Научная статья на тему 'Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях'

Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПАРАДИГМА / OUTLOOK / CULTURE / CULTURAL OUTLOOK / PERSON / PEDAGOGIC DIRECTION / COMPONENTS OF CULTURE / PRIMARY CULTURE OF PERSON / PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Сурайё Бурхановна

Феномен мировоззрения является важнейшим компонентом духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной и трудовой деятельности, социальных взаимодействий, в коммуникативной практике. В статье рассматриваются основные направления формирования общекультурных основ мировоззрения студентов высших образовательных учреждений. Научно обоснованы педагогические условия, принципы и подходы в формировании мировоззренческой культуры студенческой молодежи, определены предпосылки становления базовой культуры личности, возможности внедрения мировоззренческих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях»

- непрерывности, где имеет место процесс длительного профессионально ориентирующего образования в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей;

- межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда [3].

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства, развитием этой деятельности со стороны как отдельно взятого специалиста, так и научного учреждения в целом. Педагогам, в свою очередь, потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией и методологией научно-исследовательской деятельности.

Список литературы / References

1. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2004. 352 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2013. 112 с.

3. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. М.: Школьные технологии, 2010. № 5. C. 146-149.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Шарипова С.Б. Email: Sharipova17131@scientifictext.ru

Шарипова Сурайё Бурхановна — старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: феномен мировоззрения является важнейшим компонентом духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной и трудовой деятельности, социальных взаимодействий, в коммуникативной практике. В статье рассматриваются основные направления формирования общекультурных основ мировоззрения студентов высших образовательных учреждений. Научно обоснованы педагогические условия, принципы и подходы в формировании мировоззренческой культуры студенческой молодежи, определены предпосылки становления базовой культуры личности, возможности внедрения мировоззренческих технологий. Ключевые слова: мировоззрение, культура, общекультурное мировоззрение, личность, педагогические ориентиры, компоненты культуры, базовая культура личности, парадигма.

PEDAGOGY DIRECTIONS OF FORMING THE STUDENTS' WORLD OUTLOOK CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES

Sharipova S.B.

Sharipova Surayo Вш^апоупа - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the phenomenon of ideology is an essential component of the spiritual culture of society and the individual. It determines the holistic spiritual and practical development of the surrounding reality by people in the processes of cognitive and labor activity, social interactions, and in communicative practice. Pedagogiс directions of forming the students' world outlook culture in Higher Educational Institutes. Main directions offorming cultural outlook's base for the students of Higher Educational

Institutes are being surveyed in the article. PedagogK facilities, tendencies and directions of forming students' outlook culture are substantiated in scientific respect, facilities and technologies of forming outlook bases of person's culture, chances of investigating are defined.

Keywords: outlook, culture, cultural outlook, person, pedagogic direction, components of culture, primary culture of person, paradigm.

УДК: 37.025

В современных условиях модернизации общества, реализации его социокультурных и интегративных возможностей актуализируется потребность государства в воспитании нравственно-культурной личности, формировании мировоззренческой культуры молодежи. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены задачи по «воспитанию физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышению ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества» [1].

С первых дней независимости изучение и восстановление бесценного духовного и культурного наследия наших предков было поднято на уровень государственной политики. В «Национальной программе по подготовке кадров» приоритетной идеей признается национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранение и обогащение культуры народов Узбекистана [2], то есть образование выступает как важнейший инструмент развития нации, народа, общества, государства.

Важными векторами реформирования системы образования Республики Узбекистан являются опора на основные принципы государственной образовательной политики, укрепление национальных основ образования, их соответствие мировым стандартам. В контексте указанного внедрение в содержание образования социально-гуманитарных дисциплин, национально - духовных и культурно-исторических ценностей является важнейшей социально - педагогической задачей.

В рамках высшего образовательного учреждения целесообразным является осмысление студентами общекультурных направлений, являющихся канвой для формирования мировоззрения. Понятие «культура» является многогранным, интегративным личностным образованием и отражается в разноуровневых содержательных характеристиках, среди которых важнейшими являются: культура как средоточие духовных и материальных ценностей, отражающих исторический вектор развития общества и человека; как сфера духовной жизни общества, включающая систему образования, воспитания, степень овладения личностью знаниями, умениями и навыками в разнообразных сферах деятельности, в том числе учебной, профессиональной; поведенческие характеристики личности, обусловленные уровнем образованности и воспитанности; преобразующая деятельность личности, выстраивание индивидуальной стратегии выстраивания собственной культуры, интегрирование в мир общечеловеческой культуры в качестве представителя национальной культуры своего народа.

Вхождение личности в мир культуры осуществляется таким образом через образование и самообразование, эмоциональное постижение и творческое усвоение образцов и традиций собственной национальной, родной культуры, что способствует конкретизации содержания общечеловеческих этических моральных норм и ценностей, гуманистических взглядов и убеждений, принципов, представляющих собой фундамент для мировоззренческих ориентиров и идеалов личности как основы ее культурного совершенствования. Таким образом, понятие «мировоззренческая культура» синтезирует объем научных знаний, этические и эстетические ценности, нормы поведения в обществе, быту, исторически сформировавшиеся этнические традиции и обычаи. Это процесс формирования представлений об окружающей действительности, осознание своего места в существующей реальности, система знаний и представлений о мире [4].

Культура мировоззрения личности обучаемого формируется в процессе усвоения духовных, эстетических, нравственных, научных, религиозных знаний, жизненного опыта в процессе учебно-профессиональной деятельности. Важную роль в формировании культуры мировоззрения играют чувства и разум, виды и способы мышления, эмоции, установки, потребности личности, которые зависят от условий жизни, социального статуса, характера, показателя культуры, направленности, активности личности, возраста и др. Если в мировоззренческой культуре чувство является важнейшей психологической составляющей, то разум определяет специфичность восприятия мира. Чувства радости, счастья, восторга, открытия, удовлетворенность жизнью, участие в судьбе родных и близких людей, занятие любимым ремеслом или же неудовлетворенность, тревога, раздражительность, слабость, депрессия, создают почву для формирования специфического мироощущения.

Понятие «мировоззрение» соотносится с такими понятиями, как самосознание, патриотизм и национальная гордость, историческая память, нравственное совершенство, эмоции. Специфика обучения студентов в вузе предполагает изучение элементов обшей культуры посредством искусства, материального и духовного наследия, науки и др., взаимосвязь и интеграцию знаний.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В философском плане исследователями определены важнейшие аспекты мировоззрения, обусловливающие общую ориентацию человека: онтологический - единое представление об окружающем мире, аксиологический - ценностное отношение к нему и рефлексивный - осознание себя и своего места в мире [3].

Процесс формирования общекультурного мировоззрения регулируется следующими принципами:

1. Принцип ценностного отношения к миру.

2. Принцип научности мировоззрения.

3. Принцип непрерывности.

4. Принцип преемственности.

5. Принцип целеполагания.

6. Принцип системности.

7. Принцип взаимосвязи теории и практики в формировании общекультурного мировоззрения.

8. Дидактические принципы.

Между культурой личности и культурой общества существует очевидная глубокая связь, поскольку культурно-целостное становление личности происходит на фоне духовной жизни общества в контексте социокультурной среды в условиях сложившейся системы высшего профессионального образования. В то же время личность, усваивая культурные ценности предыдущих поколений, ориентируется на то, что соответствует ее потребностям, уровню знаний, образования, воспитания. Таким образом, формирование мировоззренческой культуры личности является сложным, многогранным, диалектическим процессом, предполагающим системную организацию учебно-воспитательного процесса в вузе на основе личностно-ориентированной парадигмы, при которой знания трансформируются в личный духовный багаж, достояние личности, обеспечивая ее самореализацию, самоактуализацию.

Список литературы / References

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». / «Народное слово» от 8 февраля 2017 года. № 28 (6692).

2. Национальная программа по подготовке кадров // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Ташкент: Шарк, 1997. С. 35-61.

3. Насырходжаев С., Лафасов М., Агзамходжаева С. Основы духовности. Т.: Издательство «Turon», 2007. С. 14.

4. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.