся: принцип целенаправленности обучения, принцип научности, принцип наглядности, принцип систематичности в обучении и др. К инновационным относятся индивидуализация, вариативность, культуросообразность, свободосообраз-ность и др.

Современный подход к этой проблеме может быть рассмотрен с двух сторон:

1) такая организация учебного процесса, в которой выбор способов, приемов обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) использование различных учебнометодических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию.

Индивидуализацию обучения также можно рассматривать с точки зрения процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения), через содержание образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, индивидуальных карточек-заданий), через преобразование школьной системы (формирование школ различной направленности, специ-

альных классов с углубленным изучением дисциплин).

Существующая система образования включает в себя основное школьное и дополнительное образование.

Система дополнительного образования в процессе развития творческих способностей средствами народного декоративноприкладного искусства решает следующие задачи:

• эстетическое развитие и формирование духовной культуры;

• развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности;

• обучение основам изобразительной грамоты;

• изучение истории народного декоративно-прикладного искусства;

• приобретение необходимых в этой сфере деятельности умений и навыков;

• профориентационная работа;

• формирование способности учащихся воспринимать и оценивать результаты своей деятельности с эстетической точки зрения;

• воспитание чувства национального самосознания, любви к Родине, ее истории, культуре, традициям, народному искусству;

• формирование и укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;

• развитие навыков коммуникабельности в отношениях со взрослыми и сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход, осуществляемый в педагогической деятельности в урочной и внеурочной деятельности, включает в себя:

• учет личностных особенностей учащихся;

• ориентацию на индивидуальные особенности учащегося в общении;

• учет индивидуальных особенностей в познавательной сфере.

Следовательно, на основе учета возрастных особенностей психофизиологическо-

го развития мы можем рассмотреть подростковый возраст как наиболее благоприятный для активного участия в художественно-творческой деятельности.

Такая деятельность способствует развитию творческой активности, формированию нравственных и эстетических качеств, обеспечивает благоприятные условия для реализации индивидуального подхода на практике. В ходе этой деятельности совершенствуются и развиваются психологические свойства, темперамент, способности, положительная направленность личности, воспитываются вкусы и предпочтения, формируется система ценностей и мировоззрение. Таким образом, реализация этого принципа в педагогическом процессе способствует разноплановому развитию личности, ее формированию и совершенствованию.

Дифференцированность обучения при изучении народного декоративно-прикладного искусства обеспечивается учетом уровня подготовленности учащихся к усвоению материала той или иной сложности.

Все дидактические принципы представляют научно-теоретическое обоснование учебно-воспитательного процесса, определяют ее направленность, содержание и методический уровень занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства, в том числе при изучении и художественной обработке изделий из войлока.

Для реализации этих принципов обучения в педагогической практике необходим оптимальный выбор методов обучения. Среди наиболее современных - методы целостного педагогического процесса. Они рассматриваются как способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач2.

Многообразие методов осуществления педагогического процесса обусловлено тем, что этот процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью орга-

низационных форм. Следовательно, методы, на наш взгляд, в процессе обучения и воспитания будут способствовать наиболее эффективному развитию творческих способностей учащихся среднего возраста. К ним мы относим методы организации учебно-познавательной деятельности; методы организации взаимодействия учащихся друг с другом; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся; методы развития психических функций, творческих способностей и личных качеств учащихся.

Методы и технологии педагогического процесса взаимосвязаны друг с другом, и их выбор диктуется изучаемым материа-лом, индивидуальными способностями, практическим опытом педагога и др. Эти методы будут основополагающими при разработке и проведении экспериментальной части нашего исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основе целостного педагогического процесса в образова-тельной практике лежат не только методы, но и разнообразные технологии организации учебно-познавательной деятельности. Технология обучения и развития творческих способностей должна включать в себя разнообразные задания и организационные формы деятельности: тестирование, дискуссии, беседы, методы мозгового штурма, а также различные виды игр, в том числе и народные.

Исследованием педагогических технологий занимались такие отечественные ученые-педагоги, как В. П. Беспалько, Е. В. Бонда-ревская, М. П. Горчакова-Сибирская, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. М. Монахов, О. П. О колелов, С. Я. с авельев, В. В. Сериков, И. Б. Сенновский, Н. Ф. Талызина, П. И. Третьяков и др.

Первоначально понятия «технология обучения» и педагогическая технология»

46 1

отождествлялись. В настоящее время под педагогической технологией понимается «последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педа-готического процесса»3.

Главными критериями педагогической технологии, включающими основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность, являются: транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), результативность (обеспечение поставленной цели). По мнению В. М. Монахова, педагогическая технология - это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфор -тных условий для учащихся и учителя»4.

Рассмотрим один из подходов к классификации образовательных технологий, предпринятый Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ими выделены пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые и тренинговые.

1. Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот. Использование этого вида образовательных технологий на занятиях декоративно-прикладного искусства, в частности в процессе изготовления и художественной обработки изделий из войлока, будет способствовать правильной организации творческой деятельности, точному восприятию и осмысливанию произведений народного творчества.

2. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Использование игровых технологий при художественной обработке изделий из войлока, вовлечение учащихся театрализованные, деловые, ролевые и другие виды игр будут способствовать повышению творческой активности учащихся.

3. Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель - компьютер - ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.), которые способствуют развитию творческого воображения, образного мышления, более прочному усвоению теоретических знаний в области народного искусства.

4. Диалоговые технологии связаны с расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - автор», «ученик - автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач. Актуализация сюжета, акцент на художественных приемах автора, сообщение интересных сведений об эпохе, авторе, процессе, обсуждение спорных моментов, непонятных терминов и ситуаций - все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях по художественной обработке изделий из войлока.

5. Тренинговые технологии - это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения)5.

Представляет интерес и другая классификация технологий, обоснованная ака-

демиком Е. В. Бондаревской с точки зрения личностно ориентированного образования. Под технологией личностно ориентированного образования ученым понимается определенная система педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленных на создание культуросообразной среды обучения и обеспечиваю-

щих овладение учащимися содержанием обучения на основе обмена смыслами, индивидуальными способами учения и личностного саморазвития6.

Таким образом, для формирования творчества необходимо реализовывать принципы традиционного и инновационного характера и использовать разнообразные технологии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богоявленская Д. Б., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 29-42.

2 Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Педагогика. М., 2000.

3 Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. М., 1995. С. 65.

4 Боголюбова Н. С. Педагогическая технология. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1990.

5Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.

6 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностного ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.